7 отличных нон-фикшн книг о музыке, которые вышли в 2025 году
Мемуары Ника Кейва, тайная история радио и самая полная летопись хип-хопа.
Музыку полезно не только слушать, но и изучать. Мы выбрали для вас семь интересных новинок о теории и практике музыки от российских издательств — от исторического исследования о классической музыке после Холокоста до self-help-книги соратника Metallica Рика Рубина.
Утраченный звук. Забытое искусство радиоповествования
Джефф Портер
Оригинальное название: Lost Sound: The Forgotten Art of Radio Storytelling
Издательство: «Новое литературное обозрение»
Перевод с английского: Максим Мирошниченко
В 1938 году театральный режиссёр Орсон Уэллс провернул скандальный розыгрыш: пустил в эфир станции CBS радиопостановку по мотивам романа «Война миров» Герберта Уэллса, обставив всё так, будто это реальная новость. Неподготовленные слушатели приняли рассказ о вторжении марсиан на Землю за чистую монету: миллионы людей поверили, что пришельцы действительно прибыли в Нью-Йорк. Началась паника — такова была сила радио, самого доступного из видов искусства. По крайней мере так гласит легенда — был ли действительно такой эфир, подтверждённых данных нет, но о влиянии радио это говорит много. В наше время кинематограф, телевидение и интернет превратили радиовещание в морально устаревший осколок прошлого, работающий как фоновый шум.
Медиатеоретик Джефф Портер написал книгу «Утраченный звук» с одной целью — вернуть искусству радио незаслуженно отобранную славу. А заодно показать, что в середине XX века радиостанции работали не только как площадки для рекламы новой музыки, но и как площадки для самых смелых экспериментов мастеров авангарда. Помимо Уэллса, Портер вспоминает радиопьесы Сэмюэла Беккета, звуковые постановки Дилана Томаса и радиоработы Гленна Гульда. Опираясь на философию и критическую теорию, Портер отправляет читателя в мир забытых радиоволн, в пространство звуков, внимательных слушателей и ежедневных радиопередач.
Читайте также:
Эхо времени. Вторая мировая война, Холокост и музыка памяти
Джереми Эйхлер
Оригинальное название: Time’s Echo: The Second World War, the Holocaust, and the Music of Remembrance
Издательство: Corpus
Перевод с английского: Татьяна Азаркович
В 2025 году исполнилось не только 80 лет с окончания Великой Отечественной войны, но и 80 лет с завершения самого страшного события в современной истории — Холокоста. Бесчеловечное истребление евреев в нацистских лагерях смерти оставило неизгладимый след в мировой культуре: художники, архитекторы, писатели и кинематографисты создали тысячи мемориалов жертвам Шоа. Главный обозреватель классической музыки газеты The Boston Globe Джереми Эйхлер уверен, что большинство культурологических исследований о жизни после Холокоста упускают из внимания важный вид искусства — музыку.
Опираясь на свидетельства современников, отрывки из критических статей и литературных источников, Эйхлер знакомит читателя с музыкальными произведениями четырёх выдающихся композиторов, ставших свидетелями таких событий, как Вторая Мировая война и Холокост, — Рихарда Штрауса, Арнольда Шёнберга, Дмитрия Шостаковича и Бенджамина Бриттена. На страницах своей книги Эйхлер точно определяет предпосылки создания этой мемориальной музыки, впитавшей в себя весь ужас эпохи. «Эхо времени» — это увлекательная, пусть и очень страшная история об ужасах войны, рассказанная одарённым историком с энциклопедическими познаниями в классической музыке.
Переход Боба Дилана к электрозвучанию
Элайджа Уолд
Оригинальное название: Dylan Goes Electric! Newport, Seeger, Dylan, and the Night That Split the Sixties
Издательство: Inspiria
Перевод с английского: Вера Гришанова
Боб Дилан стал суперзвездой ещё в начале 1960-х. Гуру фолка играл на акустической гитаре, вдохновляя юных слушателей строчками о всеобщей свободе, равенстве и братстве. Но 25 июля 1965 года, со сцены Ньюпортского фолк-фестиваля Дилан отрёкся от своей аудитории: он воткнул гитару в электроусилитель, навсегда порвав с акустической фолк-музыкой. А заодно — изобрёл современный рок, с его звонкими гитарными запилами и страстью к усилителям, педалям и прочим электронным примочкам.
Книга Элайджи Уолда «Переход Боба Дилана к электрозвучанию» — максимально точный анализ предпосылок и последствий монументального выступления музыканта. Историк блюза пишет не просто о музыке, но и об американских 1960-х — эпохе гражданских свобод, музыкальных фестивалей и бесконечных споров о будущем США. Уолд рассказывает о Дилане как о вестнике новой эпохи, не испугавшемся порвать с прошлым ради светлого настоящего. Именно на основе этого музыкального бестселлера режиссёр Джеймс Мэнголд снял байопик «Боб Дилан: Никому не известный» с Тимоти Шаламе.
Can’t Stop Won’t Stop: история хип-хоп поколения
Джефф Чанг
Оригинальное название: Can’t Stop Won’t Stop: A History of the Hip-Hop Generation
Издательство: Ad Marginem
Перевод с английского: Алексей Алеев
Хип-хоп — это музыка протеста. И пионеры рэп-движения это прекрасно понимали, поэтому первые джазовые биты и агрессивные строчки в рифму писали не в стерильных студиях коммерческих музыкальных лейблов, а в подвалах, подпольных клубах и на политических сходках. В наше время хип-хоп прочно вписался в мейнстрим — его крутят по радио, а сами рэперы прохаживаются по красным ковровым дорожкам и получают за свои альбомы миллионные гонорары и золотые статуэтки «Грэмми». Рэп потерял свою идентичность, но его истоки никуда не исчезли.
Массивная книга Can’t Stop Won’t Stop музыкального критика Джеффа Чанга — максимально полная летопись первых годов хип-хопа, когда в микрофон читали настоящие гангстеры, а не искусственно созданные звёзды. Чанг подошёл к истории рэпа с вниманием истинного фанатика: он вспоминает истории первых жителей Бронкса, рассказывает о преступных группировках, размышляет о влиянии африканской и ямайской музыки. И конечно, пишет о пионерах хип-хопа: Public Enemy, Ice Cube, диджее Африке Бамбаатаа. По книге Чанга можно изучать не только историю рэпа, но и культуру афроамериканского сообщества в целом.
Последняя вечеринка. Бритпоп, Блэр и упадок английского рока
Джон Харрис
Оригинальное название: The Last Party: Britpop, Blair and the Demise of English Rock
Издательство: «Кабинетный учёный»
Перевод с английского: Артём Сергеев
В 1990-х британская музыка наконец выгнала с радиочастот американских рокеров — на смену гранжерам из США пришли английские молодые музыканты: группы Oasis, Blur, Pulp, Suede. Возрождение британского рока совпало с левым поворотом в английской политике: лейбористская партия вернулась в парламент, позволив противникам консервативного правления Маргарет Тэтчер смотреть в будущее с оптимизмом. Но расцвет бритпопа оказался недолгим. К началу нового тысячелетия Британия вновь погрузилась в перманентную депрессию, а американская поп-музыка и хип-хоп навсегда истребили надежды на триумф английской музыки.
По крайней мере, именно так считает журналист Джон Харрис, автор книги «Последняя вечеринка» — масштабного исследования английской культуры времён расцвета бритпопа. Анализируя интервью с братьями Галлахер и фронтменом Blur Деймоном Албарном, автор проводит любопытные параллели между музыкальной индустрией и большой политикой: Харрис видит в приходе к власти скандального премьера Тони Блэра не только конец британских левых, но и всего английского рока. Приятно, что «Последняя вечеринка» прекрасно работает не только как политологическое исследование — книга Харриса вполне может стать настольной для всех поклонников бритпопа. Количество анекдотов, персоналий и малоизвестных фактов превращает «Последнюю вечеринку» в настоящий справочник британской музыки.
Читайте также:
Из ничего: искусство создавать искусство
Рик Рубин
Оригинальное название: The Creative Act: A Way of Being
Издательство: «Азбука»
Перевод с английского: Полина Жерновская
Продюсер Рик Рубин — один из самых спорных персонажей в современной музыкальной индустрии. Бородатый миллионер с замашками гуру имел дело с десятками известных артистов, работающих в абсолютно разных жанрах: в его послужном списке альбомы для рэп-коллектива Beastie Boys, трэш-металлистов Metallica и альтернативных рокеров Red Hot Chili Peppers. Вот только сам Рубин почти не занимается музыкальной составляющей релизов — он выступает лишь как посредник между талантливыми продюсерами и многообещающими звёздами. По сути, Рубин — это самая влиятельная сваха в истории музыки.
Очевидно, что начинающим музыкальным продюсерам, планирующим изучить технологию написания битов и запоминающихся гитарных соло, незачем прислушиваться к советам Рубина. Его нон-фикшн-манифест «Из ничего» учит совсем другой грани творчества — искусству налаживания связей и способам поддержки одарённых людей. 300-страничная книга написана в лучших традициях тренеров по личностному росту: Рубин вспоминает истории известных музыкантов, а заодно учит читателя полагаться на собственную интуицию и расширять эрудицию с насмотренностью.
Вера, надежда, резня
Ник Кейв, Шон О’Хаган
Оригинальное название: Faith, Hope, and Carnage
Издательство: «Азбука»
Перевод с английского: Алексей Блохин
В 2015 году музыкант Ник Кейв пережил страшную трагедию: его 15-летний сын погиб, упав со скалы. Смерть сына наложила след не только на мировоззрение самого певца, но и на его музыкальные практики: панковые композиции уступили место проникновенным балладам, а карнавальные инструменталы — проникновенным синтезаторным мелодиям.
В 2020 году Кейв согласился погрузиться в прошлое — он честно рассказал журналисту Шону О’Хагану о своей жизни, начиная с детства в австралийской глуши и заканчивая эмоциями после потери близкого человека. «Вера, надежда, резня» — это настоящий подарок всем поклонникам Кейва, одного из самых влиятельных музыкантов современной рок-сцены. На страницах книги певец вспоминает друзей, коллег и противников, делится забавными историями и депрессивными подробностями. А заодно и влюбляет читателей в мир музыки. К несчастью, после выхода книги Кейва ждал ещё один удар: в 2022 году из жизни ушёл его старший сын, 31-летний Джетро.
Читайте также: