«Времена года» Антонио Вивальди
Разбираемся, что это за музыка и почему она так популярна.
Иллюстрация: Wikimedia Commons / pngtree / pngwing / Colowgee для Skillbox Media
Три века назад венецианский скрипач Антонио Вивальди написал цикл концертов, каждый из которых посвящён одному времени года: «Весна», «Лето», «Осень», «Зима». Сегодня это, пожалуй, одно из самых известных произведений композитора, а «Шторм» (первая часть зимнего концерта) и «Летняя гроза» (третья часть летнего) — настоящие хиты, которые знают даже те, кто ни разу не был в филармонии.
В этой статье мы расскажем:
- кто такой Антонио Вивальди и почему его считают гением;
- как человечество чуть не лишилось творческого наследия композитора;
- почему «Времена года» стали новым словом в скрипичной музыке;
- откуда во «Временах года» взялись стихи;
- о чём этот цикл и как его слушать.
Кто такой Антонио Вивальди
При жизни о нём ходили легенды как о скрипаче-виртуозе и феноменальном композиторе. Он купался в лучах славы, но в конце концов оказался всеми забыт и встретил смерть в нищете. Долгое время Вивальди помнили только как эксцентричного исполнителя, но благодаря счастливой случайности в начале ХХ века мир снова увидел его произведения. С этого момента началось великое возрождение творчества композитора, который сегодня считается корифеем старинной музыки.
Жизнь Антонио Вивальди тесно связана с Венецией. В XVII веке этот итальянский город постепенно терял своё могущество: торговля шла плохо, флот слабел. Однако культурная жизнь в Венеции кипела, город был наводнён роскошью, в театрах ставили оперы и давали концерты, устраивались знаменитые карнавалы. Именно тогда в Венецию попал ребёнком отец будущего композитора — Джованни Вивальди. Он работал парикмахером, а ещё страстно любил музыку и совершенствовался в игре на скрипке. В этом не было ничего удивительного — ведь тогда в Венеции музыка звучала повсюду. И если сегодня гостям в салонах красоты предлагают чашечку кофе и глянцевый журнал, тогда, чтобы скрасить ожидание, клиентам парикмахерской могли предложить музыкальный инструмент.
Играл Джованни Вивальди отнюдь не любительски — он развил своё мастерство настолько, что исполнял партию скрипки в капелле собора Святого Марка. Страсть к музыке Джованни передал и сыну Антонио, который родился в 1678 году. К десяти годам Антонио умел играть на скрипке так хорошо, что заменял отца в капелле, когда тот выступал на гастролях за пределами Венеции. О юных годах Антонио Вивальди известно мало, но исследователи предполагают, что, скорее всего, он брал уроки у известных мастеров: композиции — у Джованни Легренци, скрипки — у Арканджело Корелли.
В 1704 году Антонио получил сан священника. Однако образ жизни он вёл совсем не духовный и музыки светской написал гораздо больше, чем церковной. За яркий цвет волос, унаследованный от отца, ему дали прозвище «рыжий священник», которое сопровождало композитора всю жизнь. К слову сказать, свои духовные обязанности он и не мог бы исполнять в полной мере, так как с детства страдал приступами астмы.
«Уже 25 лет как я не служу обедню и никогда больше не буду служить, не вследствие запрета или приказа… а по собственному моему решению; это из-за болезни, которая мучает меня от рождения».
Из письма А. Вивальди 1737 года
Слава скрипача-виртуоза росла, и в 1703 году Вивальди пригласили в венецианскую консерваторию Pio Ospedale della Pietà («Больница Пио Пьета») в качестве maestro di violino (мастера скрипки). Стоит уточнить, что это сейчас консерваторией называется высшее музыкальное учебное заведение, где обучаются уже продвинутые музыканты. А в то время в Италии консерваториями называли дома для сирот. Детей содержали на средства благотворителей и обучали чему могли, в том числе пению и игре на музыкальных инструментах. Мальчиков готовили к тому, чтобы заниматься торговлей (это было перспективное занятие и путёвка в жизнь), а девочки чаще всего оставались петь и играть в капелле. В Венеции таких консерваторий было четыре, в одну из них и пригласили Антонио Вивальди.
Работа в консерватории стала первым шагом на пути к славе. Вивальди получил возможность выступать с концертами и обучать лучших скрипачей. Он создал великолепный ансамбль и сочинял для него музыку, а параллельно продолжал писать и другие произведения: оперы, оратории, кантаты, концерты, сонаты для одного или нескольких инструментов.
Всего на протяжении жизни Вивальди создал около 800 произведений, большинство из которых было исполнено им самим и его подопечными. Несмотря на слабое здоровье, он разучивал партии с солистами, руководил постановками всех своих опер. Его музыка стала известна и за пределами Италии — произведения композитора начали издавать в Амстердаме, Лондоне и Париже.
«Творческая сила синьора дона Антонио Вивальди, уже давно вызывавшая всеобщее восхищение, заслуживает теперь в ещё большей степени вашего внимания и одобрения, так как он обогатил произведение новыми идеями».
Пометка неизвестного переписчика в издании оперы «Постоянство, торжествующее над любовью и ненавистью» 1716 года
Как Антонио Вивальди пришёл от успеха к забвению
Скорость работы Вивальди-композитора поражает. Каждый год из-под его пера выходили одна или две оперы, а каждый месяц — по контракту с Pio Ospedale della Pietà — два концерта. И это не считая других сочинений, для которых он тоже находил время. Такая продуктивность удивительна даже для XVIII века, когда композиторы работали над большим количеством сочинений с чётко определённым дедлайном.
В то время большинство произведений сочинялось на заказ. Первым «свободным художником», который стал писать именно то, что ему нравилось, можно считать Бетховена. До него композиторы (в их числе и Вивальди) зависели от заказчиков — капеллы, оперного театра, покровителя.
Прославившись, Вивальди много путешествовал по Италии и Европе. В 1720 году в Мантуе он познакомился с Анной Жиро, певицей и выдающейся актрисой. Жиро стала постоянной исполнительницей в операх композитора. Анна и её сестра Паолина сопровождали композитора в гастрольных турах, заботились о его здоровье. Такое близкое общение с женщинами вызывало недовольство у священников. В 1737 году, когда Вивальди должен был руководить постановкой своей оперы в Ферраре, папа римский запретил ему въезд в город, поскольку он «не служит обедни и пользуется расположением девиц Жиро». По тем временам это был большой позор, для духовного лица означавший дискредитацию. Оперы не состоялись, гонорар за них пришлось вернуть.
В 1740 году отношения с администрацией Венецианской консерватории продолжили стремительно ухудшаться. Руководству не нравились частые гастрольные поездки композитора. Кроме того, он уже был стар, на музыкальную арену вышли новые талантливые сочинители. Так как работы на родине у него не стало, Вивальди решил переехать в Вену. Он надеялся на покровительство Карла VI, который был к нему расположен и раньше часто приглашал на гастроли, — однако монарх неожиданно умер. В это же время началась война за австрийское наследство, и венцам стало не до музыки и не до знаменитого итальянского маэстро. Антонио Вивальди умер в Вене 28 июля 1741 года, его похоронили в самой простой могиле на кладбище для бедняков.
Вивальди быстро забыли: спустя 30 лет его имени не было даже в справочнике композиторов Италии. Однако в 1926 году случилось настоящее чудо: в пьемонтском монастыре исследователи обнаружили большую нотную коллекцию. Для оценки её отправили Альберто Джентили, профессору истории и эстетики музыки Туринского университета. Среди 262 экземпляров этого собрания профессор обнаружил 14 томов произведений Антонио Вивальди, которые считались утерянными во время Наполеоновских войн. И в середине XX века имя Вивальди снова ярко засияло на музыкальном небосклоне.
Чем особенны концерты Вивальди
Антонио Вивальди жил и творил в музыкальную эпоху, которую принято называть «барокко». С 1600 по 1750 год произошло множество музыкальных событий, оказавших большое влияние на культуру: в этот период рождается опера, расцветает великое искусство Баха и Генделя. У Арканджело Корелли и Антонио Вивальди появляются замечательные произведения для скрипки, которая звучит, словно «голос ангела».
История скрипки довольно интересна. Сначала она считалась исключительно народным инструментом, потом стала появляться в аристократических салонах и в церкви. В XVII веке скрипка и близкие ей струнные — альт, виолончель, контрабас — стали ведущими в городской музыкальной культуре Италии. Они вытеснили другие похожие инструменты, например виолу да гамба. Это неудивительно: звук у скрипки звонче и ярче, а её конструкция позволяет исполнять более виртуозную музыку.
В период барокко было принято объединять в одном выступлении профессиональных исполнителей и любителей, которые играли весьма посредственно, но тоже хотели приобщиться к музыке. Так появился особый жанр — concerto grosso, «большой концерт», когда по очереди играют солисты и остальные музыканты.
Однако в таком концерте солист не мог продемонстрировать всё своё мастерство. Поэтому у Вивальди возникла идея другого инструментального формата: концерта для скрипки с оркестром. Ведь он сам был потрясающим скрипачом и мог прекрасно исполнить сольную партию. Первым образцом этого нового типа концерта и стали «Времена года», написанные в период с 1723 по 1725 год. Здесь скрипка — яркая солистка и душа музыки.
Сегодня, когда мы говорим «концерт для скрипки с оркестром», то имеем в виду симфонический оркестр. Оркестр начала XVIII века — это, по сути, небольшой ансамбль струнных. Поэтому сочинения Вивальди можно считать промежуточным звеном между старинными концертами, где не выделялся ни один инструмент, и современными концертами, где есть солист.
Откуда во «Временах года» взялись стихи
Ещё одно новшество во «Временах года» — идея связать музыку с чем-то внемузыкальным. Такая музыка, которая имеет название, сопровождается стихами или прозой, называется программной. Вивальди стал одним из первых композиторов, связавших инструментальную музыку без слов с жизненными и художественными образами.
Каждому концерту композитор предпослал сонет. Известно, что стихи готовились специально для издания, а вот их автор доподлинно неизвестен. Однако исследователи творчества композитора, например Вирджилио Боккарди, считают, что эти тексты написал сам Вивальди.
Композитор уделил своим сонетам большое внимание, стремясь воплотить их в музыке. Он распределил текст в нотах, разбросав отдельные фразы и предложения на различных страницах. И музыка словно следует за содержанием этих поэтических строк — струится вода в ручьях, гремит гром, выводят свои трели птицы.
Как слушать «Времена года»
Итак, «Времена года» Антонио Вивальди — это четыре концерта: «Весна», «Лето», «Осень», «Зима». Концерты написаны для скрипки в сопровождении струнного оркестра и клавесина (в нотах композитор указал не клавесин, а «орган или чембало»). Каждый концерт состоит из трёх частей. Такое трёхчастное построение типично для крупных инструментальных сочинений: первая часть — быстрая, вторая — медленная, третья — снова быстрая.
Благодаря контрастам у композитора появляется возможность показать очень разные картины, связанные с природой и сезонами: азартная охота — и лёгкие дуновения ветерка, весенняя гроза — и прогулка по льду, летняя полуденная истома — и пронизывающий зимний холод.
Концерт №1: «Весна»
Весна — это период, когда природа просыпается от зимнего сна. Всё растёт и обновляется, поют птицы, расцветают прекрасные цветы. Все полны надежд и радостного ожидания.
Первая часть: «Пришла весна»
«Приход весны встречая звонким пеньем,
Летают птички в голубых просторах,
И слышен плеск ручья, и листьев шорох,
Колеблемых зефира дуновеньем».
(Здесь и далее текст сонетов приводится в переводе Владимира Рабея.)
В первой части концерта отчётливо слышны трели птиц. В музыке используется быстрое чередование двух звуков — оно так и называется, «трель», а в нотах обозначается как tr. «Вокруг весна и чарующее настроение», — как бы говорит нам Вивальди в своём сонете и в музыке. Но внимательный слушатель обратит внимание на перемену погоды: начинается гроза, в оркестре слышны напористые мелодии — словно раскаты грома.
Много повторяющихся нот в быстром темпе создают эффект отголосков грома. А пассажи, летящие вверх, напоминают росчерки молний в небе.
Но весенняя гроза недолговечна, и скоро вновь засияет солнце.
Вторая часть: «Спящий пастух»
«Среди цветов, с овчаркой — верным другом
Лёг рядом пастушок; им сладко спится
Под шелест трав, под шум листвы влюблённый».
Вторая часть «Весны» рисует нам сон пастуха. На цветочном лугу он спит под шелест ветвей и журчанье ручейка. Эта пасторальная картинка создаётся композитором легко и воздушно — здесь он даёт отдых низко звучащим музыкальным инструментам, виолончелям и контрабасам. Высоко и прозрачно исполняют музыку скрипки и альты, сохраняя от начала до конца самую тихую динамику — pianissimo.
Третья часть: «Деревенский танец»
«Волынки звук разносится над лугом,
Где хоровод весёлых нимф кружится,
Весны волшебным светом озарённый».
В третьей части музыка снова становится жизнерадостной и энергичной. Повеселиться на празднике пришли и нимфы, и пастухи, и деревенские жители. Отдавая дань весне, они кружатся в упоительном пасторальном танце.
Концерт №2: «Лето»
Представление о весне у Вивальди вполне традиционное, а вот «Лето» может вас удивить.
Первая часть: «Жара»
«Лениво бродит стадо, вянут травы,
От тяжкого, удушливого зноя
Страдает и томится всё живое».
Первая часть концерта «Лето» начинается с грустной музыки в минорной тональности. Это время года в представлении композитора — пора ужасного изнуряющего зноя и гроз, поэтому и музыка здесь полна контрастов. В ней можно услышать и разные ветра, которые упоминаются в сонете, — лёгкий, тёплый и влажный зефир и холодный, порывистый северный борей.
Вторая часть: «Летняя страда»
«Взвился Борей, пронёсся вихрем в небе —
И плачет пастушок, кляня свой жребий.
Боится он, заслышав гром далёкий,
От молнии в испуге замирает…»
Летняя страда, тяжёлая изнуряющая работа. Здесь лето вновь не приносит радости. Однако и эта медленная музыка не лишена контрастов. В ней можно услышать отдалённые раскаты грома, предвещающие ожидание новой грозы.
Третья часть: «Летняя гроза»
«Но вот гроза, бурлящие потоки
С крутых высот в долины низвергая,
Ревёт, бушует на несжатых нивах,
И град жестокий бьёт, у горделивых
Цветов и злаков головы срывая».
Наконец, на смену жаре приходит ливень, который композитор рисует яркими пассажами струнных инструментов. Это одна из самых известных частей «Времён года» — наполненная поразительной энергией, очень необычной для композитора, который к тому же был священником.
Концерт №3: «Осень»
Осень у Вивальди — это праздник урожая.
Первая часть: «Танец и песни крестьян»
«Бодрящий воздух, ясная погода.
Сады и рощи в убранстве осеннем;
Счастливый пахарь праздничным весельем
Встречает золотое время года».
Здесь, как и в других концертах этого цикла, Вивальди не расстаётся с народными традициями. Музыка первой части осеннего концерта во многом напоминает первый концерт — «Весну».
Вторая часть: «Спящие пьяные»
«На нивах собран урожай отменный,
Конец трудам, заботы спало бремя,
Для песен, игр и плясок нынче время!
Из бочек льётся Вакха дар бесценный,
И кто стакан до капли осушает,
Тот крепким сном блаженство довершает».
Праздник закончен, уставшие люди погружаются в сон. В этой части композитор использовал приём игры на скрипках с сурдиной — так называется специальное приспособление, которое позволяет приглушить звук инструмента.
Третья часть: «Охота»
«Трубят рога, и рыщет гончих стая;
Охотники в тени густого бора
Идут по следу, зверя настигая.
Почуяв близость гибели грозящей,
Стрелой помчался зверь, но злая свора
Его загнала насмерть в тёмной чаще».
На рассвете охотники с собаками трубят в рог, и начинается охота. Здесь Вивальди использует особый жанр, который существовал в поэзии и музыке ещё с XIV века и назывался «качча» (в переводе с итальянского caccia — буквально «охота, погоня, преследование»).
Концерт №4: «Зима»
Зима — суровое время года, когда всё вокруг застывает. И согреться можно только сидя в тёплом домике с камином.
Первая часть: «Шторм»
«Морозной гладью стелется дорога,
И человек, иззябшими ногами
Протаптывая путь, стуча зубами,
Бежит, чтобы согреться хоть немного».
Главный зимний образ в этом концерте — холодный ветер, от которого стынет всё вокруг. Однако его порывы, угрожающие и жестокие, всё же звучат удивительно мелодично. Первая часть зимнего концерта может поспорить по популярности с летней грозой из концерта №2: её часто исполняют как самостоятельное произведение.
Вторая часть: «У камина»
«Как счастлив тот, кого теплом и светом
Родной очаг укрыл от зимней стужи, —
Пусть снег и ветер злятся там, снаружи…»
Но вот и настало время согреться у камина. Наблюдая за непогодой за окном, можно предаться зимним удовольствиям. Спустя время Пётр Ильич Чайковский повторит образ из этого концерта Вивальди уже в собственном цикле «Времена года» («Январь. У камелька»).
Третья часть: «Прогулка по льду»
«Ходить по льду опасно, но и в этом
Для юности забава; осторожно
Идут по кромке скользкой, ненадёжной;
Не удержавшись, падают с размаху
На тонкий лёд — и прочь бегут от страха».
Зимняя прогулка немного опасна, но очень увлекательна. Соло скрипки словно бы рисует нам человека, который аккуратно ступает на лёд и пробует скользить по нему. Именно поэтому у низких инструментов такие долгие тянущиеся звуки — так Вивальди изображает осторожное скольжение.
Учитесь в Skillbox бесплатно
Пробуйте новые профессии и навыки, а платите тогда, когда найдёте своё.
Выбрать курс