«Мои проекты опережают конкурентов по вовлечённости»: история SMM-специалиста Ксении
Ксения прошла путь от студентки-филолога, подрабатывающей в «Макдоналдсе», до востребованного SMM-специалиста и таргетолога.
Фото: личный архив Ксении Коростылёвой
Ксения Коростылёва
Россия, Московская область, Видное
Пройденные курсы
Достижения
Ведёт три проекта, в один из которых за год привела более 200 клиентов. Существенно повысила свой доход.
Ксения рассказала:
- какими были её первые не совсем удачные шаги в SMM;
- зачем SMM-специалисту разбираться в таргете;
- почему итоговый проект — это крутая возможность получить классный кейс себе в портфолио;
- где искать новых клиентов;
- как успевать совмещать три SMM-проекта, работу репетитором и роль мамы.
«Вспоминаю свои старые работы и удивляюсь, почему мне вообще за них платили»: о первых шагах в SMM
— Ксения, как вы поняли, что хотите заниматься именно SMM-продвижением?
— Меня вдохновила одна моя знакомая. Она работала SMM-специалистом в студии растяжки и организовывала для неё фотосессии. Мне очень нравился контент, который она создавала. Ей удавалось делать информативные и вместе с тем лаконичные посты. Они легко читались и выглядели эстетично. Не казались вымученными или нарочитыми, как это часто бывает.
Я же в те времена была студенткой: училась на филолога, а в свободное время подрабатывала в «Макдоналдсе». Дополнительную нагрузку взять не могла, хотя сфера SMM меня очень привлекала.
— Насколько я знаю, вы смогли осуществить своё желание и попробовать себя в маркетинге в соцсетях лишь спустя несколько лет?
— Да, когда я ушла в декрет, у меня появилось больше свободного времени.
Я стала собирать информацию и узнала, что каждая молодая мама и в целом любой безработный человек может обратиться в центр занятости населения и пройти там бесплатные курсы переподготовки. Выбор специальностей у них большой: среди прочего есть и обучение SMM-менеджменту — на него я и записалась.
Правда, тот курс сложно назвать полноценным и информативным погружением в новую профессию, скорее так — лёгким экскурсом. В его рамках я получила теоретическую базу — разобралась, как определять целевую аудиторию, как выбирать соцсеть для продвижения — но возможности применить все эти знания на практике почти не имела.
Однако пройденных основ мне вполне хватило, чтобы взять первого клиента и начать свой путь в SMM.
— Здорово! То есть на курс в Skillbox вы пришли уже отнюдь не новичком…
— Да, но и и не уверенным специалистом. Более того: когда я вспоминаю свои старые проекты, то удивляюсь, почему мне вообще за них заплатили 🙂
— Неужели всё было настолько плохо?
— Зависело от задач. Если с оформлением визуала и написанием текстов я более-менее справлялась, то в запуске таргета и другой рекламы просто «плавала».
Как бы я ни старалась привлечь новых подписчиков, они не приходили, клиентов не прибавлялось. Получалось, что деньги заказчиков, выделенные на продвижение, я тратила впустую. И сильно из-за этого переживала.
А ещё я не до конца понимала, как грамотно взаимодействовать с клиентами. Как оказалось, это тоже целая наука и ей нужно учиться. Если этого не делать, можно либо неправильно понять задачу, либо, что ещё хуже, нарваться на мошенников.
— Мошенников? Вы имеете в виду тех заказчиков, которые получают работу и не платят?
— Да, я так однажды из-за своей неопытности и наивности потеряла 30 000 рублей. Сделала работу, отправила её, а клиент потом просто пропал, не заплатив.
Эта неприятная ситуация стала для меня одним из толчков к новому обучению.
Я призналась себе, что многие из моих неудач — не из-за неопытности, а из-за пробелов в знаниях. Осознав это, подобрала для себя развёрнутый и углублённый курс по SMM-менеджменту и пошла на него учиться. Там нас в том числе обучали и таргетингу.
«За год привела бизнесу более двухсот клиентов»: об успехах после обучения
— Вы упомянули, что прежде плохо разбирались в таргете. Поясните: а разве он входит в сферу ваших обязанностей? Я думала, им занимается отдельный специалист — таргетолог.
— По идее, да, работа SMM-специалиста заключается только в создании стильного контента для соцсетей и общении с подписчиками. А таргетолог — уже тот, кто отвечает за настройку и запуск рекламы. Но… на деле всё оказывается чуть иначе.
Многие компании ищут сразу двух экспертов в одном лице: и SMM-специалиста, и таргетолога. А есть и такие заказчики, кто просто не понимает разницы, — это же всё одно, маркетинг 🙂
Но я была только рада погрузиться в таргетинг — мне это направление так же интересно, как SMM. В итоге я разобралась, какие существуют стратегии продвижения, как правильно привлекать подписчиков, какие креативы создавать, как анализировать статистику.
Любые дополнительные навыки повышают вашу ценность как сотрудника на рынке труда.
— А если говорить про другую вашу боль в прошлом — общение с заказчиками. Как оно изменилось после курса? Какие ошибки вы обнаружили и исправили?
— Раньше я совершенно не думала о своей юридической безопасности: не брала предоплату у клиентов, составляла неграмотные договоры. Все эти тонкости нам подробно объяснили и показали на примерах. Теперь я точно распознаю потенциально токсичного или ненадёжного заказчика — и просто не буду с ним работать.
— Ксения, а какое учебное задание запомнилось вам больше всего? Забавный факт: большинство студентов на этом вопросе говорят про итоговую работу 🙂
— И я не буду исключением: это и моё любимое задание тоже! Всё-таки финальный проект — это объёмная и максимально приближённая к жизни задача, для выполнения которой нужно вспомнить всё, чему ты научился, собрать это воедино и выдать результат.
Дипломный проект — профессиональный кейс, который можно положить в портфолио. А ещё это — проверка себя.
Более того, если само задание звучит чётко: «Разработать стратегию SMM-продвижения», то пример для этих целей вы можете выбрать сами. Например, взять проект реального заказчика и на нём отработать новые инструменты. А после — получить ценные советы от экспертов и внедрить всё это в жизнь.
— Как я понимаю, вы так и поступили?
— Да, к моменту защиты итогового проекта я уже полгода развивала аккаунт студии лазерной эпиляции. Параллельно я вела и другие проекты, но для отработки выбрала именно этот, поскольку была у них первым SMM-специалистом — то есть могла легко наглядно сравнить свои же результаты до и после.
Для этого заказчика я прописывала стратегию продвижения, занималась посевами, договаривалась о коллаборации с блогерами и другими студиями, настраивала таргет. И конечно же, продумывала визуал. И кое-где — даже дизайн-решения.
Мне было очень любопытно, что же скажут эксперты на защите о проделанной мной работе. В итоге я получила очень приятный отклик и похвалу.
— Раньше вы переживали, что «сливаете» бюджет и не приводите новых клиентов. Удалось ли исправить ситуацию в этот раз?
— Да! Первых подписчиков студия получила, как только я изменила шапку профиля — сделала её посылы лаконичнее и информативнее, и стала регулярно загружать сторис.
Продвижение за счёт рекламы тоже сработало и удачно: за год к нам пришло более двухсот клиентов.
— Классный результат!
— Больше скажу: по совету педагогов я проанализировала не только нашу статистику, но и статистику конкурентов. Хотя обычно я этого не делаю и смотрю чужие аккаунты только ради вдохновения и поиска новых идей.
Так вот — большим сюрпризом для меня стал тот факт, что у нашего аккаунта оказалась лучшая вовлечённость (лайки, комментарии, репосты, сохранения) в сравнении с другими студиями лазерной эпиляции в Видном. Выходит, клиенты к нам более лояльны.
«Спасибо сарафанному радио, „Авито“ и… случайностям»: где Ксения находит клиентов
— Если обычно все начинающие специалисты задаются вопросом «Где же искать заказы?», то вы нашли своих первых клиентов ещё до того, как до конца освоили профессию. Поделитесь секретом: как вам это удалось?
— На самом деле всё очень просто: мои основные источники заказов — сарафанное радио и верно использованная случайность.
Например, работу в студии лазерной эпиляции я нашла, просто придя на сеанс к мастеру. Мы разговорились, и девушка рассказала, что не может найти клиентов. При этом в её планах — развивать бизнес-аккаунт в запрещённой соцсети. Услышав это, я предложила свои услуги.
Ровно таким же способом я нашла себе и второго клиента, подолога. Причём я никогда не рекламирую себя и свои услуги намеренно, просто эта тема как-то сама собой возникает в ходе разговора.
Ещё вариант найти клиентов — разместить своё объявление на «Авито». Ко мне, например, оттуда пришли владельцы студии растяжки.
Со студией растяжки, кстати, вообще получилось забавно: мы были знакомы с её руководителем — прежде я предлагала ей сотрудничать со студией эпиляции. Оказалось, что уже тогда они искали SMM-специалиста, но мне не предложили, потому что посчитали меня просто администратором. А потом — увидели моё объявление на «Авито» и очень удивились, осознав, что всё это время нужный им человек был прямо у них под боком.
— Можно позавидовать вашей коммуникабельности! Сколько клиентов вы сейчас ведёте?
— Троих, и больше пока брать не хочу. С текущими у меня уже выстроена отлаженная система работы, а каждый новый заказчик требует проработки — анализа запроса, конкурентов и целевой аудитории, бэкграунда бренда, необходимых инструментов.
Пока погружаться в проект с головой в четвёртый раз я не готова: у меня на это попросту нет времени. Во-первых, потому, что я воспитываю маленького ребёнка, во-вторых, потому, что занимаюсь ещё и второй работой. И тут либо придётся отказаться от чего-то, либо перестать спать по ночам 🙂
— А чем вы занимаетесь на второй работе? И почему, если не секрет, не ушли с неё? Ведь ваша карьера в SMM развивается вполне успешно.
— Я работаю репетитором, готовлю школьников к ЕГЭ. Начала эту деятельность сразу после выпуска из вуза, где училась на филолога, и так до сих и продолжаю. Я не могу просто взять и бросить своих ребят. Хочу довести их до результата. Хотя, конечно, в этой сфере зарабатываю сильно меньше, чем в SMM.
Мне нравится иметь два непохожих друг на друга направления деятельности — это вносит разнообразие в жизнь.
«Пока мне нравится быть в тени»: о продуктивности, личном бренде и планах на будущее
— Ксения, как вам удаётся совмещать три разные роли — мамы, репетитора и SMM-специалиста — и всё успевать?
— Ответ прост и однозначен: планировать. Я регулярно веду список рабочих задач: просматриваю их каждый день и в зависимости от срочности выполняю.
На SMM-задачи трачу около пяти часов в день. Два часа днём, когда ребёнок спит, и три — вечером, с девяти до полуночи. В другое время, когда нужно созвониться с учениками, либо отвожу ребёнка в детский сад, либо с ним сидит муж.
Также я веду ежедневник со своим личным и рабочим расписанием: без такого помощника легко что-то забыть. Даже о занятиях. А мне не хочется, чтобы мои бедные ученики растерянно ждали меня у подъезда, пока я спокойно пью чай 🙂
— И всё же: при таком плотном графике нетрудно столкнуться с выгоранием. Что вы делаете, чтобы этого не произошло?
— Увы, выгорание мне знакомо — всё-таки я работаю практически без выходных и отпуска, а это нелегко. В такой ситуации даже энтузиазм и интерес не всегда спасают. Но… я стараюсь не ставить себе неподъёмных задач и нереалистичных целей. Кстати, в этом плане курс в Skillbox очень грамотно устроен: обучающие ролики длятся всего по 10–20 минут, и за пару часов в спокойном темпе можно освоить весь модуль. Если есть настроение, конечно. В любом случае, когда я училась, то старалась заниматься каждый день, но по чуть-чуть — этот лайфхак помогает мне и сейчас, в работе.
Периодически стараюсь выкраивать время на отдых: устраиваю себе выходные дни и вообще не захожу в соцсети.
— А есть ли у вас амбиции однажды заняться собственным продвижением, создать личный бренд?
— Личному бренду нужно уделять столько же времени и сил, сколько и любым рабочим проектам. Только вот за развитие личного аккаунта вам никто не заплатит. Так что пока у меня совсем нет желания брать дополнительную нагрузку.
А ещё, когда знакомые и друзья задают мне этот вопрос, я сразу вспоминаю мем, где Джастин и Хейли Бибер идут по улице: Хейли выглядит шикарно в своём красивом красном облегающем платье, а Джастин в серой оверсайз-толстовке плетётся сзади. Так вот, из них двоих в мире соцсетей я — Джастин и пока не хочу быть Хейли 🙂
О чём я мечтаю — так это однажды поработать в команде. Думаю, когда ребёнок подрастёт и у меня появится больше времени, устроюсь в компанию или агентство. А потом, надеюсь, дорасту до пиар-отдела «ВКонтакте».