Музыка
#статьи

Вдохновение без границ: как учиться музыке во взрослом возрасте

Можно стать музыкантом с нуля даже после тридцати. У взрослых есть несколько преимуществ в учёбе, главное — быть готовым к подводным камням.

Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media

Бывает, человеку исполняется 30, 40 или 50 лет, и он вдруг понимает: «Хочу впечатлить друзей классным джазом на пианино». Или ему приходит идея: работа утомляет, жизнь стала напряжённая — почему бы не избавиться от стресса, поиграв на барабанах в гараже.

Но возможность освоить инструмент кажется упущенной, ведь музыке учатся с малых лет. Стоит ли печалиться или шанс есть даже у взрослых?

В этой статье расскажем, почему возраст не помеха. Вы узнаете:


В каком возрасте лучше начать заниматься музыкой

Есть в жизни удивительный парадокс: некоторые люди очень талантливы, но так и не попробовали себя в музыке — ни в детстве, ни во взрослом возрасте. А другие, наоборот, не обладают особыми навыками, но всё равно бесстрашно развиваются в этой сфере. Потом их шлягеры крутят по радио, а мы сходим с ума, гадая: ну как так вышло? Человек же совсем не умеет петь!

Чтобы реализовать свои таланты, стоит рискнуть и начать учиться музыке, сколько бы лет ни было за плечами. Неслучайно на форумах и в онлайн-сообществах популярны вопросы:

  • «Не поздно ли начинать играть на гитаре в 54 года»
  • «Как в 40 лет освоить скрипку с нуля»
  • «Можно ли научиться петь в 35 лет»

Несомненно, если начать заниматься музыкой в детстве, то стать профессиональным музыкантом проще. Но не каждому нужна карьера в этой сфере: пение или игра на инструментах может быть увлечением, занятием для души. К тому же благодаря возрасту взрослые получают несколько преимуществ в обучении, которые недоступны детям.

Фото: krakenimages.com / Shutterstock

Рассмотрим, чем различается изучение музыки у тех, кто пришёл в музыку в детстве, и у тех, кто начал заниматься ей позже.

Особенности обучения в раннем возрасте

Когда человек получает музыкальное образование рано, подвижная нервная система помогает его развитию. В детстве и юношестве учиться по умолчанию проще: причина в возрастных особенностях мышления. Поэтому дети легче, чем взрослые, запоминают и усваивают новую информацию.

Ещё у ребёнка тело готово к трансформациям. В детстве суставы гибкие и подвижные, поэтому педагогам легче добиться нужной растяжки, правильного положения корпуса за инструментом. Например, ребёнок, который играет на скрипке, приспособится к инструменту гораздо быстрее, чем взрослый. Более того: неправильно рассчитанная нагрузка может повредить взрослому человеку запястья, в то время как ребёнок справится с ней играючи.

Также детям легче наслаждаться самим процессом обучения. Обычно ребёнку не важно, станет ли он виртуозом, будет ли побеждать на конкурсах. Он не ожидает от себя великих свершений, а просто играет на инструменте для своего удовольствия. Взрослые же часто относятся к обучению как к инвестиции: мол, я ведь трачу на это время, плачу деньги. Если не будет явного прогресса, то ресурс потрачен зря. При таком настрое трудно наслаждаться музыкой, особенно когда навык улучшается медленно. А удовольствие от процесса — это главный фактор успеха.

Но в обучении с пелёнок есть и минусы. Например, ребёнку может не хватать времени на самостоятельные занятия. Современные дети занимаются в разных кружках, но из-за такой занятости лишь единицы успевают готовиться дома, выполнять домашние задания. Если занятия из разных кружков накладываются друг на друга, их приходится пропускать, и дети хуже усваивают материал. Для музыкальных педагогов это большая боль. Её описала много лет назад Агния Барто в своём стихотворении «Болтунья»:

«Драмкружок, кружок по фото,

Хоркружок — мне петь охота,

За кружок по рисованью

Тоже все голосовали.

А Марья Марковна сказала,

Когда я шла вчера из зала:

„Драмкружок, кружок по фото

Это слишком много что-то.

Выбирай себе, дружок,

Один какой-нибудь кружок“».

У ребёнка, как правило, нет навыков тайм-менеджмента. Юный музыкант часто не может организовать себя и самостоятельно сесть за занятия. Если родители не контролируют его, он делает выбор в пользу других своих интересов: поиграть, погулять, пообщаться с друзьями. А когда нет дисциплины и регулярных занятий, это сказывается на результатах.

Наконец, ребёнок не всегда понимает, что ему действительно интересно. Классика или эстрада? А может, фольклор? Зачастую дети занимаются тем, чем им сказали родители. Став постарше, они вдруг понимают: «Как это я здесь оказался? Я не хочу этим заниматься! Мне не нравится!» Прибавим к этому подростковый бунт — и вот очередной ученик бросил музыкальную школу.

Преимущества и недостатки обучения для взрослых

Во-первых, взрослый человек точно знает, чего хочет, поэтому приходит на занятия с высокой мотивацией. Например, он всегда мечтал начать играть на флейте и теперь хочет воплотить свои желания в жизнь. Это замечательный старт для начала обучения: мотивированный музыкант будет относиться к урокам ответственнее и заниматься не из-под палки, а в своё удовольствие.

Фото: Spaskov / Shutterstock

Во-вторых, в сознательном возрасте у людей уже сложились музыкальные предпочтения. Человек делает осознанный выбор, учитывая свои интересы, и развивается в направлении, которое его действительно увлекает. Заинтересованность помогает вовлечься в процесс обучения и быстрее добиться результатов.

В-третьих, взрослые умеют распланировать и организовать учебный процесс. Например, составить удобное расписание занятий, вовремя вспомнить о домашнем задании. Также взрослому проще заставить себя практиковаться дома в пении или игре на инструменте.

«Я уже немолодой солидный дядька: семья, бизнес, всё как полагается. А тут вдруг решил научиться играть на гитаре. Но после работы так сложно было просто сесть и побренчать! Сами знаете: устал, замучился, а тут ещё эта гитара. И вот однажды я себя буквально заставил. Силком за инструмент посадил. Через пять минут я уже забыл про усталость и кайфовал от процесса вовсю! С тех пор это стало моей традицией. Теперь, даже если я сильно устал после рабочего дня, после ужина всё равно каждый вечер сажусь за гитару. Получаю большой заряд сил и эндорфинов. Можно сказать, это моя медитация».

Анонимный читатель

Однако есть и подводные камни, которые усложнят взрослому человеку обучение. В зрелом возрасте мозг менее пластичен, чем в юном, — а именно пластичность отвечает за появление новых навыков. Поэтому, например, взрослым труднее запомнить новый материал или развить мелкую моторику, которая нужна для игры на инструменте.

С возрастом суставы теряют гибкость — это тоже накладывает ограничения. У ребёнка руки быстрее подстроятся под новое положение, а взрослому человеку потребуется медленная и бережная растяжка.

Вопрос занятости, к сожалению, никуда не девается. Если дети увлекаются кружками и игрой с друзьями, то взрослые заняты работой, семьёй и другими обязательствами. В итоге время, которое взрослые могут посвятить практике и учёбе, сильно ограничено.

Наконец, у взрослых чаще возникают завышенные ожидания от себя. Ведь они привыкли оценивать свой прогресс с помощью «зрелых» стандартов. Если прогресс не появляется так быстро, как хотелось бы, это расстраивает и приводит к разочарованию.

Почему взрослым людям полезно заниматься музыкой

Музыкальные занятия приносят пользу как уму, так и душе, потому что открывают дверь в новый мир удовольствия. Вот главные преимущества, которые человек получает от изучения музыки:

  • Улучшение работы мозга. Игра на музыкальных инструментах помогает развивать память, улучшает внимание и способность долго концентрироваться на одной задаче, стимулирует создание новых нейронных связей, что позволяет сохранить гибкость ума даже в пожилом возрасте.
  • Снижение уровня стресса. Музыка помогает выплеснуть эмоции, отвлечься от повседневных забот, а также способствует выработке гормонов радости — эндорфинов. Ещё творческая деятельность снижает уровень кортизола — гормона стресса, который отвечает за нервное напряжение.
  • Развитие новых навыков. Занятия музыкой улучшают координацию движений, развивают мелкую моторику и многозадачность. Даже простейшие мелодии требуют, чтобы музыкант одновременно считывал ноты, соблюдал ритм и управлялся с инструментом — получается, мозг должен одновременно выполнять несколько разных задач. А это очень полезно для когнитивного развития.
  • Самовыражение и творчество. Музыка даёт возможность выплеснуть свои эмоции и чувства. Взрослые часто подавляют их из-за повседневного стресса, обязательств или забот, поэтому для них особенно важна отдушина.
  • Личностное развитие. Освоение нового навыка, особенно такого сложного, как музыкальное искусство, укрепляет чувство уверенности в себе. А ещё закаляет характер: занятия требуют настойчивости и регулярных тренировок.

Музыка помогает получать радость и удовольствие от взаимодействия с миром. Сегодня все мы проводим много времени за экранами смартфонов, и многим не хватает взаимодействия с физическими объектами. Хочется что-то пощупать, потрогать, повертеть в руках — это даёт ощущение покоя и контроля над своей жизнью. В этом плане музыкальные инструменты — подходящий способ замедлиться, насладиться моментом, а также поменьше взаимодействовать с экранами.

Что нужно знать взрослым о занятиях музыкой с нуля

Есть несколько универсальных советов по изучению музыки вне зависимости от выбранного направления:

  • Поначалу покупать инструмент не обязательно. Можно взять его в аренду или заниматься там, где проходят уроки.
  • Не нужно требовать от себя высочайших результатов. Главное — получать удовольствие от игры и наслаждаться первыми успехами.
  • В занятиях музыкой нет быстрого прогресса. Поэтому нужно набраться терпения и постараться не бросить затею после месяца занятий.
  • Важна регулярность. Даже 10–15 минут игры после утомительного рабочего дня помогут учиться быстрее и вскоре заметить успехи.

Более тонкие особенности обучения зависят от того, что именно человек хочет изучить: вокал, пианино, скрипку, духовые, ударные или гитару. Расскажем о самых популярных направлениях.

Вокал

Обучение вокалу во взрослом возрасте отличается от обучения в детстве, потому что взрослые уже сформировались физически и психологически. Например, ребёнок ещё растёт и развивается, и его речевой аппарат — лёгкие, гортань, трахея и сами голосовые связки — будет постоянно меняться. С одной стороны, ребёнку легче поставить правильную технику, а с другой — его голос может ломаться по мере взросления.

А вот зрелый человек уже вырос и привык извлекать звук определённым образом. Перенастроить его технику и расширить диапазон может быть труднее, но с хорошим педагогом всё реально. И от взрослого не придётся ждать сюрпризов: его голос такой, какой есть, и больше не сломается.

Фото: Veronika Kraeva / Shutterstock

Для многих оказывается неожиданностью, что пение — это не только про голос, но и про тело. Иногда приходится перестраивать осанку, учиться расслаблять мышцы во время пения, контролировать дыхание. Большинство из нас в повседневной жизни не думает о том, как мы дышим. А вот на уроках вокала придётся уделять этому много внимания.

Ещё взрослому человеку бывает сложно «отпустить себя». Многим петь попросту стыдно: им кажется, что они звучат нелепо, и они боятся сделать ошибку. Предстоит поработать над уверенностью в себе, чтобы комфортно чувствовать себя на занятиях.

Надежда

психолог


— В детстве я очень хотела учиться музыке, но родители меня не поддержали. Я получила высшее психологическое образование, поработала, а потом решила: нет, я обязательно должна научиться петь профессионально!

Я успешно закрыла этот гештальт — окончила Томский музыкальный колледж, стала концертировать и вести вокально-психологические тренинги. Теперь вокал — моя любовь.

Пианино

Сперва начинающему музыканту следует определиться, на чём он будет играть. Ученики музыкальной школы обычно занимаются на пианино. Его клавиши тонко отзываются на движения пальцев и реагируют на то, как их нажимают: слабо, посильнее, сильно, ударом или нежно. Это развивает технику игры. Однако есть и недостатки: пианино — большой и тяжёлый инструмент, так что поднять его по лестнице на нужный этаж будет нелегко. Да и не у всех есть достаточно места в квартире, чтобы его разместить.

Синтезатор — электронный аналог пианино. На нём, как правило, меньше клавиш и октав, это самый маленький и лёгкий клавишный инструмент. При покупке рекомендуется выбирать синтезатор, у которого не меньше 35 белых клавиш, то есть пяти октав. Это нужно, чтобы иметь возможность играть двумя руками более сложные композиции.

Полезный аксессуар для синтезатора — наушники. Можно играть даже ночью и не разбудить при этом соседей. Также у синтезатора много тембров, которые могут внести разнообразие, — например, воспроизвести звук флейты, маримбы, гитары, струнных и других акустических инструментов. Есть также цифровой MIDI-вход, который позволяет подключить ноутбук с открытой программой для обучения или для записи звука.

Фото: DC Studio / Shutterstock

Основной недостаток в том, что на синтезаторах у клавиш, как правило, всего два типа реакции: нажали или не нажали. Звук не будет варьироваться: невозможно сделать так, чтобы синтезатор зазвучал нежно и тихо или, наоборот, громогласно. Получается, с синтезатором музыкант не развивает технику игры, которая нужна для пианино. В более продвинутых моделях громкость звука зависит от силы нажатия, но за такую технологию придётся заплатить.

Цифровое пианино — это электронный инструмент, что-то среднее между пианино и синтезатором. Его клавиши реагируют на силу нажатия, как и у акустического аналога. А ещё есть педали, которые обогащают звучание инструмента:

  • правая — продлевает звучание нот после того, как музыкант отпустил клавишу;
  • средняя — удерживает выбранные ноты, пока остальные играют привычным образом;
  • левая — смягчает звук, делая его тише.

К цифровому пианино можно подключить наушники, а через MIDI-вход и компьютер. Да и места оно занимает меньше, чем акустическое пианино, а значит, его легче поднять в квартиру.

Для тех, кто только начинает играть на клавишных, есть методики, которые помогают быстро разобраться в нотах и их расположении на клавиатуре, например «цветные нотки». На клавиши пианино клеят разноцветные метки: на до — красную, на ре — оранжевую, на ми — жёлтую. По ним люди могут ориентироваться в инструменте, даже если не знают нотной грамоты.

Обратите внимание: положение рук при игре на пианино оказывает нагрузку на суставы. Поэтому взрослые могут сталкиваться с болью в руках или запястьях. Важно соблюдать правильную технику игры и не перенапрягать себя, чтобы не заработать травму.

Скрипка

На пианино можно за один урок научиться играть несложную песенку. А вот при игре на скрипке такой результат придёт лишь через несколько месяцев. Нужно время, чтобы привыкнуть правильно держать инструмент и смычок, освоить корректное положение рук. А до тех пор семья и соседи будут проклинать музыканта за визгливые звуки.

Фото: Miljan Zivkovic / Shutterstock

Ещё у скрипки нет ладов, как, например, на гитаре. Если музыкант на миллиметр ошибётся с постановкой пальцев, звук выйдет «грязным». Поскольку у скрипачей нет визуальных подсказок, они полагаются только на собственные уши. Ученику тоже предстоит развивать слух, чтобы отличать «чистые» ноты от фальшивых, даже если разница там — минимальные колебания тона.

Может показаться, что это очень сложно, но на самом деле слух — это всего лишь память на звуки. И педагоги хорошо знают, как её развивать. Если начинающий скрипач захочет прогрессировать быстрее, помогут занятия по теории музыки и сольфеджио. Они дадут теоретические основы, благодаря которым будет легче разобраться в практике.

Также техника игры на скрипке требует сложной координации между правой и левой рукой, ведь они выполняют совсем разные задачи: одна зажимает струны, а другая двигает смычком. Придётся наловчиться, чтобы правильно его удерживать и использовать.

Наконец, как и в случае с пианино, игра на скрипке требует физической выносливости. При ней утомляются не только запястья, но и спина: нужно удерживать инструмент на плече, а смычок — на весу. Это тоже влияет на звучание: пока человек не приспособится к нагрузке, то не сможет играть чисто, ведь у него будут уставать и дрожать руки.

Словом, предстоит потрудиться и запастись терпением. Но тем, кто давно мечтал о скрипке, достаточно спокойно заниматься в своём темпе — тогда она обязательно покорится. В таких вопросах мотивация — главный фактор успеха.

Духовые

В класс духовых инструментов входят как деревянные, — например, флейта, кларнет, гобой, — так и металлические: труба, туба, валторна. Чтобы играть на них, нужно овладеть специальными дыхательными техниками — например, диафрагмальным дыханием. Оно активно задействует диафрагму и помогает контролировать скорость выдоха. Так музыкант будет плавно выпускать воздух в инструмент, а значит, и создавать более долгий звук.

Фото: Malikova Nina / Shutterstock

Как и скрипка, духовые требуют выносливости: даже самые лёгкие инструменты нужно длительное время удерживать на весу. Такой инструмент, как туба, может весить до восьми килограмм и больше. Без должного уровня физической подготовки музыкант будет уставать от игры.

Есть и приятная новость: игру на духовых инструментах преподают в музыкальных колледжах. Туда принимают студентов без диплома об окончании музыкальной школы, причём ограничений по возрасту нет. Иногда люди приходят учиться с нуля и делают профессиональную карьеру.

Те, кто мечтает стать участником духового оркестра, могут рассмотреть валторну, трубу, тромбон, тубу. Есть некоторые физиологические особенности, которые помогают выбрать инструмент. Например, если у человека тонкие губы, ему будет легче играть на валторне.

На валторне звук извлекается через мундштук — маленькую металлическую трубочку с раструбом. Музыканту нужно прижаться ртом к мундштуку и как бы плеваться в него воздухом, по-разному сжимая и разжимая губы. Делать это гораздо проще, когда губы тонкие: чем они больше, тем труднее складывать их в нужные фигуры и регулировать ширину воздушной струи.

А чтобы управиться с массивной тубой, нужно обладать высоким ростом и большой физической силой. Зато извлекать на ней звуки намного легче, чем на валторне, и большой виртуозности не требуется.

Если же человек хочет поиграть для себя, ему обычно рекомендуют присмотреться к блокфлейте. Это лёгкий для освоения инструмент, с него юные флейтисты начинают учиться в музыкальной школе. На блокфлейте можно исполнять и простые песенки в стиле «В траве сидел кузнечик», и современные мелодии. А если хочется чего-то посложнее, то для блокфлейты написано много музыки эпохи барокко.

Ударные

Ещё один вариант — ударные инструменты. Даже разок сесть за установку, взять в руки палочки и побарабанить от души — уже отдых. А если немного поучиться технике игры, то можно ловить более глубокие инсайты: ритм вводит барабанщиков в состояние, близкое к трансу. Идеальный способ сбросить напряжение после работы и очистить голову.

Новичкам может быть интересен ксилофон: для игры на нём не обязателен тонкий слух, зато можно исполнять разнообразный репертуар. Это знал и понимал немецкий композитор Карл Орф: он создал систему обучения, которую назвал элементарным музицированием. Орф учил игре на барабанах и ксилофонах и детей, и взрослых, не делая различий по уровню музыкального таланта. Сейчас по всему миру, и в России тоже, есть «Орф-общества» — там работают творческие педагоги, которые приобщают к музыке людей всех возрастов. Формат подойдёт тем, кто любит музицировать в своё удовольствие, хочет научиться свободно импровизировать и кайфовать от своего исполнения.

Фото: PV productions / Shutterstock

Ещё взрослые часто ищут уроки игры на барабанах. Их особенность в том, что они очень шумные: такую установку невозможно разместить в квартире, иначе соседи пожалуются. Обычно люди ставят барабаны в гараж или арендуют их у частной школы.

Как и духовые, ударные требуют физической выносливости. Причём работают не только руки, но и ноги: чтобы стучать по барабану с самым низким звуком — «бочке», нужно нажимать на педаль. На особо энергичных композициях с барабанщика может сойти семь потов, поэтому ударные — это ещё и неплохой воркаут.

Гитара

Гитара — универсальный инструмент. Она подходит для разных музыкальных жанров: рока, попа, блюза, джаза, классики, поэтому на ней могут играть люди с любыми предпочтениями.

Умение играть на гитаре открывает новые возможности для общения и знакомств с другими людьми. Можно участвовать в джемах и уютных квартирниках или просто собираться с друзьями у костра, чтобы спеть лучшие песни группы «Кино».

Вообще, желание освоить любимую композицию — частый стимул для тех, кто начинает занятия. Поэтому прогресс видеть очень легко: выучишь одну песню — сумеешь играть её и петь с друзьями. К счастью, в интернете можно найти ноты и видеоуроки для любого трека. А если человек не владеет нотами, подойдут схемы аккордов или табы — они понятно отображают постановку пальцев на грифе гитары.

Фото: krakenimages.com / Shutterstock

Всего нескольких композиций достаточно, чтобы освоить базовые навыки игры. А дальше это похоже на конструктор LEGO: из одних и тех же «кирпичиков» можно складывать самые разные песни. Поэтому гитара — один из самых популярных инструментов среди взрослых людей.

Ярослава

пишущий редактор


— Когда я только начинала играть на гитаре, у меня сильно болели пальцы. Они не привыкли зажимать струны, поэтому сперва было трудно. Через 2–3 недели занятий кожа огрубела, на пальцах появились мозоли, и боль прекратилась.

А однажды я перестаралась: после долгого перерыва взяла гитару в руки и играла весь вечер, на радостях не могла себя оттащить. Наутро левое запястье распухло. Врач диагностировал растяжение связок. Пришлось на время взять паузу. Так я убедилась: регулярность и умеренность очень важны — так руки успевают привыкнуть к нагрузке.

Где взрослый человек может учиться музыке

Есть несколько возможностей начать обучение вокалу или игре на музыкальном инструменте:

  • Обратиться в государственное учебное заведение. Например, это может быть музыкальная школа или школа искусств, музыкальное училище, колледж, дом творчества. Достаточно позвонить и уточнить, работают ли они со взрослыми на условиях договора, то есть платно. Это будет точно дешевле, чем нанять частного педагога. В крайнем случае можно попросить контакты педагогов — наверняка кто-то из педсостава занимается частной практикой.
  • Найти репетитора. Важно выбрать преподавателя, близкого по характеру и интересам. На начальном этапе лучше заниматься вживую, а не в онлайне: для правильной постановки рук нужен физический контакт. Так учитель сможет наглядно показать, как нужно играть на инструменте, и поправить положение рук и пальцев, если что-то не так.
  • Записаться в частную школу. Здесь вам могут предложить занятия в мини-группах. Также, возможно, уроки по системе абонемента будут более выгодными, чем индивидуальные занятия с репетиторами.
  • Посмотреть видеоуроки. Можно найти платные и бесплатные ролики, которые помогают разучить отдельное произведение, развить слух и технику, освоить сложный навык. Этот вариант подходит тем, кто уже учился очно либо когда-то ходил в музыкальную школу. Если у человека нет начальных навыков, то без обратной связи с учителем будет непросто: никто не укажет на ошибки, не ответит на вопросы. Также без педагога начинающий музыкант рискует развить неверную технику, которую впоследствии будет нелегко исправить.

Помните: учиться никогда не поздно. Главное — не забывать, что музыка — и «В траве сидел кузнечик», и «Группа крови», и вальсы Штрауса — не про страдание, а про удовольствие. Если вы пришли учиться музыке в зрелом возрасте, наслаждайтесь процессом. Играйте, творите. Это ваше место силы.

Жизнь можно сделать лучше!
Освойте востребованную профессию, зарабатывайте больше и получайте от работы удовольствие.
Каталог возможностей
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована