Всё, что нужно знать про ударные
Как научиться отличать бас-барабан от снейра.


Фото: Kevin Nixon / Classic Rock Magazine / Future Publishing / Getty Images
Хотя ударные инструменты появились задолго до клавишных или струнных, они проявили чудеса универсальности: большинству жанров без них до сих пор не обойтись. Барабаны дают энергию джазу и року, хип-хопу и электронной музыке. Без них песни теряют опору — поэтому сложно представить, что ударные когда-то исчезнут.
Из этой статьи вы узнаете:
- когда появились барабаны;
- какие есть виды ударных инструментов;
- из чего состоит ударная установка;
- из каких материалов делают барабаны;
- кого считают лучшим барабанщиком мира;
- какая музыка самая «барабанная».
Подписывайтесь на телеграм-канал «Ты как?». В нём наши коллеги душевно и научно рассказывают о психологии и саморазвитии, а мы по выходным будем делиться там свежими подборками фильмов и музыки ?
Когда появились барабаны
Барабаны считаются одним из первых музыкальных инструментов, который изобрёл человек: они просты в изготовлении, их не нужно долго вырезать из дерева. Первые барабаны появились около 5500 года до нашей эры в Китае. Их деревянные корпуса были обтянуты кожей аллигатора.
Из Китая барабаны распространились на Ближний Восток, в Африку и соседние страны Азии. Они играли важную роль в местной музыкальной культуре, особенно в религиозных ритуалах. А вот в Европе их почти не использовали до конца XI века, когда начались крестовые походы и впечатлённые солдаты привезли барабаны из далёких стран.

До конца XIX века на одного музыканта обычно приходился один инструмент. Однако после появления джаза ударники стали собирать барабаны в единую установку, чтобы один человек мог заменять целый оркестр. В 1909 году компания Ludwig начала революцию, представив ножную педаль для игры на бас-барабане. Теперь джазмены могли не собирать вручную громоздкие конструкции, а просто купить готовый набор. С этого и пошло развитие ударных установок, которые используют в большинстве современных жанров.

В XX веке музыка становилась быстрее и ритмичнее. Огромное значение обрёл грув. Так называют сочетание барабанов с другими инструментами ритм-секции, в основном с басом, которое заряжает песню энергетикой, даёт драйв. Грув важен для новых жанров танцевальной музыки, а таких в XX веке появилось очень много. Ударные задают чёткую основу, без которой под композицию не потанцуешь.

Читайте также:
Какими бывают ударные инструменты
Ударные инструменты делят на группы по разным критериям.
По высоте звука:
- С определённой высотой — их можно настроить на нужную ноту. Это литавры, ксилофон, вибрафон, колокольчики.
- С неопределённой высотой, то есть ненастраиваемые. Это барабаны, тарелки, бубны, кастаньеты, треугольники.
По способу получения звука:
- Мембранные инструменты — музыкант стучит по натянутой на корпус мембране. В современных моделях её делают из пластика, а традиционные барабаны обтягивали кожей. К этой группе относятся литавры, барабаны, бубны.
- Идиофоны — инструменты, у которых нет мембраны: вместо этого после воздействия звучит вся поверхность. Их делят на подгруппы в зависимости от материала:
- металлические — гонг, ковбелл;
- деревянные — кастаньеты, ложки;
- керамические — джалтаранг;
- каменные — чалапатра, бяньцин;
- из костей или рогов — чакарас, реку-реку;
- стеклянные — стеклянная гармоника.
Из чего состоит ударная установка
База, без которой всё развалилось бы, — это хардвер. Так называют элементы-крепления: стойки и держатели под тарелки и барабаны, стул и педаль. Хардвер помогает регулировать, на какой высоте и под каким углом должны быть расположены барабаны и тарелки.

В стандартной установке пять барабанов, но состав может расширяться в зависимости от умений музыканта. Самый минимум такой:
- Бас-барабан (бас-драм, кик-драм). Задаёт пульс композиции. По звучанию самый низкий и тяжёлый. Барабанщик жмёт на педаль и запускает небольшую колотушку, которая ударяет по кик-драму. В таких быстрых стилях, как дет-метал, барабанщики используют конструкцию из двух соединённых педалей. На неё нажимают обеими ногами, чтобы вместо одного удара получить два.
- Малый барабан (рабочий, снейр). Возле нижней мембраны натянуты струны, которые создают дребезжащий звук. Можно настраивать степень их прилегания и менять звучание. Малый барабан располагается ближе всего к музыканту, поскольку на нём ударник чаще всего ведёт главный ритм и расставляет акценты. При ударе даёт короткий, резкий и пробивной звук.

- Томы. Эти дополнительные барабаны помогают разнообразить звучание. Минимальный набор — три тома, но у продвинутых барабанщиков в сетап может входить до тридцати. Бывают любого диаметра, делятся на подвесные (рэк-том) и напольные (флор-том). Называют их обычно по регистру: альт, тенор и бас — от высокого к низкому.
Тарелки в ударной установке нужны, чтобы выделять акценты или поддерживать темп произведения. Они делятся на три основных типа:

- Хай-хэт. Особенно популярен в современной музыке. Состоит из двух тарелок — нижняя свободно висит на стойке, а верхняя закреплена замком. Чтобы извлечь звук, ударник бьёт по тарелкам палочками или нажимает на педаль — тогда половинки хай-хэта соприкасаются.
- Крэш. Даёт звук широкого диапазона. Толщина крэша плавно уменьшается от центра к краю, из-за чего звук получается мощным, но быстро затухающим.
- Райд. Обычно это самая крупная тарелка в сете. Даёт долгий, звонкий, немного шипящий звук.

Из каких материалов делают барабаны
Звучание барабана зависит от материала, из которого он изготовлен. Чаще всего корпус делают из нескольких слоёв дерева, причём звук приобретает разные оттенки в зависимости от конкретного вида. Самые популярные породы — клён, берёза, красное дерево и тополь. Также применяются липа, дуб, бук и другие породы.
Разберём, чем они отличаются:
- Клён имеет тёплое и сбалансированное по всем частотам звучание.
- Берёза — очень плотное и жёсткое дерево, а потому звучит громко и ярко, с хорошо подчёркнутыми верхними и нижними частотами.
- Для красного дерева характерно преобладание средних и низких частот. Звучание более тёплое и плотное, чем у клёна.
- Тополь по звучанию схож с красным деревом, однако хуже передаёт средние частоты. Также он мягче по структуре и значительно ниже по стоимости, а потому из него часто производят бюджетные установки.
Важное значение имеет, из какой древесины сделан инструмент: цельной или слоёной. Цельная звучит богаче, но такие барабаны очень дорогие. У слоёной древесины звук зависит от числа слоёв: чем их больше, тем он плотнее, объёмнее и громче. И наоборот — чем меньше слоёв, тем он более яркий и вибрирующий.

Читайте также:
Кто лучший барабанщик мира
Ответим коротко: мы не знаем. Споры об этом ведутся с тех пор, как изобрели звукозапись. Масла в огонь подлили авторитетные СМИ, которые составили топы лучших барабанщиков.
В рейтингах Rolling Stone и uDiscover Music первое место занял участник группы Led Zeppelin Джон Бонем, а Drumeo поставили его на третье место. Бонем прославился тем, что регулярно захватывал власть на концертах Led Zeppelin и превращал 4-минутные песни в 15-минутные, выписывая безумные соло.
В списке Drumeo лучшим барабанщиком стал Бадди Рич, джазовый ударник и лидер собственной группы. Он славился своей невероятной скоростью, однако умел играть и тихие, выразительные пассажи.
Что интересно, многие музыканты в списках могут быть вам незнакомы, например Хэл Блейн (пятое место у Rolling Stone) или Винни Колаюта (четвертое место у Drumeo). Разберёмся, по какому принципу составлены эти рейтинги и почему ноунеймы иногда стоят выше знаменитостей.
Антизвёздные топы
Топы рейтингов чаще всего занимают барабанщики, которые пользуются уважением коллег. Другие музыканты знают, что сыграть сложно, а что легко, поэтому могут оценить мастерство ударника по достоинству.
А вот барабанщиков-звёзд в рейтингах мало. Хотя у них толпы фанатов, это совсем не значит, что они играют лучше всех.
Возьмём, например, топ-100 от Drumeo. Каких признанных звёзд там можно найти?
- Ларс Ульрих из Metallica — на 53-м месте;
- Джоуи Джордисон из Slipknot — на 93-м месте;
- Чед Смит из Red Hot Chili Peppers в списке отсутствует вовсе.

Фото: fornStudio / Shutterstock
В топ-10 попали только три барабанщика, которых можно назвать суперзвёздами: Джон Бонем из Led Zeppelin, Ринго Старр из The Beatles, Стюарт Коупленд из The Police. Они стали знамениты благодаря своим популярным группам. В рейтинге их обогнали менее известные барабанщики, которые кочуют из проекта в проект и поэтому не успевают прославиться. Зато разносторонний опыт помогает им развивать навыки и занимать верхние позиции рейтингов. Такие ударники есть и в роке, но особенно много их в джазе, фанке и соуле.
Один из них — джазовый барабанщик Стив Гэдд (шестое место по версии Drumeo). Он играет с начала семидесятых и продолжает карьеру в наши дни. Гэдд писал музыку сольно, работал с Manhattan Jazz Quintet, однако помимо этого за ним огромный список коллабораций. Он играл в песнях Пола Маккартни, Фрэнка Синатры и Эрика Клэптона, а также со знаменитыми джазменами Джако Пасториусом и Стэнли Кларком. Широта стиля позволяла ему аккомпанировать и для диско-дивы Лолиты Хэллоуэй, и для R&B-певицы Роберты Флэк.

Читайте также:
Вклад в мастерство
Барабанщиков обычно оценивают не только по умениям, но и по вкладу в развитие драм-мастерства. Возьмём, например, Билли Кобэма — многим читателям это имя неизвестно, хотя у Drumeo он на 8-м месте, у Rolling Stone — на 45-м. Кобэм возглавлял джаз-бенд, играл с Майлсом Дэвисом и группой Mahavishnu Orchestra, а сейчас считается одним из создателей жанра джаз-фьюжен. Поп-звездой его не назовёшь, но среди любителей джаза он икона.
А ещё Кобэм придумал много фишек для барабанщиков. Он одним из первых перевернул китайскую тарелку, использовал гонг-бас-барабан, применил агрессивный стиль игры сразу на двух бас-барабанах. Гонг-бас-барабан позже вошёл в сетап ударников из самых разных групп: от Toto и Paramore до Slipknot и Dream Theater.
Топ-жанры
Один из главных вопросов — в каком жанре самые крутые ударники. Фанаты подгоняют критерии оценки под своих кумиров. Из-за этого возникают полярные точки зрения на то, чем определяется мастерство. Например, по скорости игры, сложности партий, количеству используемых барабанов всех уделывает экстремальный метал. Посмотрите на этот невообразимый сетап! С ним справится разве что осьминог.
Однако составители топов отказались превозносить те или иные жанры. У Rolling Stone, Drumeo и uDiscover Music разные фавориты, но во всех списках места поделены между разными направлениями примерно поровну: много металлистов, классических рокеров, джазменов, сессионщиков из фанка и соула.
Скорость тоже не приоритет: в списке представлены Ринго Старр и Фил Коллинс — а они знамениты не благодаря техничности. Чаще ценят умение барабанщика создать грув. У Rolling Stone на 32-м месте сессионщик Джеймс Гадсон, игравший со многими соул-звёздами. Соул — жанр неспешный и чувственный, поэтому ударнику нужно уметь создавать эмоциональное напряжение своей игрой. Послушайте, как Гадсон справился с этим в песне Марвина Гея I Want You:
Другой пример уважаемого барабанщика — Фред Белоу, игравший с блюзменами и отцами рок-н-ролла: Мадди Уотерсом, Бо Диддли, Чаком Берри. В списке Rolling Stone он на 35-м месте, тогда как, например, Дейв Ломбардо из Slayer — 47-й. Да, Ломбардо был одним из самых быстрых ударников метала восьмидесятых, послушайте Angel of Death и убедитесь. Песни с Белоу из пятидесятых куда проще, но он оказался выше из-за комбинации факторов: во-первых, Белоу — один из создателей бэкбита. Во-вторых, из созданного им грува вышел весь современный рок.
Какая музыка самая «барабанная»
В джазе или метале барабанщики лишь часть ритм-секции. Да, они могут получить соло-партию, но в центре композиции всё равно стоят другие инструменты. А в каких жанрах барабаны играют главную роль?
В первую очередь ответ следует искать в народной музыке. Например, Африка знаменита своими барабанщиками, которые создали уникальные полиритмические техники. Исторически барабанное звучание служило саундтреком для религиозных ритуалов или общинных танцев. Артисты XX века и наших дней сохранили традиции, восходящие ещё к XIII–XIV векам.
Например, игроки на джембе Адама Драме из Буркина-Фасо и Сунгало Кулибали из Сенегала используют те же техники игры, что их далёкие предки. Некоторые африканские музыканты стали популярны в США и играли с джазменами: нигериец Бабатунде Олатунджи сотрудничал с пионером бибопа Максом Роучем.
Уникальная традиция игры на барабанах есть в Южной и Юго-Восточной Азии — например, индонезийский гамелан. Так называют оркестр, в котором основу составляют ударные самого разного типа: деревянные барабаны, гонги разных размеров, чаши, ксилофоны и металлофоны. Всего гамелан-оркестр может насчитывать более двадцати инструментов.
В современной музыке чисто барабанный жанр не найти, но некоторые направления построены только на сочетании инструментов из ритм-секции. Этот принцип появился в ямайском дабе в конце 1960-х. Продюсеры брали регги-песни и резали всё, что считали лишним: гитары, клавишные и вокал. В центр же вышли барабаны и пульсирующий бас. Публика на улицах Ямайки слушала даб из огромных колонок и с удовольствием под него танцевала.
Даб из Ямайки распространился на весь мир и значительно повлиял на электронную музыку. Такие рейв-жанры, как джангл и драм-н-бейс, напрямую вдохновлены дабом. Очень быстрые барабаны и медленный, низкий, монструозный бас — и трек готов, а людей на рейве качает от минимального набора инструментов.

Читайте также: