Музыка
#статьи

Интервалы: как научиться их различать, играть и петь

Объясняем теорию сольфеджио простым языком.

Иллюстрация: Rawpixel / Nikolaj Lund / Flickr / Annie для Skillbox Media

Интервалы — это материал, из которого строится музыка. Именно они задают настроение композиций. Чередование интервалов влияет на то, как мы воспринимаем мелодию: ощущаем эмоциональный подъём, умиротворение или печаль.

Тем, кто начинает изучать теорию музыки, важно понять интервалы и научиться их слышать. Это помогает развить музыкальный слух и по-новому взглянуть на давно знакомые песни.

Мы продолжаем серию статей о сольфеджио. В этом материале вы узнаете:

Подписывайтесь на телеграм-канал «Ты как?». В нём наши коллеги душевно и научно рассказывают о психологии и саморазвитии, а мы по выходным будем делиться там свежими подборками фильмов и музыки 🙂

Что такое интервал

Представьте: музыкант сыграл два звука — одновременным аккордом или последовательно, как в мелодии. Каждый прозвучал на своей высоте. Разница между этими двумя звуками и называется интервалом.

Интервал можно отмерить вверх — отступить от звука к более высоким нотам — или вниз — к более низким. Но нижний звук интервала всегда называют основанием, а верхний — вершиной.

Основные интервалы называются так:

  • Прима
  • Секунда
  • Терция
  • Кварта
  • Квинта
  • Секста
  • Септима
  • Октава

Теория музыки появилась в Италии эпохи Возрождения, поэтому названия интервалов взяты из итальянского языка. Они переводятся как порядковые числительные: первый, второй, третий и так далее.

Как измерить расстояние между звуками

Границы между звуками не всегда явные. Например, у скрипичного грифа нет ладов, как у гитары, поэтому скрипач отмеряет высоту играемого звука на слух. Немного промахнёшься пальцем — и сыграешь неверную ноту.

А вот на гитаре лады чётко обозначают конец одного звука и начало другого. Можно зажать струну поближе к грани или подальше, но высота не изменится: струна прижмётся к ладу, который задаст ей своё звучание.

Впрочем, даже на гитаре звуки могут сливаться, как цвета радуги. Например, можно сыграть глиссандо — проскользнуть по струнам горлышком бутылки, и получится «бяу-у-у!». Вы услышите, как звуки словно перетекают друг в друга. Без идеального слуха так сразу и не разберёшь, где начинается одна нота и заканчивается другая.

Клавишные инструменты лучше всего позволяют не только услышать, но и зрительно и тактильно почувствовать границы между звуками. Это потому что одна клавиша отвечает за одну ноту. Каждый звук на клавиатуре становится стабильной единицей, а всё множество звуков, от самого низкого до самого высокого, превращается в исчисляемую упорядоченную структуру.

Между соседними белой и чёрной клавишами всегда одно расстояние — полутон. Это наименьшая единица исчисления, принятая в классической европейской музыке. Тон и полутон можно сравнить с делением на сантиметры и миллиметры: один тон как 1 сантиметр, один полутон как 0,5 сантиметра.

У каждого интервала есть математический эквивалент: он состоит из определённого числа тонов и полутонов. Например, в первом интервале — приме — звук равен самому себе: это сдвиг на ноль тонов. Затем следует интервал с соседним звуком — в нём 0,5 тона. Затем интервал через звук — в нём целый тон. И так далее, пока не закончатся клавиши.

Какие бывают интервалы

У интервалов есть несколько характеристик, которые помогают определить их свойства.

Мелодические и гармонические. Если звуки интервала звучат последовательно и один за другим, как в мелодии, то его называют мелодическим. А когда одновременно — гармоническим. Из гармонических интервалов строятся аккорды.

Инфографика: Майя Мальгина для Skillbox Media

Восходящие и нисходящие. Мы можем петь или играть интервалы от основания к вершине, тогда они восходящие. И наоборот: от вершины к основанию, тогда они нисходящие.

Инфографика: Майя Мальгина для Skillbox Media

Широкие и узкие. Различаются по расстоянию между основанием и вершиной. Узкие интервалы — от примы до квинты, то есть между звуками максимум 3,5 тона. Широкие начинаются с сексты, тогда между звуками четыре тона и больше.

Инфографика: Майя Мальгина для Skillbox Media

Большие и малые. По-итальянски это major и minor — да-да, привычные нам термины «мажор» и «минор». В большом интервале на 0,5 тона больше, чем в малом. Например, в малой секунде всего полтона, а в большой — целый тон.

Большими и малыми бывают только секунды, терции, сексты и септимы.

Большие интервалы звучат устойчиво, ярко и радостно — то есть мажорно. А малые звучат тревожно и печально — то есть минорно. Если вы будете практиковаться, то со временем научитесь улавливать разницу на слух.

Чистые. Некоторые интервалы не делятся на большие и малые: у них всегда одинаковое количество тонов. Это прима, кварта, квинта и октава.

Инфографика: Майя Мальгина для Skillbox Media

Консонансы и диссонансы. На них делятся все музыкальные созвучия, в том числе интервалы. Обычно их легко отличить: консонанс звучит приятно и мягко, а диссонанс — резко, грубовато или шумно.

К диссонансам, например, относятся секунда и септима. Звуки в них будто спорят друг с другом, режут слух. Чтобы убедиться, послушайте эту композицию, полную диссонансов:

Сравните с композицией, в которой преобладают консонансы:

Консонансы бывают совершенные — это прима, кварта, квинта и октава, а также несовершенные — терция и секста. Ноты совершенных консонансов почти сливаются друг с другом, поэтому, если сыграть их вместе, звуки будет сложно разделить. А вот в несовершенных отчётливо слышна каждая нота. Вместе они хорошо сочетаются, поэтому звучат приятно для наших ушей.

Музыка, которая состоит из консонансов, расслабляет и способствует работоспособности, поэтому её часто используют в музыкальной терапии.

Как научиться слышать интервалы

Изучать теорию музыки — это кропотливая, долгая работа. Так что лучше настроиться на позитивную волну. Начните с малого: для старта, как считалочку, выучите названия интервалов, подбадривая себя тем, что ещё попутно учите итальянский язык.

Затем попробуйте запомнить интервалы. Для начинающих лучше всего подходят примы, секунды и терции. Они максимально приближены к нашим речевым интонациям, широко распространены в фольклоре и популярной музыке. Они помогут настроить уши и сформируют привычку анализировать звуки.

Разобраться в интервалах легче всего на примерах известной музыки. С регулярной практикой вы научитесь слышать интервалы в разных мелодиях.

Прима


чистая, 0 тонов; совершенный консонанс

Если вы слышите два одинаковых звука, между ними первый интервал, или прима. Этот интервал составляет ноль тонов. Звуки повторяют друг друга, находятся на одной высоте. Например, начало темы из «Пиратов Карибского моря» — сплошные примы.

Секунда


малая — 0,5 тона, большая — 1 тон; диссонанс

Если нажать две соседние клавиши на фортепиано, вы услышите секунду. Между соседними белой и чёрной клавишей всегда будет интервал в малую секунду. Это она звучит в первых звуках композиции Бетховена «К Элизе»:

А большую секунду можно услышать в песенке-поздравлялке с днём рождения на первых словах — happy birthday. Здесь интервал — целый тон.

Терция


малая — 1,5 тона, большая — 2 тона; консонанс

Терция прозвучит, если нажать клавиши через одну. Помните знаменитый мотив из симфонии №5 Бетховена, он ещё звучал в комедии про огромного смешного сенбернара? Это две нисходящие терции.

Эту мелодию начинает малая терция:

А большая терция — это начало основной темы из фильма «Интерстеллар»:

Кварта


чистая, 2,5 тона; совершенный консонанс

Очень часто торжественные песни и гимны начинаются с кварты. Например, её можно услышать в начале этой темы из «Гарри Поттера»:

Первые две ноты, которые здесь играет валторна, — тоже чистая кварта:

Квинта


чистая, 3,5 тона; совершенный консонанс

Квинта — любимый интервал рок-музыкантов. С неё начинается трек Linkin Park «In the End». Слышите тему фортепиано, которое вступает с первых же секунд? Первые две ноты здесь — чистая квинта.

Песня Toxicity группы System of a Down тоже начинается с квинты:

Обратите внимание: кварту и квинту иногда трудно различать. Эти интервалы — консонансы, поэтому их звуки сливаются, и ноты трудно отличить одну от другой. Но вы находитесь не в научной лаборатории, а в открытом музыкальном космосе. Попробуйте фантазировать, искать ассоциации. Возможно, квинта для вас будет прохладной, а кварта горячей.

Секста


малая — 4 тона, большая — 4,5 тона; консонанс

Очень распространённый интервал! Например, вся мелодия куплета «Песни о далёкой родине» состоит из нисходящих секст: то малых, то больших.

Припев песни «Прекрасное далёко» начинается малой сексты. Это буквально первые две ноты, которые задают направление мелодии. Попробуйте спеть начало припева — вот вам и малая секста.

Большую вы много раз пели и слышали на новогодние праздники. Песня «В лесу родилась ёлочка» начинается с большой сексты.

Октава


чистая, 6 тонов; совершенный консонанс

Октава — это интервал звукового тождества, расстояние от ноты до её тёзки. Звуки идеально похожи друг на друга и сливаются, когда звучат вместе.

Австро-венгерский композитор Дьёрдь Лигети создал всю композицию из одной ноты ля. Если взять любые два звука, между ними будет разница в октаву. Послушайте, как современно и необычно звучит это произведение — словно саундтрек к научно-фантастическому фильму:

В песне из фильма «Мэри Поппинс, до свидания» пульсирующий аккомпанемент из двух нот, который дзынькает на фоне куплета, тоже состоит из октав:

Как самостоятельно построить интервалы

Интервалы удобнее всего строить на клавишах. Вот как вы можете это сделать:

  • Выберите основание. Основание может быть любое, но лучше начать с простых вариантов — белых клавиш.
  • Постройте интервал от основания. Допустим, вы выбрали клавишу до. Играйте каждый раз по белым клавишам на одну выше, то есть правее. Так вы построите чистые и большие интервалы.

Важно помнить: между соседними белой и чёрной клавишами всегда полутон. Если две белые клавиши идут подряд и между ними нет чёрной, расстояние тоже равно полутону.

Так будут выглядеть интервалы, построенные вверх от ноты до:

Инфографика: Майя Мальгина для Skillbox Media

Аналогично попробуйте построить интервалы вниз от выбранной ноты. Затем сделайте наоборот: выберите не конкретный звук, а конкретный интервал — и постройте его от разных оснований. Например, сначала только секунды от разных нот, потом только октавы, и так далее.

Играйте и в мелодическом, и в гармоническом варианте. Так вы запомните звучание каждого интервала.

Возможно, первое время вам будет удобнее математически отмерять число тонов и полутонов. Но лучше сразу учиться различать интервалы на слух. Так вы сможете быстрее развить музыкальное чутьё, ведь полагаться предстоит не на счёт, а на собственные уши.

Чтобы обучение было интересным, начните с песен, которые вам нравятся. Выбирайте горячо любимые или знакомые с детства мелодии, которые вам легко пропеть про себя. Какие в них интервалы? Каких больше — широких или узких? С чего начинается припев — с терции или квинты? Постепенно эти мелодии станут вашей опорой в интервальном мышлении: вы сможете сравнивать с ними новые сочетания звуков.

Может быть, сначала вам будет казаться, что вы слышите «что-то не то». Но пусть это ощущение вас не тормозит. Не бойтесь ошибиться. Доверяйте своему слуху — постепенно вы начнёте слышать интервалы, и уверенности прибавится.

Учитесь в Skillbox бесплатно

Пробуйте новые профессии и навыки, а платите тогда, когда найдёте своё.

Выбрать курс
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована