Музыка
#статьи

24 пьесы Чайковского для детей: путешествие по «Детскому альбому»

Зачем ребёнку пьесы-молитвы и кто похоронил куклу?

Иллюстрация: Wikimedia commons / Rasselini7 / Pnwging / Acosta / Freepik / Colowgee для Skillbox Media

В XIX веке в России и Европе произошёл бум фортепиано. Появились знаменитые виртуозы — Фридерик Шопен и Ференц Лист, Бруно Муджеллини и Антон Рубинштейн. Они писали великолепные и сложные произведения, но за музыку для детей никто не брался.

Пётр Ильич Чайковский решил восполнить этот пробел и создать лёгкие пьесы, которые будут интересны и понятны детям. Так в 1878 году был сочинён «Детский альбом». На него композитора вдохновило общение с племянниками и глухонемым мальчиком Колей Конради, которого воспитывал младший брат Чайковского — Модест.

В сборнике оживают игрушки и сказки. Так что давайте вместе послушаем «Детский альбом», поговорим о музыке и вспомним детство.

Подписывайтесь на телеграм-канал «Ты как?». В нём наши коллеги душевно и научно рассказывают о психологии и саморазвитии, а мы по выходным будем делиться там свежими подборками фильмов и музыки 🙂

№1. Утренняя молитва

Сборник открывается этой пьесой, потому что жизнь дворянского ребёнка XIX века начиналась с молитвы. В советские годы по идеологическим соображениям её переименовывали в «Утреннее размышление».

Музыка состоит из строгих аккордов, напоминающих церковное пение. Она звучит спокойно, умиротворённо и светло. Тональность пьесы — соль мажор.

В конце слышна низкая нота соль, которая монотонно повторяется в низком регистре — будто мужской голос читает «Отче наш».

№2. Зимнее утро

Ещё одна пьеса, связанная с началом дня. Холодная суровая зима, поздний рассвет. Под эту мелодию легко представить, как ребёнок смотрит из окна в утреннюю тьму: ему и страшно, и любопытно.

Подвижный темп с короткими музыкальными фразами словно рисует непогоду с порывами ветра. Напряжённые гармонии и резкие скачки помогают создать особый колорит мрачного утра.

№3. Игра в лошадки

В автографе эта пьеса стоит под номером 4, а в издании Юргенсона — под номером 3. Так она чаще всего и публикуется.

Здесь совсем другое настроение: это пьеса-шутка, пьеса-игра. Она про то, как стремительно носятся и скачут дети. Несмотря на лёгкое звучание, исполнять её трудно: отрывистое стаккато аккордов нужно играть в живом, быстром темпе.

№4. Мама

Ласковая и нежная пьеса повествует о детской любви к матери. Она создаёт спокойное, лиричное и светлое настроение. В фактуре пьесы слышны два голоса: один пониже — это голос мамы, а другой повыше — голос ребёнка.

Плавная мелодия звучит так, словно фортепиано поёт под руками музыканта. Такие чувственные пьесы с протяжной, напевной мелодией называются «кантилена». Чайковский как композитор — настоящий мастер кантилены: это одна из его сильнейших сторон.

№5. Марш деревянных солдатиков

Дети есть дети, поэтому Чайковский снова возвращается в атмосферу игры. Деревянные солдатики маршируют дружными рядами. Музыка в пьесе очень чёткая, с характерным для марша ритмом и чётным размером 2/4.

В начале громкость снижена — мы слышим солдатиков словно издалека. Но постепенно динамика нарастает, будто марш приближается. В конце мелодия вновь затихает: игрушечный полк прошёл мимо и теперь удаляется от нас.

№6. Болезнь куклы

Дети продолжают играть, но теперь характер игры меняется. Любимая кукла заболела, и её хозяйка искренне грустит.

Музыка написана в тональности соль минор. Она очень выразительна и печальна. Высокие одиночные ноты падают на клавиши, будто капельки слёз, и мелодия постоянно прерывается паузами-вздохами.

№7. Похороны куклы

В эти годы тема смерти появляется во многих сочинениях Чайковского — не обошла она стороной и «Детский альбом».

История заболевшей куклы получает трагичное продолжение. Композитор знакомит ребёнка с темой смерти через настоящий похоронный марш. Он написан в традиционной для панихиды тональности до минор.

Медленный темп и чёткий ритм подчёркивают: детские страдания предельно серьёзны. Это неподдельные эмоции скорби и утраты.

№8. Вальс

Вальс — это трёхдольный танец из дворянской бальной культуры XIX века. Дети учились танцевать его с малых лет.

Пьеса разделена на три части с разными музыкальными настроениями. Первая — это лиричный вальс; вторая — отголоски детских переживаний в печальном до миноре; третья — снова вальс, который погружает слушателей в атмосферу праздника и бала.

№9. Новая кукла

У ребёнка большая радость: ему подарили новую куклу. Восторг так велик, что малыш едва ли не задыхается от переизбытка чувств. Это слышно по аккомпанементу: он постоянно прерывается паузами, словно даёт ребёнку время отдышаться. Воображение рисует, как он кружится от радости и танцует в обнимку с новой куклой.

У пьесы подвижный темп, мажорная тональность, размер 3/8. По звучанию она очень похожа на «Игру в лошадки».

№10. Мазурка

Мазурка — ещё один бальный танец, который был широко распространён в романтическом XIX веке. Корнями он уходит в народную польскую музыку. Не случайно одним из королей мазурки считается польский композитор Фридерик Шопен.

В «Детском альбоме» мазурка очень яркая, мелодичная. Она трёхдольная, как и вальс, однако лишена свойственной ему лирики. Чёткий ритм, акценты и триоли придают мазурке особый колорит — горделивый и надменный.

№11. Русская песня

Эта пьеса открывает трилогию, которая посвящена русской культуре. В произведении используется мотив народной песни «Голова ль ты моя, головушка».

Чтобы воссоздать национальный колорит, Чайковский использовал мелодичный напев с повторяющимися нотами, которые напоминают притопы. Так называется движение в русской пляске — быстро топнуть правой ногой, потом левой и в конце снова правой.

Другая характерная черта русской песни — чередование мажора и минора. В этой пьесе чередуются фа мажор и ре минор.

№12. Мужик на гармонике играет

Вторая пьеса в русской тематике — сценка из крестьянской жизни. Простой русский парень запомнил на гармони всего три аккорда и теперь повторяет их на разные лады. Образ незадачливого гармониста создаёт комичный эффект и вызывает у слушателя невольную улыбку.

№13. Камаринская

Завершает русскую трилогию пьеса «Камаринская». Так называется плясовая песня, под которую крестьяне пляшут с «выкаблучиваниями» — ставят ногу на пятку и на носок. Танец также включает присядку, подскоки, а руки нужно то ставить в бока, то разводить в широком жесте.

У Чайковского мелодия «Камаринской» отрывисто спускается от высокого звука вниз, а дальше многократно повторяется в различных вариантах. Такой приём называют вариационностью, он очень характерен для русской музыки.

№14. Полька

Мы возвращаемся на детский бал. Следующий танец в программе — полька. Дети разбиваются на пары и повторяют весёлые движения, по которым сходила с ума и Европа, и Россия в XIX веке.

Несмотря на название, танец имеет чешское происхождение: зародилась полька в Богемии, на территории современной Чехии. Пьеса Чайковского написана в размере 2/4.

№15. Итальянская песенка

На смену танцам различных народов приходят песни. Первая в этом ряду — «Итальянская песенка». Из-под рук пианиста льётся красивая, кантиленная мелодия — композитор услышал её от уличного певца.

Аккомпанемент в пьесе очень простой, однако она не лишена изящества и мелодического обаяния. В ней есть и акценты, и стаккато, а темп то замедляется, то вновь ускоряется.

№16. Старинная французская песенка

Пьеса возвращает нас в далёкие времена — в XVI веке её исполняли уличные бродячие певцы. В то время ещё не было нотной грамоты, поэтому песню записали только в XVIII веке — сделал это французский композитор Векерлен. Чайковский позаимствовал мотив из его сборника Echos du temps passé.

«Старинная французская песенка» стала одним из самых популярных сочинений в «Детском альбоме». Её выразительная, но простая мелодия легко запоминается и ложится на слух.

№17. Немецкая песенка

Эта песня совсем другая: подвижная, озорная, с чётким ритмом и широкими интервалами между нотами. Мажорный лад создаёт игривое настроение: пьеса написана в тональности ми бемоль мажор. Вальсовый аккомпанемент (бас — аккорд — аккорд) вызывает желание пуститься под «Немецкую песенку» в пляс.

№18. Неаполитанская песенка

Последняя национальная песня в «Детском альбоме» — неаполитанская. Мы снова возвращаемся в Италию — страну, которая поразила Чайковского своей яркой культурой. Город Неаполь расположен на берегу залива, и местные жители говорят не только на итальянском языке, но и на неаполитанском. Развился он из местного диалекта латыни.

В «Неаполитанской песенке» две контрастные части — одна более напевная, а вторая ускоряется, звучит всё быстрее. Под конец музыка кружится стремительным вихрем, как в бешеной тарантелле. Так называют итальянский народный танец, которым в Средневековье лечили безумие после укуса паука-тарантула.

№19. Нянина сказка

Таинственная, жутковатая музыка пьесы навевает атмосферу сказки на ночь. Так няня начинает свой неспешный рассказ: про кого будет эта история — про лешего или водяного, кикимору или Кащея Бессмертного?

Сложные аккорды создают мистическое настроение. Иногда из звукоряда выбиваются отдельные звуки, словно неожиданные возгласы, — такие резкие, что даже немного пугают. Напряжение всё нарастает, но к концу развеивается без следа: сказка заканчивается хорошо.

№20. Баба-яга

Двадцатая пьеса продолжает сказочный мотив. Чайковский представляет, как Баба-яга срывается в умопомрачительный полёт. По зловещей музыке считываются её недобрые намерения.

В пьесе очень быстрый темп — presto. Это максимально возможная скорость в классической музыке. Жёсткие гармонии и резкие удары аккордов чередуются с потоком нот — они создают ощущение вихря, непрерывного движения. Мы не знаем, чего ждать от этой непредсказуемой мелодии. Но в конце миниатюры музыка стихает: нам повезло, Баба-яга уже далеко.

№21. Сладкая грёза

По лиричности эта пьеса напоминает четвёртое сочинение из «Детского альбома», посвящённое маме. Мир вокруг замирает, и ребенок предаётся мечтам или сновидениям.

Выразительная мелодия звучит то на верхних, то ни нижних нотах. Они сплетаются в красивый диалог. Поэтому «Сладкая грёза» очень хорошо звучит в оркестровке — переложении для оркестра.

№22. Песня жаворонка

На смену холоду «Зимнего утра» приходит весна, и за окном начинают петь птицы. Композитор умело передаёт в музыке весёлые трели жаворонка — для этого он использует переливы из трёх коротких нот и форшлаги в высоком регистре. Получается очень похоже на пение птиц. Жизнерадостный образ композиции завершают светлая тональность соль мажор и подвижный темп.

№23. Шарманщик поёт

По свидетельствам историков мы знаем, что шарманка появилась в России в конце XVIII века. Шарманщики бродили по городам и собирали монеты в шапку. Их вид был привычен публике, особенно низшим слоям общества.

В отличие от мужика с гармошкой, наш шарманщик играет превосходно. Его мелодия льётся легко и непринуждённо, трогает за душу своей теплотой.

№24. В церкви

Эту пьесу, как и «Утреннюю молитву», в советских нотах обозначали иначе: до 1990 года её издавали только под названием «Хор».

День дворянского ребёнка заканчивался так же, как начинался: обращением к Богу. Миниатюра «В церкви» звучит очень серьёзно: Чайковский здесь использует подлинный мотив молитвы. Музыка состоит из аккордов, написанных в строгом четырёхголосии. Такая фактура называется хоральной и часто используется в духовной музыке.

Учитесь в Skillbox бесплатно

Пробуйте новые профессии и навыки, а платите тогда, когда найдёте своё.

Выбрать курс
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована