Музыка
#статьи

Каким бывает вокал: быстрый обзор для тех, кто хочет научиться петь

Узнайте, в чём разница между академическим и эстрадным стилем.

Кадр: One Voice Children's Choir / YouTube

Кто-то поёт за рулём, кто-то в караоке. Мы это делаем, чтобы развлечься, расслабиться или поздравить дорогого человека с днём рождения. Но некоторым интересно сделать шаг вперёд и серьёзно заняться вокалом. Для этого нужно сперва разобраться, как устроен голос и какие бывают стили пения.

Из этой статьи вы узнаете:

Подписывайтесь на телеграм-канал «Ты как?». В нём наши коллеги душевно и научно рассказывают о психологии и саморазвитии, а мы по выходным будем делиться там свежими подборками фильмов и музыки 🙂

Как устроен наш голос

У каждого человека свой уникальный голос. Мы активно используем его, когда разговариваем, кричим, шепчем или напеваем любимую мелодию. За все эти действия отвечает один и тот же анатомический аппарат — просто мы умеем «переключать режимы» в зависимости от цели.

Например, когда нам важно донести до собеседника смысл, мы включаем режим речи — произносим звуки расслабленно и отрывисто. Они редко выходят за пределы одной октавы, то есть семи тонов. А когда мы хотим голосом воспроизвести мелодию, то начинаем тянуть гласные: слова плавно перетекают друг в друга, звуки попадают в определённые ноты. Это режим пения — он охватывает не менее двух октав, или 24 тонов.

Анатомия пения

Когда вокалистов учат петь, с первых шагов им рассказывают, какие органы в нашем теле участвуют в создании звука. Весь процесс можно разделить на четыре фазы: выдоха, смыкания связок, артикуляции и резонанса.

Инфографика: Майя Мальгина для Skillbox Media

Выдох


Когда мы выдыхаем, диафрагма и межрёберные мышцы начинают сжимать лёгкие, чтобы вытолкнуть из них воздух. Он движется вверх по трахее и выходит через рот и нос.

Объём воздуха, который остаётся в трахее, называется воздушным столбом. Певцы учатся выдыхать его экономно, чтобы не растерять весь воздух за несколько секунд, — для этого нужно активнее задействовать диафрагму. Тогда выдох становится мощным, а звук — чистым и громким. Такая техника называется «пение на опоре».

Смыкание связок


Голосовые связки — это складки в гортани. Мы можем их контролировать: соединять или, наоборот, размыкать. Когда воздух проходит сквозь неплотно сомкнутые связки, они вибрируют — так создаётся звук нашего голоса. Если связки работают неправильно — например, воспалены и не соединяются, — то человек теряет голос.

Артикуляция


После связок подключаются органы речи — язык, нёбо, зубы, губы. Они формируют отдельные гласные и согласные звуки, а также помогают окрасить характер их звучания, чтобы придать пению особое настроение. Например, от положения мягкого нёба зависит, как звучит голос: гнусаво или объёмно.

Резонанс


Чтобы голос звучал, ему нужен резонатор — то есть полость внутри организма человека, которая отражает и усиливает звук. Есть два резонатора:

  • головной — в него входят кости черепа, полости носа, рта и гортани, а также лобные и гайморовы пазухи;
  • грудной — в него входят бронхи, трахея и лёгкие.

Когда мы говорим, то обычно используем оба. А вот профессиональные певцы умеют «включать» только один резонатор: когда нужно спеть низкие ноты — грудной, а когда фальцетом — головной.

Важность голосовых связок

В механизме пения важны все составляющие, но самая главная — голосовые связки. Их строение во многом определяет то, каким будет наш голос: когда связки короткие (14–19 мм) — он звучит высоко, а когда длинные (от 24 мм) — низко.

Длина связок напрямую зависит от роста. Иногда это играет с человеком злую шутку. Например, в подростковый период у мальчиков начинает меняться голос: ломается, срывается, сам собой переходит с высокого тона на низкий. Связано это с тем, что мальчик вырастает во взрослого мужчину, а вместе с ним растут и его связки. Они утолщаются и даже спускаются чуть ниже в гортани. Это не быстрый процесс: должно пройти время, прежде чем голос сформируется окончательно.

Какие бывают техники пения

Когда мы поём, наш анатомический аппарат работает в особом режиме. Но даже у этого режима есть более тонкие настройки. Выделяют три вокальных техники — каждая из них даёт своё особое звучание.

Академический вокал

Эта техника появилась в XVI веке вместе с оперой. Её второе название — классический вокал: в такой манере исполняют классическую музыку, а также арии и романсы. Популярный пример академического пения — ария Дивы Плавалагуны из культового фильма Люка Бессона «Пятый элемент».

Академические певцы редко поют в микрофон. Наоборот, их вокал чаще звучит вживую и в больших залах — например, в оперном театре. Поэтому голос должен быть мощным. Для этого артисты развивают дыхание и технику пения много лет.

Детские академические голоса называют дискантами. Они звучат так высоко, что бывает трудно различить: мальчик поёт или девочка. По мере взросления голос меняется, и из дисканта певец переходит в другую категорию.

Интересный факт.

В Римской империи и средневековой Европе мальчиков подвергали кастрации, чтобы сохранить их высокий голос. Это останавливало гормональные изменения, поэтому голосовые связки не изменялись. Чтобы узнать больше о сложной судьбе таких юношей и мужчин, посмотрите фильм Жерара Корбьо «Фаринелли-кастрат».

Среди мужских голосов выделяют:

  • контратенор — самый высокий голос, очень похож на женский; диапазон — от до первой октавы до ми третьей;
  • тенор — высокий голос; диапазон — от до малой октавы до начала второй;
  • баритон — средний по высоте голос с бархатной окраской; диапазон — от ля большой октавы до ля первой;
  • бас — очень низкий голос; диапазон — от фа большой октавы до фа первой.

Среди женских голосов выделяют:

  • колоратурное сопрано — самый высокий голос, такой же уникальный, как и контратенор; диапазон — от до первой октавы до соль третьей;
  • сопрано — средний по высоте голос, самый распространённый среди женщин; диапазон — от ля малой октавы до начала третьей октавы;
  • меццо-сопрано — низкий голос с насыщенным грудным звуком; диапазон — от соль малой октавы до си второй;
  • контральто — очень редкий и низкий голос; диапазон — от ми малой октавы до соль второй.

Певческий голос академических вокалистов сильно отличается от разговорного, который звучит в повседневном общении. Например, грубоватый хриплый тембр может превращаться в чистейшее сопрано. Если вы однажды познакомитесь с артисткой оперного театра, будет сложно по голосу угадать, как она поёт.

Народный вокал

Эта манера пения самая древняя, потому что появилась вместе с традиционной музыкой разных стран. Отсюда и название: народный вокал — значит, принадлежащий культуре конкретного народа.

В отличие от академического стиля, такое пение приближено к естественному, «повседневному» звучанию. Поэтому народники разговаривают и поют похожим голосом.

Когда нужен громкий и чёткий звук, народную музыку исполняют с микрофоном. Но по традиции она обходится без аппаратуры. Акустический вокал помогает добиться аутентичного звучания и воссоздать то, как пели наши предки.

Для народного стиля важно сохранить музыку и певческие традиции этноса. Например:

  • Русская народная песня — это музыкальный фольклор русского народа. Он богат на жанры: встречаются частушки, колядки, причитания, а также плясовые, обрядовые, игровые и многие другие песни. Они используют специфические приёмы, например «гуканье», «ахи», «охи» и даже визг — так называемые припевки.
  • Йодль — это возникшая среди альпийских пастухов манера пения, которую использовали для сигналов на большие расстояния. Для неё характерно быстрое переключение с грудного резонатора на головной, чтобы звук «скакал» между низкими звуками и фальцетом. Техника очень сложная, поэтому певцы йодля — настоящие мастера.
  • Тувинское горловое пение — приём из народной музыки коренных жителей Тывы. Певец манипулирует своим речевым аппаратом таким образом, чтобы голос будто расщепился на два. Тогда верхний голос движется по нотам звукоряда, а низкочастотный горловой звук «жужжит» в гортани или глотке.

Эстрадный вокал

Это наиболее популярный стиль пения в современной музыке. Его название связано с термином «эстрада» — это сценические подмостки в виде беседки с отражающей звук стеной, где во время выступления находятся артисты или оркестр.

Эстрадные вокалисты сразу учатся работать с микрофоном — например, не дышать в него слишком шумно, вовремя приближать и отдалять от губ. На концертах принято петь вживую. Но на больших гастрольных турах иногда включают фонограмму: если артисту предстоит много выступать на износ, нужно беречь его голосовые связки. Впрочем, настоящие профи поют без «фанеры», а вдобавок ещё и танцуют, активно двигаются на сцене. Выдержать целый концерт в таком режиме — огромная нагрузка.

Если академический вокал делает акцент на технику исполнения, а народный — на передачу культурных традиций, то эстрадный стиль более гибкий. У него нет строгих правил: певцы экспериментируют с самыми разными приёмами. Например, они могут вставлять в свои композиции элементы народного и классического вокала, как Green Apelsin, или смешивать рэп и пение, как корейская группа Stray Kids.

Каждый эстрадный певец ищет свою уникальную манеру исполнения. Поэтому техника много внимания уделяет индивидуальности и харизме. Важно не только правильно исполнять ноты, но и передавать эмоции через песню.

Чем отличаются разные вокальные школы

Вокальная школа — это не только место, где вас научат петь, но и уникальная методика обучения классическому вокалу. Такие методики появлялись по всему миру и в самые разные периоды истории. Мы познакомимся с самыми крупными школами разных стран.

Итальянская школа возникла в XVI веке и до сих пор считается эталоном для исполнителей классики. Музыканты шутят: просто в Италии климат волшебный — в нём все великолепно поют! Технику школы также называют «бельканто», что в переводе с итальянского означает «прекрасное пение». Такой вокал отличается лёгкостью и изяществом.

Итальянцы первыми поняли: за качество звука отвечают не природные данные, а навык. Поэтому артисты полагаются на певческие рефлексы, которые выработали во время обучения.

Главные особенности итальянской школы:

  • Головной резонатор считается ведущим в организации голоса. Певцы оттачивают умение переносить звук «в голову», тогда тембр становится равномерным, а звучание в высоких позициях — стабильным.
  • Распространённый приём — филировка звука. Так называется умение ровно и долго выдерживать ноту, а также плавно увеличивать или уменьшать её громкость.
  • На первом месте — правильный резонанс, на втором — произношение. Приверженцы итальянской школы считают: если заострять внимание на дикции, от этого страдает качество вокала.

Немецкая школа ведёт начало с XVII века. В ней на первом месте стоит не техника, а то, как вокалист проживает эмоции. Здесь распространена идея примарного тона: сначала в голосе находят звук, который певцу удаётся лучше всего. Вокалист учится максимально правильно и красиво петь этот тон, и лишь потом переходит на соседние. Постепенно он осваивает всё больше звуков.

Русская школа появилась позже всех — только в XVIII–XIX веках. Одним из первых русских композиторов-классиков был Михаил Иванович Глинка — он же стал и создателем русской вокальной школы. Его вдохновляли простота и задушевность русского песенного фольклора, и он стремился её сохранить, но при этом усовершенствовать с помощью итальянских методик.

Русскую школу отличает яркое и правдивое исполнение, насыщенное эмоциями, и при этом — великолепная техника. Сегодня ей можно гордиться: воспитанники этой традиции поют в ведущих операх, а Большой и Мариинский театры известны во всём мире.

Как найти свою школу вокала

Сперва послушайте музыку различных стилей и определитесь, какая манера вам нравится больше: академическая, народная или эстрадная. Если вы получаете удовольствие от музыки, которую поёте, то вам будет проще учиться.

Найдите вокальные школы, до которых удобно добираться. Зайдите на сайт каждой из них и убедитесь, что здесь преподают стиль вокала, который вам интересен.

Запишитесь на пробный урок — так будет проще определиться, подходит ли вам школа и учитель. Благо такие занятия часто бесплатные. Хороший урок включает:

  • Речевые упражнения. Например, скороговорки. Даже если у вас всё прекрасно с дикцией, они очень полезны, чтобы «разогреть» речевой аппарат.
  • Распевки. Это вокальные упражнения — нужно пропеть простую последовательность нот. Они помогают подготовить к пению голосовые связки, отточить технику и научиться контролировать дыхание.
  • Изучение песни или фрагмента. Желательно, чтобы педагог в начале урока спросил, какие композиции вам нравятся. Если вы будете разучивать любимые песни, это только поможет прогрессу.

Обратите внимание: иногда вокал преподают те, кто сам толком не научился петь. Но вы сразу поймёте, когда перед вами профессионал. На уроке такой педагог будет петь вместе с вами, показывать технику на своём примере. Совсем хорошо, если преподаватель пригласит вас на свой концерт или другое мероприятие — тогда вы в надёжных руках!

Ещё один важный момент — качество оборудования: музыкальных инструментов, колонок и так далее. Например, на уроках эстрадного вокала вам должны давать микрофоны. Если микрофон фонит или отвратительно звучит, смело ищите другую школу.

Чтобы помочь с поиском вокальных курсов, мы подготовили для вас чек-лист:

Инфографика: Майя Мальгина для Skillbox Media

После хорошего урока у вас должны вырасти крылья. Поэтому в конце урока задайте себе вопрос: всё ли вам понравилось? Прислушайтесь к интуиции. Главное — не стесняйтесь пробовать. Вначале многие боятся, но потом раскрываются на сцене.

Надеемся, что скоро зажжётся новая звезда. Желаем удачи!

Учитесь в Skillbox бесплатно

Пробуйте новые профессии и навыки, а платите тогда, когда найдёте своё.

Выбрать курс
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована