Кто на самом деле написал Реквием Моцарта
Неужели Сальери?
Иллюстрация: Freepik / Wikimedia Commons / Colowgee для Skillbox Media
У каждого великого произведения есть автор: Лунную сонату написал Бетховен, посмертный ноктюрн — Шопен. Однако бывают и такие сочинения, где авторство стоит под вопросом. Как ни странно, среди них знаменитый Реквием Вольфганга Амадея Моцарта.
В этой статье вы узнаете:
- почему Моцарт не смог его завершить;
- из каких частей состоит Реквием;
- что с ним было после смерти Моцарта и кто его дописал;
- зачем композицию пытаются восстановить;
- почему Реквием — великое произведение;
- где послушать Реквием в хорошем исполнении;
- что почитать о Моцарте.
Подписывайтесь на телеграм-канал «Ты как?». В нём наши коллеги душевно и научно рассказывают о психологии и саморазвитии, а мы по выходным будем делиться там свежими подборками фильмов и музыки 🙂
Как Моцарт создавал Реквием
В июле 1791 года в доме Вольфганга Амадея Моцарта объявился странный гость. Худой высокий человек в сером плаще принёс композитору письмо с заказом. В нём анонимный господин просил Моцарта написать реквием.
Читайте также:
Человек в тёмной одежде и заупокойная служба — таинственность этой встречи захватила воображение Моцарта. С тех пор ему постоянно виделась фигура посланника, который торопил его закончить реквием:
Моя голова раскалывается, разговариваю с трудом и не могу отогнать от глаз образа неизвестного. Постоянно вижу его перед собой, он меня умоляет, торопит, с нетерпением требует от меня работу.
Фрагмент письма Моцарта, сентябрь 1791 г.
Помимо Реквиема, нужно было дописать и другие произведения. Как только Моцарт их закончил, погребальная месса стала его одержимостью: он работал, не щадя сил, и доводил себя до полного изнеможения. Тогда жена Констанца отбирала у него перо: она считала, что работа над Реквиемом вредила и без того слабому здоровью Моцарта.
Временами композитор чувствовал себя так плохо, что не мог встать с постели. В эти моменты он говорил близким, что пишет заупокойную службу для своих похорон.
…передо мной моя погребальная песнь. Не могу оставить её незавершённой.
Фрагмент письма Моцарта, сентябрь 1791 г.
Увы — композитор не успел закончить свой последний шедевр. Смерть пришла за ним в ночь с 4 на 5 декабря 1791 года в Вене. Лишь некоторые части Реквиема написаны Моцартом, над остальными работали другие композиторы.
Но чтобы понять, насколько велик вклад Моцарта, сперва нужно разобраться в структуре произведения.
Из каких частей состоит Реквием Моцарта
Как правило, реквиемы состоят из девяти частей. Конечное число варьируется в зависимости от местных традиций или предпочтений композитора. Моцарт задумал собственную структуру:
- Интроит — входное песнопение, которое открывает мессу.
- Кирие элейсон — молитва «Господи, помилуй».
- Секвенция Dies irae — средневековый текст, который стал неотъемлемой частью католического реквиема. В него входят:
- Dies irae — описание Судного дня.
- Tuba mirum — трубный глас созывает всех на суд.
- Rex tremendae — воззвание о милосердии.
- Recordare — воззвание о прощении.
- Confutatis — мольбы даровать усопшему место в раю.
- Lacrimosa — дословно переводится как «слёзная» — самая эмоциональная и известная часть Реквиема Моцарта.
Читайте также:
- Офферторий — начало таинства причащения, когда на алтарь выносят хлеб и вино. Обязательная часть любой католической службы, даже заупокойной. В офферторий Моцарта входят:
- Domine Jesu — молитва освободить душу от мук ада.
- Hostias — прошение даровать жизнь в раю.
- Санктус — верующие присоединяются к ликованию ангелов.
- Бенедиктус — обычно входит в санктус, но Моцарт вынес эту часть отдельно.
- Агнус деи — священник преломляет хлеб, который символизирует плоть Иисуса Христа.
- Коммунио — завершение мессы, когда прихожане причащаются хлебом и вином.
Итого в Реквиеме Моцарта четырнадцать частей. Интересно, что по сравнению с традиционной мессой композитор сократил интроит, зато расширил тему Судного дня.
Что было с Реквиемом после смерти Моцарта
Жена композитора Констанца понимала: Реквием нужно дописать, иначе она не получит деньги за заказ. Поэтому после смерти мужа она поручила задачу Йозефу Эйблеру. Ученик Гайдна и Сальери, этот австрийский композитор дополнил инструментовку в Confutatis и добавил два такта в Lacrimosa, а затем отказался от работы.
Потом доработкой реквиема занялся ученик Моцарта — Франц Ксавер Зюсмайер. Последний год жизни композитора он проживал в его доме и ассистировал при написании двух опер: «Милосердие Тита» и «Волшебная флейта». Моцарт часто наигрывал или напевал темы, которые приходили ему в голову, поэтому историки предполагают: Зюсмайер знал его идеи о том, как продолжить Реквием. В автографе Моцарта Lacrimosa обрывалась после восьмого такта, но Зюсмайер дописал её — а также части Sanctus, Benedictus и Agnus Dei.
Наконец Констанца передала завершённый реквием заказчику. Им оказался граф Франц фон Вальзегг цу Штуппах, а загадочным посланником — его управляющий Лойтгеб. Граф Вальзегг регулярно покупал работы у талантливых композиторов и выдавал за свои. Реквием он заказал в память о своей жене Анне фон Фламберг, умершей в феврале 1791 года. Получив партитуру, он лично переписал её своим почерком и начертал на ней: «Сочинено графом Вальзеггом».
Вскоре знаменитое издательство «Брайткопф и Хертель» решило издать Реквием Моцарта по оригинальному тексту. Оно обратилось к вдове Констанце, и та передала ноты в редакции Зюсмайера. Тут граф Вальзегг раскрыл себя. После издания он обратился к Констанце с просьбой компенсировать свои убытки, так как всему миру стало известно, кто написал Реквием.
Кого на самом деле следует считать автором Реквиема
Моцарт полностью закончил лишь первые две части. Он также проделал большую работу над частями Dies Irae: выписал вокальные голоса, сделал некоторые пометки, но полная инструментовка отсутствовала. В целом, Моцарт при жизни написал примерно половину Реквиема. Остальное дописали за него Эйблер и Зюсмайер.
Вопрос об авторстве произведения поднимался много раз. Например, всех немного запутало то, что у Зюсмайера и Моцарта очень похожий почерк. Эксперты не сразу смогли отличить, где заканчиваются записи учителя и начинается вклад ученика.
Читайте также:
Достоверно неизвестно, были ли у Зюсмайера нотные наброски или эскизы Моцарта, по которым можно было дописать Реквием. С другой стороны, Моцарт исполнял его дома со своими друзьями — наверняка Зюсмайер ему помогал или хотя бы слышал, как учитель играет?..
Вопросов тут больше, чем ответов. Но мы до сих пор не можем точно сказать, где Зюсмайер сохранил волю учителя, а где писал свою музыку.
Как современники пытаются восстановить Реквием
В дописанных Зюсмайером частях специалисты находят недостатки. Хотя это достойное произведение, ученик всё же уступал своему гениальному учителю. Поэтому возникла идея восстановить подлинно моцартовский Реквием. Но композитора давно нет в живых, а оригинальная партитура практически не сохранилась — любая интерпретация обречена быть лишь фантазией на тему.
Попытку реконструкции сделал Ричард Мондер во второй половине XX века. Он приблизил музыку частей Зюсмайера к оригинальному стилю Моцарта, а также добавил фрагмент Amen, который должен был идти в секвенции после Lacrimosa. Причём эта часть восстановлена по сохранившемуся с XVIII века наброску, где Моцарт выписал хоровые голоса.
Подобные попытки делают и другие композиторы. И всё же Реквием чаще исполняется в редакции Зюсмайера. Именно эта версия распространилась по всему миру и известна с XVIII века.
Почему Реквием — великое произведение
Для Моцарта смерть была не абстракцией, а давней подругой, которая часто его навещала. В своей семье он был седьмым ребёнком; пятеро его братьев и сестёр погибли во младенчестве. Среди шестерых детей Моцарта выжили только двое. Поэтому Реквием — глубоко личное размышление о самом страшном, что ждёт любого в конце пути.
В своём последнем сочинении Моцарт открывается не только как христианин, но и как человек с огромным миром чувств. Эту глубокую боль испытывает каждый, кто соприкасается со смертью или стоит на её пороге. В Реквиеме мы слышим и человеческий ужас в Судный день, и веру в божественный свет, и боль утраты, и скорбное страдание.
Произведение очень сильное по степени воздействия на аудиторию. Каждый слушатель и каждый исполнитель могут открыть в нём что-то своё: сокровенное, трагичное, личное. А главное — в нём мы можем услышать, как звучит смерть.
Где послушать Реквием
Реквием Моцарта, «очищенный» от вмешательства Эйблера и Зюсмайера. Начиная с Dies Irae, аранжировка иногда сводится лишь до сочетания баса и вокальных голосов. А части Lacrimosa и Amen обрываются так же неожиданно, как оборвалась жизнь композитора.
Исполнение хором Берлинской капеллы под руководством знаменитого австрийского дирижёра Герберта фон Караяна. Эта интерпретация отличается открытой эмоциональностью у солистов. Чувства словно постоянно прорываются наружу, человек не в силах сдерживать страдание.
Исполнение Реквиема в базилике Святой Мадлен. Поёт Зальцбургская камерата, дирижёр Пьер Као. Зальцбург — город, в котором Моцарт родился — принимает и исполняет его прощальный реквием. Камерное, светлое исполнение без открытого, надрывного страдания.
Небольшой, но очень профессиональный коллектив — оркестр «Виртуозы Москвы» под руководством Владимира Спивакова исполняет Реквием на фестивале в Кольмаре (Франция) в 1998 году. В хоре участвуют детские голоса, что придаёт особый колорит звучанию.
И снова оркестр «Виртуозы Москвы», но под управлением митрополита Иллариона. Одно из самых современных исполнений, проникнутое особой одухотворённостью, трагизмом и вечной скорбью.
Что почитать о Моцарте
- Борис Кремнев, «Моцарт» — биография, написанная живым литературным языком.
- Дэвид Вейс, «Убийство Моцарта» — интересная детективная история о фактах смерти композитора.
- А. С. Пушкин, «Моцарт и Сальери» — нетленная классика о двух выдающихся композиторах, зависти и музыке.
- Дэвид Вейс, «Возвышенное и земное» — роман в двух томах о времени Моцарта, его жизни и биографии. Написан как художественное произведение, легко читается.
- Георгий Чичерин, «Моцарт. Исследовательский этюд» — книга известного советского дипломата поможет по-новому взглянуть на музыку композитора, освободившись от шаблонов. Содержит специальную терминологию.
- Герман Аберт, «Моцарт» — самая солидная монография в двух томах. Подойдёт только подготовленному читателю.
Учитесь в Skillbox бесплатно
Пробуйте новые профессии и навыки, а платите тогда, когда найдёте своё.
Выбрать курс