Новый альбом Deep Purple «=1»: как веселятся легенды
У 80-летних хард-рокеров карьера в самом разгаре.
Кадр: Deep Purple Official / YouTube
19 июля 2024 года британская хард-рок-группа Deep Purple выпустила 23-й альбом под названием «=1» — это их первая работа с новым гитаристом Саймоном Макбрайдом. Невзирая на возраст, участники группы не теряют энергию, а их песни всё так же полны задора.
Deep Purple не претендуют на то, чтобы записать новую классику. Они просто развлекаются — и поэтому звучат свежо. Разбираемся, как у группы началась вторая молодость благодаря их продюсеру Бобу Эзрину.
В статье вы узнаете:
- чем Deep Purple занимались с 2013 года;
- как хороший продюсер влияет на творческий процесс;
- почему пластинка «=1» сделана для удовольствия, а не для коммерции.
Подписывайтесь на телеграм-канал «Ты как?». В нём наши коллеги душевно и научно рассказывают о психологии и саморазвитии, а мы по выходным будем делиться там свежими подборками фильмов и музыки 🙂
Чем Deep Purple занимались последние годы
В столь почтенном возрасте музыканты появляются в студии звукозаписи раз в десятилетие. Например, участникам Metallica примерно по 60 лет, и их самые свежие пластинки вышли в 2008, 2016 и 2023 годах.
Основной состав Deep Purple ещё старше: им около 76–78 лет. Но они такие же активные, как в молодости, — словно открылось второе дыхание. С 2013 года группа выпустила уже пять альбомов, включая «=1». Недавние пластинки «Now What?!» и Infinite получили золотую сертификацию. Это весомое достижение для ветеранов — у Deep Purple такого не было со времён альбома Slaves and Masters, вышедшего в 1990 году.
Сейчас в истории группы начинается новая эра. Ушёл гитарист Стив Морс, который играл в Deep Purple с середины 1990-х: он решил больше времени проводить с болеющей женой. На его место пришёл молодой новичок: Саймону Макбрайду всего 45 лет. Ранее он выпускал соло-релизы и выступал как сессионный музыкант, в том числе аккомпанировал вокалисту Иэну Гиллану и клавишнику Дону Эйри на их концерте с оркестром.
Почему же Deep Purple так активны в своём возрасте? Никакой магии тут нет. После почти полувека творческой карьеры музыканты наконец встретили продюсера, которого, по словам Иэна Гиллана, они ждали годами. Его зовут Боб Эзрин, и он вдохнул в Deep Purple новую жизнь.
Кто такой Боб Эзрин и почему он важен для группы
Продюсер ещё с 1970-х работал с Элисом Купером, Kiss, Aerosmith, Pink Floyd, Лу Ридом и другими легендами рока. Его сотрудничество с Deep Purple началось с выпущенного в 2013 году альбома «Now What?!», а пластинка «=1» стала пятой совместной работой.
Иэн Гиллан говорил в интервью, что, встретившись с Эзрином, он воплотил в жизнь свои музыкальные мечты. Deep Purple почти всю карьеру сами продюсировали свои альбомы — прежде они никогда не работали со специалистом, который столь тонко разбирается в звуке.
Я всегда был несколько разочарован тем, как звучали наши пластинки: качество продюсирования мне казалось не слишком высоким. Поэтому встретить Боба… — это потрясающе. Боб вникает в мелкие детали, которые так важны для создания песен, и не даёт процессам затягиваться. Наоборот: он держит руку на пульсе, оттачивает важнейшие элементы звучания. Боб для нас просто идеален. И раз уж он теперь с нами — почему бы нам не продолжать писать, писать и писать? С такими процессами мы могли бы выпускать по альбому в месяц.
Иэн Гиллан
Интервью с VWMusic
Раньше у группы не было лидера: участники просто собирались в студии, накидывали идеи, а потом пытались понять, как слепить из них песню. Конечно, при таком подходе свежесть оригинального замысла может потеряться. Эзрин изменил и усовершенствовал творческий процесс. Он стал авторитетом, который даёт опытным рокерам оценку со стороны. Например, говорит гитаристу или барабанщику: «Ты можешь сыграть лучше и техничнее. Попробуем ещё раз?»
Ещё Боб командует процессом звукозаписи: если группа топчется на месте — велит отбросить неудачную идею и вернуться к изначальному замыслу. Это значительно ускоряет работу. Наконец, Эзрин привносит в творчество новую перспективу. Гиллан называет его непревзойдённым музыкантом, который разбирается во всех стилях: от классики и джаза до метала.
Когда мы в студии пишем песни и кому-то не хватает идей, Боб достаёт что-нибудь из шкафа и говорит: «А что, если мы сделаем вот так?»
Иэн Гиллан
Интервью с VWMusic
По словам клавишника Дона Эйри, Боб хоть и требовательный, но отзывчивый парень, с которым легко общаться и работать. Его высокие стандарты призваны раскрыть потенциал музыкантов, а не гнаться за недостижимым идеалом. Во время работы в студии Боб добивается живого звучания — он не поклонник излишней обработки. Поэтому песня должна родиться в моменте, быть настоящей.
Читайте также:
Почему альбом «=1» написан для удовольствия
Пластинка «=1» — это весьма убедительный ответ на вопрос «Что делать музыкантам, которые уже записали свои лучшие альбомы?». Пик уже давно пройден — самые техничные соло написаны, самые высокие ноты взяты. Повторять их бессмысленно — получится самопародия от людей, которые не могут смириться с тем, что постарели.
Что же остаётся? Deep Purple решили написать ненапряжный альбом, который ни к чему не обязывает слушателей. Он не пытается донести великий и важный посыл, а песни не перегружены деталями. Слушать его приятно и легко — чувствуется, что группа и сама получила от записи огромное удовольствие.
С тем же подходом был создан альбом «Whoosh!» 2020 года. Он порадовал нас зажигательными риффами в песнях Throw My Bones и Dancing in My Sleep, фортепиано в стиле раннего рок-н-ролла в What the What. Группа перешла к более минималистичной форме: почти все песни не длиннее четырёх минут, и только две превысили пять.
Тот же настрой Deep Purple перенесли в «=1». Главное, что отличает пластинку от предыдущего альбома, — замена в составе. Макбрайд добавил группе тяжести и скорости: в «=1» мы слышим более простые, но более агрессивные риффы.
Весь альбом похож на рок-боевик — песни почти не останавливаются, а бегут и бегут вперёд. И дело не в буквальном ускорении BPM, как у классических треков Highway Star или Speed King. Скорее, в «=1» почти нет медленных моментов. Чтобы это прочувствовать, достаточно включить A Bit on the Side, Sharp Shooter или Old-Fangled Thing.
Важное отличие поздних Deep Purple от ранних — более сухое звучание. Когда в группе играл клавишник Джон Лорд, по важности он стоял наравне с гитаристом Ричи Блэкмором. Его орган Хаммонда всегда был слышен в ритм-секции, а продолжительные соло-партии отличались грандиозностью. У Дона Эйри нет такого веса: его клавишные — это специя, а не основное блюдо.
Эйри получает соло-партии, но пишет их экономно, чтобы уместиться в четырёхминутный трек. Они краткие и по техничности не сравнятся с классикой вроде Lazy, но всё равно украшают песни грандиозностью классической музыки, которая всегда отличала Deep Purple от других хард-рокеров.
В A Bit on the Side можно услышать типичный пример короткого соло органа в дополнение к основным гитарным партиям. В Portable Door и Lazy Sod клавишные иногда выходят на первый план, но чаще создают плотный фон. В песне I’m Saying Nothin’ клавишные пробежки слышны в ключевых точках трека.
Наиболее выделяются песни No Money to Burn и Now You’re Talkin’. В первой есть космическое соло на синтезаторе. Во второй Эйри сначала играет на органе, потом добавляет загадочных потусторонних эффектов, потом переходит к органному соло в духе 1970-х, а заканчивает — космически-синтезаторным. В промежутках новичок Макбрайд выдаёт на гитаре то быстрый хард-рок, то блюз. Из-за таких резких контрастов Now You’re Talkin’ звучит как самая экспериментальная и прогрессивная песня альбома.
Главный минус альбома — группа периодически выпадает из своего органичного звучания. И дело не в том, что некоторые песни плохие, просто они не соответствуют текущим возможностям группы. Речь про вокал Иэна Гиллана: сейчас он уже не может похвастаться четырёхоктавным голосом, который в молодости позволял ему дотягивать до высочайших нот в Child in Time.
Сейчас Гиллан поёт в среднем диапазоне. Звучит он степенно, без надрыва молодых рок-звёзд. Deep Purple удалось подобрать подходящий для такого вокала инструментал. Тем не менее начинается альбом «=1» с неудачной песни Show Me: высокое звучание гитары будто взято из глэм-метала 1980-х. Под неё напрашивается фальцет в духе Эксла Роуза, а никак не спокойное пение.
В песне I’ll Catch You, единственной настоящей балладе альбома, Гиллан просто не вытягивает нужный уровень напряжения. В итоге треку не хватает драматизма, а музыке — красоты и необычных мелодических решений, к которым обычно прибегают метал-группы. Впрочем, в спокойной (но не балладной) песне If I Were You таких решений тоже нет. Зато Гиллан идеально укладывает голос в размеренный рифф, что добавляет в трек дополнительную глубину.
Учитесь в Skillbox бесплатно
Пробуйте новые профессии и навыки, а платите тогда, когда найдёте своё.
Выбрать курс