Маркетинг
#истории

«Ты не дерево. Если тебе что-то не нравится, возьми и уйди»

Ася — lifelong learner, сторителлер и коуч, она изучает несколько языков, не боится бросать и начинать заново и чувствует себя счастливым человеком.

Ася Дроздова

Москва и Санкт-Петербург


Пройденные курсы


Достижения

Улучшила свои навыки написания текстов, начала зарабатывать тем, что ей нравится, и получает от этого удовольствие.


Ссылки


Все фотографии и рисунки предоставлены Асей Дроздовой


В интервью Ася рассказала:


Три «К» Аси Дроздовой

— Я посмотрел, чем ты сейчас занимаешься, и выявил для себя «систему трёх „К“ Аси Дроздовой».

— Это как?

— Коучинг, копирайтинг, комиксы.

— Хм, я про это так не думала. Всё же у меня гораздо больше увлечений, плюс мне не очень нравится называть саму себя копирайтером. Мне больше нравятся определения «пишущий редактор» или «сторителлер». Придумывать и рассказывать истории любыми средствами, на разных языках — вот мой конёк. Например, в прошлом году я пробовала писать стендап, в этом — рисовать комиксы. Это же тоже истории, сторителлинг.

— Ты писала стендап? До сих пор этим занимаешься?

— Нет, сейчас я этим не занимаюсь, сейчас другие приоритеты. Мне была интересна тема стендапа, и я захотела туда шагнуть. В итоге пошла на курс по написанию комедии, поняла её основы, написала классную шутку по всем правилам. Мой стендап начинался так: «Я настолько высокоэффективный менеджер, что после свидания отправляю парню не пожелание доброй ночи и смайлик-поцелуйчик, а форму обратной связи».

— Фидбэк по результатам свидания?

— Да-да! Анкета из двадцати вопросов. Это, конечно, шутка, но и не совсем шутка: дважды в жизни я действительно так делала. В общем, главный итог курса по комедии для меня такой: у меня теперь при себе всегда есть шутка, которой я могу рассмешить парня на свидании. По-моему, отличный результат. К тому же благодаря этому курсу я поняла, что из себя представляет работа профессионального стендапера и как может развиваться его карьера. Например, хороший стендапер может писать много материала и за счёт этого приобрести популярность, чтобы потом стать сценаристом. Меня такой путь не привлекает.

— И при этом ты долгое время работала менеджером, а по образованию вообще художник?

— Да, у меня есть диплом художника по ткани, я училась в Московском государственном текстильном университете имени Косыгина. В дипломе написано, что я «художник-стилист». Не знаю почему.

— Так, а потом случился менеджмент? Этому ты тоже училась, или как?

— Нет, этому не училась. Я с детства любила рисовать, уговорила родителей отдать меня в художку, когда мне было 12, потом сама выбрала вуз: решила поступать на факультет прикладного искусства. Курсе на третьем я уже понимала, что не буду художником или дизайнером, потому что не готова была каждый день по восемь часов сидеть перед листом бумаги с карандашом или за компьютером. Я не настолько усидчивая.

Но мне очень нравилось учиться и общаться с людьми, я была хорошим организатором, мне удавалось создавать правильную атмосферу и мотивировать других. Почему-то тогда я решила, что все эти способности сделают меня хорошим менеджером, и сразу после того, как окончила университет, стала искать менеджерскую работу в сфере искусства и дизайна.

Ася в Ногинске

В итоге за последние 10 лет я успела поработать в студии дизайна интерьера, в студии Артемия Лебедева, потом в нескольких крупных брендинговых агентствах. В 2016-м я переехала в Петербург и стала исполнительным директором небольшого ивент-агентства. Мы занимались организацией корпоративных мероприятий. Я многому научилась на этой работе, но были и по-настоящему сложные моменты. Иногда я не понимала, зачем мы делаем то, что делаем. Полгода работы, несколько недель вообще без выходных, куча денег — и всё это ради того, чтобы шестьсот человек потанцевали под группу «Звери»?

В 2019 году у меня начался хорошо запланированный и финансово застрахованный кризис тридцати лет.

Я оставила работу, провела год в путешествиях, посетила 25 новых городов, попробовала медитацию випассана, начала учить итальянский язык.

— А потом вернулась к работе?

— А потом началась пандемия! И я решила, что настал хороший момент, чтобы потратить время на учёбу, понять, что дальше. Начала я с отличного курса «Мастерство учиться», который помог мне разобраться с моей образовательной стратегией. Потом я всерьёз взялась за итальянский и прошла курс Skillbox по созданию сайтов на Tilda, там же, в Skillbox, начала учиться копирайтингу.

В 2020-м я прошла и трёхдневный курс сомелье, который мне подарили друзья, и поняла, что профессиональным сомелье мне не стать — моя печень к такому не готова.

Затем я сделала свой продукт — коучинговую игру, и у меня это получилось. Так я увлеклась коучингом — я помогаю людям, консультирую их. Меня привлекает всё, что связано с образованием и созданием собственных продуктов.

— Что для тебя значит коучинг?

— Я только начала ему учиться. Вообще, это формат партнёрских отношений с клиентом. Коуч задаёт сильные вопросы клиенту и так помогает ему достигать неких жизненных или профессиональных целей. Сейчас я занимаюсь коучингом только как учебной практикой, набираюсь опыта, чтобы начать работать с более широкой аудиторией. Это очень крутая механика, коучинг очень меня вдохновляет в моих целях и задачах.

— У меня сейчас голова закружится от твоих опытов…

— Мне нравится всё пробовать. У меня есть список, в который я записываю всё, что мне бы хотелось сделать хотя бы один раз в жизни. Записываю и потихоньку вычёркиваю выполненные пункты: уже есть одна записанная песня, один аудиоспектакль, 2D-мультик, карточная игра. Я постоянно добавляю в этот список что-то ещё.

Мне кажется, что находить новые увлечения и пробовать разное — это супернормально.

Дизайн коучинговой игры «Хорошие вопросы. Итоги года»

Прокачивая сильные стороны: копирайтинг

— В твоём профиле указано, что ты живёшь и в Москве, и в Питере попеременно. Как это так?

— Да, с 2012 года я жила в Москве, в 2016-м на три года переехала в Петербург, затем весь 2019 год я вела кочевнический образ жизни, а в 2020-м вернулась в Москву, но, например, всё прошлое лето прожила в Питере. В этом году, наверное, сделаю так же.

Как говорит один мой друг-итальянец: «Non sei un albero» — «Ты не дерево». В том смысле, что, если мне не нравится, где я нахожусь, я (в отличие от дерева) всегда могу изменить своё местоположение — и буквально, и метафорически. Так что я не привязываюсь к одному городу. Перемещаюсь по настроению.

— А чему ты учишься сейчас?

— Прямо сейчас я продолжаю заниматься итальянским и начала учить португальский, осваиваю профессию коуча, учусь рисовать комиксы и прохожу курс по копирайтингу, на котором я, кажется, уже больше года.

— Почему ты решила начать учиться копирайтингу?

— Сначала я купила в Skillbox курс по графическому дизайну, но в какой-то момент поняла, что мне совсем неинтересно и надо с этим завязывать. Я посмотрела, что ещё можно изучить в Skillbox, и решила, что копирайтинг лишним не будет.

В принципе, я всегда много писала — и по работе, и просто для себя, — поэтому решила пойти по моему любимому пути: прокачивать свои сильные стороны, а не пытаться развить слабые. Мне кажется, этот подход может дать больше высококлассных специалистов и увлечённых фанатов своего дела, чем, например, попытки, как в школе, выравнять и уравновесить все знания и навыки и учить всех одинаково, одному и тому же.

— Как строится твоё обучение копирайтингу?

— Сначала у нас был блок теории, который очень хорошо погружал в основы копирайтинга и, я бы даже сказала, журналистики. Это было полезно, но ещё важнее стало то, что этот блок довольно быстро закончился и начались практические штуки.

С точки зрения выбранной тематики задания предполагают бескрайний простор для работы. Допустим, надо написать кейс, но для какой конкретно компании — это уже вопрос моего выбора. Мне, например, были интересны корпоративные ивенты, потому что я в них долго варилась, и теоретически я могла довольно быстро написать кейс для корпоративного мероприятия.

— Чувствуешь прокачку навыков?

— Да. Пишу больше и быстрее, чем писала раньше, и с большим удовольствием. Я стала писать свободнее и увереннее. Недавно я обновила своё портфолио редактора, начали приходить заказы от друзей и знакомых.

— Почему так долго проходишь этот курс?

Мне очень нравится обратная связь, которую даёт мой проверяющий преподаватель, и я не хочу заканчивать наше общение.

— А проблемы возникали во время обучения?

— Онлайн-образование — это непростая история, и здесь очень легко потерять мотивацию. У меня было великое количество соблазнов всё бросить. Иногда думаю: «Я и так хорошо пишу, зачем мне курсы копирайтинга?»

Но когда есть такой проверяющий преподаватель, как у меня, ты не сможешь всё бросить: ты будешь постоянно двигаться вперёд. Я очень довольна Константином Каминским, потому что я знаю, что, каким бы грустным, тяжёлым у меня ни был день и как бы я ни была разочарована в самой себе, я всегда могу отправить ему свою работу — и он даст суперответ, который не только продвинет меня как автора текста, но и заставит почувствовать себя хорошим человеком (смеётся). Он реально лучше всех.

— Что для тебя самое полезное в этом курсе?

— Практичность. Например, у нас было задание: написать сообщение о том, что вечерний поезд перенесли на три утра. Это был полезный опыт, потому что потом, когда я на работе делала рассылку о переносе лекций, я открыла свою домашнюю работу, перечитала её и подумала: «А, точно, надо начать вот так, продолжить так и закончить вот этак».

— Можешь вспомнить случаи, когда тебе приходилось вырезать из своих же работ красивые, вкусные куски ради качества текста?

— Мне нравится такой лайфхак: написать текст и убрать из него первый абзац. Я практически всегда удаляю вводный абзац, потому что в нём чаще всего находится ненужная информация. Эта подводка, можно сказать, бесполезная — прямо общее место.

«Не теряю надежду стать автором комиксов»

— Где ты работаешь сейчас?

— Я недавно ушла из команды Британской высшей школы дизайна для того, чтобы начать работать на себя. Сейчас хочу совмещать творчество (сторителлинг, рисование) и помогающие профессии (преподавание, коучинг, фасилитация). После Британки я решила, что пора перестать искать идеального босса и попробовать стать хорошим боссом для себя самой. Ещё я не теряю надежду стать автором комиксов.

— Почему тебе так интересны комиксы?

— Это же тоже сторителлинг. Я лет восемь назад впервые сделала свой комикс, потом я на это забила, долго к теме не возвращалась. Но недавно мы с другом сами себе устроили 24-hour comics day — целые сутки подряд придумывали и создавали комикс. Перед началом этого творческого проекта я начала погружаться в тему комиксов, читать какие-то яркие вещи, обсуждать с друзьями, сходила в магазин «Чук и Гик» и вдруг поняла, что комиксы — это именно то, что меня сильно захватывает.

До этого момента я ничего не знала о существовании научно-популярных комиксов. Для меня это было просто «Вау!». Оказывается, можно рассказывать о серьёзных вещах языком комиксов. «Расцветает самая красная из роз» Лив Стрёмквист — это комикс про эмоциональный капитализм, объясняющий, почему мы не можем влюбиться, всё рационализируем, дробим, делим, считаем.

Меня очень заинтересовал этот формат, я бы хотела сделать что-то подобное. Через язык комиксов можно рассказать много важных вещей или хотя бы обогащать свои истории, а не просто писать посты в Facebook*. Комикс, понятное дело, посмотрят и лайкнут не 100 человек, а гораздо больше.

Из комикса Аси Дроздовой

— У тебя есть ниша, фирменная фишка, которую ты хочешь застолбить на рынке комиксов? Например, как у Линор Горалик.

— О, Линор! Я обожаю её «Зайца ПЦ». Меня вдохновляет то, какие важные мысли она транслирует через такую простую графику.

Сама я хотела бы рассказывать о сложных эмоциональных переживаниях через язык комикса. Может, иронизировать над непростыми темами. Мне самой свойственно иногда драматизировать и относиться к каким-то вещам чересчур серьёзно.

Комиксы в этом смысле — хорошее лекарство от излишнего пафоса.

Как Ася находит на всё вдохновение

— Кажется, ты вообще не можешь сидеть на месте. Где ты находишь вдохновение на все свои направления?

— Я черпаю энергию из общения с людьми. Я знаю тех, кто говорит: «Сегодня был трудный день: четыре встречи подряд». Если мне удаётся провести четыре рабочих встречи подряд, я ещё планирую вечером общение со своими друзьями, потому что знаю, что к концу дня буду очень энергичной и заряженной. Для меня встреча в 9:30 — это хороший способ начать день.

И есть ещё лайфхак: если не с кем поговорить или говорить почему-то не хочется, я начинаю танцевать. Так во мне тоже рождается энергия.

Есть такое слово — «мультипотенциал», и мне оно очень нравится. Или когда о человеке пишут через слеш. Допустим, про меня сегодня: «Lifelong learner / сторителлер / коуч…» — и всё это нормально, такие увлечения дополняют друг друга.

Иллюстрация Аси Дроздовой

— У тебя есть проблема выбора, когда нужно остановиться и понять, всё ли делаешь правильно?

— Я стараюсь не выбирать, а совмещать, но мне бывает сложно расставлять приоритеты. Например, я знаю, что нельзя начинать всё одновременно, но иногда про это забываю. У меня есть план на год, и в нём прописано несколько больших тем. Приходится определять, что важнее именно сейчас, сегодня.

Я относительно недавно начала жить по расписанию, которое называю «школьный день» — это когда день раздроблен на слоты по 40 минут. Так в один день можно уместить сразу и работу с текстами, и коучинг, и рисование, и итальянский, и что-нибудь ещё. Я хорошо с собой знакома, поэтому понимаю, что и как нужно делать именно мне, чтобы успевать всё, чего я хочу.

Есть такая фраза: «Быстро — это медленно, но без остановки». Это вот моя тема. Делаю всё по чуть-чуть каждый день и таким образом двигаюсь в нужном направлении. Точнее, в нужных направлениях.

— Ты производишь впечатление абсолютно счастливого человека. Это на самом деле так?

— Я — счастливый человек. Сейчас я нахожусь в прекрасном моменте своей жизни, когда у меня всё очень хорошо с самовосприятием.

Я не пытаюсь себя переделать. От этого внутри у меня много тепла, любви и энергии. И это очень круто.

Иллюстрация Аси Дроздовой

Блиц

— Три опасности, поджидающие начинающего копирайтера?

1) Классический страх белого листа;

2) избыточное саморедактирование;

3) синдром самозванца (он поджидает, по-моему, вообще всех начинающих).

— Три слова, которые ты придумала сама (и что они означают)?

Сходу не вспоминаются, поэтому вместо них назову не свои изобретения, а слова и фразы, которые люблю и использую:

  • Perhappiness (perhaps + happiness) — ситуация неопределённости, которая потенциально может привести к счастью.
  • Коренные друзья — позаимствовала у друга, который так называет своих школьных и университетских друзей.
  • Точка бифуркации — в последнее время называю так каждый момент сложного выбора в своей жизни, за которым следуют необратимые изменения.

— Есть такой фильм — «Планета страха». Там героиня рассказывает про бесполезные навыки, которые приобретает во время борьбы с зомби, но которые ей никогда не пригодятся в жизни. У тебя есть ненужные скиллы?

— Расскажу про один скилл, который надеюсь никогда в жизни больше не использовать: навык убеждать себя в том, что у меня всё классно и я на своём месте, когда очевидно, что это не так. Все остальные свои навыки я люблю, ценю и уважаю — с их помощью можно как минимум удивлять новых знакомых, а как максимум — зарабатывать :)

* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook и Instagram на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности.

Научитесь: Копирайтинг от А до Я 2.0 Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована