Франц Шуберт: как из песен о мельницах и ручьях родился европейский романтизм
Ученик Сальери, поклонник Гёте, музыкальный бунтарь и певец человеческой души.
Иллюстрация: Francois Boucher / Moritz von Schwind / Wikimedia Commons / The New York Public Library / Boston Public Library / Unsplash / Polina Vari для Skillbox Media
На рубеже XVIII и XIX веков музыкальным центром Европы считалась Вена, столица Австрии. Именно она стала колыбелью классической музыки: здесь жили и творили Йозеф Гайдн и Вольфганг Амадей Моцарт. Но в плеяде великих австрийских композиторов начала XIX века особенно выделяется Франц Шуберт, родившийся 31 января 1797 года. Чем он так знаменит и как его музыка повлияла на всё европейское искусство?
В этой статье расскажем:
- почему Шуберта считают первым композитором-романтиком;
- как песни принесли ему популярность;
- что ещё написал Шуберт;
- что значит для Шуберта лебединая песнь.
Почему Шуберта считают первым композитором-романтиком
XIX век в музыкальном искусстве проходил под знаменем романтизма. Его ростки появились уже в творчестве великого Людвига ван Бетховена, однако первым представителем этого направления в музыке принято считать именно Франца Шуберта.
Он родился в предместье Вены Лихтенталь. Когда маленькому Шуберту было семь лет, отец научил его играть на скрипке, регент церкви Михаэль Хольцер — петь, а брат Игнац обучил основам игры на фортепиано. Очень быстро Франц превзошёл своих учителей.
«Я был очень удивлён, когда он [Франц Шуберт] по прошествии всего лишь нескольких месяцев объявил мне, что не нуждается в дальнейших занятиях со мной и может теперь обходиться сам. И действительно, в короткое время он ушёл так далеко, что я должен был признать его уже не догоняющим, но далеко превзошедшим меня мастером».
Воспоминания брата Ф. Шуберта, Игнаца
Ю. Хохлов, «Франц Шуберт в материалах и документах»
В 11 лет Франц начал сочинять небольшие песни, струнные квартеты и фортепианные пьесы. Свои первые опыты он показывал только друзьям, скрывая их от посторонних. По воспоминаниям его друга Йозефа фон Шпауна, нескольким знатокам композитор решился представить лишь свои менуэты. Пьесы были признаны выдающимися, передавались из рук в руки — а потом внезапно пропали. Шуберт был слишком раздосадован этой пропажей, чтобы записать их вновь.
Больше всего юному Шуберту нравились песни. Кроме того, где-то в это время случилась и первая юношеская влюблённость в певицу Терезу Гроб, исполнительницу его первой мессы, — отличный стимул излить переживания в романтических песнях. И определение «романтический» здесь не для красного словца: уже в ранних сочинениях Шуберта, написанных, когда ему не исполнилось и двадцати, проявились черты, которые станут потом основой для целого направления.
Черты романтизма в музыке Шуберта
- Внимание к чувствам человека и его индивидуальности. В романтизме именно эмоции выходят на первый план. При этом часто они смешиваются в причудливый коктейль контрастных настроений: страдание и вдохновение, любовь и крах всех надежд, разочарование и умиротворение на фоне природы.
- Импровизация вместо чётких музыкальных форм. Шуберт не придерживался общепринятых схем сочинения музыкальных произведений, которым его стремились научить его отец, брат, а затем и наставник, знаменитый в то время композитор Антонио Сальери. Так, сонаты композиторов-предшественников — Гайдна, Моцарта, Бетховена — чаще всего состоят из трёх частей. Однако у Шуберта их то три, то четыре, то вообще пять. Его музыка изливается свободно, как будто исполнитель просто что-то наигрывает, сидя за роялем. Чтобы обозначить такой характер музыки, романтики стали использовать в нотах новые обозначения: ad libitum — «по желанию», rubato — «свободный темп». Ad libitum означает полную свободу: исполнитель может сам выбирать темп, динамику, настроение музыки. В общем, играть так, как ему заблагорассудится.
- Индивидуальность и свобода самовыражения. Композиторы-классики писали музыку в одних и тех же жанрах, на схожие сюжеты, использовали очень похожий музыкальный язык, похожие гармонии. Романтики же писали то, что ближе каждому из них. У них ярко проявляется национальное начало — в мелодиях, ладах; в темпе они доходят до полной свободы — отсюда и tempo rubato. У многих композиторов-романтиков есть излюбленные гармонии, а у кого-то даже именные аккорды.
Именной аккорд — яркое явление эпохи романтизма. Многие композиторы конструируют настолько индивидуальный музыкальный язык, что у них образуется как бы собственный музыкальный почерк. И некоторые аккорды, которые им особенно нравятся, повторяются вновь и вновь. По ним мы можем сразу же узнать стиль композитора, поэтому им присвоены соответствующие имена: шопеновская доминанта, Тристан-аккорд Вагнера, рахманиновский аккорд, прометеев аккорд Скрябина.
Шуберт писал музыку в соответствии с собственным творческим кредо. Ему был близок жанр песни, и он создал «вокальный цикл» — соединил несколько песен одним сюжетом, так что получилось нечто совершенно новое. Позже, следуя принципам свободного самовыражения, Шопен будет писать особенные полонезы, фортепианные баллады и ноктюрны, Лист — венгерские рапсодии, а Григ — норвежские танцы.
- Особый музыкальный язык. Свобода и индивидуальность находят продолжение в музыкальных средствах, которые использует Шуберт. Его мелодии — достаточно широкого диапазона, содержат распевные далёкие ходы, в них используются звуки разных тональностей. Его гармонии довольно сложны, есть даже специальный аккорд, который назван его именем: «Шубертова шестая».
Как песни принесли Шуберту популярность
До начала XIX века песня была больше характерна для народной музыки, хотя в этом жанре работали и некоторые предшественники Шуберта: Иоганн Фридрих Рейхардт, Карл Фридрих Цельтер, Иоганн Рудольф Цумштег, Людвиг ван Бетховен. Для того чтобы песня стала из народного стала высокохудожественным произведением, нужно было ввести в неё что-то новое, поднять её на уровень шедевра. Именно это смог сделать Франц Шуберт, который за свою жизнь написал более 600 песен.
Важная отличительная черта песен Шуберта — удивительное единство поэтического текста и музыки. Шуберт находил в поэзии отражение собственных размышлений и эмоций и потому очень внимательно подходил к отбору стихов для своих сочинений. Композитор писал песни на стихи Гёте, Гейне, Шиллера, Скотта, Рельштаба, Маттисона, Мюллера, Майрхофера и других поэтов.
Когда Шуберт ушёл из конвикта (сбежал, не доучившись), он стал свободным художником и подрабатывал учителем. Он сочинил несколько песен на слова Гёте — его друзьям эти произведения показались шедевральными (и так и было). Друзья написали Гёте письмо с просьбой поддержать начинающего композитора, приложили ноты. Но поэт им даже не ответил.
Интересно, что иногда Шуберт писал песни на стихи друзей или тех, кого ему рекомендовали, — чтобы не обидеть. Он был очень деликатным, а друзья и знакомые значительно его поддерживали, в частности материально. Поэтому есть у композитора и «проходные» песни — не слишком значимые, без каких-то художественных достоинств, — они получались, если стихотворение его не вдохновляло и он писал просто из вежливости.
Каждая песня Шуберта — это отдельное произведение для голоса в сопровождении фортепиано, но некоторые объединены в «вокальные циклы» — с общим сюжетом, общей поэтической и музыкальной идеей. Известны два таких вокальных цикла Шуберта на стихи романтического поэта Вильгельма Мюллера: «Прекрасная мельничиха» (1823) и «Зимний путь» (1827).
«Лесной царь»
Это первое произведение, которое Шуберт посчитал профессиональным и присвоил ему номер: opus 1. А ещё назвал его не песней, а «балладой». В ней соединяются явления реального и фантастического мира, живописная природа и драматичность событий. Музыкальная баллада Шуберта «Лесной царь», пожалуй, самая известная у него сегодня — одно из тех самых произведений, которые не оценил Гёте. На русском языке её исполняют в переводе Жуковского.
«Кто скачет, кто мчится под хладною мглой?
Ездок запоздалый, с ним сын молодой.
К отцу, весь издрогнув, малютка приник;
Обняв, его держит и греет старик».
Начинается баллада со взволнованного фортепианного вступления: в стремительном темпе звучит одна и та же нота, создавая ощущение смятения и тревоги.
Низкий регистр придаёт музыке мрачный колорит, а тревожное и грустное настроение передаёт минорная тональность. С помощью этих музыкальных средств Шуберт создаёт образ взволнованного отца, который беспокоится за тяжело больного сына.
Накал эмоций усиливается к концу, где происходит трагическая развязка — музыка затихает, и непрерывные повторяющиеся звуки фортепиано замирают. Ребёнок погиб, его сердце остановилось.
«Форель»
Эта песня Шуберта, как и «Лесной царь», приобрела большую известность у публики. В её сюжете можно усмотреть два смысловых уровня.
Песня написана на стихотворение Кристиана Шубарта, которому были очень близки идеи свободы и Французской революции. В стихотворении «Форель» поэт рассказывает историю о человеке, который в прекрасный летний день наблюдает за форелью, плещущейся в ручье. На берегу сидит рыбак, но не может поймать рыбку в чистой, незамутнённой воде, что очень радует героя. Но вот рыбак взмутил ручей и смог выловить рыбку. Это расстраивает героя: «Я волю дал слезам».
Сюжет типичен для произведения XIX века: для романтиков природа всегда была источником вдохновения и объектом любования («Ой, какая прелесть! Рыбка!»). Они видели в природе отражение человеческих эмоций и остро переживали любую жестокость по отношению к ней. Рыбы, обитающие в чистых водах рек и озёр, символизировали для романтиков свободу, грацию и красоту, поэтому ловля рыбы воспринималась ими как нарушение природной гармонии и вмешательство в естественный порядок вещей.
Второй пласт смысла этого стихотворения помогут понять некоторые обстоятельства жизни поэта. Шубарт активно критиковал духовенство и правительство, из-за чего в 1777 году был заключён в крепость Гогенасперг, где провёл 10 лет. Форель, свободно плавающая в воде, для поэта-романтика олицетворяла идеал свободы и независимости. А поимка рыбы могла ассоциироваться с утратой этой свободы.
Музыка Шуберта меняет настроение в зависимости от развития сюжета. В самом начале это светлый мажор и мягкие пассажи фортепиано, напоминающие всплески волн. Во втором куплете краски немного сгущаются на словах о рыбаке, но затем музыка снова приобретает светлый колорит («Твой труд, рыбак, напрасен. Видна леса твоя»). А вот третий куплет совсем другой — он сразу же звучит в миноре и в чуть более быстром темпе: герой взволнован, он предчувствует беду.
Любопытно, как свободно здесь Шуберт трактует куплетную форму песни. Простая куплетная форма предполагает повторение музыки с разными строфами стихотворения. А Шуберт меняет музыку в каждом куплете в зависимости от того, что изменяется в сюжете. Такую форму называют куплетно-вариационной или куплетно-вариантной.
«Двойник»
Одно из самых известных и эмоциональных произведений композитора — песня «Двойник». Она входит в цикл под названием «Зимний путь», написанный на стихи немецкого поэта Вильгельма Мюллера. Цикл состоит из 24 песен, каждая из которых выражает глубокие чувства одиночества, разочарования и отчаяния лирического героя.
В этой музыке Шуберт мастерски передаёт атмосферу тревоги и ужаса, которая пронизывает стихотворение. Он использует диссонансы, резкую смену ритмов и динамики, чтобы создать ощущение напряжённости и страха. Особенно запоминается момент, когда герой видит своего двойника у дома любимой женщины, — музыка здесь становится по-настоящему зловещей и драматичной. Тема двойничества в целом была популярна в романтической литературе того времени: герой видит себя в другом человеке, но это не просто физическое сходство — это отражение его внутреннего состояния, тёмных сторон души, его страхов и сомнений.
Что ещё написал Шуберт
Конечно, Франц Шуберт сочинял не только песни — он работал в самых разных направлениях. Вот что он написал:
- Произведения для фортепиано; небольшие пьесы — экспромты и музыкальные моменты, крупные сочинения — сонаты и фантазию «Скиталец».
- Произведения для нескольких инструментов: фортепианные трио, струнные квартеты, фортепианные квинтеты.
- Оперы и оперетты, сочинения для музыкального театра.
- Духовные произведения для голоса и оркестра — мессы, мотеты.
- Произведения для симфонического оркестра, симфонии.
Всего композитор написал девять симфоний, но самая известная — восьмая, «Неоконченная». Традиционно в симфонии четыре части, но у Шуберта в этом произведении всего две. Их нашли в виде партитуры после смерти композитора. Существуют наброски других частей в варианте для фортепиано, которые Шуберт не переложил для оркестра. Исследователи спорят до сих пор: можно ли считать эту симфонию действительно неоконченной или композитор полностью воплотил свой замысел в двух частях и решил отказаться от остальных.
Несмотря на такое широкое музыкальное наследие, именно песня стала «голосом души» Шуберта и повлияла на все остальные его произведения, в том числе инструментальные. Обладающая особой выразительностью кантиленная мелодия звучит в его сонатах и симфониях, а порой темы его песен кочуют в другие жанры — например, на основе песни «Девушка и смерть» написан струнный квартет.
Последний сборник песен Шуберта символически назван «Лебединая песня». По народному поверью, лебеди, обычно молчаливые птицы, обретают голос и начинают петь незадолго до своей смерти, и это пение невероятно красиво.
Название «Лебединая песня» придумал издатель Тобиас Хаслингер: он выкупил у брата композитора песни, написанные в период с августа по октябрь 1828 года на стихи Рельштаба, Гейне и Зайдля, и соединил их в один сборник уже после смерти Шуберта. Песни в нём сгруппированы по авторам стихов, а не по какому-то сюжету, и исполнители часто меняют их порядок или выбирают для исполнения отдельные произведения. Самая популярная песня из этого сборника — «Серенада», романтичное ночное объяснение в любви.
Франц Шуберт стал одним из тех, кто привнёс в музыкальную культуру элементы романтизма. После него наступила эпоха взлёта исполнителей-романтиков: Фредерик Шопен и Ференц Лист, великий скрипач Никколо Паганини развивали новый стиль, обогащая его жанрами, новыми приёмами игры, выраженно национальными музыкальными стилями. Всех их объединяет дух романтизма, который словно окутывает слушателя, погружая его в мир чувств, а также опора на народную музыку своей страны.
О Шуберте говорили: «Новые свежие мелодии в изобилии лились из его столь богатой души, и нередко в них ярко сказывалась богатая песнями почва, на которой родился и вырос их создатель».