Маркетинг
#истории

«Я вижу свой потенциал здесь»: как завести два бизнеса, а потом найти себя в маркетинге

Алёна учится на performance-маркетолога, чтобы разобраться во всех сферах интернет-маркетинга и управлять своими командами ещё эффективнее.

 vlada_maestro / shutterstock


Алёна Филимонова

Россия, г. Москва


Пройденные курсы

«Performance-маркетолог»


Достижения

Освоила запуск таргетированной рекламы, увеличила доход своего бизнеса в 2 раза и устроилась интернет-маркетологом.

Сооснователь Школы китайского языка и ресторана быстрого питания.


В интервью Алёна рассказала:


— Алёна, ты управляешь сразу рестораном и школой китайского языка. Расскажи о своих бизнес-проектах.

— Бизнес-проектов у меня действительно два. Школу китайского языка я основала совместно с одногруппницей, которая живёт в Китае, с её мужем-китайцем и моим мужем-дизайнером. Мы объединили таланты и запустили курсы. Запуск ресторана азиатской кухни произошёл на деньги инвесторов. После этого никто в него деньги не вкладывал, он сам себя окупает и не требует дополнительных вложений.

Китайская мечта

— Азиатская кухня, китайский язык… почему ты выбрала такое направление?

— Мы с самого начала целились конкретно в китайский язык. Дело в том, что мы с подругой его знаем, вместе учились на межвузовском факультете по преподаванию китайского языка при МГУ, потом ездили на год по обмену в Китай. Там она познакомилась с будущим мужем и живёт до сих пор. Как-то раз мы болтали и подумали, а почему бы нам не сделать свой курс? Так родилась идея этого проекта.

— И как там всё в Китае?

— Неплохо. Раньше я вообще думала, что хочу жить в этой стране: была влюблена в культуру, в её историю. А когда оказалась в Пекине, поняла, что жить здесь точно не буду. Мне не понравился менталитет китайцев, да и в городах ужасно грязный воздух. Например, в Пекине смог иногда настолько густой, что не видно соседнее здание.

Алёна среди студентов Пекинского университета

Китайцы большие чудаки, они реально инопланетяне. Как-то раз я ехала в такси, и водитель спросил меня, из какой я страны. Я предложила ему угадать. Он говорит: «Франция!» — «Нет». — «Тогда Америка!» — «Нет, подсказываю: я из самой большой страны мира». — «Из Китая?!»

«Подсказываю, я из самой большой страны мира». — «Из Китая?!»

— Это смешно! Скажи, а ребятам, которые учат китайский и тоже хотят провести год в Китае, — им куда обращаться?

— Ой, я уже так давно была студенткой… Но в Институте Конфуция точно помогут, расскажут про гранты, стипендии на учёбу в Китае. Можно попробовать и через кафедры китайского языка в своём вузе или с помощью международного отдела в университете. А вот каких-то частных или государственных компаний, которые могли бы помочь, я не знаю.

Два собственных бизнеса — это только звучит громко

— Как сейчас дела с языковой школой?

— Когда мы запускались, у нас были дизайнер, носитель китайского языка, переводчик и управленец — уже полный набор для старта. Но школа изначально не взлетела, потому что мы неправильно выбрали целевую аудиторию. Решили, что было бы здорово создать видеогайд, по которому мамы будут сами учить детей. Но по факту таких идейных мам оказалось очень мало, и бизнес встал. Школа работала, но с минимальной выручкой. Это было ужасно обидно, потому что мы всё делали сами, влили в неё кучу времени и сил, а выхлопа не было. Так обстояли дела, пока я не начала учиться в Skillbox.

«Школа работала, но с минимальной выручкой. Так обстояли дела, пока я не начала учиться в Skillbox»

Сайт школы китайского языка

— Поговорим о ресторане: как дела с ним и как ты его развиваешь?

— Ресторан потихоньку живёт уже четыре года и сам себя окупает, но чтобы масштабировать этот бизнес, нужны дополнительные инвестиции. Я верю, что своими силами невозможно создать масштабный проект. Сейчас без вливания денег бизнес может быть разве что домохозяйственным, типа для души. Конечно, есть какие-то истории успеха — но это редкость. Я привлекла инвестиции и таким образом стала сооснователем.

— Как ты нашла инвесторов для ресторана?

— Я нашла инвестиции для ресторана через знакомых. Наверное, есть и другие пути. Думаю, что надо стремиться в такой круг общения, где потенциально могут помочь. Но всё равно бизнес не настолько прибыльный, чтобы я могла не работать.

— Получается, твои бизнес-проекты даже в сумме не дают столько денег, сколько тебе нужно…

— На самом деле это только звучит так славно: «Вау, у тебя два бизнеса! Что тебе ещё надо? Делегируй задачи и смотри, как другие работают!» На практике всё по-другому, и оба бизнеса ведь не только мои. Поэтому я решила, что мне нужно развиваться дальше, и начала искать курсы. Не только ради денег, но и для опыта.

Как знание маркетинга помогает развивать бизнес

— Тогда почему ты не пошла учиться на что-то более бизнесовое, а выбрала именно маркетинг?

— Опыт руководителя и бизнес-аналитика у меня на тот момент уже был: я знаю, как привлечь инвестиции, настроить рабочие процессы, управлять сотрудниками, но навыки продвижения — это для меня нечто новое.

Есть и второй аргумент. До покупки курса я работала в организации, где должна была заниматься интернет-развитием, а по факту на меня упали все задачи интернет-маркетолога. Я одурела от происходящего, но отметила при этом, что интернет-маркетинг — интересная штука. Поняла, что он пригодится для моих проектов, плюс я смогу управлять командами маркетологов в будущем. Почему бы и нет? Это неплохая перспектива.

В сети ресторанов Mr.Chao Алёна работала операционным директором, а потом основала свой ресторан

— Понимаю. А почему выбрала курсы по perfomance-маркетингу?

— Я купила пакет курсов «Performance-маркетолог», потому что это самая полная программа по маркетингу. Мне нужно было изучить разные профессии внутри интернет-маркетинга, всему научиться, чтобы потом разбираться во всём и руководить. Я просто такой человек: я уверена, что в будущем не стану настраивать таргет или контекстную рекламу вручную, но понимать, что происходит, я должна.

— И как твои успехи?

— Я прошла модуль по таргетингу и начала тренироваться на своей школе китайского языка. Реклама сразу показала офигенные результаты. Мы воодушевились, потому что бизнес затухал, а тут — вау! Новые клиенты, нереальная конверсия, выручка выросла на 200%.

«Бизнес затухал, а тут — вау! Выручка выросла на 200 процентов!»

— Школа в итоге расцвела?

Таргет и правда расшевелил наш бизнес, но сейчас проект в заморозке, так как мы с партнёрами ещё не договорились по поводу будущего школы.

Основатели школы китайского языка Baobei

— У вас с партнёрами разные взгляды на бизнес… Это при том, что, казалось бы, надо воспользоваться твоими новыми идеями и двигаться вперёд. Не жалеешь, что затеяла бизнес с друзьями?

— Нет, дружба и бизнес у нас идут параллельно — это само собой разумеется.

Но для себя я сделала вывод. Он пригодится тем, кто планирует стартануть с друзьями: надо обсуждать всё, что только можно, на берегу. Поговорите о целях, о приоритетах, точках развития, о том, как относитесь к найму, к инвестициям, хотите ли всё делать сами или настроены привлекать людей…

В общем, стратегия такая же, как перед свадьбой, — обсуждаем всё на пороге: сколько хотим детей, как будем распределять деньги, у кого какие обязанности по дому. У нас многие молчат об этом, а после вылезают проблемы — то же самое с бизнесом. Я за такие дружеские отношения и с партнёрами, и с сотрудниками.

Из простого маркетолога в руководителя направления

— Как началась твоя карьера в маркетинге?

— В центре карьеры Skillbox мне предложили вакансию интернет-маркетолога на 3-4 часа в день — и я подумала, что для начала это самое то. Честно говоря, устроилась для того, чтобы получить опыт в маркетинге. Но начальник понял, что происходит, посмотрел на мой бэкграунд — и давай продвигать меня в продажи, в аккаунтинг, на передовую! Мне не дают ничего делать руками и говорят: «Иди, общайся с людьми!».

— Видимо, ты создана быть руководителем. Для тебя это скорее хорошо, так как ты главная, или плохо, потому что ты находишься в рамках одних обязанностей?

— Ни хорошо, ни плохо — просто я такая, какая есть. Я с детства знала, что у меня будет свой бизнес, даже в школе никогда не была исполнителем, скорее лидером, идейным ребёнком. Когда ко мне как к руководителю прилетает какая-то задача, я могу сама не знать, как её осуществить, но понимаю, кому её делегировать. Под это я больше заточена.

«Я даже в школе никогда не была исполнителем, скорее лидером, идейным ребёнком»

— Как думаешь, руководителями рождаются?

— У кого-то и правда с детства склонность к лидерству, а кому-то приходится больше стараться. Кстати, могу посоветовать книги, чтобы прокачать лидерские качества. Это «Кармический менеджмент» Майкла Роуча и «Как завоёвывать друзей и оказывать влияние на людей» Дейла Карнеги.

Ещё подскажу, на что стоит сделать упор. Первое — стойкость, то есть не нужно поддаваться на крики: «Мы горим! Быстрее!» Второе — умение холодно рассуждать, чтобы отстраниться и посмотреть на задачу издалека. И третье — способность выключать эмоции. 

Признаки идеального начальника

— Спасибо за такие рекомендации. Слушай, а каким в итоге должен быть хороший руководитель?

— Заботливым. Как мой нынешний руководитель в маркетинге, который индивидуально подходит к каждому, и если видит склонности к другой работе внутри компании, то предлагает попробовать себя там.

Ещё был момент: после собеседования начальник прислал мне тест на психотип — и это прикольно. Он действительно хочет знать, какой человек перед ним, с каким характером, какой у него склад ума. В итоге получается, что довольны все: и сотрудник, потому что ему интересно, и руководитель, потому что работник становится эффективнее.

— А на первый взгляд тебя это не напрягло? Просьба пройти тест на психотип.

— Нет, я и сама верю во всю эту эзотерику, интересуюсь психологией, нумерологией. Мне кажется, это важный навык руководителя — понимать, кто перед тобой, и как с ним работать. Без психологических подходов и социологии на это уйдут годы. А мы не можем столько ждать, сотрудника надо устроить и ввести в дела прямо сейчас.

— Как ты сама управляешь командами?

— Я уже четвёртый год управляю своим бизнесом из дома. Хорошо, что на новой работе я пока не руковожу, потому что даже просто прийти в новый коллектив, где ты никого не знаешь и не видишь, а только слышишь — трудно. А как в таком формате сразу управлять? Не представляю.

Но, по-моему, управлять так даже удобнее. Можно передать больше ответственности сотрудникам, чтобы показать доверие к ним. Тогда не будет ситуаций, что при мне они работают, а как только отвернусь — нет. Я не вижу все процессы, и мои люди, по сути, на самоуправлении — как мне кажется, такой подход они больше ценят.

Кстати, и в ресторане я поначалу смотрела записи с камер, а сейчас этого не делаю, просто проверяю отчётность раз в месяц, и у меня всё сходится: копейка в копейку.

— Ты бы хотела вернуться к бизнесу, развивать языковую школу или ресторан? Или у тебя сейчас другие планы?

— Сейчас я полностью в маркетинге, и я вижу свой безумный потенциал на этом месте. Мой начальник тоже это понимает, помогает мне двигаться вперёд. Это круто, потому что для меня маркетинговое агентство — необычный опыт. Я всегда была на другой стороне бизнеса, была заказчиком, а сейчас сама выполняю заказы. Думала, будет некомфортно, но оказалось, что так даже интереснее. Куча разных клиентов, бизнесов, в каждый погружаешься, вникаешь — и в итоге у тебя более разнообразные задачи.

Научитесь: Профессия Интернет-маркетолог Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована