Музыка
#статьи

Что такое сюита? Разбираем на примере мультфильма «В порту»

А заодно рассказываем историю одного из шедевров советской мультипликации.

Кадр: мультипликационный фильм «В порту» / «Союзмультфильм»

«Сюита», «соната», «симфония» — очень страшные слова. Слышишь их, и кажется, что классическая музыка (да и вообще любая музыка сложнее «Oops!.. I Did It Again») — это что-то для избранных. Нужно сначала прочитать три толстые энциклопедии, музыкальный словарь и учебник «История музыки», а потом уже пытаться что-то слушать. Но на самом деле разобраться в том, как устроена классическая музыка, можно играючи. Например, если найти в магазине винила винтажную пластинку фирмы «Мелодия» с музыкой из мультфильма «В порту», на ней можно прочитать слова «песенная сюита». Как обычный мультфильм может быть сюитой и что это вообще такое?

Изображение: «Мелодия»

В этой статье расскажем:

Подписывайтесь на телеграм-канал «Ты как?». В нём наши коллеги душевно и научно рассказывают о психологии и саморазвитии, а мы по выходным будем делиться там свежими подборками фильмов и музыки 🙂

О чём эта история

Мультфильму «В порту» киностудии «Союзмультфильм» уже почти полвека — впервые его показали на телевидении в 1975 году. Начинается история с того, что в большой порт на большом корабле прибывают маленькие гости из разных стран. Все они приехали в замечательный советский лагерь «Артек».

На берегу их с цветами встречают советские пионеры. За всем этим с уютной деревянной бочки наблюдают издалека «местные» — брат с сестрой. Они, судя по всему, хорошо знают этот порт и любят море: барышня в тельняшке и модных «матросских» клёшах, а на малыше бескозырка с трогательной надписью «Чижик».

После того как артековцы дружно уезжают на лагерных автобусах, оказывается, что на пристани остались два иностранца — один в наряде индейца, другой в широкополом сомбреро. Судя по всему, они спрятались специально, и это понятно: исследовать огромный порт гораздо интереснее, чем ходить строем в лагере (даже если это знаменитый «Артек»).

Компания отправляется бродить по порту: вместе они наблюдают за работой грузчиков и крановщиков, рассматривают танкер, лесовоз, паровоз, лихо бороздят морские просторы на небольшом катере, плавают в море с дельфинами и представляют себя капитанами собственных кораблей.

Существует версия, что прообразом порта в этом мультфильме стал реальный порт в Новороссийске. И действительно: в этот южный город прибывает множество танкеров, перевозящих нефть, лесовозов, а в Цемесской бухте Чёрного моря водится много дельфинов.

Теплоход «Ливны» в доке Новороссийского СРЗ, 1965 год
Фото: Nvrsk-kostomarovo.ru
Кадр: мультипликационный фильм «В порту» / «Мосфильм»

Кто написал стихи и музыку

Основой сюжета мультфильма стало стихотворение Сергея Козлова, он же написал сценарий в соавторстве с Владимиром Валуцким. Весь мультфильм состоит из 10 песен (первая и последняя повторяются), между ними звучат перебивки: гудок корабля, шум моря, крики чаек. Некоторые номера совсем короткие — например, в песне «Танкер» всего четыре строчки:

«Танкер нефтеналивной

К пристани стоит спиной,

А к плывучим докам

Повернулся боком».

При этом за счёт изумительного вокала, яркого инструментального сопровождения и звуковых эффектов (море, чайки) даже такой маленький номер выглядит полноценной частью общей картины.

Слова песен мультфильма написаны не только Сергеем Козловым, но и Олегом Анофриевым. К 1975 году Анофриев уже был широко известен, среди прочего как певец, практически единолично озвучивший «Бременских музыкантов»: он исполнил партии Трубадура, Атаманши, разбойников, охраны и Короля — словом, всех, кроме Осла и Принцессы. Анофриев принимал участие во многих спектаклях, играл роли в фильмах, озвучивал кинофильмы и мультфильмы.

Кто исполнил песни и снял мультфильм

Добиться эффектного исполнения песен в мультфильме получилось благодаря уникальным голосам. Удивительно, но вся картина озвучена всего лишь двумя певцами: мужские партии исполняет Олег Анофриев, женские — Валентина Толкунова.

Голос Олега Анофриева — с мягким, приятным, запоминающимся тембром. Принято считать, что тембр его голоса — тенор, но профессиональный музыкант скажет, что Олег Анофриев — обладатель редкого голоса, который называется баритенор. От природы актёр и певец был наделён огромным диапазоном звучания, то есть мог петь и очень низкие, и очень высокие ноты.

В кинофильме «Земля Санникова» Олег Анофриев исполняет знаменитую песню «Есть только миг», в которой хорошо слышны мягкие бархатные низкие призвуки в его голосе.

Женские партии в песнях исполнила Валентина Толкунова. Это её голосом в мультике «Простоквашино» мама дяди Фёдора поёт «Кабы не было зимы», это она пела всей стране колыбельную «Спят усталые игрушки».

Свою карьеру Валентина Толкунова начинала в джазовом пении, имела профессиональное образование дирижёра-хоровика. Она исполняла народные песни и советскую классику, участвовала в озвучке радиоспектаклей, кинофильмов, телепередач и мультфильмов.

У Толкуновой очень необычный тембр — звонкий, как колокольчик, с хрустальными призвуками на вершинах. При этом голос Толкуновой отличался и прекрасными нижними тонами, а потому гармонично сочетался с голосом Олега Анофриева. Гибкие и свободные, подвижные голоса большого диапазона сливались в великолепный дуэт (и не только дуэт, но об этом чуть позже). Их пение сопровождал легендарный ансамбль «Мелодия» под управлением Георгия Гараняна.

Музыка мультфильма создана талантливым профессионалом своего дела. Композитором, сочинившим эти замечательные песни, стал Марк Минков. Музыкант окончил Московскую консерваторию по классу композиции, учился он у самого Арама Хачатуряна. Параллельно писал музыку для кинофильмов (один из первых — «Следствие ведут знатоки»), классические вокальные циклы, эстрадные песни, детские оперы. К 1973 году Минков уже успел написать специально для Толкуновой песню «Деревянные лошадки».

Главным соединяющим звеном для всей команды стала Инесса Ковалевская, режиссёр мультфильма. Она увлекалась музыкой с детства и даже собиралась поступать в знаменитую Гнесинку. Но в планы вмешались война, эвакуация, семейная трагедия. Так что музыкальной карьеры не случилось. Однако, окончив Высшие курсы сценаристов в 1964 году, Инесса Ковалевская пришла работать в киностудию «Союзмультфильм» — где из-под её руки вышли многие культовые музыкальные мультфильмы советской эпохи: «Бременские музыканты», «Катерок», «Как львёнок и черепаха пели песенку», «Чучело-мяучело». Обладая музыкальным талантом, она подобрала замечательную команду и для мультфильма «В порту».

При чём тут Мусоргский и «Картинки с выставки»

Для мультфильма по стихотворению Сергея Козлова Инесса Ковалевская выбрала классическую форму сюиты.

Сюита — это музыкальная форма, которая состоит из нескольких самостоятельных частей, объединённых общим замыслом.

Любопытно, что впоследствии Ковалевская сняла целый ряд мультфильмов по классическим произведениям:

  • «Картинки с выставки» на музыку Мусоргского (1984 год);
  • «Танцы кукол» на музыку Шостаковича (1985 год);
  • «Прогулка» на музыку Прокофьева (1986 год);
  • «Гномы и горный король» на музыку Грига (1993 год).

Вероятнее всего, прообразом для мультфильма «В порту» послужили «Картинки с выставки». Эта тоже сюита, но не песенная, а фортепианная. Мусоргский написал её в память об умершем друге — художнике Гартмане, — и каждая пьеса вдохновлена одной из его картин с посмертной выставки. Пьесы в этой сюите соединяет связка, названная «Прогулкой». В ней композитор изобразил самого себя, прогуливающегося по выставке от одного экспоната к другому.

В мультфильме «В порту» герои тоже прогуливаются — только не по выставке, а по порту — наблюдая такие же выразительные картины приморской жизни. Совпадает даже количество частей: у Мусоргского 10 номеров и «Прогулка», в мультфильме — 10 песен и «Проходка». В «прогулочных частях» хорошо слышно, как композиторы и исполнители изображают в музыке шаги. Только у Мусоргского герой неспешно бродит между картин, а в мультфильме ребята идут бодро, практически вприпрыжку.

Почему «В порту» — это сюита


Признак первый: самостоятельность частей

Каждая часть в сюите самостоятельна. Любую из песен мультфильма можно спеть отдельно, и это будет завершённое музыкальное произведение. Они яркие и красочные, мелодичные и зажигательные. И не обязательно они должны быть похожи, даже наоборот — их контраст усиливает общую выразительность сюиты.

Признак второй: пропорциональность частей

Части или номера сюиты должны быть примерно равны по продолжительности звучания. Если один номер исполняется менее минуты, а другой пять минут, то мы будем ощущать их как диспропорциональные.

Представьте ряд из геометрических фигур. Если это будут фигуры разного цвета, разной формы, разного размера, то единства в них не будет. А если это будут, скажем, квадраты одинаковой величины, только разных цветов, тогда они в целом будут похожи и будут восприниматься нами как одна единая система.

Инфографика: Майя Мальгина для Skillbox Media

С частями музыкальных форм дело обстоит примерно так же. Квадрат и его площадь — это примерное количество тактов, общая длительность звучания. Это форма, которую композитор «окрашивает»: использует разные мелодии и ритм, подбирает разные инструменты.

Признак третий: единство частей

Если все части такие разные, то что их объединяет?

Идея и сюжет. В мультфильме это путешествие по причалу в течение дня и яркие впечатления детей от увиденного.

Музыкальные темы, которые звучат не один раз. Их повтор помогает соединить такие разные части в нашем восприятии. В мультфильме «В порту» это, например, первая и последняя песня. Они полностью повторяются, но с разным видеорядом. А ещё это гудки, шум моря, крики чаек. И конечно — единая эстрадно-джазовая стилистика с разнообразными ритмическими синкопами и красочными гармониями.

Как слушать мультфильм-сюиту на уровне эксперта

Мультфильм «В порту» соединяет в себе прекрасную музыку и качественный видеоряд, который создан с любовью и вниманием к деталям звучания песен. Так как каждая из них уникальна, давайте посмотрим, какими музыкальными средствами этого достигают композитор и исполнители.

№1: «В порту»

«Мы пришли сегодня в порт.

Мы стоим, разинув рот.

Та вода, что у причалов,

И которая вдали,

И в которую сначала

С моря входят корабли, —

Эта территория

Зовётся акватория».

(Здесь и далее приводится текст оригинального стихотворения Сергея Козлова.)

Первый куплет песни создан на стихотворение Сергея Козлова, к которому Олег Анофриев добавил повторы фраз, чтобы стихи лучше легли на музыку. В процессе работы над мультфильмом также были досочинены второй и третий куплеты в том же стиле. Ещё авторы использовали выразительный приём — повторить некоторые фразы с немного разными мелодиями: громко и высоко, потом тише и ниже, затем совсем тихо и низко. Это создаёт ощущение, что шум порта буквально окружает слушателя, а звуки разносятся в большом пространстве.

Динамичная и энергичная песня сопровождается активным движением и танцем ребят на экране. Эта музыка сразу привлекает внимание и служит отличным началом истории, настраивая слушателя на путешествие. В музыке используется так называемый грув — специальный приём игры барабанщиков, клавишников и гитаристов.

Обычно в музыке сильные и слабые доли регулярно сменяют одна другую, словно тикают часы. Если эти доли подчёркивать всё время одинаково (РАЗ — два — ТРИ — четыре — ПЯТЬ — шесть — СЕМЬ — восемь), то ощущения «грува» мы не добьёмся. А вот если мы будем подчёркивать разные доли, против регулярного ожидания (РАЗ — два — три — ЧЕТЫРЕ — пять — шесть — СЕМЬ — восемь), — тогда и возникнут ритмические сбивки (синкопы), которых очень много в первой песне мультфильма.

Песню исполняют Олег Анофриев и Валентина Толкунова, но кажется, что поёт целый хор. Во-первых, это «оптический обман» — ведь на экране мы видим много танцующих ребят. А во-вторых, голоса исполнителей звучат в разных октавах, выше и ниже. Благодаря этому, даже если они поют одну мелодию, звучит двухголосие.

Для динамичной песни исполнители выбрали приём очень чёткого исполнения слов — обратите внимание, какая активная у них артикуляция. Слышен каждый гласный и согласный звук, есть чему поучиться начинающим исполнителям.

Танцевальные движения и передвижения детей очень точно согласованы с ритмом песни. Возникает ощущение, что музыка буквально оживает на наших глазах в визуальных образах.

№2: «Грузчики»

«Грузчики кричат: — Вирай!

Грузчики кричат: — Майнай!

— Вира! Вира!

Подымайте!

— Майна! Майна!

Опускайте!

Майна — вниз!

Вира — вверх!

Топот,

Грохот,

Шутки,

Смех, —

Разгружают пароход:

Это прибыл бегемот».

Звучит паровозный гудок, и герои мультфильма отправляются исследовать порт. Первые, кто встречается им на пути, — это грузчики, которые шутя управляются с огромными тюками и кранами. Музыка тоже довольно динамичная, но ритмически регулярная (без сбивок, как в первой песне) — это и понятно, грузчикам надо чётко и слаженно поднимать свои грузы, «майна — вниз, вира — вверх», а это удобно делать на «РАЗ — два». Эти одинаковые движения повторяются и в музыке, и в рисованной картинке на экране.

Песню «Грузчики» исполняет Олег Анофриев, ведь было бы странно слышать тут женский голос. Сольная песня — тоже не вариант, ведь персонажей на экране много. Поэтому создатели мультфильма использовали приём, уже опробованный в «Бременских музыкантах»: Анофриев спел песню дважды, чуть по-разному, и две дорожки наложили друг на друга. Верхнюю партию он исполняет «светлым» теноровым звуком, а в нижней — басит, используя приём «расщепления голоса», или «скриминга», когда голос как бы хрипит.

В конце песни, когда речь заходит о старом паровозе, музыка замедляется, словно нашему старичку уже сложно передвигаться быстро. Остаётся один голос певца — соло — именно тот, что с хрипотцой. Он отлично подходит для образа этого технического прадедушки.

№3: «Танкер»

«Танкер нефтеналивной

К пристани стоит спиной.

А к плавучим докам

Повернулся боком».

На борту нефтеналивного танкера стоит капитан в белой форме, и, держа в руках рупор, рассказывает путешественникам о своём любимом судне. Спокойный темп и ритмическое покачивание, словно корабль неспешно плещется на волнах, возникает за счёт использования приёма «баунс» — неторопливой расслабленной игры с акцентировкой долей. В целом музыка медленная и звучит подобно блюзу, исполняет её Олег Анофриев. Компанию ему составляет саксофон — душа джаза и звезда ансамбля «Мелодия» под управлением Гараняна, — а в конце мелодию игриво подхватывает фортепиано.

№4: «Катерок»

«Пошумев моторами,

Выпустив дымок,

Через акваторию

Мчится катерок».

Танкер отходит от берега, слышен плеск волн. К детям, тарахтя, подплывает небольшой катер, который покачивается на волнах, приглашая их подняться на борт. Этот момент в музыке изображает очень низкий инструмент — бас-тромбон. Маленький трап спущен, и дети поднимаются на палубу.

Песня «Катерок» — одна из самых известных в мультфильме и часто исполняется отдельно. Однако её, как правило, поют в упрощённом варианте — на один голос. На самом деле голосов в оригинальном исполнении ещё больше, чем в песне «В порту». Прислушайтесь: начинает один мужской голос, потом к нему присоединяется вторая дорожка, тоже с голосом Олега Анофриева. А затем в песне зазвучит высокий голос Валентины Толкуновой. В третьем куплете «Словно в детском садике он туда-сюда водит словно за руку важные суда» порядок вступления голосов изменяется. Сначала мы слышим высокий хрустальный голос Валентины Толкуновой, а затем к ней присоединяется Олег Анофриев.

№5: «Проходка»

«Мимо бочек и досок,

С каблучка да на мысок,

Обойдём мы все причалы,

Постоим, пойдём сначала».

Слышно тарахтение отплывающего катера, дети машут ему на прощание рукой. Они снова отправляются гулять по порту и движутся под очень ритмичную музыку. Здесь видеоряд сделан просто виртуозно — каждый шаг совпадает с музыкой.

Песню исполняет Олег Анофриев — и снова на два голоса, высоко и низко. Интересный элемент песни — заливистый свист — придаёт прогулке залихватский характер.

№6: «Краны»

«Словно цапли-великаны,

По причалам ходят краны,

Носят в клювах финики

С острова Мартиники».

После шума прибоя появляется крановщик, который за работой распевает песню о любимых кранах. Это сольная песня Олега Анофриева, который показывает себя в ней как великолепный актёр и мастер подражания. Он даже не поёт, а как будто распевно читает стихи, изображая голос старика. Образ простого работяги с неправильной речью певец создаёт, намеренно коверкая слова: «По причалам ходют краны».

№7: «Лесовоз»

«Это кто на весь причал

Хриплым басом зарычал?

Как же тут не зареветь?

Как же тут не загудеть?

Старый, бурый лесовоз

Полтайги сюда привёз,

А посажен, как медведь,

Здесь на якорную цепь…»

Снова звучит гудок судна, и дети в испуге отступают. Перед ними лесовоз «Медведь», который ревёт страшным голосом, потому что посажен на якорную цепь.

Голос медведя — со свингом и хрипотцой — воссоздаёт Олег Анофриев. В интервью он рассказывал о том, что в этой песне копировал манеру пения известнейшего джазового музыканта Луи Армстронга. Его характерная манера «грассирующего голоса», словно быстро раскачивающегося между нотами, звучит в исполнении Олега Анофриева очень колоритно.

№8: «Лев»

«А к причалу номер два

Привезли живого льва.

Клетку тросом подцепили,

«Вира!» — крикнули,

И вот

Лев по воздуху плывёт:

Льва живого погрузили

На турецкий пароход.

Однако и медведя может испугать хищник покрупнее. На причале появляется лев с маленькой собачкой, и дети прячут за спину и заслоняют руками самого младшего путешественника. Но лев, не обращая ни на кого внимания, царственно шествует на корабль.

Эту песню исполняют Олег Анофриев и Валентина Толкунова. Здесь они отступают от джазовой манеры, которую мы довольно часто слышали в других песнях, и поют в эстрадном стиле. Именно такими были песни в большинстве советских фильмов прошлой эпохи — простые, но запоминающиеся слова, яркие образы, пластичные мелодии. Вокалисту не обязательно было распевать, протягивая гласные. Можно было использовать речевую манеру — как будто свободно «говорить» на фоне музыки.

Размеренная плавная походка льва на экране абсолютно точно совпадает с музыкальными долями звучащей музыки, так же, как было в песне «Проходка».

№9: «Дельфины»

«Корабли в открытом море, как птицы на воле.

В неизвестные просторы уносят смелых волны.

И спешат они куда-то вслед за солнечным закатом,

И весёлые дельфины провожают корабли».

(В оригинальном стихотворении дельфинов нет, этот текст был написан специально для мультфильма).

Начало песни по характеру звучания очень напоминает голос Трубадура из «Бременских музыкантов». Эту лирическую партию исполняет Олег Анофриев, а вот в припеве — «А дельфины добрые» — он поёт в дуэте с Валентиной Толкуновой.

Эта песня уже не о повседневной жизни порта. Она рассказывает о мечтах, о романтике морских путешествий. Герои истории представляют себя капитанами кораблей: кто-то — лёгкого парусника, кто-то — большого теплохода. И Валентина Толкунова нежно поёт с какой-то щемящей грустью:

«Есть в лазурном океане таинственный остров,

Но найти его в тумане матросам так непросто.

Среди волн отыщет берег только тот, кто в сказку верит,

Только тот, кто сам сумеет людям сказку рассказать».

№10: «В порту»

Заходит солнце, самый маленький путешественник, устав, засыпает под большой мексиканской шляпой. Снова звучит гудок, и порт продолжает жить своей ночной жизнью, а дети — наблюдать за ним.

Заключительная песня с музыкальной точки зрения полностью повторяет первый номер. А вот анимация здесь другая, она логично прописана в сюжете мультфильма. Зрителю показан ночной город, горящий огнями, и яркие картины ночного порта.

Неужели нельзя было придумать новую песню, зачем нам повтор? Дело в том, что он играет важную роль в построении драматургии мультфильма. В крупных музыкальных формах есть понятие финала. Это заключительная часть, которая создаёт у слушателя ощущение завершённости большого целого. Благодаря одинаковым мелодиям в начале и в конце возникает как будто арка, соединяющая мультфильм в одну цельную сюиту.

Кроме этого, в сюите есть не точные повторы, но похожие музыкальные образы. Это лиричные песни «Танкер» и «Дельфины», тоже создающие свою арку. Есть у мультфильма и центр — ось всей этой симметрии. Это песня «Проходка», которая звучит точно посередине.

Итак, мультфильм «В порту» действительно написал в классической форме сюиты. Все его части самостоятельны, все пропорциональны (песня «В порту» звучит около двух минут, остальные песни — менее минуты либо 1–2 минуты), есть ощущение единства. С помощью особого подбора песен и особого приёма в их расположении достигается ощущение цельности всей музыкальной композиции. И если отдаться этой музыке целиком, то под мелодичные голоса Олега Анофриева и Валентины Толкуновой можно мысленно перенестись в настоящую сказку о море.

Учитесь в Skillbox бесплатно

Пробуйте новые профессии и навыки, а платите тогда, когда найдёте своё.

Выбрать курс
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована