Музыка
#подборки

60 главных хитов 1980-х: от ABBA до The Cure

Синтезаторы, драм-машины и безумный китч.

Фото: Frank Miselotta / Getty Images

1980-е были безумным временем. Исполнители снимались в дорогих постановочных клипах, а поп-музыкой заправляло MTV. Артисты соревновались между собой в том, кто нанесёт больше килограммов макияжа на лицо, наденет более массивные украшения или причудливее оденется.

Музыку захватили синтезаторы — они изменили диско, R&B и даже рок. Набирали популярность новые жанры: на поп-радио можно было услышать даже метал-группы.

Слушаем и вспоминаем.

Подписывайтесь на телеграм-канал «Ты как?». В нём наши коллеги душевно и научно рассказывают о психологии и саморазвитии, а мы по выходным будем делиться там свежими подборками фильмов и музыки 🙂

1980


Blondie — Call Me

Blondie начинали как панк-группа, а затем забавы ради начали играть диско — и так нашли своё настоящее призвание. Некоторые песни начала восьмидесятых (Rapture, The Tide Is High) уже совсем не роковые, но главным хитом группы в тот период стала Call Me — в ней есть и гитарный нью-вейв, и пресловутый диско.

Diana Ross — Upside Down

После «ночи уничтожения диско» популярность жанра в США упала. Диско не умерло и даже обрело новые формы — например, электронные. Но старое, классическое диско с живыми гитарами и оркестром в 1980 году почти исчезло из хит-парадов. Upside Down можно считать его лебединой песней — больше хитов такого масштаба в жанре не будет. Ну, до тех пор, пока Майкл Джексон, Принс и другие не изобретут его заново.

AC/DC — Back in Black

В начале 1980-го умер вокалист AC/DC Бон Скотт. Некоторые группы в таких случаях просто распадаются — например, так было с Led Zeppelin и Queen. Но AC/DC взяли нового вокалиста — и первый же их альбом с Брайаном Джонсоном у микрофона стал мегахитовым. И это мягко сказано: пластинка разошлась по всему миру тиражом более 50 миллионов копий и стала вторым самым продаваемым альбомом в истории рок- и метал-музыки.

ABBA — The Winner Takes It All

Одна из самых популярных песен шведского квартета — пример того, как слушатели воспринимают песню обратно её замыслу. The Winner Takes It All долгое время было принято считать триумфальным гимном (фильм «Мамма Миа!» 2008 года немного исправил ситуацию) — что-то вроде трека We Are the Champions от Queen.

На деле песня посвящена разводу, а фраза «Победитель забирает всё» описывает то ли судебный делёж имущества, то ли итог эмоционального сражения, в котором партнёры измучили друг друга. Кстати, Бьорн Ульвеус и Агнета Фельтског развелись в 1979 году. Они сохранили партнёрские отношения и продолжили создавать музыку вместе — драматичный сюжет песни к реальности не относился.

The Vapors — Turning Japanese

Милая песня от «артиста одного хита» — дурашливый нью-вейв с задорными гитарными риффами и бессмысленным текстом. Всё это цепляет откровенным весельем, которое нечасто звучало в популярном роке тех лет. Загадочный припев о превращении в японца никто не понимал тогда, не понимает и сейчас — что только добавляет The Vapors очарования.

John Lennon — (Just Like) Starting Over

24 октября Джон Леннон выпустил (Just Like) Starting Over — первый сингл за пять лет. А 8 ноября его застрелил Марк Чепмен. Совокупность этих факторов помогла песне достигнуть высоких позиций в чарте, но и без трагических обстоятельств композиция заслуживает внимания. Это едва ли не самый ретроградный трек Леннона — фортепианная мелодия и групповой бэк-вокал взяты прямо из американской поп-музыки пятидесятых. А немного гитар в духе нью-вейва песню делают песню одновременно и модной, и нет.

1981


Queen & David Bowie — Under Pressure

Сложно выбрать один хит восьмидесятых из всего огромного наследия Queen. Поэтому мы выбрали трек, который создавался не характерным для рока образом — с участием гостевой звезды. Поп- и хип-хоп-исполнители частенько приглашают коллег на фиты, а вот рок-группы обычно пишут и исполняют музыку сами по себе — Queen были такими же. Великим исключением стала Under Pressure — совместная песня с Дэвидом Боуи, которая отметилась в истории музыки одной из самых запоминающихся бас-партий.

Olivia Newton-John — Physical

Оливия Ньютон-Джон — это прообраз Тейлор Свифт: начала с кантри, стала суперзвездой, после чего развернулась к более модному поп-звучанию и получила ещё больший успех. Разве что человеком года не стала. Зато снялась в мегауспешном мюзикле «Бриолин». Если продолжать аналогию, то Physical — это I Know You Were Trouble или Bad Blood. Оливия смело зашла на территорию мейнстримной поп-музыки — в её случае это было диско.

Phil Collins — In the Air Tonight

Параллельно с работой в Genesis Фил Коллинс начал сольную карьеру и в одиночку исполнял простые и поп-ориентированные песни. In the Air Tonight — это квинтэссенция софт-рока: Коллинс спрятал гитары на задний план, выведя на авансцену синтезатор и электропианино.

Journey — Don’t Stop Believin’

В роке восьмидесятых клавишные значили не меньше, чем гитары, что неудивительно, учитывая распространение дешёвых моделей синтезаторов. Don’t Stop Believin’ — это антипод предыдущего трека нашей подборки, ведь Journey написали бодрую и духоподъёмную песню. И хотя в ней гитары играют заметную роль, главный хук песни — это фортепианный рифф Джонатана Кейна.

The Human League — Don’t You Want Me

Синти-поп прорывался в мейнстрим и до The Human League, но бум синти-попа начался именно с этой группы из Шеффилда — тогда же синтезатор стал главным инструментом в мире. После выхода Don’t You Want Me группа стала популярной на весь мир. У The Human League было всё, с чем ассоциируются восьмидесятые: яркие синтезаторные мелодии, цепляющие клипы, изменённый эффектами вокал, местами похожий на робоголос, и килограммы макияжа.

Grover Washington & Bill Withers — Just the Two of Us

Два ветерана R&B в начале восьмидесятых выдали хит, который во многом опередил будущее развитие жанра — по крайней мере, той его ветки, которая не перешла на драм-машины, а сохранила верность живым инструментам. В этой довольно классической песне звучат фанк-бас, джазовый саксофон и проигрыши в стиле лёгкого рока для вечеринок у бассейна.

1982


Michael Jackson — Thriller

В начале восьмидесятых Майкл Джексон уже был звездой, но то, что он и его команда сделали в 1982 году, до сих пор трудно осознать — альбом Thriller разошёлся тиражом более 70 миллионов копий. Это самая продаваемая пластинка в истории. Успеху помогли масштабные клипы: например, Thriller с танцующими зомби больше напоминал короткометражный фильм, чем музыкальное видео.

Хотя Thriller и хоррор, он не столько пугает присутствием мрачных сверхъестественных сил, сколько выражает страх Майкла перед обычными людьми.

Grandmaster Flash & Furious Five — The Message

Первое громкое заявление хип-хопа. До него это была музыка для вечеринок, с битами, близкими к диско, а содержание не предлагало ничего серьёзнее выкриков «Поднимите руки! Танцуйте!».

Grandmaster Flash & Furious Five, не теряя танцевальности, записали песню о том, как бедно живут люди в гетто. Это семиминутный рассказ с кучей неприглядных подробностей («наркоманы на улицах с бейсбольными битами») — поданных, правда, более деликатно, чем это делали более поздние группы.

Soft Cell — Tainted Love

Одна из самых запоминающихся нью-вейв и синти-поп-песен начала восьмидесятых — кавер. Оригинал в 1965 году записала певица Глория Джонс — это был быстрый и обжигающе горячий соул. Под такое любили танцевать британские модники, в том числе вокалист Soft Cell Марк Алмонд. В его исполнении сожаления об испорченных отношениях звучат холодно и отстранённо — будто Алмонд поёт не о себе. Да и в клипе героем выступает не сам артист.

Joan Jett & The Blackhearts — I Love Rock ‘n Roll

На метал-сцене было не так много женщин: Джоан Джетт была самой популярной и влиятельной из них. I Love Rock ‘n Roll — это на самом деле перепевка песни группы Arrows 1975 года. В исполнении Джоан I Love Rock ‘n Roll стала классикой хард-рока.

Survivor — Eye of the Tiger

Surivivor написали эту песню по просьбе Сильвестра Сталлоне для фильма «Рокки-3». Со временем она стала одним из самых известных саундтреков. Хотя мелодия и припев звучат интересно, культовой песню сделал гитарный рифф — он запоминается с первого же прослушивания. Этот рифф идеально подходит для сурового фильма про бокс. Eye of the Tiger — это суть того, чем был стадионный рок восьмидесятых: въедливые риффы, простая песенная структура, надрыв и пафос.

Toto — Africa

Ещё один каноничный рок-хит, только в поп-стиле: мягкое звучание, мелодичные синтезаторы, никаких резких звуков или риффов, минимум живых гитар — немного акустики на фон и единственный взрыв электрики в конце припева. Чтобы придать песне колорит, группа добавила барабаны-конги и запрограммировала синтезаторы на имитацию звучания калимбы — африканского «мини-фортепиано». Кстати, на нём играют большими и указательными пальцами.

1983


The Police — Every Breath You Take

The Police выдали свой главный хит в последнем альбоме — он вышел перед распадом группы. По этой песне понятно, почему группа не могла существовать дальше, — она выдохлась. В Every Breath You Take нет того драйвового нью-вейва с энергией панка и регги-ритмами, который прославил The Police. Песня напоминает будущее сольное творчество Стинга — спокойное и взрослое. Из-за красоты мелодии и некоторых лирических пассажей слушателей часто воспринимают песню как любовный гимн. На самом деле она посвящена деспотичному мужчине, преследующему женщину. А вдохновил Стинга на песню его развод.

Eurythmics — Sweet Dreams (Are Made of This)

Начало восьмидесятых ознаменовалось появлением дешёвых синтезаторов, из-за чего начался бум синти-попа. Многие популярные песни тех лет вообще не содержали живых инструментов, что для того времени звучало новаторски. Многие хиты сегодня устарели, а вот Sweet Dreams (Are Made of This) до сих пор звучит футуристично. То ли дело в качающемся ритме, непривычном для «ровного» синти-попа, то ли в строгом, но при этом соблазнительном вокале Энни Леннокс.

Michael Sembello — Maniac

Ещё один синти-поп-хит, на все сто соответствующий духу времени: от него прямо-таки пахнет гламуром, MTV и фильмами про танцы — песня как раз вошла в фильм «Танец-вспышка». Майкл Сембелло записал очень быструю для синти-попа песню, мелодия в которой будто постоянно хочет обогнать саму себя. Впечатление усиливается текстом про девушку, которая с усердием фанатика тренирует свои танцевальные умения. Учитывая, как быстро в восьмидесятые развивались электронные инструменты и устаревали песни предыдущих лет, можно сказать, что песня стала метафорой жанра.

David Bowie — Let’s Dance

Главный конфликт популярной музыки восьмидесятых — замещение старых танцевальных стилей вроде диско или фанка новыми, для создания которых не нужна была целая группа, а достаточно было одного синтезатора. В этой схватке Дэвид Боуи не участвовал до 1983 года, когда на пике популярности электродиско решил попасть в тренд и записал альбом Let’s Dance — свою самую попсовую и танцевальную пластинку. Заглавная песня стала большим хитом и великолепным примером смешения новой волны, синти-попа и фанка.

New Order — Blue Monday

После самоубийства Иэна Кёртиса остальные участники Joy Division создали группу New Order, забыли про депрессивный постпанк и начали изучать всевозможные переплетения танцевального рока и электроники.

Blue Monday — их magnum opus и очень важная для истории музыки песня. Танцевального синти-попа и до Blue Monday было много, но New Order дали жанру новую оптику: большая длительность (7,5 минуты), в основе композиции не мелодия, а монотонный и механистичный бит. Он повторяется всю песню, пока поверх ложатся и исчезают различные партии синтезатора.

Всё перечисленное — черты уже не синти-попа, а хауса и техно, то есть жанров, которые только зарождались в 1983 году. И да, в Чикаго и Детройте, где они формировались, New Order слушали и любили, так что влияние здесь прямое и очевидное.

Bonnie Tyler — Total Eclipse of the Heart

Хотя MTV-эпоха вывела на первый план самых красивых и благозвучных поп-музыкантов, в мейнстриме оставалось много певиц, которые давали альтернативный взгляд на то, какой должна быть известная женщина. Например, валийская певица Бонни Тайлер секс-символом не была, а звучать как нимфетка просто не могла — слишком характерный голос с грубоватой хрипотцой. К счастью, она себя не ломала, а просто пела что хотела и стала популярной благодаря смешению рока и попа.

1984


Prince — When Doves Cry

Принса многие считали соперником Майкла Джексона — так же ярко сверкнул в восьмидесятые, стал иконой стиля. При этом выпускал альбомы чаще и постоянно экспериментировал, будто стремился быть не королём поп-музыки, а авангардистом. Альбом Purple Rain — его самая популярная работа и при этом одна из самых новаторских. Особенно это заметно в хит-сингле When Doves Cry, где переплелись элементы синтипопа, рока и R&B.

Van Halen — Jump

Хеви-метал в восьмидесятые был пластичным и многогранным. Он стал брутальным, тяжёлым, а сами металлисты надели кожу с шипами. При этом хеви-метал регулярно залетал в чарты, а в композициях звучали лёгкие поп-музыкальные элементы.

Van Halen — это в первую очередь безумные гитарные партии Эдди Ван Халена. Но в их главном хите Jump есть не только крутое соло, а ещё и простой синтезаторный рифф, поп-вокал и Дэвид Ли Рот, танцующий как Пит Бёрнс из Dead or Alive. И, что самое главное, на «трушный» в метал-среде статус группы такой откровенно коммерческий хит никак не повлиял.

Yes — Owner of a Lonely Heart

Одно из самых необычных перевоплощений в истории. Yes в семидесятые: прогрессивный рок, композиции по 20 минут, виртуозные партии, гениальный клавишник Рик Уэйкман, статус одной из самых сложных групп мира. Yes в восьмидесятые: обновляют состав, приглашают парней из синти-поп- и нью-вейв-группы The Buggles и начинают играть трендовую музыку. В итоге массовый слушатель знает Yes в основном по танцевальному поп-року — Owner of a Lonely Heart, простая аранжировка которой ничего не говорит о том, какую прогрессивную музыку группа выдавала раньше.

Wham! — Last Christmas

Прошло уже сорок лет, а Last Christmas не перестаёт быть главным хитом новогодних праздников, играя во всех кафе и ТЦ мира. Кстати, композиция впервые возглавила чарты только в 2020 году.

Last Christmas стала одним из первых треков, который Джордж Майкл написал сам: у исполнителя не было музыкального образования. В дальнейшем он же писал все песни «Wham!» и позже сохранил самобытность в сольном творчестве.

Sade — Smooth Operator

Группа Sade, которую часто ошибочно считают сольным проектом Шаде Аду, — явление для поп-музыки уникальное. Sade никогда не уступали требованиям продюсеров изменить музыку на что-то более простое и в итоге прославились звучанием, которое шло вразрез с другими хитами своего времени. Вместо синтезаторов — живые инструменты, вместо громкого вокала — скромное обаяние Шаде, которая почти не двигалась по сцене, соблазняя одной харизмой. Группа же создала для Шаде уникальную аранжировку, в которой переплелись соул, джаз и босса-нова.

Dead or Alive — You Spin Me Round (Like a Record)

Если вам нужно быстро объяснить кому-то, что такое восьмидесятые, покажите ей или ему клип You Spin Me Round (Like a Record). Здесь есть всё: объединение синти-попа с клубной танцевальной музыкой, предвещающей эпоху рейвов, безумные костюмы и причёски, вызывающий макияж у мужчин и женщин, убийственный припев и неудержимая сексуальная харизма Пита Бёрнса, который выглядит как пират из… театра кабуки.

Dead or Alive не смогли повторить успех этого хита, но и одна песня сделала их легендами.

1985


A-ha — Take on Me

Сейчас Take on Me кажется органически присущей восьмидесятым. Но для того времени песня была неординарной и звучала как-то… не по-американски или по-британски. Что неудивительно, ведь A-ha — норвежцы.

Песня быстро покорила слушателей незабываемыми синтезаторными проигрышами и вокалом Мортена Харкета, который очень долго держит высокие ноты. А ещё телезрителей удивило полуанимационное видео на песню — популярностью тогда пользовались постановочные клипы с подтанцовкой. В этом музыкальном видео разворачивается история любви реального и нарисованного человека.

Peter Gabriel — Sledgehammer

Питер Гэбриел после ухода из Genesis чем только не занимался: сочинял арт-рок, экспериментировал с африканским фолком и даже организовывал концерты африканских музыкантов. А ещё он написал саундтрек для «Последнего искушения Христа».

Все его работы были успешны, но композиция Sledgehammer выделяется. Во-первых, она прыгнула выше всех в чартах. Во-вторых, песня не похожа на привычный для Гэбриела спокойный арт-рок и звучит как смешение рока, фанка и соула — типично для восьмидесятых.

Kate Bush — Running Up That Hill

Кейт Буш — фаворитка любителей нестандартной поп-музыки. В отличие от многих хитмейкеров своего времени, она актуальна и сегодня: трек Running Up That Hill прозвучал в недавних «Очень странных делах» и снова стал хитом.

Running Up That Hill — уникальная для синти-попа песня, поскольку такого галопирующего и тяжёлого ритма барабанов больше нигде не услышишь, да и мелодия синтезатора звучит мистически, что заставляет искать второй смысловой пласт в песне про отношения.

Tina Turner — We Don’t Need Another Hero (Thunderdome)

Среди других поп-артисток Тину Тёрнер выделяла любовь к року и мощный голос. В песню We Don’t Need Another Hero (Thunderdome) энергия певицы вписывается максимально органично. В клипе Тёрнер носит кольчужное платье и огромные металлические серьги, пока на фоне мелькают истощённые постапокалипсисом люди. Это смотрелось бы нелепо для любой другой певицы, но харизма и голос Тины делают картинку убедительной. Песня вошла в саундтрек к фильму «Безумный Макс — 3» (1985).

Madonna — Material Girl

У Мадонны было много знаковых песен, но Material Girl — одна из самых-самых. Клип усиливает это впечатление.

Видео пародирует фильм «Джентльмены предпочитают блондинок», а Мадонна в нём, разумеется примеряет образ Мэрилин Монро. После выхода клипа обеих артисток сразу же начали сравнивать, а саму Мадонну прозвали Material Girl. Всё это очень шло исполнительнице: богатство, роскошная одежда, клипы класса люкс, утончённый стиль и работа с лучшими людьми индустрии.

В общем, Мадонна — это и есть восьмидесятые.

Dire Straits — Money for Nothing

Британцы Dire Straits известны прежде всего спокойным роком с влиянием фолка и кантри. Песня Money for Nothing стала их единичным актуальным музыкальным высказыванием — в первую очередь благодаря гламурному риффу братьев Нопфлеров и яркому припеву.

А ещё всех удивил клип с компьютерной анимацией — квадратно-угловатой, но в 1985 году это смотрелось как контент из будущего. В результате Dire Straits удалось покорить MTV: клип первым показали на MTV Europe в 1987 году, а фраза из песни I Want My MTV стала слоганом канала.

1986


Beastie Boys — (You Gotta) Fight for Your Right (To Party!)

1986-й — год прорыва хип-хопа в мейнстрим. Правда, чтобы привлечь массового слушателя, поначалу пришлось выезжать на чём-то более привычном: на белых музыкантах в кадре и рок-риффах.

Beastie Boys всегда были образцом командной работы — чтецы сменяли друг друга примерно каждую пару строк, переплетая флоу и демонстрируя сплочённость. Но трек (You Gotta) Fight for Your Right (To Party!) звучит не так. Он намного проще других композиций группы, да и напоминает скорее весёлый хард-рок, нежели хип-хоп. Однако успех этой песни на MTV во многом поспособствовал тому, что массовый слушатель узнал о новом жанре.

Run-D.M.C. & Aerosmith — Walk This Way

Другой громкий рэп-рок-хит того года сделал трио Run-D.M.C. одними из главных звёзд хип-хопа, а также воскресил карьеру Aerosmith. При помощи продюсера Рика Рубина обе группы записали новую версию старой песни Aerosmith, добавив туда бит и речитатив. Рубин же, кстати, продюсировал и Beastie Boys.

В итоге Рик стал чуть ли не главным амбассадором рэп-рока и позже поработал с Red Hot Chilli Peppers, Rage Against the Machine и Linkin Park. А Aerosmith в девяностые стали ещё популярнее, чем были в семидесятые.

Janet Jackson — Nasty

Пока настоящие рэперы пытались пробиться в чарты, их постоянные обитатели уже вовсю эксплуатировали уличный жанр. Вышедший в 1986-м альбом Джанет Джексон Control стал одной из первых заметных работ в жанре нью-джек-свинг. В ней смешались танцевальная поп-музыка и R&B, а хип-хоп-биты здесь записаны на драм-машине.

Для Джексон этот альбом написали Джимми Джем и Терри Льюис, евангелисты нью-джек-свинга. Nasty — классический пример стиля, в котором работал этот дуэт и которому начала подражать вся афроамериканская музыка.

Cameo — Word Up!

В семидесятых Cameo были рядовой фанк-группой. Когда в восьмидесятые поп-музыку захватили электронные инструменты, то многие звёзды фанка не смогли перестроиться и исчезли с радаров. А вот Cameo, напротив, нарастили влияние и в итоге записали хит, с которым во многом и ассоциируется фанк восьмидесятых. Популярности Cameo добавляли не только песни, но и яркость вокалиста Ларри Блэкмона: визгливый голос и постоянный гульфик.

Metallica — Master of Puppets

Металлика не покоряла сингловые чарты, но невозможно не упомянуть в этой подборке одну из самых популярных групп всех времён. В восьмидсятые каждый из четырёх альбомов квартета был успешнее предыдущего, а выбрали мы песню, по которой названа третья их пластинка. В ней Металлика усовершенствовала свой ранний звук — сырой и резкий — и каким-то образом стала одновременно звучать и брутальнее, и мелодичнее, расширив границы возможного для треш-метала.

Modern Talking — Brother Louie

В постсоветской россии Modern Talking любят едва ли не больше, чем где-либо в мире. Их въедливый данс-поп с запоминающимися синтезаторами стал одним из символов западной музыки, хлынувшей в СССР во время перестройки. Однако и в Европе влияние Modern Talking было велико: они покорили чарты практически всех стран.

1987


Pet Shop Boys — It’s a Sin

Песней «It’s a Sin» Pet Shop Boys предупредили развитие европейской поп-музыки на 10 лет вперёд. В ней есть многие черты, позже ставшие типичными для евроданса. Это обгоняющий сам себя темп, размашистые и помпезные проигрыши, звучащие так же объёмно, как звучат мессы в католическом соборе. По совпадению, песня и клип Pet Shop Boys насыщены религиозными образами, а в евродансе часто звучал орган. Ну и вокал Нила Теннанта из любой песни может сделать возвышенный гимн.

Depeche Mode — Never Let Me Down Again

Depeche Mode всегда выделялись умением делать стандартный электронный поп более мрачным, но не трешовым. Never Let Me Down Again, которую многие считают песней о наркозависимости, яркий тому пример. Барабаны мрачно гремят как в андерграундном дарквейве, электронные эффекты создают зловещую подложку. При этом на переднем плане очень красивая вокальная мелодия и элегантное фортепиано. А текст можно и не связывать с наркотиками.

U2 — With or Without You

Часто хитами становятся песни, которые для творчества группы нехарактерны. U2 повезло, ведь их самый успешный сингл With or Without You — это ровно то, как люди обычно представляют U2. Почти баллада, но чуть быстрее темп. Повторяющийся всю песню рифф с большим количеством дилея и сустейна. И томный вокал Боно.

Whitney Houston — I Wanna Dance with Somebody (Who Loves Me)

Самая продаваемая песня восьмидесятых, если не считать благотворительный сингл We Are the World. Почему именно она — понять сложно, ведь песня, несмотря на великолепный вокал Уитни Хьюстон, музыкально не отличается от многих других в жанре данс-поп: драм-машины, синтезированные версии живых инструментов, немного хип-хопа в бите. При этом у песни не было никакого поддерживающего фактора вроде появления в популярном фильме, который бы способствовал её успеху.

Los Lobos — La Bamba

Редкий случай, когда международным хитом стала интерпретация народной песни, да ещё и не американской или британской, а мексиканской. В 1958 году её прославил пионер рок-н-ролла на испанском Ричи Валенс, а 30 лет спустя переиграла мексикано-американская группа Los Lobos. С их версией La Bamba ассоциируется и сейчас.

Хотя Los Lobos аранжировали песню в стиле восьмидесятых, они сохранили её почти в том же виде, который был у Валенса, — простой рок-н-ролл, вдохновлённый музыкой с мексиканскими, испанскими и африканскими корнями.

Samantha Fox — Nothing’s Gonna Stop Me Now

Значение музыкальных клипов в индустрии восьмидесятых привело к интересным последствиям — росту откровенности контента. В клипах можно показать намного больше, чем в живых выступлениях на вечерних шоу, так что поп-музыка помолодела и стала сексуальнее по сравнению с предшествующими десятилетиями. Песни Саманты Фокс сейчас помнятся не так хорошо, но сама она точно запомнилась как один из главных секс-символов эпохи.

1988


George Michael — Faith

«Wham!» распались, потому что звёздный потенциал и композиторский талант Джорджа Майкла перевесили фигуру Эндрю Риджли. Оказалось, что Майкл может затмить вообще всех — выпущенный в 1987-м альбом Faith продался тиражом 25 миллионов копий, а синглы из него звучали в эфире весь следующий год.

После поп-проекта «Wham!» Джордж пробовал себя в разных жанрах. Вот и в заглавном сингле Faith есть элементы рока и соула.

INXS — Need You Tonight

Когда нью-вейверы INXS начали играть танцевальный рок, то из локальной австралийской группы превратились во всемирных звёзд.

Сочетание драм-машины и фанкового баса было таким популярным, что они тоже решили опробовать его. Главным хитом стала Need You Tonight — синоним слова «гламур»: не только благодаря драмам и басу, но также риффу с острым стаккато и сексуальному шёпоту Майкла Хатченса.

Rick Astley — Never Gonna Give You Up

Сейчас сложно представить, что эта песня когда-то жила своей жизнью и была просто одним из многих хитов своего времени. Несмотря на популярность Рика Эстли, она могла бы остаться просто поп-песней, типичной для 1988 года, — запрограммированные ударные, синтезаторная мелодия.

Правда, Эстли всегда отличался большим вокальным талантом — неудивительно, что в наши дни он поёт соул. Возможно, именно запоминающийся вокал помог достаточно стандартной песне стать одной из самых мемных в истории интернета.

Guns N’ Roses — Sweet Child o’ Mine

В конце восьмидесятых поп-звёздами могли быть металлисты — сейчас такое сложно представить. Глэм-метал идеально подходил для своей эпохи — громкий, пафосный, энергичный, простой и яркий, во многом благодаря костюмам и причёскам рокеров.

«Гансы» стали самой популярной группой жанра, потому что у них все эти черты были доведены до максимума. Sweet Child o’ Mine можно назвать апогеем их стиля, ведь это и рок-боевик, и любовная баллада.

N.W.A. — F*** tha Police

Значимой песне даже не надо попадать в чарты, чтобы её знали и уважали. F*** tha Police — одна из тех композиций, которые придут на ум, если задаться вопросом «Что такое настоящий уличный хип-хоп?».

Для жителей гетто, голосом которых выступает группа из Комптона, полиция была не защитой от преступности, а главным угнетателем. Хип-хоп — жанр прямой и доходчивый, так что Ice Cube, Eazy-E и другие участники группы нашли самую простую фразу, чтобы выразить недовольство копами. И вместе с тем она была выражением смелости.

Milli Vanilli — Girl You Know It’s True

Два немца, Роб Пилатус и Фэб Морван, оказались в центре одного из самых громких скандалов в истории музыки, когда выяснилось, что на сцене они только танцуют под чужую фонограмму. Лейбл разорвал с ними контракт, а ещё дуэт вернул «Грэмми» в категории «Лучший новый исполнитель». Песня Girl You Know It’s True до сих пор остаётся одним из самых характерных примеров нью-джек-свинга и данс-попа конца восьмидесятых — пусть и пели её не Роб и Фэб.

1989


The Cure — Lovesong

Все восьмидесятые The Cure будто искали себя: сначала выпускали невыносимо депрессивный готик-рок, а затем резко сменили курс на радиоформатный поп-рок. Величайшей их работой называют альбом Desintegration, где группа соединила длину и многочастность песен с мелодичным звучанием. Главным хитом стала простая Lovesong — Роберт Смит написал трек в качестве свадебного подарка жене Мэри Пул и украсил его великолепными оркестровыми аранжировками.

Black Box — Ride on Time

В девяностые хаус захватит поп-музыку, а клубные биты станут стандартом. На момент 1989 года хаус уже стал ультрамодной музыкой для молодёжи, которая тусила на нелегальных рейвах. Но истеблишмент или игнорировал хаус, или клеймил как опасную музыку — из-за наркотиков, распространявшихся на рейвах. Про хаус мы недавно выпустили отдельную статью — почитайте.

Стену непонимания пробили первые хаус-хиты, а самым громким заходом в мейнстрим стала песня группы Black Box. Диджеи из Италии написали яркий клавишный хук и добавили а капелла из старой диско-песни Love Sensation — так поступали примерно все диджеи тех лет, но почему-то стрельнули именно Black Box.

Kaoma — Lambada

Самая знойная танцевальная композиция восьмидесятых от франко-бразильского проекта, который, по сути, объединился лишь чтобы исполнить эту песню. Lambada написана по мотивам боливийской фолк-песни Llorando se fue группы Los Kjarkas, которую затем каверили группы в разных стилях от кумбии до поп-музыки. В своё время Lambada стала одной из важнейших статей культурного экспорта Бразилии наравне с сериалами.

The Stone Roses — Fools Gold

Пока хаус пытался прорваться в мейнстрим, британское рейв-движение нанесло удар по чартам рок-волной, а конкретно жанром мэдчестер из Манчестера. В нём смешались хаус, психоделия, инди-рок и фанк. Хотя Иан Браун поёт с меланхоличностью самого хипстерского инди, хаус-ритмы Stone Roses захватили нелегальные танцполы, а мэдчестер стал первым оригинальным жанром британского рейв-движения. А за ним уже хлынул безумный поток хитов и новаторских жанров.

Roxette — The Look

Благодаря этой песне Roxette вышли за пределы Швеции и завоевали популярность в США. Это произошло чисто случайно, благодаря студенту, который привёз из Швеции альбом «Look Sharp!» и отнёс на радио в Миннеаполисе. За несколько недель после первого проигрывания песня стала хитом, а затем и возглавила чарт. И всё это без какой-либо рекламы.

Poison — Every Rose Has Its Thorn

В девяностые глэм-метал перестанет быть модным. Наступит эра гранжа и возрождения панк-моды, а эпоха дорогого студийного звучания и роскошных костюмов закончится. Глэм-баллада Every Rose Has Its Thorn с её акустическим надрывом и пафосными строками про любовь в этом контексте звучит как лебединая песня всего жанра.

Научитесь работать с нейросетями — бесплатно!
Большая конференция по ИИ: пять экспертов и 10 нейросетей. Освойте нейросети — работа с ними становится обязательным навыком. Нажмите на баннер, чтобы узнать подробности.
Смотреть программу
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована