Скидки до 60% и розыгрыш MacBook 0 дней 00 :00 :00 Выбрать курс
Музыка
#статьи

Пиксельное звучание для ностальгирующих сердец: chiptune и dungeon synth

Разбираемся, как ретромузыка помогает атмосфере игр.

Иллюстрация: Оля Ежак для Skillbox Media

Практически любой человек почувствует что-то, если услышит звук прыжка из игры о сантехнике в красном комбинезоне. Особенно люди, которым за 30, почему-то лучше любого современного хита помнят мелодию первого уровня из этой же игры.

Музыка всегда играла важнейшую роль в видеоиграх, подчёркивая атмосферу и усиливая эмоции, которые мы испытываем во время прохождения игры, — равно как и во время просмотра фильма. С развитием технологий стали появляться музыкальные жанры, создатели которых черпают вдохновение из игр. Среди них есть два уникальных гиганта — chiptune и dungeon synth. Эти жанры не только вызывают ностальгию у поклонников ретроигр, но и представляют собой полноценные музыкальные направления с богатой историей и огромной аудиторией.

В статье расскажем:


Краткая история музыки в играх

С момента рождения первых видеоигр в 1970-х годах музыка стала большой частью игрового опыта. Первые звуки, которые слышали люди, взявшие в руки джойстик или мышку, были простыми и состояли из однотонных сигналов, но с развитием рынка видеоигр и электроники в целом звук стал более сложным и насыщенным. В 1980-х годах, с появлением 8-битных игровых консолей, таких как Nintendo Entertainment System (NES) и Sega Master System, саундтреки к играм начали приобретать характерное звучание: яркие, запоминающиеся мелодии с использованием простых синтезаторов и звуковых эффектов.

Музыка к играм 1980-х годов создавалась с использованием крайне ограниченных технологий и специфических звуковых чипов, встроенных в игровые приставки и компьютеры. Это очень непростой и долгий процесс. Композиторы писали музыку с помощью специального программного обеспечения, очень далёкого от того, чем пользуются современные электронщики. Им приходилось вручную программировать ноты, используя простые формы звуковых волн (квадратные и треугольные) и шумовые эффекты. Ограниченные ресурсы требовали креативного подхода и огромного терпения.

Вот несколько композиторов, вошедших в историю как создатели культовых саундтреков к олдскульным играм:

  • Величайший Нобуо Уэмацу (Nobuo Uematsu) писал музыку для серии Final Fantasy, начиная с первой игры в 1987 году, сочетая элементы классической музыки и фольклора. Уэмацу создал множество вечных хитов. Способность передавать сильнейшие эмоции через музыку, используя технологии того времени, сделала его работы культовыми.
  • Дэвид Уайз (David Wise) — известный британский композитор, наиболее известный своей работой над музыкой к видеоиграм в эпоху 8- и 16-битных консолей. Главный композитор студии Rare в 1980-х и 1990-х годах, создавший саундтреки для таких культовых игр, как серия Donkey Kong Country, Battletoads и других.
  • Кодзи Кондо (Koji Kondo) — один из самых известных творцов в истории видеоигр и главный композитор Nintendo. Его работа над музыкой для The Legend of Zelda (1986) и Super Mario Bros. — той самой игры о братьях-сантехниках, которые уничтожали черепах, прыгая им на головы, выпущенной в 1985 году, — определила звучание этих франшиз на много лет вперёд. Кондо использовал ограниченные возможности звуковых чипов того времени для создания сложных, эмоциональных мелодий, которые до сегодняшнего дня исполняют на трибьют-концертах целые оркестры.

Это лишь малая часть тех, кто создавал музыку к историям, в которые играют по сей день. Десятки лет спустя люди продолжают изучать их работы, наслаждаться и вдохновляться ими.

Учитывая, что игровой рынок рос с невероятной скоростью и развивался очень успешно, довольно быстро звучание стало меняться. Больше денег — больше возможностей. Уже несколько лет спустя у игровых композиторов появилась возможность использовать технологии, более приспособленные для написания музыки. Но, конечно, как и в любом направлении искусства, стали появляться сообщества любителей олдскульного звучания. Чувство ностальгии стало основой для возникновения новых музыкальных жанров.

Chiptune: звук 8-битной эпохи

Chiptune — это жанр, который наполнен звуками самых ранних игровых консолей и компьютеров. Это направление часто ассоциируется с графикой ретроигр. Она может быть как энергичной и сказочной, так и меланхоличной и крайне слезливой. Звучание chiptune можно охарактеризовать как «пиксельное», так как старые игры на NES (у нас более известной как Dendy) издавали абсолютно такие же звуки.

В начале 1990-х годов chiptune стал популярным среди независимых музыкантов и людей, которые серьёзно увлекались электроникой. Музыканты по всему миру начали создавать собственные треки с использованием старых игровых систем. Вдохновляясь старыми приставками и культовыми играми, эти ребята писали альбомы, модифицируя старенькие консоли в полноценные синтезаторы. Программы, такие как FamiTracker (для NES) и LSDJ (для Game-Boy), позволили композиторам создавать собственные произведения с использованием звуковых чипов игровых приставок.

Популярные представители этого жанра — Sabrepulse, Chipzel, Bit Shifter, Nullsleep, Dubmood, Trash80 — отвечают за «трушное» звучание жанра. Работы этих ребят всегда дают ощущение, что ты слушаешь саундтрек к несуществующей игре прошлых лет.

Также рекомендуем музыканта, выступающего под псевдонимом Equip. Его альбом Curse Breaker X, ставший культовым среди любителей жанра, можно отнести к поздней вариации chiptune, когда звучание было приближено к приставкам начала 1990-х.

Позже chiptune стал неотъемлемой частью электронной музыки. Он начал пробираться в различные музыкальные стили — от хауса и инди-рока до хип-хопа и драм-н-бейса. Многие группы, такие как Anamanaguchi и Horse the Band, стали популярными, соединяя элементы панка и эмо-музыки с классическими chiptune-фишками. Их звучание позднее получило название nintendocore.

Движение поклонников «пиксельного» звука продолжало развиваться и привлекать новых фанатов. Стали появляться фестивали и мероприятия, посвящённые этому жанру, такие как Blip Festival и Chip Music Festival. А учитывая постоянный тренд на ностальгию, музыка chiptune активно живёт в кино и игровых проектах, что не даёт умереть духу ретроигр в современном мире.

Многие работы этого направления музыки постепенно сливаются с другим жанром, существующим исключительно на ностальгии, — vaporwave. Это звучание прогноза погоды несуществующего ТВ-канала начала 1990-х. Музыканты этих стилей во многом пересекаются: они оба существуют за счёт ностальгии, да и любят брать за основу «узнаваемость» звучания.

Последнее время элементы chiptune стали важной частью креатива битмейкеров и современных электронщиков. 8-битные звуки можно услышать в самых неожиданных местах. Это может быть семпл из Donkey Kong Country, Pac-Man или какой-нибудь малоизвестной японской ролевой игры. Известный музыкальный гений Thundercat использовал звук прыжка Соника в треке Special Stage. Репер Gucci Mane семплировал всем известный «Тетрис» в треке Get It Back. Загадочный и культовый Burial использовал музыку из игры Metal Gear Solid.

Музыканты модных сегодня жанров phonk и baile funk тоже обожают отсылки к видеоиграм. В каждом втором треке можно встретить крик бойца из Street Fighter или звук монетки из Super Mario.

Интересно взглянуть и на суперсвежие современные проекты, например 2hollis: в его самом популярном треке Jeans главная партия сыграна абсолютно «пиксельным» синтезатором. Влияние звучания ретро-видео-игр будет вечным.

В 2015 году игра Undertale, которую создал Toby Fox (также написавший к ней саундтрек), стала современным феноменом. Фан-база игры постоянно растёт, в том числе за счёт творчества фанатов — фанфиков, ремиксов и фестивалей для своих. Треки, такие как Megalovania, стали вируситься во всех социальных сетях. При этом саундтрек написан с соблюдением всех правил настоящего chiptune.

Chiptune — прекрасная возможность искупаться в ностальгических настроениях и в очередной раз убедиться, что для создания сильной эмоции в музыке совершенно не обязательно иметь тонну дорогих инструментов или талантливого вокалиста под рукой.

Учитывая, что очень большой процент ретро-видео-игр был создан в жанре фэнтези, с магами, монстрами и тёмными, бесконечными подземельями, постепенно рождается ещё один музыкальный жанр — dungeon synth.

Dungeon synth — музыка тёмных подземелий

Dungeon synth — это максимально атмосферный жанр музыки, который возник в начале 1990-х годов как следствие популярности фэнтезийных игр. Звучание этого направления чаще всего состоит из элементов синтезаторной музыки с фольклорными мотивами и атмосферными звуками природы. Главная задача жанра — создать ощущение, что ты отправляешься в опасное приключение в мистический средневековый замок.

Dungeon synth можно назвать мрачным и загадочным. Под треки в этом жанре хочется взять факел и отправиться на битву с монстрами, таящимися в древних тёмных пещерах. Часто это композиции с медленным темпом, создающие ощущение погружения в другой, потерянный мир. Этот жанр идеально подходит для создания настроения во время ролевой настольной игры или, например, написания готического романа.

В отличие от chiptune, тут не бывает жизнерадостных и быстрых битов и забавных пиксельных звуков. Жанр отличается вязкостью звучания и прямыми ассоциациями со старыми компьютерными ролевыми играми. Если послушать саундтрек к игре Diablo или Heroes of Might and Magic — это полноценные, сильные dungeon-synth-альбомы. Музыка часто включает элементы эмбиента и неоклассики. Композиторы этого жанра часто используют винтажные синтезаторы для создания мрачных мелодий и текстур, которые могут вызывать чувство одиночества и некой прекрасной фатальности.

Изначально жанр был связан с блэк-метал-сценой; многие исполнители, например великие Burzum, использовали классические, винтажные синтезаторы для создания интро или промежуточных треков на своих альбомах. Однако вскоре этот стиль стал самостоятельным направлением благодаря таким артистам, как Mortiis, который выпустил альбом Født til å herske в 1995 году — один из первых настоящих альбомов dungeon synth.

Культовыми среди фанатов жанра проектами стали Secret Stairways, Depressive Silence, Fief, Quest Master, Old Tower и Old Sorcery.

Интересно, что этот жанр одновременно популярен среди двух совершенно разных аудиторий: интровертных любителей компьютерных игр и настоящих фанатов дремучего блэк-метала. Представить их рядом довольно сложно. Но когда видишь концерт известных представителей жанра, возникает ощущение, что любовь к музыке может объединить абсолютно, на первый взгляд, несовместимые тусовки.

В конце 1990-х — начале 2000-х годов dungeon synth начал привлекать внимание более широкой аудитории благодаря активно развивающейся жизни интернет-сообществ. Многие исполнители начали делиться своей музыкой на платформах вроде Bandcamp и SoundCloud, что помогало жанру обзавестись множеством поклонников.

Сегодня dungeon synth живёт активной жизнью. Платформы Reddit и Discord объединяют любителей подземельного звучания по всему миру. Артисты делятся своими работами, организуют виртуальные концерты в популярных ролевых онлайн-играх и выпускают альбомы на физических носителях — на виниле или кассетах, — что стало настоящим трендом среди любителей ностальгии. Многие исполнители также активно коллаборируют с художниками для создания обложек альбомов в стиле кавер-арта старых фэнтези-игр. Это создаёт целостный опыт для слушателя от звука до визуального восприятия.

Dungeon synth — это не просто музыкальное направление. Как и chiptune — это целая культура, которая продолжает развиваться. Если вы ещё не знакомы с этим жанром, возможно, стоит попробовать погрузиться в его магию — вдруг вашей душе понравится этот необычный мир звуковых ландшафтов и ностальгических мелодий.

Оба жанра — chiptune и dungeon synth — позволяют нам вернуться в детство, когда мы проводили часы за играми или читали Толкина. Эти жанры продолжают меняться, обрастать новыми талантами и «правилами» жанра, привлекая внимание новых слушателей и вдохновляя артистов по всему миру создавать что-то новое на основе старых традиций.



В какой профессии на удалёнке вы добьётесь успеха?

Пройдите бесплатный тест и узнайте ответ за 15 минут. А потом попробуйте свои силы в выбранной специальности.

Пройти тест →
Бесплатный тест: какая digital-профессия вам подходит?
Узнайте ответ за 15 минут и попробуйте свои силы в новой специальности.
Пройти тест →
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована