Soltwine: «Робот не сможет написать симфонию»
Поговорили о музыке и технологиях с инди-исполнителем Андреем Волобуевым.


Фото: личный архив Андрея Волобуева
По данным издания Music Business Worldwide, в 2023 году на всех стриминговых площадках вышло 43 миллиона новых треков. Это 120 тысяч треков в день. Большинство из них сгенерировано с помощью ИИ. В таком количестве музыкального контента легко потеряться и сложно найти что-то интересное для себя. Да и новым исполнителям тяжело привлечь к себе внимание.
Мы поговорили с Soltwine — музыкантом ONErpm — о том, как технологии влияют на индустрию и чем так привлекательна живая музыка.

Андрей Волобуев (Soltwine)
Артист ONErpm, инди-рок-музыкант. С 2019 года Андрей покоряет сердца слушателей песнями о любви, юности и взрослении.
— Андрей, мир стремительно меняется. Что ты об этом думаешь?
— Нас ждёт кризис, который коснётся всех сфер жизни. Человечеству потребуется время, чтобы адаптироваться к новому миру. Фейковых новостей всё больше, и люди всё меньше доверяют новостным ресурсам. Сегодня нам ещё достаточно посмотреть видео, чтобы поверить и сказать: да, это факт. Но уже в скором будущем мы не сможем верить даже своим глазам. К чему это приведёт, думать не хочется.
— А если всё-таки подумать: к чему приведёт снижение доверия к новостям?
— Люди будут игнорировать вещи, стоящие внимания. Кому-то нужна помощь, но он её не получит, потому что ему не поверят. Многие другие проблемы будут игнорироваться — люди не будут уверены в том, что это не фейк.

— Информация должна быть правдивой и проверенной. Но музыка — это творчество, фантазия, вымысел. Что ты думаешь о том, чтобы писать музыку с помощью нейронки?
— Я сам не использую нейронку и до сих пор не слышал ни одной хорошей песни, написанной искусственным интеллектом. Уверен в том, что творчество никак не пострадало от этого. Искусственный интеллект не может придумать ничего своего, он может только обрабатывать базы данных. Этого недостаточно, чтобы делать актуальную, красивую, выразительную музыку.
— А как же Beatles? Недавно с помощью ИИ они выпустили новую песню, Now and Then. Что ты о ней думаешь?
— Самой песни не слышал, не могу ответить содержательно. Но я поинтересовался и выяснил, что демка была написана давно, ещё при жизни Леннона.
— А что «своё» придумывают современные музыканты? Чего не может робот.
— Первое, что приходит в голову, — группа «Дайте танк (!)». Они пишут песни с очень яркими образами, историями. Я не верю в то, что ИИ сможет написать что-то настолько же художественно сильное. Время покажет, конечно. Но я всё ещё убеждён в том, что «робот не сможет написать симфонию» ? Он может только переработать предыдущий опыт.




Мы живём в эпоху интернет-продвижения. Но, как любой временной период, он себя изживёт. И будет что-то другое.
— Ты думаешь, музыкантам будет тяжелее продвигать себя в дальнейшем?
— Если говорить не о творческих профессиях, пока каких-то пугающих прогнозов я бы не делал. А творческие профессии пострадают, да. Но это будет такой закономерный виток развития.
Сейчас благодаря социальным сетям порог вхождения в индустрию низкий. Из-за этого труд музыканта стоит дёшево — много зарабатывать сложно, и дальше будет сложнее. Но те, кто пишет оригинальные, искренние песни, не пропадут. Всё происходит ровно тогда, когда должно произойти. Нужно просто быть преданным любимому делу.
— А ты знаешь, что Дэвид Боуи пользовался прообразом нейросетей? Эта штука называлась Verbasizer и помогала ему писать тексты песен. С оглядкой на музыканта-легенду, можно ли предположить, что ИИ всё-таки способны помогать исполнителям?
— Боуи существовал в другое время. Его слушали в том числе потому, что выбора у публики было не так много. Сегодня с таким подходом он бы не выдержал конкуренции.
Наверное, ИИ может упростить процесс написания. Конечно, такие «скриптовые» песни будут нравиться людям — им нравится столько разной музыки. И глупой, и вторичной, всякой. Вскоре сонграйтеры, которые пишут конвейерные заказные песни, потеряют ценность — их заменит быстрая и дешёвая нейросеть. Вот только с теми, кто поёт о своём неповторимом личном опыте, ей не сравниться.

— У ChatGPT появился голос, который интонирует текст. AI обучается невероятно быстро и уже способен выразить эмоции — а дальше наверняка сможет создавать себе биографию, придумывать события из вымышленной жизни. В чём тогда ценность живой музыки?
— В самих артистах — с их личными историями и переживаниями.
Давай поясню. Слушателям хочется сопереживать не герою песни, а личности артиста. Когда ты следишь за человеком в соцсетях, за его жизнью, взлётами и падениями, чувствами, эмоциями, это помогает лучше понимать его музыку. Сильнее цепляет и располагает к нему.
Например, есть такой чувак, Драгни. Он десять лет пишет о своей жизни. Когда ты следишь за этой историей, становишься её частью, потому что она происходит прямо сейчас у тебя на глазах. И такие песни задевают сильнее.
— А какую музыку ты сам слушаешь?
— Zoloto, «Папин Олимпос», Драгни, Ubel, «Диктофон». Много русской музыки слушаю, преимущественно окологитарную, инструментальную. Можно бесконечно описывать и рассказывать, за что я люблю тех или иных ребят. Музыка, тексты, подача — всё это так или иначе во мне откликается. Я вырос на такой музыке, и сейчас она продолжает меня цеплять.