Музыка
#статьи

«Щелкунчик»: самый новогодний балет

Рассказываем, кто придумал конфетные танцы, почему Чайковский прятал от конкурентов новый инструмент и как устроена эта музыка.

Иллюстрация: Wikimedia Commons / Pngtree / Colowgee для Skillbox Media

Вокруг покупки билетов на «Щелкунчика» в Большой театр в Москве кипят нешуточные страсти. В 2023 году люди стояли в длинных очередях, оформляя именные билеты, — вход только с паспортом, передача билета другому человеку запрещена. В 2024 году руководство театра придумало новый квест: билеты продаются на онлайн-аукционе со стартовой ценой в 100 000 рублей. А 2 декабря, когда стартовали продажи, сайт Большого просто перестал работать от количества обращений. В итоге по результатам торгов цена на четыре билета превысила 1,2 миллиона рублей.

Всё это безумие происходит потому, что балет «Щелкунчик» — гораздо больше, чем просто красивый спектакль с мелодичной музыкой. Это один из главных символов Нового года, такой же как «Ирония судьбы», ёлка, бутерброды с икрой и шампанское. Как так вышло — разбираемся в этой статье.

Содержание

Кто написал сказку «Щелкунчик»

В 1816 году немецкий писатель и сказочник Эрнст Теодор Амадей Гофман написал рождественскую историю, которую назвал «Щелкунчик и мышиный король». Замысел этой сказки возник у писателя, когда он рассказывал волшебные истории детям своего друга Юлиуса Гитцига. Детей звали Фриц и Мари, и именно они стали прообразами литературных персонажей в «Щелкунчике».

Когда сказка Гофмана вышла в Европе, в России началось повальное увлечение этим романтическим сюжетом. Один за другим в Петербурге и Москве появлялись переводы сказки на русский язык. Некоторые из русскоязычных адаптаций коверкали текст до неузнаваемости, — возможно, поэтому уже в 1840-х годах интерес к Гофману утих.

Эрнст Теодор Амадей Гофман. Автопортрет
Изображение: Wikimedia Commons

В 1844 году Александр Дюма — отец написал своё переложение «Щелкунчика»: сохранил сюжет, но сместил смысловые акценты. Теперь это была история о пробуждающемся чувстве любви Мари и Щелкунчика, о любви, которая позволила уродливой деревянной кукле стать человеком. Именно этот вариант и лёг в основу сюжета балета Чайковского.

В 1891 году Чайковский получил заказ на балет от Ивана Всеволожского, директора императорских театров. Пётр Ильич согласился, хотя план балета ему не понравился. Композитор без особого восхищения отнёсся к идее создать хореографическую версию «Щелкунчика» — он с головой ушёл в работу над своей последней оперой «Иоланта», и все его мысли тогда занимала история о дочери короля Рене.

«Главное, отделаться от балета, а опера меня так занимает и так нравится сюжет её, что только дай мне две недели спокойствия, и я наверное напишу к сроку».

Из письма Чайковского от 8 марта 1891 года, цитируется по книге Н. В. Туманиной «Чайковский. Великий мастер»

Портрет Петра Чайковского, 1893 год
Изображение: Николай Кузнецов / Wikimedia Commons

Любопытно, что со сказкой Гофмана композитор познакомился гораздо раньше — в 1882 году. Прочитав её, он остался от сказочного сюжета в полном восторге. Но когда спустя почти 10 лет Чайковский согласился на сочинение балета, ему приходилось придерживаться плана Всеволжского. План был основан на переводе Дюма и достаточно достоверно передавал сказку Гофмана, однако в него был включён «дивертисмент кондитерских изделий», который композитору казался пошлым и лишённым художественного вкуса.

В первоначальной истории Гофмана есть не только сказка, но и глубокая философская мысль о богатой душе юной фантазёрки Мари, которой дано видеть то, чего не видят другие. Такой подход был очень близок Чайковскому, но предложенный сценарий не позволил воплотить его — и это тоже не добавляло композитору желания работать над балетом.

Во время создания «Щелкунчика» Чайковский поэтапно получал хореографический план от знаменитого балетмейстера Мариуса Петипа, однако быстро сочинить музыку не получалось. Композитор отправился на гастроли в Париж, откуда написал заказчикам покаянное письмо о том, что не успевает закончить балет в срок.

«Главная причина моего отчаяния была та, что я тщетно напрягал свои усилия к работе. Ничего не выходило, кроме мерзости».

Из письма Чайковского от 15 апреля 1891 года, цитируется по книге Н. В. Туманиной «Чайковский. Великий мастер»

Однако поездка в Париж принесла и чудесное событие: знакомство с челестой. Внешне этот инструмент напоминает пианино, однако звучит словно колокольчики. И сегодня челеста остаётся в топе инструментов, которые используются для создания саундтреков со сказочными мотивами, — вспомнить хотя бы музыку из «Один дома» или из первых фильмов о Гарри Поттере. А в Россию челесту привёз именно Чайковский — чтобы использовать в «Щелкунчике». Причём привёз тайно, через своего издателя Юргенсона, чтобы другие композиторы не узнали о новом оркестровом инструменте — ну и, конечно, чтобы сделать сюрприз публике.

Как прошла премьера и когда балет стал популярен

После возвращения в Петербург композитор возобновил работу и летом 1891 года закончил эскиз «Щелкунчика». Премьера балета прошла 6 декабря 1892 года в Петербурге. Публика и критики остались от постановки не в восторге. В прессе появилось множество разгромных отзывов, в которых балет назвали скучным, бессмысленным и нелепым, а музыку из него — довольно слабой. В Москве балет показали лишь 21 мая 1919 года, когда Чайковского уже давно не было в живых.

В чём причина провала? Хореограф Мариус Петипа в период постановки сильно заболел и был вынужден передать бразды правления Льву Иванову. Иванов должен был в очень короткий срок поставить спектакль, основываясь на чужой хореографии. Это сложная задача, с которой даже такой опытный и талантливый балетмейстер не справился.

Ещё полвека балету «Щелкунчик» было суждено дожидаться своей лучшей хореографической версии. Его ставили Александр Горский, Фёдор Лопухов, Василий Вайнонен. Однако широкую популярность «Щелкунчик» получил лишь в 1957 году, когда по телевизору показали спектакль в постановке Джорджа Баланчина. Зрители с восторгом восприняли эту постановку, и вскоре балет превратился в музыкальный атрибут Рождества и Нового года, каким знаем его и мы.

Фото: Nancy Lassalle / The George Balanchine Trust

Как устроен балет «Щелкунчик»

Балет состоит из увертюры и двух действий. Первое действие делится на две картины.

Увертюра

Увертюра — это вступление к музыкальному спектаклю, опере или балету. В увертюре «Щелкунчика» композитор рисует образы ожидания сказочного праздника — Рождества. Мы, словно дети, оказываемся за дверью большого зала, где идут последние приготовления к празднику. Наряжают огромную ёлку, а под ёлку кладут долгожданные подарки.

Вся увертюра проникнута одним музыкальным настроением — беззаботного детства и ожидания чуда.

Лёгкость и изящество этой музыки напоминает стиль Моцарта. Для достижения такого эффекта Чайковский мастерски использовал средства оркестра — в увертюре практически не слышны «тяжёлые» тембры медных духовых инструментов. Музыкальное пространство полностью захватывают струнные инструменты, которые в стремительном темпе увлекают нас в сказку.

В увертюре есть две темы:

  • начальная тема рисует образ мальчишек и их игр;
  • вторая тема — образ девочек, эта музыка нежная и более лиричная.

Действие первое

Основное действие начинается в доме Штальбаумов, где семья устраивает рождественский праздник. Гости собираются вокруг наряженной ёлки, дети играют и веселятся. В разгар праздника появляется Дроссельмейер, крёстный детей. Он умеет чинить часы и создавать удивительные вещи своими руками. Фриц и Мари с нетерпением ждут, что же он подарит. Среди множества удивительных подарков Дроссельмейера — Щелкунчик, игрушка для раскалывания орехов. Он особенно заинтересовал Мари, хотя и выглядит довольно необычно, даже немного пугающе.

Дроссельмейер показывает гостям магические трюки, превращая кукол в живых танцоров. После представления гости расходятся, а Мари остаётся одна со своим новым любимцем и засыпает рядом с ним под ёлкой.

Украшение и зажигание ёлки

В сцене зажигания ёлки сохраняется ощущение ожидания новогоднего чуда, как в увертюре, но здесь темп музыки размереннее. Дети заняты праздничными приготовлениями, — и вот уже наряженная ёлка готова. В музыке хорошо читается этот момент: пассажи арфы, словно волшебные волны, вздымающиеся вверх и вниз, звучат в конце номера.

Марш

Музыка марша из «Щелкунчика» — одна из самых известных мелодий балета. Она звучит в концертах и телеспектаклях, её можно было услышать и в мультфильме «Гадкий утёнок» 2010 года, и на церемонии открытия Олимпийских игр в Японии в 2022 году. Детский марш проникнут торжественным настроением, при этом он остаётся мелодичным и лёгким. Мы словно видим, как дети торжественно шествуют по бальному залу, изо всех сил стараясь сохранять серьёзность.

По первоначальной задумке Петипа и Чайковского, в этом номере дети должны были переодеваться в маскарадные костюмы, но Всеволожский отверг идею, так как она сложна для реализации на сцене. И балетмейстеру, и композитору трактовка очень нравилась, но от неё пришлось отказаться. Хотя мы можем услышать её отголоски в музыке детского марша.

Детский галоп и выход родителей

В детском галопе — популярном в XIX веке танце с прыжками — подражать взрослым уже не обязательно. Можно прыгать и веселиться, как и положено детям. Светлая скерцозная музыка звучит быстро и легко, а мелодические фразы словно изображают прыжки детей — мелодия устремляется всё выше и выше. Даже если не видеть то, что происходит на сцене, мы можем вообразить шумную беготню детей и их восторженные пляски.

Сцена с танцами

В сцене с танцами происходит завязка основного действия. Она состоит из трёх частей:

  • Выход Дроссельмейера.
  • Танец заводных кукол (мазурка).
  • Демонический танец.

Мы помним, что все ждали Дроссельмейера, — и вот он, наконец, появился. Если прислушаться внимательно, то кажется, словно весь оркестр изменился. На самом деле композитор просто вводит в этом номере много низких инструментов, альтов и тромбонов, чтобы создать особое ощущение неспешной и немного чудаковатой походки волшебника и крёстного. Тема, которая звучит в оркестре, очень похожа по интонациям и набору инструментов на многие другие темы у Чайковского, которые он использует, чтобы изобразить рок, фатум, судьбы, злые силы.

Гросфатер

Следующий необычный танец называется «гросфатер». Изначально этим словом обозначали старинный немецкий свадебный танец, но в балете он становится частью светского праздника. Во время этого танца происходит конфликт Фрица и Щелкунчика: мальчик обижает игрушку, чем очень расстраивает Мари. Можно услышать, что в этот момент движение танца будто бы останавливается, замедляется. Музыка становится мелодичной и печальной — так композитор рисует нам эмоции нашей главной героини, доброй и отзывчивой девочки Мари.

Мари и Щелкунчик

Когда все гости уходят, часы бьют полночь. Дом погружается в таинственную атмосферу. Мари просыпается от шума и видит, что вокруг всё изменилось, комната как будто стала больше, а игрушки — и в их числе Щелкунчик — начали оживать.

Появление мышей и сражение

Однако сказочному счастью приходит конец, когда в комнате появляется полчище мышей под предводительством Мышиного короля. Игрушки, особенно деревянные солдатики и Щелкунчик, начинают мужественно сражаться с врагом. Однако силы неравны, и они начинают проигрывать. Тогда Мари решает помочь и бросает свою туфельку в Мышиного короля, чем отвлекает его внимание. Это даёт Щелкунчику возможность нанести решающий удар и победить. Мыши убегают, а Щелкунчик превращается в прекрасного Принца. Он благодарит Мари за помощь и приглашает её отправиться вместе с ним в волшебную страну сладостей — Конфитюренбург.

Еловый лес и вальс снежных хлопьев

Мари и Принц отправляются в волшебное царство через зимний лес, полный снежинок, которые танцуют вокруг них.

Вальс снежных хлопьев может посоревноваться в популярности с маршем из первой картины первого действия, его тоже довольно часто исполняют отдельно. Быстрые пассажи флейты в начале словно рисуют мечущиеся снежные хлопья, которые закружил стремительный ветер. Это не совсем обычный вальс, под который нужно мерно кружиться на «раз-два-три», и это не только сценка из зимней природы. Композитор рисует эмоции героини, которые, как мы помним, хотел показать и Гофман в своей сказке.

Необычное для балета решение в этом номере — появление хора, который поёт нежную мелодию, увлекающую за потоком снега в волшебный мир. А хор, конечно же, сопровождает арфа.

Действие второе

Второе действие балета «Щелкунчик» разворачивается в волшебном мире Конфитюренбурга, куда Мари и Принц попадают после путешествия через еловый лес. Здесь живут конфеты, пряники и другие лакомства, которые принимают гостей с радостью.

Жители Конфитюренбурга устраивают грандиозный праздник в честь спасения от мышей и прибытия Мари и Принца. Первой их встречает фея Драже: для её образа Чайковский использовал ту самую челесту, которую так старательно прятал от конкурентов.

Танец феи Драже

Ещё один известнейший номер из «Щелкунчика». Мариус Петипа советовал Чайковскому написать для него музыку, в которой будут слышны падающие в фонтане капли воды. Стеклянный звук челесты и тембр бас-кларнета, который вторит ей, создают особенный колорит в музыке этого номера.

На празднике в Конфитюренбурге звучит дивертисмент, в котором раскрываются не только сказочные образы сладостей и напитков, но и различные национальные традиции.

Шоколад

Испанский танец, символизирующий испанские шоколадки. В этой музыке играет большую роль ритм. Именно он создаёт ощущение национального горделивого испанского танца, а добавляют колорита кастаньеты и тембр трубы.

Кофе

Арабский танец, представляющий аромат этого любимого многими напитка. Извилистая и прихотливая мелодия словно наполнена ароматами Востока. В основу номера положена подлинная грузинская мелодия «Спи, фиалка». Чайковский сделал для неё изящную обработку с использованием засурдиненных скрипок.

Чай

Изящный китайский танец, очень колоритный и тоже довольно известный широкому кругу любителей музыки. Он построен на контрастах: здесь Чайковский умело сочетает самые высокие тембры (флейты) и самые низкие (фаготы).

Трепак, карамельная трость

Русский народный танец, который исполняют матрёшки. Настроение этого танца немного напоминает увертюру к балету, только он более быстрый и зажигательный. Некоторые ритмические доли отчётливо подчёркнуты в музыке инструментами оркестра для того, чтобы удобнее было исполнять притопы, характерные для трепака.

Танец пастушков, датский марципан

Медленный, немного манерный изящный французский танец словно рисует картину парижского бала.

Танец паяцев

Ещё один французский танец, в основу которого положена шуточная песенка «Жирофле-Жирофля». На сцену выносят игрушечную куклу — персонажа из балаганного театра. Она оживает и начинает исполнять то ли танец, то ли цирковой номер.

Не слишком удачная затея постановщика — вывести на сцену кондитерские изделия и заставить их танцевать в разных манерах — благодаря таланту и мастерству Чайковского обернулась яркой музыкой, наполненной оркестровыми красками и филигранными мелодиями.

Вальс цветов

Можно сказать, что здесь с помощью музыки композитор даёт нам услышать диалог сезонов. После зимнего вальса снежинок звучит вальс цветов — и с ним приходит весна, просыпается природа и расцветают человеческие чувства. Во вступлении к этому номеру много солирует арфа, словно погружая нас в волшебный мир сказки.

Па-де-де

Мари и Принц остаются одни. Щелкунчик рассказывает девочке удивительную историю своего превращения. Здесь исполняется знаменитый «Па-де-де» — романтический дуэт главных героев. Они молоды, влюблены и очень счастливы. Гениальный мелодист Чайковский сочинил проникновенную и запоминающуюся музыку, хорошо знакомую меломанам.

Финальный вальс и Апофеоз

Заканчивается второе действие большим танцевальным номером — торжественным вальсом и финальным апофеозом. Это светлое завершение балета, обещающее молодым героям (и зрителям вместе с ними) счастье.

Почему же этот балет так популярен до сих пор, особенно в канун Нового года? Возможно, потому, что во все времена важно верить в чудо и сохранять в себе ребёнка даже тогда, когда взрослая жизнь кажется сложной. Сказка о «Щелкунчике» напоминает каждому из нас о времени, когда мечты были реальностью, а каждое мгновение было наполнено магией и радостью. Каждый раз, слушая музыку Чайковского и наблюдая за балетом на сцене, мы вновь возвращаемся в этот волшебный мир детства, где возможно всё, где добро всегда побеждает зло, а любовь и дружба способны преодолеть любые преграды.

Учитесь в Skillbox бесплатно

Пробуйте новые профессии и навыки, а платите тогда, когда найдёте своё.

Выбрать курс
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована