Музыка
#статьи

Как устроена музыка в аниме-сериалах и почему она так популярна

Опенинг, эндинг, лейтмотив — ты узнаешь его из тысячи.

Иллюстрация: «Тетрадь смерти» / Madhouse / «Евангелион» / Gainax Production / Colowgee для Skillbox Media

Фанаты аниме легко узнают вступительную песню или тему из любимого сериала. Но саундтреки этого жанра давно вышли за пределы субкультуры: их выпускают отдельными альбомами, играют на концертах, снимают под них ролики для соцсетей. В этой статье расскажем:

С чего начинается аниме-сериал

Узнаваемый стиль японской анимации, который мы сегодня называем «аниме», сформировался после окончания Второй мировой войны. Художникам не хватало финансирования, поэтому им приходилось рисовать менее детализированные кадры, искать более бюджетные средства выразительности. Ограниченные возможности отразились и на саундтреке. Как правило, анимацию дополняли всего несколько песен, которые исполняли актёры озвучки (сэйю) или певцы, специализирующиеся исключительно на музыке для аниме.

Каждый аниме сериал начинается с опенинга. Это ключевой элемент саундтрека. Опенинг задаёт настроение проекта и отражает его суть. Нередко в кадрах заставки и в тексте вступительной песни встречаются пасхалки, которые станут понятны только при просмотре. В песне Moonlight Densetsu, открывающей серию «Сейлор Мун», поётся об ускользающей любви в лунном свете, в которой со временем угадывается романтическая история главной героини Усаги и таинственного Такседо Маска.

В более ранних аниме тексты опенингов обращались только к сюжету: например, заставка сериала «Астробой» хвалит главного героя — мальчика-робота — за его смелость и победы над злодеями. С 1980-х, когда индустрия аниме начала бурно развиваться, тексты песен стали больше фокусироваться на чувствах персонажей и раскрывать состояние героев. Начальная песня «Евангелиона» звучит пафосно и героически — то, что надо для сериала о подростках-воинах, которые столкнулись с опасностью и страхом, но сохраняют веру в победу. При этом в опенинге ощущается трагичность истории: песня призывает героев искать надежду, даже когда они уже пребывают во мгле.

Почему в аниме важны финальные титры

Зрители часто недооценивают эндинг — при просмотре хочется поскорее пропустить финальные титры и включить следующую серию. Обычно визуальный ряд в эндинге нейтральный и даже умиротворённый: какой бы невероятный сюжетный поворот ни произошёл в конце серии, заставка возвращает зрителя в состояние спокойствия, показывая нарезку кадров с протагонистами или отвлечённые образы. Однако в этом видеоряде часто есть скрытый смысл: например, эндинги «Атаки титанов» с помощью неочевидных деталей вроде рисунков на стене пещеры рассказывают историю мира сериала и даже включают спойлеры, которые невозможно разгадать без контекста.

Финальные титры обычно поддерживают общую атмосферу аниме. «Евангелион», несмотря на бодрую заставку, быстро погружает зрителя в мрачную атмосферу потерянности и одиночества: апокалиптический сеттинг, подростковые переживания, серьёзные философские вопросы. В конце каждой серии звучит ностальгическая Fly Me to the Moon Барта Ховарда в оригинальной аранжировке, которая отлично перекликается с желанием героев избежать страданий и сложных дилемм.

Как музыка дополняет сюжет аниме

Режиссёры и композиторы аниме активно используют музыкальные лейтмотивы — например, за героем закрепляется характерная мелодия, поэтому, услышав её, зритель может предугадывать ход сюжета (если режиссёр не вздумает обмануть его ожидания). В аниме «Тетрадь смерти» темы героев противопоставлены друг другу, что подчёркивает главный конфликт. Школьник Лайт Ягами представлен меланхоличным гитарным соло, а молодой детектив L — напряжённым фортепиано. По мере их борьбы инструменты сливаются в одну мелодию: герои реализуют себя в погоне друг за другом.

По такому же методу написан и саундтрек к сериалу «Ковбой Бибоп» режиссёра Синъитиро Ватанабэ. Композитор Ёко Канно создала саундтрек, который стал основой для самых динамичных сцен. Вместе с джазовой группой The Seatbelts Канно записала музыку на основе не готового сценария, а примерного описания сюжета. В результате анимация часто подчиняется музыке: погони сопровождаются стремительной джазовой импровизацией, а сцены драк показаны на контрасте с размеренным инструменталом.

Само название сериала отсылает к бибопу — направлению в джазе, полному сложных импровизаций. Непредсказуемость проникает и в сюжет сериала: его герои, космические охотники за головами, в большинстве эпизодов не достигают своих целей и упускают бандитов. Джазовый опенинг подчёркивает полную случайностей атмосферу сериала, в которой есть место и азарту, и рефлексии.

Сама Ёко Канно убеждена, что музыка в аниме работает совсем не так, как в голливудских фильмах. Западная аудитория привыкла к тому, что музыка — это фон, который оттеняет происходящее. В аниме саундтрек — это часть фильма, которая может рассказать зрителю не меньше, чем сама анимация. Для этого авторы насыщают музыку событиями, персонажами, информацией о мире.

В «Ковбое Бибопе» саундтрек задаёт настроение и сериала, и мира героев. В «Евангелионе» и «Тетради смерти» музыка предугадывает события, а в популярных аниме для подростков напрямую рассказывает фабулу, как в опенингах «Покемона» или One Piece. Композитор аниме «Созданный в бездне» Кевин Пенкин говорит, что такой подход очень эффективен, когда нужно быстро погрузить зрителя в мир сериала.

Как звучат саундтреки аниме-сериалов

Связь саундтрека с персонажами и сюжетом есть и в западном кинематографе, но мы можем легко отгадать аниме-опенинг по его звучанию. В японской анимации многие композиторы любят особую прогрессию аккордов — так называемую Royal Road progression. Она не очень популярна в западной музыке, но её использует, например, Рик Эстли в Never Gonna Give You Up. Цикличная последовательность аккордов создаёт настроение лёгкой меланхолии и драматичности — словно дорога, которая никогда не заканчивается. Прогрессия хорошо иллюстрирует длинный жизненный путь героев сериала.

Музыка в аниме довольно эклектична: композиторы соединяют и традиционную культуру, и тренды японской поп-музыки, и европейские жанры. Саундтреки из аниме с философской или религиозной тематикой часто включают в себя классическую музыку и христианские песнопения, как это происходит, например, в «Евангелионе» и «Тетради смерти». Однако самый используемый жанр в аниме-саундтреках — это рок. Многообразие жанра позволяет режиссёрам аниме найти японскую группу с подходящим звучанием, чтобы та сочинила запоминающийся опенинг. Так, группа SID написала глэм-рок-опенинги к сериалам «Блич» и «Стальной алхимик», а хеви-метал-группа Maximum the Hormone дополнила символичный саундтрек «Тетради смерти».

Песни из опенингов аниме-сериалов становятся культовыми для фанатов по всему миру песни: поклонники знают их наизусть, даже если не говорят на японском. Создатели аниме ищут более универсальные композиции, чтобы продавать их и вне контекста шоу. Возникла самостоятельная индустрия аниме-песен: саундтрек сериала выпускается как самостоятельный продукт, а исполнители песен дают концерты. Такое сочетание локальных традиций и мировой музыкальной культуры позволяет привлекать новую аудиторию.

Саундтреки давно вышли за пределы мира аниме и сейчас набирают новую популярность благодаря вертикальным видео: вы наверняка слышали и тему L из «Тетради смерти», и джазовый опенинг «Ковбоя Бибопа», даже не подозревая, что это музыка из аниме. Многие японские композиторы, работая над саундтреком, создают настолько продуманный и самостоятельный продукт, что он оказывается способен покорить целый мир.

10 аниме с крутым саундтреком


Ковбой Бибоп

Рейтинг IMDb: 8,9

Премьера в мире: 4 апреля 1998 года

Жанры: боевик, комедия, драма, фантастика

Количество сезонов: 1

Длительность одной серии: 24 минуты

Джет Блэк — бывший полицейский, его приятель Спайк Шпигель — человек с сомнительным прошлым, тот, кого можно было бы назвать «мутный тип». На космическом корабле «Бибоп» они бороздят просторы Вселенной в поисках разнообразной добычи. Но однажды, раскинув сети, чтобы поймать немного ценного мусора, болтающегося в вакууме, Джет и Спайк внезапно получают новых членов экипажа: очаровательную картёжницу Фэй Валентайн, гениальную хакершу Эд и невероятно умную собаку Эйн. В этом составе команда «Бибопа» отправляется на поиски новых приключений.

Евангелион

Рейтинг IMDb: 8,5

Премьера в мире: 4 октября 1995 года

Жанр: научная фантастика

Количество сезонов: 1

Длительность одной серии: 24 минуты

Япония, ближайшее будущее. На планете произошла глобальная катастрофа, в результате которой большая часть человечества погибла. Действие происходит в Токио-3 — защищённом городе, где укрываются выжившие. Людям приходится спасаться от загадочных Ангелов, которые регулярно атакуют Землю. Противостоять им могут только гигантские роботы серии «Евангелион», «Евы». Пилотировать эти машины могут только подростки: молчаливая Рэй, рыжеволосая Аска и главный герой — Синдзи (который в Токио-3 вообще-то ехал на встречу с отцом и ни в какого робота лезть не собирался). Режиссёр Хидэаки Анно работал над сериалом в состоянии тяжёлой депрессии — и это хорошо заметно, хотя поначалу «Евангелион» и прикидывается классическим аниме в жанре меха.

Моб Психо 100

Рейтинг IMDb: 8,6

Премьера в мире: 11 июля 2016 года

Жанры: боевик, комедия, фантастика

Количество сезонов: 3

Длительность одной серии: 24 минуты

Восьмиклассник Сигэо Кагэяма (он же Моб) с ранних лет непохож на других. Например, владеет телекинезом: может поднять предмет в воздух или согнуть ложку в бараний рог одной только силой мысли. Окружающим (что неудивительно) такое никогда не нравилось, поэтому на публике Моб стал притворяться совершенно обычным. И вообще, он вместо умения сгибать столовые приборы предпочёл бы умение нравиться девушкам. Вместе с наставником-экстрасенсом юноша старается жить обычной жизнью, попутно пытаясь разобраться, в чём же её смысл.

Ван-Пис

Рейтинг IMDb: 8,6

Премьера в мире: 20 октября 1999 года

Жанры: приключения, фэнтези, боевик

Количество сезонов: 1

Длительность одной серии: 22 минуты

Король пиратов Гол Д. Роджер прожил отличную жизнь: добился славы, власти, скопил богатства. А когда его поймали и собрались казнить, рассказал, что спрятал где-то на просторах Великого морского пути (он же Гранд-Лайн) величайшее сокровище — Ван-Пис. Разумеется, толпы охотников за сокровищами тут же бросились искать этот клад. Наступила великая эпоха пиратов. Однако никому так и не удалось найти Ван-Пис. И спустя 22 года после смерти Короля пиратов за ним отправляется простой провинциальный паренёк Луффи.

Невероятные приключения ДжоДжо

Рейтинг IMDb: 8,4

Премьера в мире: 4 октября 2012 года

Жанры: боевик, комедия

Количество сезонов: 5

Длительность одной серии: 30 минут

Богатый англичанин Джордж Джостар принимает в семью бедного сироту Дио, делая его своим приёмным сыном. Родной сын Джорджа Джонатан стремится быть настоящим аристократом — в том, что касается морального облика, и даже во время драки. А вот Дио оказывается подлецом: пытается убить приёмного отца, сводного брата и в конце концов сбегает с семейной реликвией, обрекая несколько поколений семейства Джостаров на борьбу с вампирами, зомби и прочей нечистью.

Тетрадь смерти

Рейтинг IMDb: 9,0

Премьера в мире: 3 октября 2006 года

Жанры: детектив, триллер, драма

Количество сезонов: 1

Длительность одной серии: 24 минуты

Старшеклассник Лайт Ягами отличается выдающимся умом и не менее выдающимся цинизмом. Совершенно случайно ему в руки попадает опасная тетрадь, обладающая таинственной силой: каждый, чьё имя записано в эту тетрадь, умрёт. Моральной дилеммы «тварь я дрожащая или право имею» для Ягами не существует — он уверен, что это отличная возможность очистить мир от преступников. На поиски самоуверенного убийцы отправляется лучший в мире детектив по прозвищу L.

Блич

Рейтинг IMDb: 8,2

Премьера в мире: 5 октября 2004 года

Жанры: фэнтези, боевик, триллер, приключения

Количество сезонов: 16

Длительность одной серии: 22 минуты

Старшеклассник Ичиго Куросаки с ранних лет видит то, чего не видят другие, — например, духов. Однажды на Ичиго и двух его сестёр нападает злой и голодный дух Пустой. На помощь Ичиго и его сёстрам приходит одна из синигами по имени Рукия. В схватке она получает ранение и вынужденно передаёт свои силы Ичиго. Теперь он должен поддерживать баланс между миром живых и миром мёртвых.

Созданный в бездне

Рейтинг IMDb: 8,3

Премьера в мире: 7 июля 2017 года

Жанры: фэнтези, фантастика, приключения

Количество сезонов: 3

Длительность одной серии: 25 минут

Бездна — так называют зияющую пропасть, которая уходит в глубины земли. Там можно найти ценные древние реликвии и столкнуться с опасными существами, однако никто не знает, как появилась Бездна и что спрятано на самом дне. Разгадать эти тайны стремятся храбрые Дайверы — в своих поисках они забираются дальше всех. Дайвершей была мама девочки Рико, пропавшая где-то в мрачных глубинах. Теперь Рико работает на верхнем уровне Бездны, выполняя тяжёлую работу младшего помощника, и мечтает пойти по стопам своей отважной мамы. Однажды девочка встречает странного робота Рега, который выглядит совсем как настоящий мальчик, но не помнит ни своего настоящего имени, ни того, как оказался на поверхности. Вместе они отправляются в путешествие ко дну Бездны, чтобы найти ответы.

Стальной алхимик

Рейтинг IMDb: 8,5

Премьера в мире: 4 октября 2003 года

Жанры: фэнтези, триллер, драма, комедия

Количество сезонов: 1

Длительность одной серии: 25 минут

Эдвард и Альфонс Элрики — сыновья великого алхимика. Когда от неизлечимой болезни умирает их мать, братья решают вернуть её к жизни с помощью «научного колдовства». Конечно, существует строгий запрет на возвращение мёртвых с того света, но Эдвард и Альфонс уверены, что смогут его обойти. Самонадеянность обходится им крайне дорого: Эдвард теряет ногу и руку, а Альфонс — всё тело. Теперь им нужно найти философский камень, чтобы вернуть свои тела, и ради этого Эдвард готов даже стать государственным алхимиком, который использует своё мастерство в военных целях.

Атака титанов

Рейтинг IMDb: 9,0

Премьера в мире: 7 апреля 2013 года

Жанры: драма, боевик, фэнтези

Количество сезонов: 4

Длительность одной серии: 24 минуты

Действие разворачивается в вымышленном мире, напоминающем средневековую Европу. Долгие годы человечество сражается с загадочной расой титанов — гигантов, появившихся из ниоткуда. Их интеллект подобен интеллекту младенца, а цель одна — поймать и съесть как можно больше людей. Эрен и Микаса — друзья с детства, они живут в укреплённом городе, надёжно защищённом от титанов. Но однажды чудовищам удаётся прорваться через стены крепости. Эрен видит, как страшно гибнет его мать, и решает во что бы то ни стало отомстить титанам. Ради этого они с Микасой отправляются в военную академию и становятся разведчиками — единственными, кто в этом мире отваживается выходить за стены укреплённых городов.

Учитесь в Skillbox бесплатно

Пробуйте новые профессии и навыки, а платите тогда, когда найдёте своё.

Выбрать курс
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована