«Я понял, что музыка может быть не только хобби, но и профессией»: история Андрея Житнюка
Андрей с юности писал музыку, но всерьёз вернулся к своему увлечению только после 30. Теперь он осваивает сонграйтинг и готовится к выпуску трека.
Иллюстрация: wirestock / Freepik / Adya Pulansky / Jon Tyson / Nikki Rowaan / soundtrap / Vincentas Liskauskas / Unsplash / Guitar Pro 8 / Дима Руденок для Skillbox Media
Андрей Житнюк
Россия, Санкт-Петербург
Пройденные курсы
Достижения
Вернулся к юношескому увлечению музыкой и теперь изучает способы его монетизации. Выпускает песни под псевдонимом.
Андрей рассказал:
- как уходил из музыки и возвращался в неё и зачем пошёл на курс;
- что помогло совмещать работу, обучение и родительство;
- может ли человек без опыта в музыке освоить сонграйтинг;
- почему считает Studio One лучшей программой для авторов песен;
- почему уверен, что работа по брифу развивает креативное мышление.
«„Автор песен» звучит неденежно, а вот «сонграйтинг» — наоборот»: путь и возвращение Андрея в музыку
— Андрей, с чего начался твой интерес к музыке?
— Музыкой я увлёкся ещё в школьные годы. Лет в пятнадцать достал старую гитару и начал на ней играть, а вскоре — и сочинять свои песни. Тогда это казалось проще и интереснее, чем разучивать чужие.
Параллельно я также интересовался машинами — с детства с ними возился и очень рано решил, что точно свяжу с этой сферой свою профессию. Так и случилось: после девятого класса поступил в автоколледж, но музыку не забросил. Наоборот, даже стал вокалистом в студенческом ансамбле — прежнего отчислили, и я напросился на его место. В группе мы с ребятами в основном исполняли собственные композиции.
Уже с 16 лет я начал работать в автомобильных сервисах, где часто тюнинговал машины. Тогда, в начале 2000-х, было много проектов, которые действительно захватывали дух. Например, из обычных «жигулей» мы делали авто, способные разгоняться до 200 и более километров в час. Настоящее творчество со всеми его сопутствующими вызовами!
Работа в сервисе занимала не только дни, но часто и вечера, но после смены я всё равно всегда находил время для написания музыки. Использовал для этого популярную в то время программу Guitar Pro: там мелодия записывалась нотами, и благодаря этому я самостоятельно освоил основы музыкальной теории.
А потом меня призвали в армию, где я продолжил заниматься машинами — был водителем, ремонтировал технику. После службы тоже сконцентрировался на автомобилях, потому что это хорошо оплачивалось, — так и проработал в сервисах.
Музыка как-то сама собой отошла на второй план — только иногда я играл дома на кухне или для друзей на выездах.
— А что изменилось потом? Как получилось, что ты вернулся к музыке?
— Со временем мне стало скучно работать в четырёх стенах автосервисов. И тогда я решил попробовать работу вахтой — уехал на юг России, где устроился водителем на стройку. Эта должность оставляла много свободного времени для творчества.
Когда работа не требует большого умственного напряжения, голова остаётся свободной для идей.
Так было у меня: я постоянно слушал музыку из магнитолы и анализировал: что именно в ней людям нравится, как она написана, какие приёмы работают. Со временем научился смотреть на музыку с другой стороны — не от лица артиста, а взглядом дистрибьютора.
И вот после тридцати я всерьёз задумался о возвращении в музыку. Понял, что хочу освоить современные музыкальные программы и секвенсоры. Да, в юности я с этим экспериментировал, но с тех пор многое изменилось. Программы стали сложнее и, самое главное, появились новые возможности — доступные варианты монетизации.
— И ты сразу решил, что пора учиться?
— Вообще, изначально в Skillbox я пришёл за другим — хотел стать тестировщиком. Сменить автомобильную сферу на какую-то удалённую и гибкую профессию. Но… довольно быстро понял, что зарплата начинающего тестировщика мне, как семейному человеку, не подходит.
Чтобы не терять потраченные на обучение деньги, оставил запрос на смену программы с тестирования на сонграйтинг, и мне его одобрили. Возможно, прозвучит забавно, но тогда мне показалось, что уже само название «Сонграйтинг» подразумевает что-то коммерчески прибыльное и звучит гораздо более денежно, чем тот же «автор песен» 🙂
К тому же мне не нужно было учиться писать песни — это я умел. Я хотел научиться создавать современные композиции, понимать их коммерческую ценность, правильно упаковывать и продвигать.
— Оправдались ли твои ожидания?
— Курс дал мне много полезных знаний, особенно в плане структуры работы и подхода к музыке как к профессии.
Теория воспринималась быстро, а вот на практические задания и записывание музыки времени уже уходило больше. Тем более учёбу ещё приходилось совмещать с работой, семьёй и другими обязанностями.
Сочинение песен — процесс непрерывный: идеи приходят спонтанно, и важно успевать их фиксировать.
Кроме полученных знаний важным итогом для меня стало попадание в музыкальное комьюнити. Возможность пообщаться с единомышленниками и получить обратную связь или совет — это очень ценно. Мир музыки постоянно меняется: относительно соцсетей, подходов к маркетингу — и именно в телеграм-чатах комьюнити я нашёл способ адаптации к новым условиям.
Если подводить итог: курс помог структурировать мой подход к творчеству и задуматься о его коммерческой составляющей. Это был важный шаг, который помог мне увидеть в музыке не только хобби, но и профессию. Поверить, что она может приносить не только удовольствие, но и доход.
«Главное — чётко понимать свои цели и задачи»: как выстроить обучение творческой профессии
— Как тебе удавалось совмещать работу, семью и учёбу и не терять при этом мотивацию?
— С мотивацией, как ни странно, гораздо проще, когда работаешь в рамках задания или брифа: чёткие рамки помогают легче организовываться и двигаться вперёд. А вот если создаёшь что-то для себя, без внешних ограничений, то процесс замедляется: начинаешь много размышлять о том, что именно ты хочешь выразить через свою работу, и пытаться сделать из неё нечто большее — искусство.
Меня при обучении сонграйтингу к тому же мотивировало чувство личной ответственности: я оплатил курс в кредит и понимал, что просто не могу себя подвести, что должен показать результат. Это «должен» и становилось движущей силой.
— Ты подсветил психологическую сторону. А что насчёт времени?
— Я подстроил свою работу под обучение и семейную жизнь, а не наоборот. Жена работает по классическому графику, а ребёнок недавно пошёл в первый класс — его надо рано забирать из школы и отводить на секции. Вот я за это и отвечаю: устроился водителем на хлебовозку — по ночам развожу хлеб, а к утру уже дома. Немного сплю, а потом занимаюсь ребёнком.
В свободное время — учусь и пишу музыку. Я работаю по графику два через два, так что в выходные времени для восстановления и творчества, конечно, больше. Хотя, если честно, нередко жертвую сном. Только так и удаётся всё совмещать.
— Ты сказал, что уже был знаком с музыкальной теорией до курса. А что стало для тебя абсолютно новым?
— В первую очередь модуль по звукорежиссуре. Это то, куда я раньше сам никогда не углублялся. Во-первых, у меня нет серьёзной технической базы и самого оборудования: чтобы работать звукорежиссёром, нужны хорошие наушники, звуковая карта и понимание, как всё это работает.
Во-вторых, самостоятельно все эти тонкости так просто не освоить: уроки в интернете часто рассчитаны на более опытных учеников, и очень редко какая-то тема там «разжёвывается» с нуля. А тут, поскольку курс ориентирован на сонграйтеров, а не на профессиональных звукорежиссёров, всё объясняли доступно.
А ещё мне очень запомнился вебинар «Хлеб сонграйтера», где нам очень информативно рассказывали о коммерческой составляющей музыки.
— Как думаешь, может ли человек без музыкального бэкграунда осилить курс по сонграйтингу?
— Если человек совсем ничего не знает о музыке и при этом не имеет бюджета на сторонних специалистов, то, пожалуй, этот курс не для него. Он больше подходит для тех, кто уже освоил базу или хотя бы примерно понимает процесс создания музыки.
Но поясню про бюджет: если у вас есть свободные средства, то вы можете не аранжировать и сводить всё сами, а делегировать это профессионалам. А сами же — только придумывать мелодию и текст. В таком случае да, курс тоже будет вам полезен.
Главное — чётко понимать свои цели и задачи. Если вы готовы серьёзно развиваться в музыкальной сфере и прикладывать к этому усилия, то всё получится. А если хочется просто побаловаться — сделать это, конечно, можно, но на прибыль в таком случае рассчитывать не стоит.
Большой плюс в том, что внутренние музыкальные чаты и комьюнити-сообщества, к которым курс даёт доступ, помогают оперативно найти людей для сотрудничества — аранжировщиков, звукорежиссёров и других специалистов. Так что, если вы готовы делегировать или работать в команде, здесь помогут.
Я лично хочу осваивать всё самостоятельно, но при этом понимаю, что приличные суммы всё равно при этом придётся тратить на лицензионный звукорежиссёрский софт и оборудование.
— А ты сам прибегал к помощи музыкального комьюнити?
— Я не раз обращался в студенческий телеграм-чат за помощью по техническим вопросам, связанным с секвенсорами, плагинами и прочими инструментами или программами. Ответы получал оперативно, и даже сам иногда помогал другим участникам.
Сейчас вот серьёзно работаю над одной песней, аранжировщика для которой тоже хочу найти в комьюнити курса и вместе с ним добиться крутого коммерческого звучания. Я уже подготовил базовый черновик аранжировки, чтобы примерно передать основную идею, но полноценного результата мои навыки и техника добиться не позволяют.
В студенческом ансамбле я занимался аранжировкой лишь на начальном уровне: расписывал партии для группы, чтобы музыканты могли заучивать их дома и потом вместе репетировать.
— Ты говорил, что в студенчестве работал в Guitar Pro. Поделись, насколько сложно было осваивать другие программы после большого перерыва.
— Да, Guitar Pro ещё в самом начале моего пути помогла мне разобраться с основами нотной записи и принципом создания аранжировок. Но потом я пробовал силы и в более продвинутых секвенсорах: Сubase, FL Studio, Studio One. Каких-то особых сложностей с переходом на них не испытывал: задолго до курса успел перепробовать разные DAW и понять, какие функции мне действительно нужны, а какие только тратят время.
— И какому секвенсору ты в итоге отдаёшь своё предпочтение?
— Для саундрайтинга мне больше всего нравится Studio One. Это программа, которая лучше всего адаптирована для записи партий и работы с аранжировками. В первую очередь меня привлёк в ней встроенный инструмент, который автоматически показывает аккорды в буквенно-цифровом обозначении. Это невероятно удобно, особенно когда работаешь со сложными джазовыми аккордами — ты просто нажимаешь кнопку на миди-клавиатуре, и программа сразу расшифровывает, что это за аккорд.
Ещё приятно, что в Studio One можно менять темп, подгонять семплы и перетаскивать миди-дорожки буквально в пару кликов. Это экономит уйму времени, особенно если работаешь с небольшой библиотекой семплов, как я. Программа максимально адаптирована для тех, кто хочет сосредоточиться на процессе написания музыки, а не на борьбе с интерфейсом.
«Не творчество ради вдохновения, а настоящая работа»: как начать своё развитие в индустрии
— Андрей, как в процессе обучения ты применял новые знания на практике?
— На курсе было много практических заданий. Больше всего запомнилось итоговое — создать саундтрек к рекламе «Агуши». Требовалось написать куплет и припев, соблюдая прописанные требования, а их было довольно много: по таймингу, по форме и по содержанию.
Для меня это задание стало настоящим вызовом, я его даже переделывал несколько раз. Сначала пытался подстроить текст под уже готовую мелодию, но у неё оказались неподходящими темп и аранжировка.
С текстом было ещё сложнее — нужно было подобрать слова так, чтобы они звучали ёмко, точно попадали в тайминг и при этом соответствовали заданной форме. Получалось, что почти каждая строчка текста диктовалась каким-то условием из задания.
Но преодолевать трудности мне понравилось. Такой подход развивает креативное мышление. Здесь уже нельзя просто импровизировать и записывать всё, что приходит в голову. Нужно работать по чёткому плану и фокусироваться на задаче. Это не просто творчество ради вдохновения, а настоящая работа, которая заставляет мозг шевелиться и находить новые подходы.
— Какой алгоритм работы по брифу ты для себя выработал? Например, с чего ты начинаешь: с мелодии или текста?
— Создание любой своей песни обычно начинаю с мелодии. Затем идёт этап гармонизации, а уже после этого — написание текста и аранжировки. Довольно сложно сразу придумать текст, который действительно хорошо ляжет на музыку с нужными акцентами, поэтому для меня это завершающий этап.
— А что для тебя в целом сложнее: придумать мелодию или написать текст?
— На самом деле ни то ни другое не кажется мне сложным. Больше всего времени, пожалуй, уходит на гармонизацию, особенно когда я понимаю, что хочу чего-то нестандартного. Я ведь музыку осваивал самостоятельно, и теоретических основ гармонии не изучал, поэтому здесь иногда возникают трудности.
Мелодия и текст даются легче. Но если сравнивать их, то текст требует больше времени на доработку — чтобы он был грамотным, небанальным и отполированным. Всё-таки музыка для многих слушателей — фон, а вот текст — то, на что они действительно обращают внимание.
— Применим ли в сонграйтинге искусственный интеллект? Стоит ли обращаться к нему за помощью?
— Я пробовал разные ИИ и смотрел, на что они способны. Например, брал какие-то старые песни, которые мы с группой исполняли, и просил создать что-то похожее. Но результаты получались не такими, как я хотел. Если музыка получалась действительно похожей, то текст — совсем нет.
Конечно, я понимаю, что в работе с нейросетями самое главное — правильно написать запрос и терпеливо переписывать его, если не получается сразу достичь нужного результата. Но… мне проще самому отредактировать текст, чем прокачиваться в искусстве составления промптов.
— Сейчас ты создаёшь коммерческую музыку или в основном пишешь для себя?
— Сейчас я сосредоточился именно на том, чтобы отшлифовать свой материал. Из современных жанров мне больше всего понравился фонк, и теперь я стараюсь интегрировать его звучание в те треки, что у меня уже есть.
Я понял, что если ты хочешь коммерческого успеха, то даже твои демки должны быть выполнены на высшем уровне.
Сейчас уже не тот рынок, что 20 лет назад, когда можно было «протолкнуть» что-то сыроватое и незавершённое. Для качественного продукта требуются вложения и усилия на каждом этапе.
Более сырые демки я периодически закидываю в свой блог, где пока не так много подписчиков — около 200. Когда качественного материала станет больше и я доработаю своё звучание, начну активно продвигать свой материал в соцсетях и на стримингах.
— Каким ты видишь своё будущее в музыке?
— Я хочу осваивать современные жанры и звучания, но при этом оставаться верным самому себе в плане мелодий и текстов. В ближайшее время планирую дописать трек и совместно со специалистом круто его аранжировать, чтобы выпустить готовый и качественный продукт, который можно будет рассылать различным площадкам.