Скидки до 60% и 3 курса в подарок 0 дней 00 :00 :00 Выбрать курс
Музыка
#подборки

«Не знаю, как Его любить»: 8 культовых версий рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда»

Иуда с дредами, Иисус-женщина и Элис Купер в блестящем костюме.

Фото: Farah Sosa / Los Angeles Philharmonic Association

В Сети — оживлённые споры о новой версии рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда». На сцене Hollywood Bowl — Адам Ламберт в роли Иуды и Синтия Эриво в роли Иисуса. Каждая новая постановка этой рок-оперы традиционно собирает волну критики консерваторов. Но участие Эриво — британской актрисы и певицы нигерийского происхождения — возмутило даже привычных к театральным метаморфозам зрителей.

Разбираемся, почему постановка 2025 года — логичное продолжение истории этой рок-оперы, и выясняем, какие её версии действительно заслуживают внимания.

Подписывайтесь на телеграм-канал «Ты как?». В нём наши коллеги душевно и научно рассказывают о психологии и саморазвитии, а мы по выходным будем делиться там свежими подборками фильмов и музыки.

1970-й: студийная версия

Иисус Христос: Иэн Гиллан

Иуда Искариот: Мюррей Хэд

Мария Магдалина: Ивонн Эллиман

Та самая оригинальная версия Эндрю Ллойда Уэббера и Тима Райса. То самое легендарное исполнение Иэном Гилланом из Deep Purple арии Иисуса.

Это был настолько концептуальный альбом, что Уэбберу пришлось уговаривать студии записать первый сингл. Но когда альбом дошёл до слушателей, то вызвал эффект разорвавшейся бомбы. Журналисты писали, что он получился запоминающимся и что его ждёт судьба самого провокационного релиза в истории, — так и вышло.

Исполнение в версии 1970 года можно считать эталонным, так что мы рекомендуем для начала послушать именно его. Это потом уже к музыке прибавились инсценировка, актёрская игра и сценография, но именно в оригинальном альбоме сконцентрирован хиппарский вайб 1970-х, благодаря которому у нас есть этот шедевр.

1973-й: фильм

Иисус Христос: Тед Нили

Иуда Искариот: Карл Андерсон

Мария Магдалина: Ивонн Эллиман

Режиссёра Нормана Джуисона («Афера Томаса Крауна», «Власть луны») настолько покорил концептуальный альбом, что он сам связался со студией-правообладателем и предложил свою кандидатуру на роль постановщика экранизации. Изначально Тим Райс помогал Джуисону со сценарием, но из-за слишком серьёзных разногласий между ними эпизоды дописывал уже сценарист Мелвин Брэгг. К счастью, всё это не сказалось на масштабах картины — снимать поехали в Израиль: в город Авдат на юге страны, в Иерусалим, Назарет и крепость Иродион близ Вифлеема.

Фильм получил положительные отзывы, а Джуисону удалось даже показать картину папе Павлу VI — тот высоко оценил пропагандистский характер проекта и посчитал, что история может привлечь людей к религии. Но и без критики не обошлось. Джуисон внёс изменения в тексты некоторых арий — иногда не очень понятно, с какой целью. Например, в эпизоде с толпой Иисус поёт не «Исцели себя!», а «Оставьте меня в покое!». Кроме того, режиссёр выбрал на роль Иуды афроамериканца Карла Андерсона. Тогда это вызвало волну негодования, хотя, как рассказывает сам Джуисон, Андерсон просто был лучшим на прослушивании.

Отдельно рекомендуем саундтрек к фильму. В нём больше треков, чем в оригинальном альбоме 1970-го, да и качество звучания аранжировок лучше, чем в самом фильме.

1996-й: West End

Иисус Христос: Стив Бальзамо

Иуда Искариот: Зубин Варла

Мария Магдалина: Джоанна Эмпил

В 1996 году Ллойд Уэббер решил, что нужно записать новую студийную версию постановки в исполнении лондонского каста из театра West End. Изначально партии в этой версии исполняли Пол Николас (Иисус), Стивен Тейт (Иуда) и Дана Гиллеспи (Мария), но к девяностым состав претерпел множество изменений. Именно здесь в роли царя Ирода дебютировал Элис Купер — и, пожалуй, поэтому фанаты оперы так любят именно эту студийную запись. Но мы рекомендуем эту версию не из-за Купера, а из-за великолепной работы Стива Бальзамо — он играл Иисуса на сцене West End в середине 1990-х. Бальзамо покорил всю труппу и смог попасть в состав, хотя на открытый кастинг подали несколько тысяч заявок, а у молодого артиста ещё не было опыта на лондонской сцене.

2000-й: фильм (Millennium Version)

Иисус Христос: Гленн Картер

Иуда Искариот: Жером Прадон

Мария Магдалина: Рени Касл

Вторая экранизация рок-оперы, на этот раз австралийская. Режиссёрское кресло занял Ник Моррис; в 1980–1990-х он снимал музыкальные клипы, а потом взялся за мюзиклы. Сценарий написал сам Тим Райс — наконец-то без сторонних вмешательств.

Версия Морриса и Райса больше похожа на телеспектакль, чем на полноценную экранизацию: все действия происходят в павильоне, а героям присуща некоторая пародийность и чисто театральная чрезмерность. Иисус ведёт себя так, будто он действительно рок-звезда, а последователи — его поклонники. Пилат же говорит с немецким акцентом и одет во что-то среднее между немецкой формой и нарядом для БДСМ.

Вышло достаточно ярко и безумно театрально — в общем, так, как и должно быть. Камерность съёмок тоже повлияла на картину положительно: кордебалет не сливается с пустынными пейзажами, как это было в первой экранизации, а инструментал не задвинут на задний план ради разборчивости текста.

Существует ещё одна версия с Гленном Картером — бродвейская: в ней роль Иуды исполнил Тони Винсент, а роль Марии — Майя Дэйс. Звучит чуть иначе, но тоже достойно: Картеру быть на сцене идёт даже больше, чем в кадре.

2012-й: Live Arena Tour

Иисус Христос: Бен Форстер

Иуда Искариот: Тим Минчин

Мария Магдалина: Мелани Си

Та самая версия, которая открыла жанр рок-оперы для многих — даже для тех, кто раньше и не задумывался о погружении в музыкальный театр. На сцене — очередная попытка перенести классическую историю Иисуса в современность, наконец-то убедительная.

Актуальная одежда, декорации, напоминающие об американском гетто. Иуда ходит с забитыми рукавами, на голове дреды, а стресс от происходящего он снимает сигаретой. Царь Ирод — уже не глава государства, а телевизионный ведущий, который предлагает всем желающим проголосовать за жизнь или смерть Иисуса. Даже Симон — анархист-революционер в футболке с Че Геварой.

Интересно, что эта версия рок-оперы — самая иудацентричная, за что она подвергалась отдельной критике. Конечно, в истории Тима Райса Иуда всегда был основным рассказчиком, вокруг которого закручивалось всё повествование, но здесь сыграла роль и репутация выбранного каста. Обычно роль Иисуса была ключевой, а на остальных актёров обращали чуть меньше внимания, главное — их способность исполнить оперные партии. Здесь же роль Иуды взял на себя комик Тим Минчин, уже хорошо известный музыкальному сообществу, но не работой в театре, а комедийными шоу, в которых он часто критикует религию. Возможно, создатели и делали ставку на его участие: его исполнение партий Иуды стало вирусным в Сети и привлекло к постановке колоссальное внимание.

2014-й: Swedish Arena Tour

Иисус Христос: Ола Сало

Иуда Искариот: Питер Йоханссон

Мария Магдалина: Гунилла Бекман

Готичный Иисус с ногтями, выкрашенными чёрным лаком, и в перламутровой рубашке в викторианском стиле, Иуда в байкерском прикиде, царь Ирод в халате с пайетками. Чего в шведской версии только не происходит — и при этом весь этот хаос не выглядит вычурно или аляписто. Скорее, это классический европейский мюзикл, который мы привыкли видеть в нулевых и десятых, — чем-то даже напоминает любимую многими «Элизабет».

Броскость героев балансирует минималистичная сценография. Во тьме сцены ярко выделяется лишь окровавленный Иисус, а большая часть событий происходит будто бы просто на фоне чёрного задника. С таким дизайном сцены легко уловить ход повествования — у создателей получилась версия, которую смело можно порекомендовать даже тем, кто не слишком знаком с музыкальным театром. Хотя, конечно, кого-то могут смутить немного странные парики....

Единственное, о чём стоит предупредить, — это не дословный перевод оригинального либретто. В принципе, история для музыкального театра привычная: невозможно положить на музыку дословный перевод, он всегда будет литературным, и иногда со значительными изменениями. Здесь же ещё сложнее. Ола Сало, исполнитель партии Иисуса, сам перевёл мюзикл на шведский язык ещё в 2008 году, а потом, вплоть до официальной постановки на сцене, вносил в текст изменения.

Авторство Сало — возможно, одна из причин, по которым эта версия мюзикла так фокусируется на Иисусе в сравнении с Иудой. Иуда здесь отличается от своих ранних версий — более мягкий, искренне беспокоящийся об Иисусе и его наследии. И поэтому его самоубийство, показанное с обезоруживающей прямотой, воспринимается ещё тяжелее, чем обычно, особенно с учётом того, что в других в постановках рок-оперы смерть Иуды часто вообще выносится за сцену.

2018-й: Live in Concert

Иисус Христос: Джон Ледженд

Иуда Искариот: Брэндон Виктор Диксон

Мария Магдалина: Сара Бареллис

Режиссёры Дэвид Лево и Алекс Радзински сняли телеспектакль специально для канала NBC: его нельзя было посмотреть на сцене, повезло только полутора тысячам счастливчиков, которые стали массовкой на трибунах. Некоторые критики посчитали постановку собравшей в себе всевозможные излишества: слишком киношная операторская работа, тонна блёсток и пайеток, вульгарные костюмы из кожи и кордебалет, просто красиво извивающийся на заднем плане.

Хотя ничего особенного в постановке не было — об исторических костюмах при постановке этой рок-оперы уже давно никто не вспоминал, да и темнокожие Иисус и Иуда или Пилат в кожаных брюках не кажутся чем-то из ряда вон выходящим. Наоборот, версия NBC идеально сбалансирована — как раз чтобы она была понятна и доступна всем, кто решил включить телеканал в пасхальное воскресенье.

Возможно, это лучшая версия для тех, кто только знакомится с историей и музыкальным театром, — не слишком эпатажная и дающая базовое понимание того, как устроено произведение. Хотя, конечно, без обвинений в том, что это вообще не мюзикл, а просто ТВ-шоу, не обошлось.

Мы рекомендуем посмотреть эту версию преимущественно из-за каста. Основные партии прекрасны — особенно исполнение Брэндона Виктора Диксона, который берёт каждую ноту будто ни на секунду не напрягаясь. Но внимание привлекают и другие исполнители. Традиционно комичный образ царя Ирода достался легенде рок-сцены Элису Куперу: в 1996 году ему удалось лишь поучаствовать в студийной записи, а теперь он наконец-то вышел на сцену.

Роль Пилата исполнил актёр Бен Дэниелс, знакомый многим по сериалам «Экзорцисты», «Интервью с вампиром» и «Основание». Вернувшись к своему бродвейскому прошлому, он воплотил образ Пилата, который с каждой минутой всё больше сомневается в выбранном пути.

2025-й: Hollywood Bowl

Иисус Христос: Синтия Эриво

Иуда Искариот: Адам Ламберт

Мария Магдалина: Филлипа Су

Прошлые версии с темнокожими артистами вызывали большой резонанс — но самый сильный, пожалуй, вызвало участие в новой постановке рок-оперы Синтии Эриво. Ну не может же Иисус быть женщиной!

Однако в реалиях музыкального театра — может. Гендерно слепой кастинг, давно ставший нормой для современной театральной сцены, в случае с рок-оперой «Иисус Христос — суперзвезда», полной анахронизмов и провокаций, явно был лишь вопросом времени. Режиссёр и хореограф Серхио Трухильо как ветеран бродвейского театра прекрасно это понимает. И не боится рисковать: теперь мы слышим, что партии Иисуса, рассчитанные на фальцет, только выигрывают в женском исполнении, а внешний вид артистов позволяет подчеркнуть контраст между Иисусом и Иудой.

Конечно, у подобного кастинга есть свои проблемы. Например, лёгкость, с которой Эриво берёт даже самые сложные ноты, лишает арии надрыва, который мы привыкли в них слышать. Но в остальном эта версия — идеальный пример того, как может выглядеть современная интерпретация произведения из прошлого века.

Некоторые мизансцены выстроены здесь совершенно по-новому — особенно впечатляет Superstar, во время которой Иисус, скрючившись, еле-еле, но следует за Иудой, уж точно не испытывающим никакого сожаления. Ламберт, кажется, был рождён для роли Иуды: его исполнение ближе всех к исполнению из оригинального альбома, но и не без изюминки — певец будто выдаёт все вокальные фишки, которым научился во время тура с Queen, чтобы его герой звучал выразительно.



В какой профессии на удалёнке вы добьётесь успеха?

Пройдите бесплатный тест и узнайте ответ за 15 минут. А потом попробуйте свои силы в выбранной специальности.

Пройти тест →
Задумывались о новой профессии, но не знаете, с чего начать?
Узнайте, что подойдёт вам: IT, дизайн, геймдев, менеджмент или маркетинг. Пройдите бесплатную профориентацию.
Пройти тест →
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована