Музыка
#статьи

Как понять симфоническую музыку: 4 произведения для детей и взрослых

Рассказываем, с чего начать знакомство с классикой.

Иллюстрация: Wikimedia Commons / Pngtree / Pngwing / Colowgee для Skillbox Media

На сцене большой оркестр, за пультом дирижёр. Музыка так и манит за собой. Но когда слушаешь её, в мыслях то и дело возникают сомнения: «Кто угодно разбирается в классике лучше меня. Звучит, конечно, красиво… Но что в ней такого особенного?»

Не понимать симфоническую музыку абсолютно нормально. У неё есть свой особый язык, и люди учатся читать его постепенно. Чтобы помочь новичкам, мы подобрали несколько произведений. Они созданы для детей и часто входят в репертуар абонементных концертов для молодёжи. Но детские — не значит плохие. Наоборот: их легче понять, потому что они специально написаны для тех, кто только начинает знакомиться с классикой.

Мы расскажем об основных закономерностях музыкального языка и поможем сделать первые шаги. В нашем обзоре прозвучат:

Подписывайтесь на телеграм-канал «Ты как?». В нём наши коллеги душевно и научно рассказывают о психологии и саморазвитии, а мы по выходным будем делиться там свежими подборками фильмов и музыки 🙂

Сергей Прокофьев, «Петя и волк»: знакомство с инструментами оркестра через сказку

Композитор Прокофьев создал это произведение в 1936 году, чтобы познакомить юных слушателей с инструментами симфонического оркестра. Идею подала режиссёр Наталия Ильинична Сац: она хотела поставить спектакль в Центральном детском театре. У Прокофьева как раз подрастали сыновья, так что он с энтузиазмом взялся за дело: придумал и текст, и основную идею.

Его симфоническая сказка задумана так: каждого персонажа изображает свой инструмент. В начале слушатели знакомятся с ними по отдельности, чтобы запомнить звучание, а в ходе сюжета начинают узнавать героев по тембру инструмента.

Ниже — сказка Прокофьева в исполнении Симфонического оркестра Мариинского театра. Со второй по шестую минуту оркестр знакомит слушателей с инструментами, а потом начинается основное действие. В роли чтеца выступает Константин Хабенский, а дирижирует Валерий Гергиев.

Сюжет сказки довольно простой. На прогулке пионер Петя встречает Птичку, Утку и Кошку, которая охотится за Птичкой. Из домика выходит Дедушка и ругает мальчика за неосторожность, ведь рядом бродит серый Волк. Но Петя ничего не боится: стоит Волку появиться, Петя бесстрашно ловит его. В конце приходят охотники: они помогают мальчику доставить Волка в зоопарк.

Вот какие инструменты закреплены за каждым персонажем:

При всей своей простоте произведение Прокофьева стало очень популярно. Яркие запоминающиеся темы и удачный подбор инструментов сделал «Петю и волка» шедевром, который помогает людям разных поколений познакомиться с группами оркестра и не заскучать.

«Мне важна была не сама сказка, а то, чтобы дети слушали музыку, для которой сказка была только предлогом».

Сергей Прокофьев, из монографии И. Мартынова «Сергей Прокофьев. Жизнь и творчество»

Сен-Санс, «Карнавал животных»: юмористическая фантазия про животных

Сочинение «Петя и волк» подходит для знакомства с инструментами, но Прокофьев представил далеко не все их музыкальные возможности. Чтобы узнать, как ещё может звучать оркестр, стоит послушать «Карнавал животных» французского композитора Камиля Сен-Санса. Автор задумал это шуточное произведение ещё в 1861 году. Будучи молодым преподавателем, он пообещал студентам написать «зоологическую сказку» для разных инструментов.

Исполнил он своё обещание только двадцать пять лет спустя — в 1886 году. В это время композитор давал утомительные гастроли, но публика Берлина его не приняла и освистала. Поэтому Сен-Санс решил сделать перерыв и уединился в австрийской деревеньке. Там он написал сюиту из 14 частей, чтобы исполнять её среди друзей от случая к случаю. Сочинение впервые опубликовали уже после смерти композитора — в 1922 году. При жизни он разрешил исполнять лишь один из номеров — «Лебедя», но снял этот запрет в предсмертном завещании.

Каждый из номеров сюиты — юмористическая сценка, в которой мастера-музыканты показывают грани выразительности своих инструментов. Лишь только «Лебедь» звучит серьёзно и лирично. Чтобы познакомиться со всеми номерами, можно посмотреть фильм-фантазию режиссёра Энди Соммера, мастера музыкальных фильмов. А здесь мы разберём самые контрастные номера, музыкальный язык которых будет интересен и понятен для новичка.

«Лебедь», №13

Этот номер занимает особое место в «Карнавале животных». Сен-Санс задумал его как подарок своему другу, виолончелисту Шарлю Лебуку. Именно на его сольном концерте 9 марта 1886 года впервые прозвучал «Лебедь», сразу завоевав симпатии слушателей.

Прекрасную птицу изображает виолончель — довольно низкий по звучанию струнный инструмент. Звук виолончели хорошо резонирует в большом деревянном корпусе, поэтому у инструмента узнаваемый «голос» — лиричный и певучий, глубокий и объёмный.

Виолончель ведёт главную мелодию, а сопровождает её фортепиано. Его звуки бегут то вверх, то вниз, — эти пассажи изображают волны, на которых плещется лебедь.

При жизни Сен-Санса композиция исполнялась многократно, а после его смерти стала ещё популярнее — даже легла в основу хореографических номеров. Сначала знаменитая Анна Павлова, а затем гениальная Майя Плисецкая исполняли на музыку Сен-Санса номер «Умирающий лебедь» в хореографии Михаила Фокина. В этом номере фортепиано заменила арфа:

«Слон», №5

Виолончель — не единственный низкий струнный инструмент в «Карнавале животных». Есть персонаж и посолиднее: слон. Его изображает контрабас, самый низкий в струнной группе инструмент симфонического оркестра. Он редко звучит соло, однако как нельзя лучше подходит образу большого и неповоротливого зверя.

Современников Сен-Санса этот номер крайне веселил: дело в том, что контрабас медленно наигрывает тему «Вальса сильфов» Гектора Берлиоза. В те времена она была хорошо известна и в таком искажённом виде звучала смешно.

«Персонажи с длинными ушами», №8

Сен-Санс не обошёл вниманием и королеву струнных инструментов — скрипку. Однако в «Карнавале животных» она предстаёт в самых необычных амплуа. Например, в номере «Персонажи с длинными ушами» высокие визгливые звуки одной скрипки чередуются с длинными и протяжными другой. Таким образом Сен-Санс имитировал голос осла.

Юмор здесь не только в точности, с которой музыка передаёт характер животного, но и в ассоциациях, которыми композитор её наделил. Упрямые ослики — это музыкальные критики, которые не давали Сен-Сансу покоя.

Камиль Сен-Санс был не только композитором, но и известным музыкальным критиком. Его красочный слог нравился публике, а оригинальный взгляд на музыку нередко провоцировал полемику. Сен-Санс критиковал всё, что не подпадало под его поним ание музыкального искусства, и поэтому постоянно вступал в споры.

Например, больной темой для Сен-Санса был оперный композитор Рихард Вагнер. Тот провозгласил, что главное — это слово и драма, а вот музыка должна стоять на втором месте. Сен-Санс так его раскритиковал, что это привело к конфликтам с публикой — в частности, к инциденту в 1886 году, когда его освистали во время концерта.

«Пианисты», №11

От композитора досталось не только критикам, но и пианистам. Они попали на его карнавал вместе с остальными зверями.

В нотах композитор сделал пометку: исполнители должны имитировать неловкую игру начинающих музыкантов, которые разучивают упражнения. Многие пианисты добавляют в номер театрализации — нервно протирают клавиатуру платком, долго усаживаются за инструмент, подкручивают вверх и вниз банкетку. Сен-Санс словно говорит: наблюдать за неопытными музыкантами так же увлекательно, как за животными в зоопарке.

В №11 «Карнавала животных», кроме двух фортепиано, звучит квинтет струнных инструментов: две скрипки, альт, виолончель, контрабас. Отдельные аккорды похожи на возгласы: «Ох, как же можно так несносно играть!»

Модест Мусоргский, «Картинки с выставки»: как композитор «нарисовал» музыку

Русский композитор Модест Мусоргский обладал ярким художественным мышлением. Он мог сочинить произведение, вдохновившись чем угодно: зрительным образом, природой, сюжетом, интересной идеей. Именно так и произошло в 1874 году: Мусоргский решил написать несколько пьес по картинам художника и архитектора Виктора Гартмана.

Взгляды Мусоргского и Гартмана совпадали: оба стремились в своём искусстве показать лучшие стороны русской культуры. Мусоргскому повезло больше — его сочинения до сих пор любят и помнят. А вот многие творения Гартмана были уничтожены: он проектировал временные здания для выставок, и, когда выставка заканчивалась, здания разбирали, не пытаясь сохранить.

Может быть, поэтому Мусоргский решил увековечить произведения друга в своих музыкальных «картинках». Он посетил посмертную выставку Гартмана, где было представлено около 400 работ, и выбрал десять картин, которые больше всего его поразили. Так появился цикл «Картинки с выставки» из десяти пьес.

Изначально Мусоргский написал свой цикл для фортепиано. Но спустя почти 50 лет эти пьесы привлекли внимание французского композитора Мориса Равеля: в 1922 году он сделал их переложение для симфонического оркестра. Существует и множество других обработок, однако мы предлагаем познакомиться именно с симфоническим вариантом на примере трёх музыкальных картин.

«Гном», №1

Мусоргский создал эту пьесу под влиянием одного из эскизов Гартмана: художник нарисовал деревянную игрушку для колки орехов. Только она была похожа не на Щелкунчика, а на странного гнома. В музыке композитора ясно слышится образ безобразного и злого карлика. Под пьесу сами собой представляются его резкие движения и ужимки. Композитор достигает такого эффекта с помощью минорного лада: судя по звучанию, наш гном не склонен улыбаться и любить мир.

В пьесе Мусоргского можно услышать короткие обрывистые мелодические фразы в очень быстром темпе. Они звучат то громко, то тихо — похоже, наш гном полон неожиданностей. Кроме того, в оркестровке много инструментов с низким звуком — они словно напоминают, что гномы в мифах и сказках живут под землёй.

«Быдло», №4

Одна из картин Гартмана изображала большую телегу, груженную мешками. В неё были запряжены два ленивых и добродушных вола. Сама картина не сохранилась: мы знаем о ней только по воспоминаниям известного критика того времени Владимира Стасова. В воображении Мусоргского этот сюжет трансформировался в идею тяжёлой, изнурительной работы.

В начале пьесы вступают низкие инструменты — виолончели, фаготы, контрафаготы. Они постоянно чередуют два аккорда. Такое повторение создаёт образ монотонного труда. Под эту музыку можно представить, как два вола с усилием тянут телегу вперёд.

Затем вступает мелодия, исполненная на тубе — одном из самых низких инструментов в оркестре. Музыка становится всё громче: возникает ощущение, что телега приближается. Затем оркестр затихает — волы отдаляются от нас.

Мусоргский М. «Картинки с выставки», №4 «Быдло»
Инфографика: Майя Мальгина для Skillbox Media

«Избушка на курьих ножках», №9

Этот номер — самый интересный пример того, как идея художника воплотилась в музыке. Гартман создал эскиз часов в русском стиле. Но Мусоргский увидел совсем другой образ: вместо часов — избушка на курьих ножках, и живёт в ней вовсе не кукушка, а злая Баба-яга. В номере она будто стремительно вылетает из дома верхом на метле и отправляется вершить недобрые дела.

Произведение звучит резко и жёстко. Чтобы понять почему, нам нужно разобраться в ещё двух понятиях. В музыке сочетания звуков могут быть двух видов:

  • Консонансы — они приятно ложатся на слух, и мы воспринимаем их гармонично, спокойно, устойчиво.
  • Диссонансы — звуки не согласованы друг с другом, звучат резко и напряжённо.

В «Избушке на курьих ножках» много диссонансов как в мелодии, так и во всех голосах оркестра. Это создаёт образ злой ведьмы, а из-за быстроты темпа кажется, будто она стремительно несётся по воздуху.

Эдвард Григ, «Пер Гюнт»: яркое знакомство с норвежским фольклором

Композитор Эдвард Григ с детских лет вдохновлялся работами норвежского драматурга Генрика Ибсена. В 1874 году началось их творческое сотрудничество: Ибсен предложил Григу написать музыку для драмы «Пер Гюнт». Она названа по имени главного героя — молодого деревенского парня, которого изгнали из родной деревни. Он отправляется в странствия и на родину возвращается уже стариком. По пути Пер Гюнт чуть не продаёт душу дьяволу — спасает его лишь любовь прекрасной девушки Сольвейг, которая все эти годы ждала его.

Первая постановка «Пер Гюнта» состоялась 24 февраля 1876 года. Результат превзошёл все ожидания: пьеса имела огромный успех. Немалая заслуга принадлежит музыке Грига: по признанию современников, она не просто дополнила действие, а придала ему новую выразительность.

Взяв отдельные музыкальные фрагменты из постановки, Григ создал по ним две мини-зарисовки — сюиты (1888 года и 1891 года). Каждая состоит из четырёх частей — они сопровождают отдельные сцены «Пер Гюнта» или представляют одного из ключевых персонажей. Мы познакомимся с тремя самыми яркими частями сюиты и их музыкальными закономерностями.

«Утро»

Эта композиция рисует пасторальную картину прекрасного утра. Пер Гюнт встречает зарю в Египте, куда его занесли странствия, но представляет родную Норвегию.

Музыка очень мелодичная и светлая. Под неё можно закрыть глаза и представить, как солнце медленно выплывает из-за горизонта. Композитор подсказывает такую ассоциацию намеренно: музыка сначала звучит тихо, а потом всё громче, полнее. Оркестр словно «разрастается» и заполняет собой всё пространство — так солнечные лучи заливают землю своим светом.

Общий светлый колорит достигается за счёт мажорного лада: часть «Утро» написана в тональности ми мажор.

«Песня Сольвейг»

Эту часть Григ посвящает Сольвейг — прекрасной девушке, которая полюбила Пер Гюнта. Она оставалась ему верна всю жизнь и практически стала отшельницей, поселившись в избушке посреди лесной чащи. Судьба её печальна, и мы понимаем это с самого начала по минорному ладу.

Напрашивается сравнение с «Утром»: мажор придаёт этой пьесе тёплое настроение, полное надежды и света. А вот «Песня Сольвейг» овеяна грустью.

«В пещере горного короля»

В своих скитаниях Пер Гюнт встречает многих фантастических существ. Часть «В пещере горного короля» рисует немного пугающий, но сказочный мир из легенд и преданий Норвегии. В начале мы слышим осторожные крадущиеся шаги. Затем они приближаются, становятся смелее и, наконец, срываются в сумасшедший танец, будто гномы и тролли закружились в пляске.

Постепенное нарастание в музыке приводит к моменту наивысшего напряжения — кульминации. Здесь она представлена очень ярко. Музыка становится всё громче, быстрее, пока не наступает апофеоз — удары тарелки и большого барабана. Они такие могучие, что напоминают обвал в горах.

Композиция «В пещере горного короля» довольно любопытно показана в мультипликационном фильме «Волшебная флейта»:

Музыкальные приёмы, которые помогают композитору достичь нужного настроения или образа, называются средствами музыкальной выразительности. Чем больше произведений вы будете слушать, тем лучше научитесь понимать и считывать этот язык. Тогда симфоническая музыка засияет для вас новыми красками.

Учитесь в Skillbox бесплатно

Пробуйте новые профессии и навыки, а платите тогда, когда найдёте своё.

Выбрать курс
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована