Скидки до 60% и 3 курса в подарок 0 дней 00 :00 :00 Выбрать курс
Музыка
#статьи

Людвиг ван Бетховен: гений, победивший тишину

Отец-алкоголик, благословение Моцарта и пятая симфония — самое важное и интересное о жизни и творчестве великого композитора.

Иллюстрация: Karl Jäger / Diana Ringo / Ludwig van Beethoven / Library of Congress / Wikimedia Commons / Дима Руденок для Skillbox Media

Музыкальный путь Бетховена можно проиллюстрировать словами Сенеки: «Non est ad astra mollis e terris via» («Не гладок путь от земли к звёздам»). Судьба приготовила для него множество испытаний: горе-учителей, что ночью после пивнушки заставляли его играть до утра, смерть матери и необходимость взять на себя ответственность за отца и двух братьев в 17 лет, прогрессирующую глухоту в самом расцвете сил, многочисленные любовные разочарования и одиночество. Но спустя почти 300 лет после смерти Бетховена его музыка всё так же трогает сердца слушателей.

В этой статье расскажем:

Подписывайтесь на телеграм-канал «Ты как?». В нём наши коллеги душевно и научно рассказывают о психологии и саморазвитии, а мы по выходным будем делиться там свежими подборками фильмов и музыки.

Детство и юность Бетховена

Людвиг ван Бетховен, будущий великий композитор, родился 16 декабря 1770 года, в немецком (а тогда ещё австрийском) городе Бонне, на берегах Рейна. Предки Бетховена происходили из местечка Мехельн, которое сейчас относится к территории Бельгии. Большинство из них были простыми ремесленниками и торговцами, однако дед Бетховена, Людвиг-старший, стал первым профессиональным музыкантом в семье.

По всей видимости, Бетховен-старший обладал действительно незаурядным музыкальным талантом: несмотря на происхождение и недостаточное образование, он получил должность капельмейстера. В то время это была престижная и высокооплачиваемая работа.

В течение 60 лет дед Бетховена, а потом и его отец Иоганн находились при дворе Бонна на службе у курфюрста. И композитор на протяжении всей жизни хранил глубокое уважение к деду, основателю их музыкальной династии.

Людвиг ван Бетховен — старший, портрет кисти Леопольда Раду, 1773 год
Изображение: Leopold Radoux / Wien Museum

Отец Иоганн и мать Мария Магдалена назвали сына Людвигом в честь деда. Однако отец тоже сыграл в жизни Бетховена-младшего огромную роль. Сначала мальчик посещал обычную школу, но когда ему исполнилось четыре года, отец разглядел у него выдающиеся музыкальные способности и загорелся идеей сделать из сына второго музыкального вундеркинда, такого же как Моцарт. После этого Людвигу пришлось забыть про учёбу, посвятив практически всё своё время обучению музыке.

Читайте также:

Почему Моцарт гений

В 1778 году (Людвигу шёл восьмой год), отец представил его на концерте как шестилетнего вундеркинда, намеренно преуменьшив возраст сына. К сожалению, сенсации не получилось — публике понравился талантливый мальчик, но не более того.

Семья не теряла надежды и в 1781 году предприняла поездку в Голландию. Людвиг играл в богатых домах, получал тёплый приём и подарки, однако никакого существенного влияния на материальное положение семьи поездка не оказала. Меценаты не обратили на него внимания, — возможно, не хватило талантливого импрессарио.

Стало очевидно, что для музыкальной карьеры, о которой мечтал отец, необходимо тщательное и систематическое обучение у мастеров. Заниматься с юным гением вызвались двое друзей отца — Тобиас Пфайфер и Франц Ровантини. Они действительно дали ему начальные навыки игры на клавире и флейте, но на самом деле не столько занимались с Бетховеном, сколько вредили. Тобиас и Франц могли отправиться с отцом Бетховена в пивнушку, вернуться оттуда за полночь, вспомнить, что ещё не занимались с Людвигом, разбудить его и заставить играть до утра.

Школу Бетховен посещал только до десяти лет, и то несистематически. Среднего образования он не получил, однако в течение всей жизни занимался самообразованием, изучал труды Гёте, Шиллера, Гомера, Плутарха, Шекспира. В юности он бегло читал по-латыни и переводил Цицерона, говорил и писал по-французски и по-итальянски (правда, не без ошибок). Научился играть на фортепиано, скрипке, альте и органе, клавесине и клавикорде, но произведения писал в первую очередь для фортепиано и скрипки.

Первым компетентным и мудрым наставником и советником будущего композитора стал Христиан Готлоб Нефе. Он помог Бетховену освоить исполнительство на органе так хорошо, что тот даже некоторое время служил органистом в церкви. Впоследствии Бетховен не создавал органных сочинений, однако с большим почтением относился к этому инструменту. Вот такой показательный диалог у него произошёл с известным органистом в 1825 году, на закате жизни композитора:

Фройденберг: «Бах — это идеал органиста».

Бетховен: «Я тоже много играл в юности на органе, но мои нервы не выдерживали мощи этого гигантского инструмента. Если органист является мастером на своём инструменте, то я ставлю его превыше всех виртуозов».

Л. В. Кириллина, «Бетховен. Жизнь и творчество», том 1

Орган и скрипка были не единственными инструментами, которые освоил талантливый юноша. Нефе познакомил Бетховена с творчеством Баха и штудировал с ним на клавире ХТК.

Читайте также:

Это что за ХТК?

В 1783 году, когда ему было 13 лет, Бетховен познакомился с семьёй Брейнингов, которые стали его друзьями и покровителями. Именно Елена Брейнинг, вдова и глава семейства, несмотря на аристократическое происхождение, приняла его как равного и относилась к нему с нежностью. А её дети, особенно младшие, дружили с Бетховеном и брали у него уроки, хотя многие считали его диковатым и нелюдимым. Может быть, благодаря этому юношескому опыту впоследствии Бетховен никогда не считался с титулами и не склонялся в реверансе перед теми, кто выше по происхождению.

Занимаясь с Нефе, Людвиг ван Бетховен освоил тонкости полифонической игры на клавире. Однако его мечтой было учиться у Моцарта, с которым его сравнивали с детства. И тогда курфюст снабдил Бетховена рекомендательным письмом.

Шестнадцатилетний подросток добился встречи со своим кумиром, играл для него и поначалу не впечатлил Моцарта. Но исполнив свободную импровизацию на только что предложенную тему, Бетховен так поразил Моцарта, что тот (по воспоминаниям Игнаца фон Зейфельда) произнёс известную фразу: «Обратите на него внимание, этот малый когда-нибудь заставит свет говорить о себе».

Людвиг ван Бетховен за фортепиано, а его учитель Вольфганг Амадей Моцарт наблюдает за ним в венском салоне в 1787 году. Гравюра XIX века по картине Августа Боркмана
Изображение: August Borckmann / Public Domain

В том же 1787 году произошло печальное событие, сыгравшее в жизни юного Бетховена большую роль. Умерла его мать Мария Магдалена, и Людвигу пришлось вернуться в Бонн, фактически став главой и кормильцем семьи. Отец композитора горевал и искал забвения в вине, а на попечении семнадцатилетнего Людвига остались двое братьев — 11 и 13 лет.

Юный Бетховен работал уже с 12 лет — был помощником органиста в капелле. Теперь же он был вынужден устроиться на должность альтиста в придворном оркестре. Людвигу пришлось вести практически спартанский образ жизни, чтобы обеспечивать семью и помочь братьям встать на ноги. А судьба меж тем готовила ему ещё множество испытаний.

Глухой композитор: как Бетховен писал музыку, потеряв слух

В 1792 году Бетховен переехал в Вену, где учился музыке сначала у Йозефа Гайдна, а затем у Иоганна Альбрехтсбергера. Он оказался в музыкальной столице мира, его талант и способности развивались, появились первые масштабные и значимые произведения: кантаты и фортепианные квинтеты, первые сонаты для фортепиано.

Казалось, весь мир лежит у его ног. Но в 1797 году, по трагическому происку судьбы, Бетховен перенёс тиф. А после этого начал неуклонно терять слух. Сначала он время от времени ощущал шум и звон в ушах, иногда не мог расслышать высокие звуки и некоторые тоны негромкой речи. Затем болезнь начала прогрессировать.

«Знай же, что ценнейшее из качеств, которыми я наделён, — мой слух очень слаб. Признаки этого я ощущал ещё в ту пору, когда ты был здесь, вместе со мною; но тогда я об этом умалчивал. А теперь становится всё хуже и хуже, и лишь будущее покажет, возможно ли излечение».

«То, что я сообщил тебе о своём слухе, прошу держать в строжайшей тайне, не доверяя её никому, кто бы это ни был».

Из письма Бетховена к другу Карлу Фердинанду Аменде, пастору и скрипачу, июнь 1801 года

Бетховен обращался к нескольким врачам, однако никто не смог ему помочь. Тем не менее композитор последовал совету одного из докторов (Адама Смита) и переехал в сельскую местность, на воды. Вероятно, врач рассчитывал, что на свежем воздухе среди природы пациенту удастся успокоить нервы и симптомы уйдут или станут менее явными.

Выбор Бетховена пал на Гейлигенштадт, где он и провёл около полугода (с весны по осень 1802 года). Композитор чувствовал, что мир звуков становится для него всё более ограниченным — он слышал всё меньше и меньше. Бетховен начал терять надежду на выздоровление, и одновременно рухнули его планы обзавестись счастливой семьёй. Его возлюбленная Джульетта Гвиччарди предпочла в качестве мужа другого — Венцеля Роберта фон Галленберга, сейчас никому не известного композитора.

После всех этих событий в 1802 году Бетховен написал Гейлингенштадское завещание — прощальное письмо своим братьям, собираясь покончить с собой. Однако после продолжительных метаний он, по собственному выражению, «взял судьбу за глотку» и продолжил путь борьбы и преодоления.

С этих пор судьба, которая нанесла такой сокрушительный удар его надеждам, воспринималась Бетховеном как могущественный противник — и эта тема надолго стала ведущей в его музыкальных произведениях. Именно с темы «злодейки-судьбы» начинается знаменитая пятая симфония:

В 1815 году Бетховен сыграл свой последний концерт, попрощавшись с фортепиано. В 1818 году он почти полностью оглох, сохранив способность слышать только очень громкие, пронзительные звуки. Однако композитор продолжал писать музыку, которая звучала в его воображении. В последнее десятилетие своей жизни он создал несколько сонат (с 28-й по 32-ю), масштабную Девятую симфонию и цикл «К далёкой возлюбленной».

Фортепианные сонаты занимают центральное место в творчестве Бетховена — он сам считал себя прежде всего пианистом, а не скрипачом или органистом. Всего Людвиг ван Бетховен написал 32 сонаты для фортепиано, которые считаются одними из самых значимых произведений среди всей написанной когда-либо фортепианной музыки.

Как ему удалось писать музыку, потеряв слух? Прежде всего, Бетховен обладал развитым внутренним слухом: мог слышать звуки у себя в голове так, как они звучали бы в живом исполнении. Недуг прогрессировал, так что это чувство приходилось постоянно развивать. Внутренний слух — пожалуй, самый сложный вид слуха, и Бетховен овладел им в совершенстве.

Кроме того, композитор изучал разные приспособления, помогающие усилить вибрации звуков. Друг Бетховена, Иоганн Непомук Мельцель разработал специально для него слуховые трубки, которые помогали усилить звук и вибрации фортепиано. Прижимая их к виску или зажимая в зубах, композитор мог, пусть и слегка искажённо, услышать свою музыку. Сегодня эти слуховые трубки, придуманные Иоганном Мельцелем, хранятся в музее Бетховена в Бонне.

Фото: Beethoven-Haus Bonn

Чтобы сохранить контакт с миром, композитор переписывался со своими друзьями и гостями. Эти записи стали известны как «Разговорные тетради Бетховена».

Страница разговорной тетради 1823 года
Изображение: Эдуарда Эррио. «Жизнь Бетховена. Музыка», 1975

Иногда композитор отвечал устно, иногда фиксировал свои мысли письменно. Бетховен брал с собой записные книжки и разговорные тетради, даже отправляясь на прогулку. Композитор постоянно использовал их в последние десять лет своей жизни (с 1818 по 1827 годы), когда полностью потерял слух. И хотя из 400 тетрадей уцелело всего 136, из них можно узнать о политических взглядах и мировоззрении Бетховена, о его понимании музыкального искусства, и даже о том, как лучше исполнять его произведения.

В своих разговорных тетрадях Бетховен часто жалуется на нужду. Чтобы преодолеть финансовые трудности, ему приходится писать без перерыва. Он лелеет мечту об издании полного собрания своих сочинений, о гастролях и крупных концертах. Это могло бы не просто поддержать его морально, но и обеспечить финансово.

7 и 24 мая 1824 года благодаря поддержке друзей состоялись две академии (два концерта), на которых исполнялись наскоро разученные поздние сочинения Бетховена. Даже несмотря на то, что исполнение оставляло желать лучшего, автора ждал огромный успех. В конце мероприятия публика устроила композитору овацию, но он стоял спиной к залу и не мог услышать звуки своего триумфа. Тогда певица Каролина Унгер подошла к нему, взяла за руку и развернула лицом к публике. Зал взорвался пятикратными аплодисментами. Зрители начали подбрасывать в воздух головные уборы и платки, чтобы глухой композитор мог увидеть и разделить их восторг.

Умер Людвиг ван Бетховен в 1827 году, прожив 56 лет. Проститься с композитором 29 марта в Вене пришло почти 20 тысяч человек.

Та-да-да-дааа: какие произведения Бетховена вы узнаете с первых нот

Многие сочинения получили широкое признание ещё при жизни композитора. Это и фортепианные сонаты, и симфонии, и концерты для фортепиано с оркестром, и музыка к драматическим спектаклям. Однако есть среди его произведений и такие, которые стали особенно любимыми публикой.

Если составить неофициальный хит-парад, то самым широко известным произведением композитора станет, разумеется, «Лунная соната». Так называют первую часть его сонаты номер 14. Своими гармоническими переливами и пронзительной мелодией она пленяет слушателей с первых нот. Однако мало кто знает, что это глубоко трагическое произведение, написанное в тот же период, что и Гейлигенштадтское завещание.

Второе место по праву займёт Симфония № 5 до минор, та самая, которая начинается с темы судьбы. Именно в этой симфонии заложена одна из центральных творческих идей композитора: человек может и должен противостоять року, чтобы выйти из этого противостояния победителем. Французский писатель, драматург, музыковед и учёный Ромен Роллан писал об этом так:

«После долгих лет борьбы, одержав ценой сверхчеловеческих усилий победу над своим недугом и выполнив свой долг, который, как он сам говорил, состоял в том, чтобы вдохнуть мужество в несчастное человечество, этот Прометей-победитель ответил другу, взывающему к богу о помощи: «„Человек, помоги себе сам“».

Р. Роллан, «Жизни великих людей. Жизнь Бетховена. Жизнь Микеланджело. Жизнь Толстого»

Третье место отведём второй по популярности бетховенской сонате — «Патетической». Эта соната написана в той же тональности, что и пятая симфония. Возможно, до минор ассоциировался у композитора с образами героики, драматизма, борьбы и противостояния.

Есть ещё одно произведение, которое можно назвать манифестом Бетховена-революционера. В финале своей заключительной Девятой симфонии, написанной для симфонического оркестра, он использовал хор на слова «Оды к радости» Шиллера. Это было очень необычным решением, ведь чаще всего симфонии писались только для оркестра. Над мелодией этого эпилога Бетховен работал долго и тщательно, и результат оказался настолько запоминающимся, что он и сейчас является гимном Евросоюза.

Почему музыка Бетховена продолжает оставаться актуальной сегодня

«Ода к радости» — лишь один из примеров того, как после смерти Бетховена его музыка продолжает звучать не только в концертных залах. Так, Александр Куприн в повести «Гранатовый браслет» рассказывает историю искренней, безответной и несчастной любви. И символом этой любви становится вторая часть второй сонаты Бетховена, медленная и печальная. В конце повести, когда главная героиня узнаёт о самоубийстве поклонника, она просит сыграть ей это произведение и в слезах грустит о той самой вечной любви, которая прошла мимо неё.

А в «Заводном апельсине» Кубрика звучат «К Элизе» и 9-я симфония, чтобы через любовь главного героя к классической музыке контрастом подчеркнуть его жестокость.

В фильме «Бессмертная возлюбленная» можно услышать много музыки Бетховена, в том числе его симфонии, мессу, фортепианные сочинения. Это и неудивительно, ведь фильм имеет автобиографическую направленность. По сюжету Антон Шиблер пытается установить личность той самой бессмертной возлюбленной композитора, которая упомянута в его завещании.

В современном искусстве Бетховен становится символом яркой индивидуальности. В фильме «Король говорит» 2010 года английский король пытается преодолеть заикание и обрести свой голос, а помогает ему в этом неординарный логопед Лайонел Лог и музыка седьмой симфонии и пятого фортепианного концерта Бетховена.

Универсальность и узнаваемость, лирическая выразительность и драматическая мощь — эти качества музыки Бетховена привлекают к нему меломанов и киноманов. Сегодня он стал символом культуры прошлого и одновременно эмоциональным катализатором для души современного человека.

Бетховен был гениальным композитором венской классической школы, автором симфоний и сонат, пианистом и дирижёром, которого считали бунтарём и который до последнего сопротивлялся своей глухоте. Слушая его музыку и изучая его историю, мы можем научиться развивать способности, которые могут изменить жизнь к лучшему, следовать своему предназначению, идти к своей мечте и никогда не сдаваться на милость судьбы.



В какой профессии на удалёнке вы добьётесь успеха?

Пройдите бесплатный тест и узнайте ответ за 15 минут. А потом попробуйте свои силы в выбранной специальности.

Пройти тест →
Задумывались о новой профессии, но не знаете, с чего начать?
Узнайте, что подойдёт вам: IT, дизайн, геймдев, менеджмент или маркетинг. Пройдите бесплатную профориентацию.
Пройти тест →
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована