«Трек может родиться из случайно услышанной фразы»: студентка Софья о пути и FL Studio
Соня — вокалистка и музыкант, а ещё — участница группы. Недавно она освоила программу FL Studio и уже записала через неё свой первый сольный трек.
Иллюстрация: интерфейс FL Studio / Pngtree / Annie для Skillbox Media
Софья Шевцова
Россия, Магадан
Пройденные курсы
Достижения
Освоила программу FL Studio и теперь самостоятельно пишет аранжировки к песням. Готовит к выходу первый сольный трек.
Софья рассказала:
- как впервые заинтересовалась музыкой и собрала группу;
- почему выбрала FL Studio среди прочих программ;
- где находит идеи для песен и на каких авторов ориентируется в своём творчестве;
- как разрешает творческие споры в группе.
«Ходила и завлекала всех, кто хоть чуть-чуть интересовался музыкой»: как Соня создала группу
— Соня, ты пишешь песни, поёшь в группе и выступаешь сольно. Когда и как ты поняла, что хочешь связать свою жизнь с музыкой?
— Всё началось со школьного хора: я попала в него в семь лет и пропела там до двенадцати.
А потом к нам в школу пришёл крутой преподаватель по внеучебной деятельности: он был очень энергичным, активным и всегда агитировал нас проявлять себя — учиться играть на инструментах и после уроков заниматься музыкой. И сам помогал с этим.
Благодаря ему я впервые взяла в руки гитару и освоила ударные. А через несколько лет стала играть также на укулеле и бас-гитаре. Ещё позже — самостоятельно изучила аккорды на фортепиано.
— Знаю, что ты также создала музыкальную группу и стала в ней солисткой. Почему выбрала для себя такую роль, если умела играть на многих инструментах?
— Тот самый преподаватель, помимо прочего, основал в школе вокальный кружок, куда любой желающий мог прийти учиться пению. Но не все оказались влюблены в музыку так же, как я, и поэтому в коллективе постоянно была текучка. Люди надолго не задерживались.
И тогда я решила взять всё в свои руки: ходила по школе и, если узнавала, что кто-то хоть немного заинтересован в музыке, всеми силами завлекала к нам в коллектив, пыталась вдохновить.
Привела туда и своего брата. Петь он не очень хотел, зато играл на барабанах и хорошо разбирался в музыке. Он тоже ей живёт. Впоследствии к нам также подтянулась басистка и гитарист, и так получилась группа «Каморка за актовым залом».
— И вы стали играть песни твоего сочинения?
— Не сразу. Сначала делали каверы — на «Сплин», «Дайте танк (!)», Nirvana. Но, будучи группой, выступающей в школе, не могли особо «разойтись» в выборе репертуара, и поэтому довольно скоро решили писать свои песни.
К тому времени у меня как раз имелись наработки текстов: оставалось только наложить их на музыку.
Но нам не хотелось просто подбирать аккорды на гитаре — это казалось чем-то несерьёзным. Мы загорелись идеей создания профессиональной аранжировки. Это и подтолкнуло меня к изучению программы FL Studio и приобретению курса.
«Я больше не зарываюсь в туториалы, ведь знаю верный алгоритм действий»: об обучении FL Studio
— Насколько я знаю, FL Studio в основном используют артисты, создающие электронную или хип-хоп-музыку. Вы же с группой работаете в абсолютно другом жанре. Почему ты решила, что эта программа тебе необходима?
— Мне кажется, жанр здесь не так важен. Самое главное, что FL Studio даёт возможность в хорошем качестве записать всё сочинённое и сыгранное.
Да, у нас есть несколько гитар: и акустическая, и электрогитара, и даже не в одном экземпляре, но… мы же не будем записывать их на диктофон. А то потом придётся очень долго обрабатывать и чистить звук.
Более того, в программе я планировала также записывать свои сольные песни, и в некоторые из них, по задумке, хотела добавить партии инструментов, на которых у нас никто не играет, — фортепиано, скрипки. Так вот, в FL Studio есть весь необходимый набор плагинов для этих целей.
— А разве не проще прийти в студию звукозаписи, где всё это за тебя сделают профессионалы? Зачем учиться самостоятельно?
— В Магадане проблема со студиями: их мало, а те, что есть, — очень дорогие. А я бедный студент, как говорится, «живу на дошираках», и позволить себе траты на звукозапись не могу.
Из хороших новостей: наш внеклассный преподаватель (тот самый, что привил мне любовь к музыке) сейчас открывает свою студию, чтобы начинающие музыканты, как я, могли записываться там бесплатно.
А ещё он сказал мне, что если я получу сертификат о том, что владею программой FL Studio, то смогу сама работать на студии и записывать других. Это стало ещё одной мотивацией к обучению. По окончании курса мне как раз выдадут подтверждающий диплом.
— И всё же я знаю, что аналогичных цифровых программ для звукозаписи немало. Почему ты выбрала именно FL Studio?
— А я уже подступалась к ней как-то раз: в 11 классе я подготовила доклад про обработку звука и попыталась самостоятельно освоить программу. Правда, быстро эту затею бросила — уж слишком технически сложным мне всё показалось.
Когда изучаешь программу сам, двигаешься вслепую: интуитивно нажимаешь на кнопки и случайно открываешь для себя разные возможности и инструменты.
— Поделись: как строилось обучение на курсе?
— От простого к сложному. Сначала нам давали лёгенькие задания: написать несложный бит или повторить его за кем-то. То есть базово разобраться, как работает программа.
Уже освоившись, мы перешли к более сложным темам — обработке звука, управлению микшером и звуковыми эффектами. Финальным заданием стало написание демки с полного нуля, с использованием всех наработанных прежде знаний.
— Все ли задания давались легко? Не возникало трудностей?
— Главные трудности как раз остались позади — там, где я пыталась во всех этих темах разобраться самостоятельно 🙂
На курсе, наоборот: с каждым заданием становилось всё проще и проще — я понимала, какие действия и в какой последовательности делать. Закрепляла конкретный алгоритм.
Теперь я чувствую себя гораздо увереннее: очень приятно открывать ноутбук и заранее понимать, что и как нужно сделать. А не копаться в туториалах, как раньше.
Единственное, что я никогда не любила и не люблю до сих пор, — так это чисто техническую сторону работы. Искать и устанавливать плагины, форматировать файлы. Со всем этим я часто прошу прийти мне на помощь моего молодого человека — он, кстати, тоже музыкант и участник нашей группы.
— Успела ли найти там единомышленников в рамках курса?
— К сожалению, тесного общения ни с кем из одногруппников у меня не сложилось, зато я до сих пор получаю пользу от студенческого телеграм-чата. Периодически пишу туда вопросы — по поводу программы и записи партий инструментов — и мне отвечают.
«Песни рождаются из разговоров»: о вдохновении, творческих спорах и планах
— Изменился ли твой подход к написанию песен после освоения FL Studio?
— Да. Вот совсем недавно я выступала на «Студвесне» сольно, со своей песней, и… как хотела, в программе добавила в неё партии скрипки и фортепиано! Получилось круто.
Мне искренне понравилось, как новое решение разнообразило аранжировку.
Сейчас я дорабатываю трек снова: хочу заставить его звучать ещё интереснее. Думаю, он станет моим главным итогом обучения, по которому будет видно все полученные мной навыки.
— Рада за тебя! К слову о собственных треках, расскажи, а как ты вообще придумываешь песни — музыку и слова? Это контролируемый процесс?
— В основном темы для песен рождаются из разговоров с друзьями. Вот, бывает, просто услышу какую-то интересную фразу от человека или необычную формулировку — и понеслась.
Недавно, например, болтали с моим молодым человеком об отношениях, и он сказал такую фразу: «Я не думал, что когда-нибудь смогу так сильно влюбиться». И тут, бац, у меня озарение, а в голове уже сложился мотив будущей песни и примерный текст. Вроде романтичный момент, а я говорю парню: «Всё, молчи, мне надо срочно всё записать!» Кстати, с этой песней я и выступала на «Студвесне».
Или ещё вспомнила: другой мой трек родился в период, когда я чувствовала себя очень уставшей из-за большого количества мероприятий. Хотелось всё бросить, а мой парень утешал меня и говорил не опускать руки. Это вдохновило. То есть идеи песен всегда приходят ситуативно.
— А есть ли авторы песен, на которых ты ориентируешься в своём творчестве?
— Нет. Я, наоборот, стараюсь создавать песни, не похожие на другие.
Банальность меня раздражает. Например, почему я сейчас переделываю песню про любовь, с которой выступала? Да потому, что она резко показалась мне бессмысленной и безвкусной, собранной из набора клише. Пришлось начинать всё сначала. Сейчас довольна ей куда больше.
Но, безусловно, у меня всё же есть любимые творцы, чьи тексты мне очень нравятся. Из музыкальных групп это — «Дайте танк (!)», их песни можно разбирать часами, пытаясь понять, что же хотел сказать автор. А из поэтов — Есенин. Кстати, очень многие его стихи положили на музыку.
— Возвращаясь к группе: ты упомянула, что в коллективе состоит и твой брат, и твой молодой человек. Как вам всем удаётся не ссориться друг с другом и эффективно работать вместе?
— С братом у меня всегда были очень тёплые и доверительные отношения. Мы делимся друг с другом тем, о чём никогда не расскажем родителям или кому-то ещё. Но музыка для нас — не просто ещё одна тема, о которой можно поговорить, это то, что делает нас ближе. То же самое могу сказать и о своём молодом человеке.
Вообще, за всё время существования группы у нас был только один серьёзный конфликт. И то когда с нами играли ещё барабанщица и басистка. Они в чём-то не сошлись с моим молодым человеком, да так, что тот даже хотел уйти из группы.
В итоге в ссору вступила ещё и я, и всё это вылилось в очень некрасивую ситуацию. Но мы сделали выводы из той истории и впредь договорились всегда разделять группу и личные отношения. Чтобы одно не влияло на другое и наоборот.
— А что насчёт творческих разногласий? Кажется, это нормально, если они возникают.
— Да, конечно, творческие споры у нас случаются — всё-таки у каждого своё видение музыки. В такие моменты стараемся услышать друг друга, разобрать каждую идею и прийти к какому-то общему решению.
А вообще, мы внутри группы нередко мотивируем друг друга на работу очень колко. Говорим с любовью, но со стороны это не всегда можно понять. Например, я могу сказать брату: «Чего сидишь, YouTube смотришь? Иди аранжировку пиши, не занимайся ерундой 🙂»
— Да, с таким лидером группы не забалуешь! А поделишься дальнейшими музыкальными планами, своими или группы?
— Моя главная цель и задача сейчас — находить как можно больше времени на музыку и группу. А то я в этом году поступила на журналиста (выбор был обусловлен тем, что нормальных музыкальных училищ в Магадане нет), и ресурсы на творчество сильно урезались: уж больно много пар и домашек на основной учёбе.
И конечно, доделать и выпустить трек, с которым выступала на «Студвесне», а ещё — записать новые вместе с молодым человеком. Опять-таки — при помощи FL Studio.