Меню
Маркетинг
Маркетинг
#статьи
  • 2843

Всё, что нужно знать о любых исследованиях факторов ранжирования

Если простуду лечить, она пройдёт за семь дней, а если нет — за неделю. Похожая история может быть и с так называемыми ranking factors.

Хорошие авторы обычно подтверждают неоднозначную и спорную информацию ссылками на надёжные источники. Например, в гайде по SEO-продвижению могут сослаться на исследование «Ашманова и партнёров» о ранжировании в Яндексе и Google. Или использовать в статье о видеомаркетинге данные Backlinko и Briggsby — эти проекты серьёзно исследовали факторы, влияющие на рейтинги видео и каналов YouTube.

На самом деле с факторами ранжирования и соответствующими отчётами не всё так очевидно.

Иван Иваничев

Пишущий интернет-маркетолог, автор-фрилансер. Помогает развивать и продвигать блоги, делает контент для внешних площадок. Пишет об интернет-маркетинге, реже о финансах и бизнесе.


1. Исследования показывают корреляции, а не настоящие факторы ранжирования

Исследования факторов ранжирования показывают только корреляции — статистически значимые связи между отдельными параметрами и рейтингами.

Допустим, авторы сопоставляют наличие ключевых слов в заголовке и позиции в поиске. Получилось, что вхождения слов из запроса положительно влияют на рейтинг. Но это ещё не значит, что Яндекс, Google или YouTube прямо учитывают такой параметр при ранжировании.

К примеру, Backlinko обнаружили корреляцию между количеством просмотров видео и его рейтингом:

Зависимость рейтинга в YouTube от количества просмотров

Возможно, в YouTube действительно учитывают просмотры. Или же они учитывают только время просмотра, как и обещали, а количество просмотров просто коррелирует с этим показателем. Кстати, эту связь можно заметить в Творческой студии (если у вас есть свой канал или доступ к чужой статистике).

Как правило, увеличение количества просмотров (views) ведет к увеличению времени просмотра (watch time)

Несмотря на большую выборку и сложные математические вычисления, исследователи могут только предполагать, что найденные связи действительно являются факторами ранжирования.

2. При ранжировании учитывается множество факторов — сотни, а может быть и тысячи

В исследованиях каждый параметр рассматривается отдельно, но в реальности рейтинг зависит от множества факторов. Может быть, даже сотен и тысяч. И какой из них важнее — неизвестно.

Например, «Ашманов и партнёры» нашли связь между вхождениями слов из запроса с позициями в Google.

Таблица текстовых факторов Google

В то же время — и у Google, и у Яндекса — они обнаружили сильные трафиковые параметры. Выяснили, что ссылочные параметры тоже остаются важной группой факторов ранжирования.

То есть, скорее всего, молодой сайт проиграет старым ресурсам, даже если очень красиво пропишет все ключевые слова. Только потому, что у него нет огромных цифр по трафику и внешним ссылкам.

Исследования факторов ранжирования могут показаться волшебной таблеткой: достаточно «подкрутить» пару параметров, и выход в топ вам гарантирован. Но увы, не всё так просто.

3. Никто не знает все реальные факторы ранжирования

Во-первых, настоящие факторы ранжирования — коммерческая тайна. Представители платформ могут подтверждать или отрицать существование отдельных сигналов, но раскрыть все секреты не могут. В том числе чтобы не допустить манипуляций со стороны маркетологов.

Тут, например, Джон Мюллер из Google говорит, что скорость загрузки страниц — не большой фактор, релевантность важнее.

Другой пример: в блоге Яндекса объясняют, как мобильность сайта будет влиять на ранжирование

Во-вторых, скорее всего, никто точно не знает всех факторов ранжирования — даже самые высокопоставленные сотрудники поисковых систем и соцсетей. Хотя бы потому, что используются нейросети. Они не программируются простыми конструкциями в духе «если-то-иначе», а обучаются живыми людьми — асессорами — на больших данных. Даже когда алгоритмы в итоге начинают давать желаемый результат, нельзя точно сказать, какой механизм у них работает внутри.

В-третьих, алгоритмы ранжирования постоянно меняются — не может быть универсальных, вечнозелёных и простых формул продвижения. Барри Шварц, разработчик и редактор Search Engine Land, уверен, что за полмесяца Google может обновить свои многочисленные поисковые алгоритмы целых 50 раз.

Что в итоге

Кто-то верит в карго-культ — и пытается оптимизировать всё вокруг до такой степени, что уже не остаётся полезного контента и заботы о клиенте. А только ключевики, метатеги, ссылки, LSI и тому подобное.

Другие, наоборот, игнорируют все знания о SEO — и надеются только на пользу, красоту, собственное чутьё. И, возможно, этому виной магические пассы первых, которые часто и правда бессмысленны.

Но истина, как обычно, где-то посередине. Чтобы принимать решения на основе данных, при этом не путаться в различных метриках и корреляциях, приходите на курс «Профессия Маркетолог-аналитик» от Skillbox.

Курс

Профессия Маркетолог-аналитик


Вы научитесь настраивать и использовать сервисы аналитики. Мы расскажем, как автоматически собирать данные и анализировать информацию. Узнаете, на какую рекламу откликаются пользователи. Рассчитаете окупаемость продвижения, стоимость привлечения клиента и его жизненный цикл. Сможете разработать маркетинговую стратегию бизнеса и оптимизировать работу отдела продаж.

После прохождения обучения — помощь в трудоустройстве.

Понравилась статья?
Да