Деньги
#статьи

Обзор «Финуслуг» — первого в России финансового маркетплейса

Рассказываем, какие продукты доступны на маркетплейсе, как им пользоваться и чем он отличается от других.

Иллюстрация: senivpetro / master1305 / freepik / Freepik / Annie Spratt / Stephen Phillips/ Jero Sennegs / Unsplash / «Финуслуги» / Дима Руденок для Skillbox Media

«Финуслуги» — финансовый маркетплейс. На «Финуслугах» можно сравнивать услуги разных поставщиков и пользоваться ими — например, оформлять вклады или конвертировать валюту.

В этом материале рассказываем главное о «Финуслугах».

Что такое финансовый маркетплейс

Финансовый маркетплейс — это онлайн-платформа, на которой можно выбирать, сравнивать и приобретать финансовые продукты. Платформа помогает продавцам — банкам, микрофинансовым организациям, страховым компаниям — находить покупателей, и наоборот.

Банки и другие поставщики финансовых услуг регистрируются на маркетплейсах и добавляют информацию о продуктах. Клиенты могут сравнивать условия поставщиков, выбирать предложения, оформлять продукты и пользоваться ими дистанционно, не покидая площадки. Это удобно, если, например, пользователь находится в Мурманске, а обслуживающий банк — в Краснодаре.

Идея проекта «Маркетплейс» — то есть идея создания финансовых маркетплейсов — была выдвинута ЦБ РФ в конце 2017 года. Центробанк обозначал, что не планирует создавать собственную финансовую платформу, — такие сервисы должны формироваться на основании рыночных механизмов и без участия государства.

Задача Центробанка заключалась в том, чтобы создать нормы, по которым будут работать финансовые маркетплейсы. В июле 2020 года Госдума приняла два основных закона, регулирующих деятельность площадок: №211-ФЗ и №212-ФЗ.

Согласно законам, все операторы финансовых маркетплейсов должны быть внесены в специальный реестр Банка России. По состоянию на ноябрь 2024 года в нём зарегистрировано десять участников: «Финуслуги», «ВТБ Регистратор», «Сравни.ру», «Открытый финансовый маркетплейс», «Банки.ру», «Финфорт МП», «Ванта», «Финансовая платформа», «Единые финансовые решения» и «Универсальные финансовые технологии».

Договоры, оформленные через «Финуслуги» и другие финансовые маркетплейсы, имеют ту же юридическую силу, что и традиционные банковские соглашения. Их фиксируют в регистраторе финансовых транзакций (РФТ).

Что такое «Финуслуги» и чем они отличаются от других площадок

«Финуслуги» — финансовый маркетплейс, запущенный Московской биржей и Центробанком. Московская биржа отвечает за техническую реализацию платформы, а Центробанк — за юридическую поддержку. «Финуслуги» стали первым финансовым маркетплейсом в России — их открыли в конце 2020 года.

Интерфейс маркетплейса
Скриншот: «Финуслуги» / Skillbox Media

Маркетплейс предоставляет те же услуги, что и аналогичные площадки. На нём можно сравнить услуги поставщиков и оформить продукт, не покидая сайт. Подробнее об этом мы расскажем ниже. Единственное отличие «Финуслуг» от других площадок — в процедуре идентификации.

Идентификация нужна, чтобы приобретать услуги на маркетплейсе. Сравнивать их можно без идентификации, просто зарегистрировавшись на площадке. Но чтобы, например, открыть вклад, придётся подтвердить личность. Для этого нужно авторизоваться с помощью банковской учётной записи или встретиться с представителем маркетплейса: он сфотографирует вас и ваш паспорт. Подробнее о процедуре рассказываем ниже. На других маркетплейсах достаточно регистрации и подтверждения контактных данных — например, номера телефона.

Чем финансовые маркетплейсы отличаются от сайтов-агрегаторов

Существуют похожие на финансовые маркетплейсы платформы — сайты-агрегаторы. Они тоже собирают информацию о финансовых услугах в одном месте и позволяют сравнивать продукты, но между ними и финансовыми маркетплейсами есть различия.

Оформить продукты на агрегаторе нельзя. Когда пользователь агрегатора выберет продукт, ему придётся перейти на сайт банка, посетить его лично или обратиться в банк другим способом.

Информации часто меньше. Агрегаторы не всегда предоставляют информацию, которой достаточно для принятия обоснованных решений. Например, на агрегаторе есть вклад с интересной ставкой, однако при обращении в банк выясняется, что эта ставка действует только в течение первых трёх месяцев. Время будет потрачено впустую, вклад придётся искать снова.

Работу никто не регламентирует. У нерегулируемых агрегаторов нет обязательств перед Центробанком. А все финансовые маркетплейсы находятся под контролем ЦБ — они соблюдают установленные им стандарты защиты данных, стабильности работы и безопасности платежей.

Есть сайты, которые изначально были агрегаторами, но потом стали финансовыми маркетплейсами. Например, «Банки.ру» и «Сравни.ру».

Какие услуги доступны на платформе «Финуслуги»

«Финуслуги» предлагает разные виды услуг физическим лицам и юридическим лицам — корпоративным клиентам и малому бизнесу.

Вот категории услуг для физических лиц:

  • «Сбережения» — вклады, накопительные счета, дебетовые карты, страхование вкладов.
  • «Кредитование» кредиты, кредитные карты, кредитный калькулятор, кредитный рейтинг, кредитная история, ипотека, автокредиты, займы.
  • «Страхование» — полисы ОСАГО, КАСКО, страхование ипотеки, страхование недвижимости.
  • «Инвестиции» народные облигации, покупка золота и обмен валюты, инвестиционный рейтинг, паевые инвестиционные фонды, открытие брокерского счёта.

Корпоративные клиенты могут использовать:

  • Treasury — единую платформу для доступа к денежному, валютному и срочному рынкам России.
  • Депозиты с Центральным контрагентом (ЦК) — они позволяют компаниям, не имеющим лицензии на профессиональное участие в рынке ценных бумаг, размещать депозиты на этом рынке.
  • Конвертацию валют — инструмент, позволяющий обменивать десять валют по отношению к рублю и семь валют по отношению к доллару в соответствии с биржевым курсом.
  • Страхование валютных рисков. Компании могут застраховаться от колебаний курсов валют с помощью фьючерсов и опционов.
  • М-депозиты — аукционы, которые позволяют компаниям размещать депозиты в разных банках.
  • Долговой рынок облигаций — предоставляет возможность купить облигации с поддержкой брокера.
  • Кредиты — оформление кредитов без привлечения ЦК.
  • «Транзит 2.0» — платформу для быстрой передачи финансовых сообщений.

Малому бизнесу доступны конвертация валюты, страхование валютных рисков и долговой рынок облигаций, а также:

  • Привлечение инвестиций — на маркетплейсе работает платформа, позволяющая малым предприятиям находить инвестиции с государственной поддержкой или без неё.
  • РЕПО с центральным контрагентом, краткосрочные займы центральному контрагенту — Национальному клиринговому центру (НКЦ) — под залог надёжных ликвидных ценных бумаг.

Также на платформе есть обучающие курсы, рейтинги банков и страховых компаний. Кроме того, можно стать агентом площадки. Агенты рассказывают о продуктах платформы и получают выплаты, когда привлечённые ими пользователи оформляют на платформе услуги.

В чём плюсы и минусы «Финуслуг»

В сравнении с агрегаторами у «Финуслуг» множество плюсов:

  • Удобство оформления продуктов. Чтобы подать заявку, например, на открытие вклада, не нужно переходить на сайт банка или ехать в его отделение. Это преимущество для тех, кто покинул Россию или живёт в регионах, где представлено только несколько крупных банков.
  • Безопасность. На портале «Финуслуги» нет финансовых пирамид и сомнительных банков. Все предложения поставщиков модерирует администрация платформы.
  • Онлайн-управление продуктами в едином интерфейсе. Всеми открытыми на «Финуслугах» продуктами можно управлять там же. Например, можно пополнять вклады в разных банках, распределять полученные проценты и выводить средства с депозитов.
  • Доступ к кредитной истории. На «Финуслугах» можно бесплатно получить кредитную историю.
  • Программа лояльности. На площадке используется игровой формат накопления бонусов. Их дают, например, за открытие повторных вкладов, приглашение друзей, покупку облигаций, проверку кредитной истории. Бонусы (они называются финиками) можно потратить на самой площадке и у её партнёров, таких как МТС, «Купер», Book24.
Как можно потратить накопленные «финики»
Скриншот: «Финуслуги» / Skillbox Media

Есть и недостатки:

  • Ограниченное количество предложений по страховке.
  • Небольшое число вариантов для инвестирования.
  • Необходимость идентификации.

Кроме того, на «Финуслугах» есть акции, которые позволяют получать скидки или дополнительную прибыль. Но чаще всего они ориентированы на новичков — бонус получают те, кто оформляет на платформе первый продукт.

Пример промобаннера, в котором указано, что новички могут получить максимально выгодную ставку или +5% на первый вклад
Скриншот: «Финуслуги» / Skillbox Media

Как зарегистрироваться на «Финуслугах»

Войти на маркетплейс можно с помощью номера телефона, но, чтобы пользоваться его услугами, нужна регистрация. Есть два этапа регистрации: регистрация с помощью «Госуслуг» и идентификация. Разберёмся, чем различаются вход по номеру телефона, регистрация и идентификация.

Вход с помощью номера телефона. Чтобы войти на маркетплейс, нужно указать номер телефона, ввести одноразовый код и указать имя. После этого можно будет просматривать продукты, но оформить их будет нельзя.

Так выглядит окно для авторизации на маркетплейсе
Скриншот: «Финуслуги» / Skillbox Media

Регистрация. Она позволит покупать облигации и подавать заявки на кредит, а также пополнять кошелёк на маркетплейсе, но остальные услуги будут недоступны.

Зарегистрироваться на платформе можно с помощью «Госуслуг». Для этого нужно привязать аккаунт «Госуслуг» к счёту на «Финуслугах». Сделать это можно сразу — выбрав вход через «Госуслуги» — или позже в личном кабинете.

«Финуслуги» запросят доступ к паспорту, ИНН и другой информации. Когда вы дадите его, поля данных в профиле маркетплейса автоматически заполнятся. Согласие на предоставление данных можно отозвать в любой момент.

Список персональных данных намного длиннее — на скрин поместились 6 из 24 пунктов
Скриншот: «Госуслуги» / Skillbox Media

Идентификация. Она нужна, чтобы пользоваться всеми услугами маркетплейса. Подтвердить личность можно двумя способами: с помощью банковской учётной записи и с помощью личной встречи с представителем маркетплейса.

Чтобы подтвердить личность с помощью банковской учётной записи, нужно авторизоваться на маркетплейсе через неё. Пока это доступно только владельцам T-ID и «Альфа ID».

Для прохождения идентификации можно также назначить встречу представителю «Финуслуг». Встретиться с представителем нужно только один раз. На сайте платформы есть специальная форма, в которой необходимо указать свой адрес и удобное время для встречи.

Представители «Финуслуг» приезжают не во все регионы и населённые пункты страны: есть географические ограничения. Например, если вы находитесь более чем в 90 километрах от Казани или Омска, придётся либо подождать, пока платформа расширит зону обслуживания, либо посетить для встречи ближайший доступный город.

Во время визита представитель сделает фотографии паспорта, вашего лица и вас с паспортом. Эта процедура позволяет создать электронное досье клиента. Досье затем будет предоставлено выбранному банку для открытия финансового продукта.

Входить на «Финуслуги» можно будет несколькими способами: через «Госуслуги», с помощью T-ID, «Сбер ID» и по номеру телефона.

Как пользоваться «Финуслугами»: разбираем на примере вклада

На «Финуслугах» можно искать продукты в каталоге, оформлять их, а потом управлять ими. Разберём, как это происходит, на примере открытия вклада.

Ищем подходящий продукт. На «Финуслугах» есть каталоги услуг с фильтрами. Чтобы быстро найти подходящие предложения, можно установить фильтры по сумме, сроку вклада и опциям — например, искать только вклады с возможностью пополнения счёта.

Пошаговый порядок открытия вклада на «Финуслугах»
Скриншот: «Финуслуги» / Skillbox Media

Система покажет все подходящие под фильтр продукты, отсортировав их по выгодности. В списке можно будет оценить главные параметры продуктов — например, для вкладов это ставка и потенциальный доход. Всю информацию об услуге можно получить, нажав на кнопку «Подробнее».

Некоторые вклады нельзя открыть напрямую через «Финуслуги». Вклады, доступные для оформления через «Финуслуги», отмечаются специальной фиолетовой меткой с надписью «Открытие онлайн на Финуслугах».

Оформляем продукт. Для этого нужно нажать на кнопку «Оформить». Система автоматически сформирует заявку, используя данные в профиле.

Некоторые продукты открывают не сразу. Так, при открытии вклада сначала будет отображаться статус «Согласование с банком» — процедура может занять несколько дней. После согласования нужно будет пополнить вклад в течение пяти дней — иначе его аннулируют.

Управляем продуктом. В личном кабинете «Финуслуг» можно будет совершать любые действия с продуктом. В случае с вкладом — пополнить его переводом с карты или со счёта, снять с него часть денег, досрочно закрыть его или вывести деньги на карту после закрытия.

В работе с другими продуктами могут быть отличия. Так, подать заявку на открытие дебетовой карты на «Финуслугах» нельзя — можно только сравнить предложения, а оформлять продукт нужно на сайте банка. Заявку на кредит маркетплейс автоматически отправляет в несколько банков, и, чтобы получить заём, нужно будет загрузить фотографии дополнительных документов. А для оформления полиса ОСАГО или КАСКО нужно будет самостоятельно указать данные автомобиля, страхователя и водителей.

«Финуслуги» не берут комиссии за операции внесения или вывода денег. Маркетплейс зарабатывает на отчислениях от банков, представленных на платформе.

Главное о платформе «Финуслуги» в 3 пунктах

  • «Финуслуги» — финансовый маркетплейс Московской биржи и Центробанка. На нём можно сравнить предложения разных поставщиков и оформить некоторые продукты прямо на маркетплейсе, не переходя на сайт банка.
  • Маркетплейс предлагает разные наборы услуг физическим и юридическим лицам. Так, физлицам доступны сбережения, кредитование, страхование и инвестиции. Юридические лица могут, например, конвертировать валюту и страховать валютные риски.
  • Чтобы ознакомиться с продуктами на платформе, можно войти на неё с помощью номера телефона. Для покупки облигаций и подачи заявок на кредит нужно привязать к счёту профиль на «Госуслугах». А чтобы пользоваться всеми остальными продуктами на платформе, нужно пройти идентификацию: авторизоваться с помощью банковской учётной записи или встретиться с представителем маркетплейса.

Хотите зарабатывать с помощью инвестиций? Прочитайте эти материалы Skillbox Media

Научитесь: Финграмотность: учимся управлять бюджетом, копить и инвестировать Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована