Маркетинг
#истории

«SEO умерло? Об этом я слышал ещё до того, как начал работать в этой сфере»

Андрей захотел перемен и бросил работу в страховой компании. Теперь он руководитель отдела SEO-продвижения в крупном агентстве.

Иллюстрация: Freepik / Дима Руденок для Skillbox Media

Андрей Савченко

Россия, Ставрополь


Пройденные курсы


Достижения

Стал руководителем отдела SEO продвижения в Smirnov Marketing.


Андрей рассказал:


— Андрей, до курса Skillbox вы работали в страховой компании. Какие у вас были задачи?

Поначалу я был младшим сотрудником и занимался техническим сопровождением продаж. Составлял план на неделю, обучал менеджеров работе с программой для заключения договоров. Иногда делал аналитическую работу, например рассчитывал показатели для отделов компании.

Через два года мне предложили стать руководителем отдела технической поддержки. Если раньше я отвечал только за своё подразделение, то теперь стал курировать целых 30 филиалов нашей компании! Задачи остались те же, но увеличились в масштабе, и добавились планёрки.

А ещё через девять месяцев я стал руководителем отдела продаж и начал заниматься координацией сотрудников, обучать продавцов, анализировать перспективы товаров.

— Как за два года дорасти до руководителя нескольких филиалов?

Работа в некоторой степени была связана с финансовой аналитикой, а мне было это интересно. Я хотел этим заниматься, ещё когда учился в университете на матфаке. Так что постепенно я стал выполнять больше задач, брать на себя больше ответственности — и дорос до повышения 🙂 Забегая вперёд, скажу, что этот же принцип сработал и во второй раз, уже в сфере SEO, когда я от позиции стажёра пришёл к позиции руководителя отдела.

— Почему же вы решили уйти из этой сферы, если вам нравилось?

— Из-за выгорания. Со временем я понял, что мне не нравится сфера продаж, я не чувствовал себя в ней на своём месте. Во-первых, работа становилась однообразной, перестала мотивировать на развитие. С переходом на руководящие должности добавилась бессмысленная бюрократия: бесконечные таблицы, отчёты.

Во-вторых, некоторые проекты были настолько объёмными, что по ним просто невозможно было выполнить квартальный план, да и вообще не все продукты реально продать в нашем регионе. И частые неудачи отбивали желание работать и стараться. Я устал.

Сперва я пробовал устроиться в другие компании, но понял, что необходимо менять саму профессию, а не фирму.

— Почему вы выбрали SEO для смены профессии?

— Мне всегда хотелось быть как-то связанным с миром IT. И конечно, я искал возможность работать удалённо, получая при этом комфортную зарплату.

Сначала я рассматривал таргет и UX/UI-дизайн. Последнее направление я опробовал в недельном бесплатном тестовом курсе от «Яндекс Практикума», и это меня совсем не зацепило. Хотя, может быть, бесплатный период не так сильно мотивирует на обучение, как платный курс. Мне вообще кажется, что платные курсы заставляют сильнее ценить знания, которые ты получаешь.

Фото: личный архив Андрея Савченко

Таргет же тогда был так популярен, что про него кричали на каждом шагу. Про него говорили блогеры, реклама курсов по таргету мелькала постоянно. В тот момент казалось, что все уже стали таргетологами и эта ниша переполнена специалистами всех уровней. А сфера SEO была более таинственной, информации про неё было меньше. Именно непубличность SEO меня и заинтересовала. Сейчас понимаю: я тогда ещё не «варился» в сеошных кругах, поэтому у меня и создалось такое впечатление 🙂

— Насколько сложно было уйти с привычного места работы?

— Сложности меня не пугали, и я не сомневался в том, что у меня всё получится. Я понимал, что вырасти из стажёра в руководителя не так уж и трудно, ведь однажды я уже проделал это! Ещё до увольнения из страховой компании я составил план по смене профессии:

  • пройти комплексный курс по SEO, дополнительно изучать бесплатные материалы;
  • собрать небольшое портфолио из учебных кейсов, составить резюме и написать сопроводительные письма под запросы работодателей;
  • параллельно с работой и учёбой искать стажировки по SEO.

А ещё у меня был пассивный доход с инвестиций, примерно 40 тысяч рублей в месяц. Поэтому уходить было вообще не страшно.

«С нетворкингом ты прокачиваешься быстрее, чем без него»

— Курс Skillbox, рассчитанный на полгода, вы прошли за два месяца. Как вам это удалось?

— У меня была цель — скорее найти новую работу и изучать SEO на практике. Не хотелось долго засиживаться. К тому же записанные лекции длятся недолго, я спокойно мог пройти целый модуль за пару часов.

Что больше всего понравилось на курсе Skillbox?

— Обратная связь преподавателей, они отвечали на все вопросы, даже не касающиеся курса! Также они давали дополнительные материалы. Ещё понравился чат с учениками. Это нетворкинг, а любой нетворкинг — это классно! С ним ты прокачиваешься чуть быстрее, чем без него.

В чате обменивались знаниями более и менее опытные ученики, также там были преподаватель и кураторы, которые общались со студентами. Я даже сейчас иногда захожу в чат и вижу, что ребята задают довольно интересные вопросы.

 — После курса вы пошли сразу на две стажировки. Так хотелось скорее начать работать?

Я начинал с нуля, бросив старую профессию, мне хотелось как можно скорее достичь результатов! Сотрудники центра карьеры Skillbox помогли мне составить резюме, написать сопроводительное письмо, составить стратегию поиска работы. Также мы немного побеседовали с консультантом центра о моих навыках в SEO и мотивации.

Рекрутеры Skillbox помогали мне искать вакансии, и вскоре от них я получил предложение о стажировке. Но параллельно я и сам мониторил HeadHunter и нашёл там другую интересную стажировку в крупном digital-агентстве Smirnov Marketing. Я решил не выбирать, а остаться на обеих позициях.

Фото: личный архив Андрея Савченко

Мне приходилось работать по 12 часов в день. Обычно, когда мне давали задачу, я просматривал обучающие ролики по ней, а затем шёл выполнять. Со временем задачи становились сложнее, я задавал много вопросов своим кураторам. По окончании стажировки в Smirnov Marketing меня позвали в штат.

— Работать 12 часов в день — непросто! Что помогало не выгореть?

— В digital-сфере и, в частности, в нашем агентстве, много разных направлений и того, что можно пробовать. У меня была возможность поработать и на российский, и на европейский рынок. Например, мы запускали сайт на Испанию! Интерес не давал мне выгорать. Но конечно, я устраивал себе выходные: прогулки, мини-путешествия.

«Нужно быть не хорошим для всех руководителем, а эффективным»

— Сейчас вы снова на позиции руководителя. В новой сфере работа больше не кажется монотонной?

— В SEO нет такого количества бюрократии. У меня большой пласт разнообразных задач, много проектов, и мне необходимо знать нюансы каждого. Я нанимаю и курирую специалистов и стажёров, общаюсь с клиентами, делаю обучающие видео, составляю гайды.

Если специалисту что-то непонятно, нужно максимально быстро погрузиться в проект и оказать помощь, быть в курсе всех событий и новшеств, оперативно внедрять их в работу. Необходимо самому тестировать гипотезы, чтобы потом масштабировать их на команду. И это только совсем малая часть того, что прилетает из задач! Это непростая работа, но интересная.

— Вы сами когда-то были новичком в SEO, а теперь уже к вам приходят стажёры. Расскажите о типичных ошибках новичка?

— Я сталкивался с проблемами тайм-менеджмента: например, решал задачу дольше, чем она выполняется на самом деле. С этой же проблемой сталкиваются и другие стажёры.

Ещё новичкам сложно смотреть на задачу комплексно. Часто они думают, что их работа — это только вставить нужные ключевики в текст. На самом деле необходимо научиться воспринимать задачи шире, видеть их конечные цели. Зачем мы это делаем?

Задачи нужно рассматривать сначала как заказчик, затем как маркетолог и только потом — как SEO-специалист.

— SЕО — специальность на срезе веб-программирования и маркетинга. Для работы в этой сфере нужно разбираться в обеих областях?

— Чтобы как раз таки шире смотреть на SEO, рано или поздно придётся разобраться в маркетинге. Веб-разработка — тоже несомненный плюс, хотя бы знание её основ.

Сеошника, разбирающегося в этих областях, будут ценить выше. И самому SEO-специалисту это поможет более корректно ставить задачи разработчикам, подробнее и предметнее с ними общаться.

Нужно постоянно совершенствоваться! Поисковые системы выпускают апдейты каждый квартал или даже каждый месяц, за ними нужно следить и быть в тренде.

SEO умерло?

— Что больше всего нравится в новой профессии?

— В SEO безгранично много всего можно попробовать! От клиентских проектов до партнёрских. Здесь большое количество ниш. Не только интернет-магазины и не только сайты услуг, как кажется на первый взгляд, когда ты только начинаешь. Мне нравится, что можно создать сайт в той нише, какая тебе самому интересна, и придумывать, как его монетизировать.

— А есть ли то, что, наоборот, бесит? Например, я знаю, что аудит сайтов у многих сеошников вызывает неприятные чувства.

— Думаю у каждого есть свои «задачи-лягушки». Я, например, так и не смог полюбить процесс сбора семантики для интернет-магазинов — это долго и нудновато 🙂 Хотя и тут есть исключения. Например, анализировать ниши и искать дроп-домены — очень увлекательное занятие, можно реально часами возиться с этим и не заметить, как прошло время!

— Насколько сильно пострадала сфера SEO за последний год?

— Про SEO часто говорят, что оно умерло. Но об этом я слышал ещё до того, как начал работать в этой сфере, и до сих пор слышу. Сам этого не ощущаю. Трафика с «Фейсбука»* и «Инстаграма»* стало меньше, теперь нет контекстной рекламы в Google. Но на мой взгляд, эти факторы только подстегнули клиентов обращаться в SEO-агентства — во всяком случае, наша компания это ощутила на себе.


* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook и Instagram на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».

Научитесь: Профессия Интернет-маркетолог Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована