Музыка
#подборки

16 релизов сентября: провал Кэти Перри, Леди Гага и «Джокер», новый голос Linkin Park

А ещё новые песни The Weeknd и посмертный альбом Sophie.

Иллюстрация: Оля Ежак для Skillbox Media

Первый месяц осени оказался богат на значимые релизы — ими отметились многие поп-звёзды: Кэти Перри выпустила альбом «143», который не смог вернуть её в пантеон мегазвёзд, Леди Гага порадовала неожиданным релизом Harlequin, вдохновлённым её ролью в «Джокере», а The Weeknd двумя синглами прогрел публику перед выходом нового альбома. Но и помимо них было много интересного: поток записей в русском рэпе, возвращение рок-ветеранов, релизы современных электронных классиков.

Поп


Katy Perry — «143»

Альбом «143» для Кэти Перри не задался ещё на этапе промо: песня Woman’s World с феминистским посылом показалась фанатам и критикам банальной, а её клип посчитали скучной эксплуатацией повестки. Более того, песню про сильных женщин спродюсировал Доктор Люк, которого певица Кеша публично обвиняла в сексуальном насилии. Это совершенно не сочеталось с посылом песни и вызвало шквал критики.

Остальной альбом оказался не таким скандальным: он получился просто самоповтором. Кэти снова привлекла продюсеров, которые сделали её звездой, включая Люка и Макса Мартина. Только вот по «143» видно, что они не знают, как дальше развивать карьеру Кэти. Певица попробовала вернуться к своей классической формуле успеха из начала 2010-х, но она уже не работает: электро-поп-начинка застряла в прошлом, цепкие припевы не написались, праздничных и сексуальных хитов нет. Как итог — Кэти Перри вновь провалилась в чартах, где успехов у неё не было с 2017 года. Кажется, её время на поп-сцене окончательно ушло.

Lady Gaga — Harlequin

Релиз альбома без предупреждения и промо от звезды уровня Леди Гаги — явление редкое. Пусть даже это и не новый большой альбом, а, по сути, альбом каверов с двумя оригинальными песнями. Впрочем, в случае с Гагой такой релиз — это не подачка для фанатов, которые не могут дождаться нового альбома. Тут одновременно и мощное промо для нового «Джокера», в котором Гага играет Харли Квин, и способ исследовать свою героиню с помощью музыки.

По большей части Harlequin повторяет свинговые эксперименты Гаги из её альбомов с Тони Беннеттом, но местами певица уходит в соул или софт-рок. Похожим образом был устроен саундтрек к первому «Джокеру»: действие фильма происходило в 1980-е, но в нём играло более давнее ретро, причём очень разнообразное, от Фрэнка Синатры до Cream. «Джокер: безумие на двоих» будет мюзиклом, а поэтому такое разнообразие стало ещё актуальнее — оно настраивает на причудливый ретровайб фильма.

The Weeknd — Dancing in the Flames и Timeless

В сентябре The Weeknd выпустил две песни из грядущего альбома Hurry Up Tomorrow, который должен выйти до конца года. От промокампании осталось ощущение скомканности. Ранее Эйбелу в раскрутке альбомов помогали яркие образы: красный пиджак и огромные очки из клипа Blinding Lights, состаренное лицо с обложки Dawn FM. А что мы запомнили из клипа на Dancing in the Flames? В первую очередь рекламную плашку от Apple — мол, клип-то снят на айфон, а качество потрясающее, вау!

Если же говорить только о музыке, то можно заметить, что и от неё остаётся ощущение скомканности. Dancing in the Flames по сути — тот же синти-поп в духе восьмидесятых, который был в последних альбомах The Weeknd, разве что ударные пожёстче стали, но в целом Эйбел сохраняет мечтательно-ностальгическое звучание.

Второй за месяц сингл Timeless — путешествие уже на совсем другую территорию, одновременно в прошлое и в будущее. В нём есть влияние космотроники восьмидесятых, но при этом он звучит как футуристичный хип-хоп: на это значительно повлиял Playboi Carti на фите. После такого хода можно ждать от нового альбома экспериментов.

London Grammar — The Greatest Love

Британское трио London Grammar частично отложило в сторону фишки, которые выделяли его на сцене инди-попа. Речь о сочетании холодных фортепианных баллад и более весёлых, почти танцевальных треков под минималистичные гитарные риффы. Первое, конечно, осталось, ведь это основа London Grammar и знакома среда обитания для вокалистки Ханны Рид. А вот вместо второго появились непривычные новинки.

Чтобы альбом не состоял из одних лишь баллад, в London Grammar добавили в некоторые песни брейкбит (House), слои синтезаторов (Into Gold) и механистичные 808-е драм-машины (Ordinary Life и LA). Пожалуй, The Greatest Love можно назвать самым минорным альбомом группы. При этом Ханна Рид не погружается в депрессию, а звучит даже успокаивающе.

Хип-хоп


Future — Mixtape Pluto

Future вошёл в свою самую продуктивную эру — это уже третий его релиз за год после двух масштабных альбомов с продюсером Metro Boomin. Они задали новый стандарт в карьере Future — Metro Boomin написал невероятно богатые звучащие биты с проработанными аранжировками и винтажными семплами. Альбом Mixtape Pluto не пытается заходить на территорию таких лакшери-битов — над ним работали другие продюсеры, преимущественно Southside и Wheezy.

Однако в нём всё равно есть след альбомов We Don’t Trust You и We Still Don’t Trust You. В центре микса не мелодические поиски, а низкие басы и грузные ударные.

Gone.Fludd — Fluddality

В современном русском рэпе три года на запись альбома — срок настолько большой, что за это время есть риск или проворонить тренды, или потерять своё обаяние. Особенно Гон Фладду, которого в 2019-м и 2020-м эксперименты привели не туда. Фладду надоел его «мультяшный» образ, поэтому он выпустил альбомы «Одиночная психическая атака» и Voodoo Child. Работы должны были стать более мрачными и техничными, но получились лишь невзрачными.

В 2021-м Фладд восстановил баланс мини-альбомом Lil Chill, который по степени игривости был наравне с его главными хитами «Мамбл» и «Кубик льда», а затем выдал бэнгер Traxxxmania. Но сейчас Фладд угодил в ту же ловушку: медленные и невзрачные биты, в которых голос звучит бледно. Когда в песне «Ути-пути» появляется Олег ЛСП, сразу становится заметна разница между рэпером, для которого такие биты органичны, и рэпером, который будто заставляет себя читать на них. Даже потенциально хитовые и расслабленные песни вроде «Секвойи» звучат слишком уж замедленно.

Разные артисты — «Борис Рыжий. В России расстаются навсегда»

Трибьюты поэтам в современной России обычно получаются мультижанровыми: вспомнить хотя бы «Сохрани мою речь навсегда» в честь Осипа Мандельштама, объединивший музыкантов от Леонида Агутина до Shortparis. Однако трибьют Борису Рыжему — особый случай. «Грязные» уличные стихи Рыжего, которого называли «последним советским поэтом», идеально подошли только для хип-хопа — всё дело в схожести эстетик. Рыжий писал про пьяниц и хулиганов, бродяг и рынки, жизнь подворотен, но делал это как экзистенциалист, а не как документалист. Самые натуралистичные строчки удачно озвучили такие рэперы, как Metox, Нина Потехина и Movec, а философские — Слава КПСС, Pyrokinesis, Евгений Алёхин из «Макулатуры» (под ником Chonyatsky).

В альбом вошли отрывки с голосом самого Рыжего, а также 14 треков от рэперов. Кто-то взял лирику Рыжего без изменений, а кто-то добавил свои строки на злобу дня. Грубые стихи Рыжего подошли и для брутального олдскула, и для абстрактно-экзистенциальных треков с гитарами и психоделическими эффектами. Самый необычный трек записал Слава КПСС — стихотворение «Автомобиль» у него превратилось в танцевальный гэридж. А дух поэтики Рыжего лучшим образом наложился на классическую для старого русского рэпа грустную скрипку — у Патрина в песне «В России расстаются навсегда».

Horus — «Станция Крепёжная — 2»

В 2010-х Хорус сделал себе имя на экзистенциальном хип-хопе под стильный продакшен от дуэта Dark Faders, который также писал музыку для рэпера ATL. Он долго не менял стиль и читал под плюс-минус одинаковые биты, копаясь в темах одиночества и отчаяния. Но в 2023-м он неожиданно сменил направление творчества и выпустил альбом «Станция Крепёжная», целиком посвящённый тюрьме (в которой Horus никогда не сидел). Биты упростились, в музыке появились элементы шансона, а Хорус проходился по классическим блатным историям: от криминальной жизни до арестантской любви.

Сиквел альбома ещё глубже ныряет в тюремную эстетику. Хорус сохраняет фирменную экзистенциальность и тоску, даже читая про зэков. При этом он старательно вживается в роль настоящего бандита, в подробностях описывая путь от нормальной жизни до тюрьмы, жизнь за стенами лагеря и образ мысли зэков, жалующихся на молодёжь, у которой нет никаких понятий.

Зачем это нужно Хорусу? В какой-то мере он возвращает своё начало 2010-х, когда он под ником «Луперкаль» читал в группе «Проект Увечье». Тогда он писал не про одиночество и депрессию, а про политику и социалку, причём ещё и с очевидным ультраправым уклоном. Если сравнить новый материал Хоруса с теми куплетами, то можно принять его новое альтер-эго не просто как творческое развлечение, но ещё и как высказывание о том, что в современной России растёт роль тюремных понятий, а перспектива уехать за решётку стала ближе практически для всех.

Рок


Linkin Park — The Emptiness Machine

Возвращение Linkin Park — одно из самых ярких рок-событий 2024-го, без вариантов. А заодно и самое спорное: фанатов рассорило решение Linkin Park выпускать новую музыку под старым названием после смерти Честера Беннингтона.

Особый интерес вызывает выбранная замена — едва ли не впервые в истории звёздная рок-группа заменяет вокалиста-мужчину на женщину, Эмили Армстронг из группы Dead Sara. Это решение снимает часть вопросов по поводу уважения к Честеру Беннингтону: любого мужчину сравнивали бы с Честером, и результат такого сопоставления, очевидно, был бы не в пользу его сменщика. Но, как уже показала песня The Emptiness Machine, с Эмили Армстронг ощущения от Linkin Park совсем другие.

Да, типичная структура песен не изменилась и сама Эмили выдаёт схожую с Честером подачу — переходит от чистого пения к крику. Однако её голос более хриплый и менее надрывный, отчего эмоциональная палитра Linkin Park смещается от абсолютной боли к ощущению, будто с этими страдания можно справиться. Это новый взгляд на группу как вокально, так и идейно.

Nightwish — Yesterwynde

Альбомы Nightwish становятся всё эпичнее и эпичнее: на этот раз оркестровую инструментальную версию сделали для всех треков. И речь не только о музыке — благодаря хору и оркестру в песнях появилось ощущение огромного пространства и размаха. Во многом альбом Yesterwynde стал таким массивным благодаря гуманистической лирике, воспевающей разум и волю человека.

Это заметно уже по названию. Туомас Холопайнен, клавишник и главный автор Nightwish, придумал для заглавия своё слово. «Yesterwynde» описывает его трепет от осознания того, как огромно и богато прошлое и сколько в нём можно найти интересных сюжетов. Также это слово подчёркивает то, что всё сущее движется к своей смерти. Однако посыл нового альбома Nightwish в том, что у людей есть силы с этим бороться. Холопайнен поёт гимны научному гению, посвящая целую песню антикитерскому механизму, а также восхищается тягой к жизни, рассказывая про группу подростков, которые полтора года выживали на необитаемом острове.

David Gilmour — Luck and Strange

Новые альбомы классиков прогрессивного рока — особый тип «пенсионного» творчества. Большинство ветеранов уже не могут выдать той мощи, на которую были способны ранее, и поэтому играют что-то более лёгкое или менее техничное. С прогерами это заметно ещё сильнее, ведь в 1970-х они вознесли себя выше всего остального рока, создавая невообразимо сложные по форме, записи и исполнению композиции.

Прогеры на фоне остальных рокеров были как классические композиторы. Но вот прошло время, эксперименты сдуло ветром, и обнажилась изначальная простота рока. Альбом Luck and Strange Дэвида Гилмора из Pink Floyd иллюстрирует этот тезис. Хоть в альбоме и хватает длинных песен, их основу составляют не сложные структуры или переплетения множества инструментов, а довольно простая работа с гитарой. В руках Гилмора она звучит блюзово, что возвращает Гилмора к истокам рока. Соло-партии создаются только на основе чистых и проработанных до деталей мелодий, которыми можно наслаждаться, не отвлекаясь на что-то ещё. Такой вот прогерский минимализм.

God Is An Astronaut — Embers

Построкерам трудно расширять своё творчество — слишком уж устойчива форма жанра, основанная лишь на инструментальных проигрышах и тремоло. Зато песни можно углублять и прорабатывать, насыщая звуковую текстуру необычными находками. Хотя Embers для God Is An Astronaut — уже 11-й альбом, сейчас ирландцы нашли приёмы, к которым ни они, ни коллеги по построку не обращались ранее.

God Is An Astronaut привнесли в построк добрую долю психоделичности. Группа использовала ламповый усилитель 1964 года и винтажные фузз-педали, которые помогли создать более плотный и плывущий звук. Длинные гитарные партии дополнены включениями ситара и цитры, а акустическая гитара немного разряжает пространство и создаёт спокойные части для отдыха слушателя от постоянного трипа.

Электронная музыка


Fred Again — Ten Days

Fred Again снова сделал всё то, за что его полюбили. Меланхоличная смесь хауса и гэриджа описывает жизнь Фреда за последний год — но не какие-то крупные события, а маленькие и очень личные детали вроде случайных сообщений от друзей, которые и составляют для Фреда радость жизни. 10 треков разбавляют 10 записей разговоров с друзьями — то же самое Фред делал в серии альбомов Actual Life, благодаря которой он и стал звездой. Знакомые ритмы, вдохновляющие синтезаторные мелодии — ничего нового.

Можно сказать, что Фред оттачивает свой стиль, но он так прост и предсказуем, что возникает скорее ощущение самоповтора. Такая претензия может странно звучать по отношению к диджею, ведь электронщики могут годами играть одно и то же и всех всё устраивает. Однако Фред пытается быть больше, чем просто электроника, — эта музыка не только заставляет тебя танцевать, но и разговаривает лично с тобой, как со своим другом. Эта эмоциональность стала силой Фреда, но из-за многочисленных повторений превратилась в слабость.

Jamie xx — Waves

Если описать альбом Jamie xx одним словом, то им будет «переосмысление». Джейми давно играл на ностальгии по истории рейв-культуры, показывая её холодную и мрачную изнанку. А вот новый альбом Waves вобрал весь спектр эмоций, который когда-либо показывала танцевальная электроника. К тому же Джейми воспроизвёл тропы множества олдскульных жанров, соединив их с чем-то противоположным.

Тон идеально задаёт первый трек Wanna. Джейми берёт семпл из песни Ripgroove, классики гэриджа и британской рейв-сцены, а затем прерывает его меланхоличным фортепиано. Такие эмоциональные качели продолжаются весь альбом, параллельно кидая слушателей по музыкальной истории: от хауса к диско, от гэриджа к космотронике, а вокалисты поют то как в инди-попе, то как в соуле. При этом все звуки как бы немного приглушены, покрыты слоем пыли, что подчёркивает концепт ностальгии.

Sophie — Sophie

Софи погибла в 2021 году в результате несчастного случая, когда ей было всего 24 года. За свою карьеру она успела оказать огромное влияние на современную музыку — причём как на мейнстримный поп, так и на экспериментальную электронику. Софи одной из первых придумала киберпоп будущего, в котором в структуру поп-песен встраиваются неестественные и «сладкие» звуки глитчевой электроники, звучащей как скрежет огромного робота с истёршимися деталями.

Этот альбом стал только вторым полноформатником Софи, и он же, видимо, станет последним. Почти все песни уже были готовы на момент смерти Софи, а закончил работу её брат Бен Лонг, который был её студийным инженером. Посмертный альбом вобрал всю палитру творческих приёмов Софи, которую щедро обогатили приглашённые гости — они тут в каждом треке. Единым знаменателем пластинки остаются разве что лязгающие эффекты, а музыкально песни склоняются к разным жанрам: хип-хопу, попу, эмбиенту, техно.

«Лауд» — «ХаусГолосЗвук 4»

У «Лауд» два режима. Начинало «Лауд» в 2016-м как трио модных электронных продюсеров, у которых есть и дип-хаус, и хип-хаус, и фиты с модными рэперами вроде Boulevard Depo и i61. Так звучала серия альбомов «ТанецГолосЗвук». Но потом участники «Лауд» открыли в себе талант к написанию поп-музыки, в альбоме «Красный рассвет» показав себя настоящим бойз-бендом. Новый альбом отражает оба таланта группы, но не по отдельности, а в синтезе.

Теперь хаус-песни «Лауд» больше ориентированы на цепкие припевы с поп-потенциалом. Реализовать его помогает яркая толпа приглашённых звёзд, с которыми «Лауд» делит микрофон. Gone.Fludd необузданно скачет по быстрому биту, DJ Stonik1917 создаёт расслабленную атмосферу, вокальные гармонии Cream Soda сливаются с битами «Лауд». Антоха MC наговорил абсурда, будто в него вселился Паша Техник, а вот с Тосей Чайкиной получилась настоящая поп-песня с мягким битом и гитарной партией.

Учитесь в Skillbox бесплатно

Пробуйте новые профессии и навыки, а платите тогда, когда найдёте своё.

Выбрать курс
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована