«Обменялись контактами, теперь сотрудничаем. Если умеешь разговаривать — ты не пропадёшь»
Юрий работал методистом в технопарке и развивал два стартапа. После курса по SMM у него появилось собственное рекламное агентство.
tesla / youtube
Юрий Иванов
Россия, Санкт-Петербург
Пройденные курсы
Достижения
Открыл своё рекламное агентство.
Юрий рассказал:
- про работу в технопарке;
- что такое теория решения изобретательских задач и как она помогает ему;
- как нашёл клиента, пока подстригался в барбершопе;
- где найти инвестиции для стартапа.
«Прошёл пару модулей курса и начал строить агентство»
— Чем ты занимался до знакомства с рекламой и SMM?
— Последние три года я преподавал аэротехнологии в технопарке «Кванториум». Не так давно получил должность методиста и специалиста по работе со СМИ в питерском филиале.
Сейчас учу преподавателей, и это круто. Они транслируют мои знания своим ученикам. Школьники изучают предмет по моим программам, им помогают наставники, которых я воспитал. Для меня это целое наследие, ведь я уже выпустил более тысячи человек! В этом году мои ученики стали финалистами кубка WorldSkills Junior в России.
И здорово, что, когда я уйду из преподавания, после меня останутся знания и наработки. Так что я счастлив создавать то, что делает жизнь других лучше.
— Если тебе так нравится эта работа, зачем пошёл на курсы?
— Дело в том, что на преподавании не разбогатеешь… Я работал в Твери в топовом технопарке на полторы ставки и получал 43 тысячи рублей. В Санкт-Петербурге моя зарплата увеличилась вдвое, но тут я занимаю другую должность. Местные преподаватели получают не намного больше, чем я тогда в Твери.
— Почему заинтересовался рекламой?
— Изначально я поступал на Data Science, но, когда начал учиться, понял, что мне скучно. Я работаю в технопарке, у меня есть несколько технологических стартапов, ещё Data Science — слишком много математики. Поэтому решил попробовать что-то более креативное и выбрал курс по SMM. Здесь и творчество, и аналитика, и стратегия — всё есть. К тому же я сам увлекался видеопродакшеном.
Но мне курс оказался полезен не только знаниями по SMM. На протяжении всего курса тебя спрашивают: «Что это? Зачем ты это делаешь?» Постепенно в голове вырабатывается привычка — самому спрашивать себя об этом и развивать дизайн-мышление. В итоге прошёл буквально пару модулей и начал строить агентство. Стал задумываться: «Почему человек должен посмотреть мой ролик? Что ему запомнится? Куда направить фокус внимания?» — это и есть стратегия, которую наше агентство продаёт.
«Если ты умеешь разговаривать — ты не пропадёшь»
— Теперь у тебя есть рекламное агентство, но нет образования ни в PR, ни в рекламе. Как ты работаешь?
— Почти всё, что мы делаем, стандартизовано. Только инструменты у нас разные. Неважно ведь, пишешь ли ты код, посты в соцсетях или работаешь с Data Science — всегда есть условие и результат. «Если в комнате темно — включи свет».
Когда ты начинаешь учиться в формате кейс-стади, то понимаешь, что все проблемы заказчика — типовые. Существует теория решения изобретательских задач (ТРИЗ). Она объясняет сложное простыми словами. То есть ты не каждый раз сталкиваешься с каким-то непонятным монстром из ТЗ клиента, а разбираешь его до фундамента и видишь — ага, рядовая задача. Остаётся подставить новые данные в понятную схему.
— Это всё здорово, но как ты составляешь ту же стратегию, если не умеешь проводить тестирование, не владеешь аналитикой? Почему заказчики доверяют тебе?
— Я просто говорю об этом уверенно, и они верят, что я в теме ;) На самом деле это опять разговор о ТРИЗ: я понимаю, как это работает, поэтому ко мне обращаются. У нас даже нет страницы в соцсетях, тем более сайта, но заказчики всё равно приходят.
— Откуда? Сарафанное радио? Как такое может быть, если у вас мало кейсов?
— Мы не заморачивались с поиском клиентов. Однажды пошли в скейтпарк и сняли короткое рекламное видео для портфолио. Дальше всё само собой складывалось. Мой знакомый, 3D-моделлер в компании «Снегоболотоход», узнал, чем я сейчас занимаюсь, — порекомендовал коллегам. Следующий заказчик — проект Marketing Boss, там похожая история.
Сейчас у нас в работе два проекта: сеть барбершопов и жилищный комплекс. С ними получилось даже проще. Я подстригался, разговорился с мастером — оказалось, что им нужен SMM-специалист. Потом в ЖК, где снимал квартиру, познакомился с риелтором, представился: «Я Юра, снимаю видосы для рекламы». Мы обменялись контактами, теперь сотрудничаем. Если ты умеешь разговаривать — ты не пропадёшь.
Где взять инвестиции для стартапа
— Ты говорил, что ещё у тебя есть технологические стартапы. Что это?
— Технологический стартап предполагает создание нового продукта или прикладной технологии. Часто это проекты, связанные с IT, виртуальной реальностью или, как в нашем случае, робототехникой. Главная цель — сделать быт человека более простым и комфортным.
— Над чем работаешь?
— Все стартапы я разрабатываю вместе с товарищем по колледжу. На все изобретения у нас есть патенты.
Первый проект — аппаратно-программный комплекс для выявления и снятия кинетоза в учебных и практических целях. То есть это защита от морской болезни.
Второй — менеджер паролей EasyLogon. Он встраивается в любой сайт через QR-коды.
— А деньги на проекты откуда? Есть инвестор?
— Мы участвуем в конкурсе Фонда содействия инновациям «Умник». Там всё просто: предлагаешь интересную идею — получаешь 500 тысяч рублей на развитие. Через год показываешь наработки и подаёшь документы на грант для старта. Если проект перспективный — получаешь ещё два миллиона. Потом можно запросить пять, десять — главное, чтобы был результат.
— Зарабатываете на стартапах? Зачем тебе технопарк и SMM, если ты такие классные вещи придумываешь?
— Стартапы интересно устроены. Ты либо занимаешься только ими и у тебя вообще нет денег, либо ставишь на второй план, работаешь и постепенно приносишь инвестиции в проект. Но тогда процесс может растянуться на годы. Мне ближе последний вариант, потому что я хочу нормально жить: снимать квартиру, покупать продукты, бензин — не париться о бытовых мелочах.
Когда получается привлечь инвестиции, то больше сил переносим туда. Сокращаем время на основной работе, чтобы плотно заняться стартапом.
— Если с этим всё сложится, готов оставить другие дела?
— Вряд ли, потому что одно направление быстро надоедает. Мне нравится работать сразу в нескольких местах. Когда ты заперт в одной сфере — проще выгореть.
Я занимаюсь настолько далёкими друг от друга вещами, что не чувствую усталости, хотя работаю много.
Стратегия: дружить и управлять
— Во всех твоих проектах тебе приходится много общаться, и ты легко находишь общий язык с людьми. Как у тебя это получается?
— Научился благодаря одному неприятному опыту. В школьное время, когда не понял какую-то тему, решил разобраться в ней сам. Преподавателю инициатива не понравилась, она поставила двойку. Я психанул, поругался с ней прямо на открытом уроке. Но легче не стало — наоборот, испортил всем настроение.
На летние каникулы я поехал в школьный лагерь. Там до меня дошло, что спор ни к чему полезному не приводит. Нет смысла переубеждать человека, намного выгоднее дружить. Конфликт делает меня максимально непродуктивным. Мне эта схема даже в армии пригодилась.
— Как?
— Первые три месяца я честно служил, потом стал компьютерным гением ;) Однажды прапорщик захотел собрать дембельский альбом старшему призыву. Надо было сделать фотографии, поснимать атмосферные видосики. Я вызвался, хотя никогда ни фото, ни видео не занимался. Мне даже выделили кабинет.
Потом предложили сделать проект для командования. Я понял, что это шанс съездить домой. На дворе 2020 год, все на карантине, никого никуда не отпускают, а я решил отпроситься. Сказал, что нужен хороший компьютер — и такой стоит у меня дома! Ко мне прислушались и отпустили. Невероятный прецедент для армии. Я за два дня всё сделал и ещё пять просто отдыхал дома.
В итоге я сделал вывод: если ты научишься разговаривать и подчиняться, то у тебя всё будет отлично — и ты сам поймёшь, как управлять другими.