6 музыкальных сюрпризов 2024 года
Собрали самые удивительные эксперименты, перерождения и камбэки минувшего года.
Иллюстрация: freepik / Freepik / Raph_PH / Andres Urena / Unsplash / S&P digital / thecomeupshow / Rogue Artists / Mr. Rossi / Martin Schumann / Wikimedia Commons / Дима Руденок для Skillbox Media
2024-й принёс несколько музыкальных открытий. Мы выбрали шесть исполнителей, которые по-настоящему нас поразили. Для кого-то минувший год стал пиком карьеры, кто-то удачно возродился, а кто-то вошёл в новую эру. Но главное: все эти музыканты выпустили неожиданные, но концептуальные и крайне удачные релизы.
Подписывайтесь на телеграм-канал «Ты как?». В нём наши коллеги душевно и научно рассказывают о психологии и саморазвитии, а мы по выходным будем делиться там свежими подборками фильмов и музыки 🙂
Charli XCX
Чарли — уникальная во всех смыслах поп-звезда, своего рода баг в системе производства музыки. В 2014 году она написала саундтрек Boom Clap к мелодраме «Виноваты звёзды», и песня порвала чарты. После этого Чарли продолжила экспериментировать с музыкой, и постепенно её стали воспринимать как андерграундную исполнительницу, а выпущенные хиты — как случайную удачу.
Однако в 2024 году Чарли стала самым обсуждаемым артистом и запустила главный тренд лета: её альбом Brat был у всех на слуху. Часть успеха пластинки — грамотный маркетинг. Лейбл Atlantic впервые дал Чарли достаточно творческой свободы в оформлении и раскрутке, и она придумала необычную кислотно-зелёную обложку, дизайн и запоминающееся название которой разошлись на мемы. Альбом стал так популярен, что появился даже на странице предвыборного штаба Камалы Харрис — кандидата в президенты США.
Для успеха важен не только маркетинг, но и наполнение альбома. Он стал венцом многолетних экспериментов Чарли по скрещиванию мейнстримной поп-музыки и «грязного» андерграундного рейва. Предыдущие работы — Vroom Vroom и How I’m Feeling Now — звучали сыро, но в Brat всё изменилось. Похоже, артистка нашла идеальный баланс.
Альбом Brat — редкий пример несоевой поп-музыки. В нём нет вылизанного до блеска глянца, позитива диснеевских принцесс и баллад об идеальной любви. Стандартная поп-музыка будто основана на идеальных образах, придуманных продюсерами, то есть обитает только в сфере идей, — а вот Brat возвращает поп-музыке её грязную телесность. И дело не в том, что в клипе Von Dutch Чарли плюёт в камеру: сам альбом звучит плотно, движово и раскованно.
Beyonce
В 2024 году журнал Billboard опубликовал топ-25 главных поп-звёзд XXI века. Возглавила список Бейонсе, и после вышедшего в прошлом году альбома Cowboy Carter это решение не вызывает вопросов. Бейонсе снова доказала, что в современной поп-музыке нет более самодостаточного и независимого исполнителя.
Артистка начинала ещё в конце девяностых, когда поп-сцена была более шаблонной. Звёзды развивались в рамках ограниченного набора жанров, но при этом особо не меняли направление своего творчества. В наши дни поп-исполнители стали более открыты к экспериментам — уже никого не удивляет, что Тейлор Свифт ушла из кантри в электронный поп, а потом вернулась к гитарам.
Карьерный путь Бейонсе — одна из главных иллюстраций этих изменений. В нулевые она исполняла стандартный R&B, а потом перешла к более концептуальному творчеству. Например, в альбоме Lemonade она прошлась по многим жанрам: R&B, блюз-року, фанку, кантри. А в трилогии Renaissance вернулась к африканским корням: альбом отсылает к диско и хаусу — двум важным жанрам в культуре темнокожих американцев.
Во второй части трилогии — Cowboy Carter — она ещё радикальнее обращается к афроамериканской истории, ведь это кантри-альбом. Когда жанр кантри только зародился, артисты часто перепевали песни африканских рабов или крали у чернокожих музыкантов их композиции. Сегодня кантри считают самым «белым» направлением американской музыки: он символизирует гордость за свои корни, даже если эти корни неразрывно связаны с плачевными событиями.
Тем не менее в истории кантри есть чернокожие артисты — например, Тина Тёрнер и Рэй Чарльз. Да и для Бейонсе, выросшей в Техасе — центре сельского хозяйства США, — эта музыка важна в плане формирования её идентичности. Так что в новом альбоме певица показала, что одинаково хорошо владеет жанром и в его классическом виде, и в современном, смешанном с R&B и хип-хопом.
Читайте также:
Boulevard Depo
В последние годы популярный и новый российский хип-хоп движутся в разных направлениях. В работах новых артистов идёт возрождение пацанской романтики и рэпа про свой город и двор, например Alblak 52 и Friendly Thug 52 Ngg. Они читают под простые биты, похожие на русский рэп начала десятых. На другой стороне спектра охотники за модным звуком — обычно они заимствуют поджанры у западных исполнителей. В 2024 году в тренде был бразильский фонк — его можно услышать у Bushido Zho.
Из тех, кто стал звездой в десятые, прежний уровень популярности сохранили немногие — разве что Oxxxymiron (объявлен в России иностранным агентом) и Скриптонит. Слушать Boulevard Depo стали меньше, но это никак не помешало его статусу в русском рэпе — он считается отцом новой школы. Правда, в последние годы казалось, что Depo стагнирует и выпускает одно и то же: скучное звучание сочеталось с пафосными обещаниями вроде «сейчас научу детей читать рэп». Однако в 2024 году Depo выпустил новый альбом «Футуроархаика» — и удивил всех.
Ничего подобного в русском рэпе ещё не было. Это первый альбом артиста, где он сам отвечал за весь продакшен, поэтому Депо сполна окунулся в любимую экспериментальную электронику. Биты в «Футуроархаике» сложно осознать: у них будто нет единой структуры. Это груда шумов, глитчей и эмбиентных текстур с минимумом ударных. Как и 10 лет назад, Boulevard Depo утопил вокал так, что его трудно разобрать за музыкой, но совсем с другой целью — не ради создания нового стиля, а ради мистической атмосферы. Апофеоз этого подхода — трек «Дырбулщищ»: в нём Boulevard Depo переосмысляет стихотворение поэта-футуриста Алексея Кручёных и читает бессмысленный набор букв.
The Cure
The Cure существует уже почти полвека — с 1978 года. Как правило, настолько старые группы однажды выдыхаются и дальше будто едут на автопилоте, пожиная плоды старого успеха. Это не значит, что они перестают выпускать новый материал, — просто пишут музыку для удовольствия, а не из-за амбиций сделать что-то великое.
Например, Deep Purple за последние 12 лет выпустила пять альбомов, но они особо не задерживались на слуху. В столь почтенном возрасте сложно придумать что-то новое, особенно если работаешь в уже хорошо изученном жанре. А вот у The Cure получилось. Группа 16 лет не выпускала альбомы, и сейчас кажется, что она копила всю боль и скорбь для нового релиза — Songs of a Lost World.
Это самая амбициозная работа The Cure со времён альбома Disintegration, вышедшего в 1989 году. В той пластинке группа объединила два направления своего творчества: адски депрессивный готик-рок начала восьмидесятых и мелодичный поп-рок середины десятилетия. В итоге группа пришла к очень эпичному и масштабному звучанию: будто готичный мюзикл исполняется в зале на несколько тысяч человек.
Раньше группа почти не пыталась воспроизвести этот эффект, за редким исключением вроде 11-минутной песни Watching Me Fall. А вот на пластинке Songs of a Lost World есть прежний масштаб: далёкие синтезаторы и одинокие гитарные партии создают невообразимый простор. Роберт Смит стремится заполнить его своим трагическим голосом и тёмной лирикой, которая напоминает золотые годы группы.
Future
В 2010-х Future был крупным хитмейкером, одним из самых успешных представителей трэп-поколения. Это оно сделало хип-хоп самой популярной музыкой планеты. Однако, несмотря на свою крутость, Фьючер так и оставался «одним из» — его окружали такие крупные артисты, как Migos и Lil Uzi Vert.
В 2020-х трэп стал постепенно выходить из моды, а Future никак не менял свой стиль. И парадоксальным образом только упрочил свои позиции: в новом десятилетии он создал свои самые яркие хиты. 2024 год стал для него своеобразным годом коронации.
Future утвердился как золотой ветеран хип-хопа благодаря своим новым альбомам. С разницей в месяц он выпустил дилогию We Don’t Trust You и We Still Don’t Trust You — совместные работы с битмейкером Metro Boomin. Тот создал роскошные, богатые биты: эпичные синтезаторы, красивые семплы, переходы между частями трека. Это трэп на максималках, который стал настоящим искусством.
Сразу после релиза пять треков Фьючера оказались в топ-10 чарта Billboard Hot 100 — рэпер единолично захватил половину позиций. Первую и вторую строчку заняли его песни Like That и Type Shit. Новые рэперы сейчас почти не попадают в топы чартов, поэтому достижение выглядит очень эффектно.
Idles
В конце 2010-х брутальные британцы Idles стали одной из самых заметных новых рок-групп. По форме их работы были близки к постпанку, но при этом Idles не играли готично-декадентскую музыку, а добавляли песням агрессивный гитарный напор почти на уровне нойз-рока.
Поскольку критики всегда ищут новые жанры, Idles пришлась к месту. Их и некоторые похожие группы вроде Shame и Viagra Boys нарекли брекзиткором. Они играли современный постпанк с сильным гитарным звучанием и разными жанровыми влияниями, при этом, как и полагается настоящим панкам, немало влияния уделяя социальной тематике.
Новый причудливый термин утратил актуальность уже через пару лет. Что делать дальше? Путь Idles оказался похож на тот, что прошли многие панки из семидесятых. Например, Джонни Роттен после Sex Pistols создал Public Image Ltd — группа была настолько экспериментальной, что Роттен, можно сказать, и создал панк, и одновременно его убил. Так родился постпанк, который шире любых жанровых определений.
Idles поступила аналогичным образом, выпустив альбом Tangk. Это идейный наследник Flowers of Romance — альбома Public Image Ltd, в котором группа показала, как можно играть рок практически на одних только барабанах. Tangk тоже состоит преимущественно из ударных и электронного баса. Гитары появляются редко, да и то не как лидирующий инструмент, а лишь как сопровождение. Этим Idles показала, что она больше, чем панки, рокеры или тренд на пару лет. Словом, хорошая заявка на статус будущих легенд.