Маркетинг
#Руководства

Как обучиться на SMM-специалиста: инсайты, советы и ошибки

Как стать SMM-специалистом: подробный план, типичные ошибки и разбор основных обязанностей начинающего менеджера по социальным сетям.

 vlada_maestro / shutterstock


ВРЕМЯ ПРОСМОТРА

1 ч. 54 мин.

ВРЕМЯ ЧТЕНИЯ

17 мин.

ЭКОНОМИЯ

1 ч. 37 мин.

Разберитесь в особенностях каждой социальной сети

Если вы только думаете, с чего начать путь в SMM, — изучите особенности каждой социальной сети. Найдите актуальную статистику по аудитории «ВКонтакте», «Одноклассников», Instagram* и Facebook* — это основные ресурсы.

Так вы сможете сразу понять, где стоит решать конкретные задачи бизнеса. Распыляться на всё сразу — не только долго и дорого, но и неэффективно.

По актуальным на время проведения вебинара данным:

  • «ВКонтакте» и YouTube пользуются 73% интернет-пользователей России;
  • Instagram* — 56%;
  • «Одноклассниками» — 45%;
  • Facebook* — 42%.

КСТАТИ!

Если вы интересуетесь SMM-маркетингом, возможно вам будет полезен наш курс «Профессия SMM-специалист», присмотритесь.


«ВКонтакте»

Эта социальная сеть — тестовый плацдарм под любую аудиторию. Если вы не знаете точно, где искать ваших клиентов, — попробуйте «ВКонтакте». Особенно актуален ресурс для продвижения товаров повседневного использования, FMCG-сегмент.


ВАЖНО!

О «ВКонтакте» есть стереотип — якобы там сидят только школьники. На самом деле школьники, которые регистрировались в этой сети, уже выросли. 63% пользователей — люди от 18 до 34 лет, это самая привлекательная аудитория для продаж.


«Одноклассники»

Есть стереотип, что на этом ресурсе собирается аудитория старше 50. Но, по статистике, половина зарегистрированных пользователей младше 35 лет. Основное ядро аккаунтов — из регионов. 82% пользуются Android-смартфонами — учитывайте это, разрабатывая дизайн постов.

«ВКонтакте» и «Одноклассники» заблокированы в Украине. Часть пользователей смогли найти обходные пути и заходят на ресурсы, но основная масса прекратила их использование. Если ваш заказчик заинтересован в аудитории из Украины — обязательно учитывайте этот факт.

Instagram

Здесь активная аудитория — 72% пользователей каждый день открывают приложение, листают ленту, ставят лайки и пишут комментарии. Учитывайте, что 77% аудитории здесь — женщины.

В Instagram* делятся тем, что красиво выглядит, — пробуйте этот ресурс, если товар или услугу можно преподнести визуально. Не забывайте, что истории и фото смотрят в основном через приложение на смартфоне.

Facebook

Если вам нужно продвинуть продукт в Москве — пробуйте Facebook*. Больше половины пользователей этой социальной сети из России активны именно в столице. Причем 68% всей аудитории — это люди от 25 до 44 лет.

Facebook* подойдет для продвижения дорогих товаров. Но у аудитории ресурса есть особенности — здесь лучше воспринимаются новостной контент и личные контакты. А эффективнее опубликовать пост на личной странице, нежели в группе или странице компании. Женщины на Facebook* занимают 59% всей аудитории.

Вывод

Когда вы выбираете социальную сеть для продвижения продукта, учитывайте особенности каждой из них. Думайте, чем занимаются люди в каждой из соцсетей, зачем они приходят на ресурс. Во «ВКонтакте» человек скорее будет общаться с друзьями, в Facebook* — переписываться с коллегами в комментариях, в «Одноклассники» зайдет, чтобы поздравить родственников.

Научитесь ставить цели и задачи

SMM — это единственный инструмент в digital-маркетинге, который работает на каждом этапе воронки продаж. Именно поэтому некоторые компании используют только его.

Распишите путь пользователя по вашему сообществу, ориентируясь на воронку продаж:

  • Формирование потребности.
  • Поиск информации.
  • Оценка и анализ вариантов.
  • Решение о покупке.
  • Использование товара.
  • Решение о повторном обращении.

Анализируйте свои страницы — на каком этапе у подписчика появляются трудности. Ищите инструменты и механики, которыми вы можете «коснуться» пользователя и мотивировать его на нужное действие.

Разработайте SMM-стратегию:

  • Бизнес-цель — чаще всего это увеличение продаж.
  • Маркетинговая цель — чтобы больше продавать, нужно удержать имеющихся клиентов и найти новые сегменты рынка.
  • Коммуникационная цель — что нужно изменить в умах людей, какую идею сформировать?

Вывод

Чтобы увеличить продажи, нужно расширить клиентскую базу. Какая может быть коммуникационная цель? Логично — доказать людям, что вы лучше всех разбираетесь в своей сфере, что вы собираете для своих клиентов самое лучшее и продаете это. Когда есть коммуникационная цель, можно начинать заниматься SMM.

Изучайте кейсы крупных брендов

Велосипед десять раз не изобретешь. Учитесь у крупных брендов, изучайте кейсы, смотрите на то, как компании используют технические возможности разных социальных сетей.

Используйте динамические обложки

Телеканал «ПЯТНИЦА» запустил в эфир фильмы о Гарри Поттере — как раз приближалось 20-летие выхода первой книги. Пост с анонсом показов рекламировался во «ВКонтакте». SMM-специалисты использовали инструмент «Динамическая обложка».

Как это работает? Пользователям предложили оставить комментарий под записью «Шляпа, распредели». Когда человек это делал, система заносила его аватар на обложку сообщества. Там же отображалось, сколько человек уже учится на разных факультетах Хогвартса.

Фотография пользователя на главной странице висела до появления нового комментирующего. Когда она менялась, картинка попадала в специальный альбом с предложением сделать репост на свою страницу с хэштегом «ПЯТНИЦЫ».

Выводите на динамическую обложку любую информацию в реальном времени.

Динамическая обложка — это скрипт, на нее можно вывести практически любую информацию в реальном времени, если изучить механизм. Тогда это было новшеством и люди восприняли идею с энтузиазмом.

Результат кейса — 32,5 тысячи комментариев за выходные. 20 тысяч участников. Охват — более 100 тысяч человек. Новых подписчиков — 11 тысяч. Рейтинг фильма — в 2,5 раза выше средних показателей эфира.

Используйте информационные поводы

Помните, все сходили с ума из-за приближения конца света? В «АльфаСтраховании» использовали новостной повод и опубликовали пост с предложением застраховаться на случай этого события. Юмор, необычный и находчивый подход — всё, как любят пользователи социальных сетей.

Результат опубликованного в Facebook* поста — 585 новых подписчиков, 48 тысяч реакций на запись. За время рекламной кампании оформлено более 10 тысяч страховок.

Так «АльфаСтрахование» продавало страховку от конца света.

Вывод

Ваша задача как SMM-специалиста — разбираться в инструментах, следить за инфоповодами и использовать их с умом.

Попробуйте истории в Instagram

Когда пользователь Instagram* смотрит историю, страницы он перелистывает касанием экрана. Если пост не понравился, запись закрывают. Любой SMM-менеджер должен заставить человека глубже погрузиться в контент, а не переключиться.

«Леруа Мерлен» использовали эту механику и опубликовали серию из 30 фотографий, где предлагали включать и выключать лампу. Пользователям понравилось играть с предметами интерьера и смотреть яркие картинки. Интерактив смотрели до конца, где демонстрировалась реклама нового магазина.

Результат — более 160 тысяч контактов в Москве. Досмотрели до конца 47% людей, на открытие пришло в 1,5 раза больше посетителей, чем ожидалось.

Интерактив — это лучшая возможность вовлечь пользователей в рекламный продукт.

Вывод

Интерактив — это лучшая возможность вовлечь пользователей в рекламный продукт.

Тренируйтесь анализировать

Аналитика — большая часть работы SMM-специалиста. Изучите сообщества конкурентов. Они бывают:

  • Прямые — это бренды вашей продуктовой категории. Например, для Coca-Cola прямой конкурент — Pepsi.
  • Косвенные — компании, которые могут заменить ваш продукт, если он исчезнет с рынка. Для Coca-Cola это «Напитки из Черноголовки».
  • За внимание — те, которые будут привлекать внимание вашей целевой аудитории, хотя напрямую не связаны с продуктом, — например, Coca-Cola и батончики от Mars.

Изучите получившийся список ссылок

Применяйте приемы аналитики не только для конкурентов — одновременно делайте то же самое для сообщества вашего проекта.

Используйте количественную аналитику

Вам нужен показатель SMA: лайки, репосты и комментарии поделите на количество участников. Если меньше 10% — скорее всего, в сообществе есть боты или с контент-стратегией что-то не так.

Подключайте качественную аналитику

Какую тему для сообщества выбрали конкуренты? Придумайте что-то новое, попробуйте выделиться. Разбивайте контент по типам, смотрите на реакцию пользователей. Может быть, в вашей тематике идеально заходят лайфхаки? Или лучше делать большие тексты? Может быть, лучше всего у конкурентов получаются фотогалереи?

Вывод

Нельзя заниматься SMM просто для галочки и по наитию. Анализируйте чужой опыт, смотрите, что работает, что нет. Пропишите бизнес-стратегию. Вы должны понимать, на что влияет каждое ваше действие в социальной сети.

Изучите сервисы для SMM

Есть несколько сервисов, которые помогают сократить рутинную работу и узнать больше о подписчиках любого сообщества. Если у вас всего пара проектов, скорее всего, хватит одного инструмента. Все они платные, но есть демо-период — попробуйте и выберите тот, которым приятнее пользоваться.

  • Popsters — считайте активность подписчиков. Покажет самые популярные посты в сообществе, время, когда активны пользователи.
  • JagaJam — бесплатно смотрите прирост своих подписчиков.
  • Publer — узнайте активность конкурентов, примеры их рекламы, список пабликов, где они размещались, и суммы, которые потратили.
  • Socialbakers — следите за географией и приростом подписчиков в Facebook*, YouTube и Twitter.

Узнайте всё о целевой аудитории

В изучении целевой аудитории есть несколько ошибок и стереотипов. Например, во многих компаниях рассказывают о своих покупателях так: это мужчины и женщины от 50 лет. Таких данных мало для SMM.

Определите границы аудитории и самой соцсети. Начните, для примера, со старшего поколения — понятно, что таких людей в социальных сетях единицы. Значит, нужно искать тех, у кого родителям столько лет. Это возраст 25–35 лет. Смотрите, в какой соцсети активное ядро аудитории именно этого возраста.

Сегментируйте аудиторию

В брифе клиента часто есть только общее описание — например, «мамочки». Но все мамы разные. И не обязательно они выбирают продукт только потому, что у них есть дети.

  • Есть детоцентричные мамочки — их мир замыкается на ребенке. Они готовы пожертвовать всем ради него.
  • Есть недетоцентричные — их социальная жизнь не заканчивается с рождением ребенка. Они уходят в декрет, но занимаются еще массой интересных дел. Для них ребенок важен, но не пуп земли.

Между этими социальными группами есть противостояние. Если вы опубликуете контент для первой группы, а основные ваши подписчики представляют вторую категорию, — заклюют.

Чтобы верно сегментировать группы людей, разбирайтесь в поведенческих алгоритмах аудитории. Составьте для каждого продукта Customer Journey Map. Это путь, который проходит человек до покупки.

Customer Journey Map

Сначала это может показаться сложным. Вот пример продажи трудного и дорогого продукта — аренды вертолета. Кажется, что это заказывают очень богатые люди. Но как они принимают решение? Они дают поручение помощнику. Всё, теперь нас не интересуют богатые люди — думайте, как принимают решения их секретари и ассистенты, в каких социальных сетях их найти.

Другой пример — работа с элитным рестораном. Кажется, рекламировать его нужно среди богатых людей? Промо же в группе любителей «Дом-2» кажется плохой идеей. На самом деле — нет: именно здесь можно найти дочерей, молодых жен и партнеров платежеспособной аудитории.

Определите инсайт целевой аудитории

Это то, что беспокоит целевую аудиторию. Идеально, если вы сможете найти один инсайт для противоборствующих категорий вашей ЦА. Вот пример.

Детоцентричные мамы сильно беспокоятся о ребенке, им кажется, что они недостаточно хорошо его воспитывают. Недетоцентричные мамы сталкиваются с гнетом окружающих, со стереотипами, будто они плохие матери и должны всё время посвящать детям. Вся аудитория имеет один инсайт — ей не хватает заботы и внимания, одобрения. Используйте это. Разработайте сообщение бренда — то, как вы будете помогать ЦА, как решите ее проблемы.

Работайте над контентом

Систематизируйте рубрики вашей группы, а контент-план готовьте наперед. Делайте его гибким, постоянно анализируйте реакцию пользователей и меняйте стратегию. Есть несколько целей, в достижении которых поможет контент.

Увеличение охвата

Привлекайте подписчиков, создавая виральный контент — посты, которыми делятся с друзьями.

Экспертность

Формируйте имидж компании полезными инструкциями и кейсами.

Продажи

Используйте прямую демонстрацию продукта и предлагайте его купить.

Разрабатывая стратегию контента, задайте себе вопрос: зачем пользователю подписываться на ваше сообщество? Есть несколько причин:

  • Рациональный мотив — участие в акциях, получение полезной информации.
  • Эмоциональный мотив — тусовка, общение, обмен мнениями.
  • Поведенческий мотив — отвлечься от рутины, получить контент «для пролистывания».

SMM — это постоянная генерация контента. Используйте механики создания креативов:

Ролевое моделирование

Думайте, как ваша аудитория общается в реальной жизни. Дает советы? Рассказывает? Шутит? Учитывайте это, разрабатывая контент-план.

Mind map

Выстраивайте логику «одно за другим». Например, нужно написать про тунца. Это правильное питание? Да. В Италии любят есть полезную еду. Напишем про средиземноморскую диету с большим количеством рыбы?

Метод случайных ассоциаций

Возьмите два абсолютно разных, случайных предмета. Свяжите их вместе.

Несколько советов о таргетинге

Таргетинг — это огромная ниша, в которой невозможно разобраться за один вебинар. Вот несколько работающих советов:

  • Работая с «ВКонтакте», направляйте рекламу на подписчиков
    групп-конкурентов и сообществ, подходящих по тематике.
  • В Facebook* — используйте таргетинг по геолокации и интересам, он хорошо работает.
  • Instagram* — будьте очень аккуратны в массфолловинге. Используйте только умный и ручной. Подписывайтесь только на целевую аудиторию.

Типичные грабли

Основные SMM-ошибки появляются из-за нежелания изучать аналитику. Специалисты следуют за стереотипами, не думая, что могут быть неправы.

Ошибка № 1

Думать, что больше постов = большая вовлеченность

Только 5–10% от вашей аудитории видят запись. Для 10 тысяч подписчиков достаточно 5–15 постов в месяц. Для 10–50 тысяч — публикуйте 30–35 постов. Две записи в день стоит делать, если у вас больше 100 тысяч подписчиков.

Ошибка № 2

Удалять негатив

С проблемными сообщениями пользователей нужно работать. Корректно реагировать, признавать ошибки. Пользователи не дураки, они понимают, что проблемы есть у всех компаний. Главное — как эти проблемы решаются.

Ошибка № 3

Использовать шаблоны и типичные фото

Пользователю нужно разнообразие. Старайтесь быть оригинальным, делайте уникальные записи, не используйте одинаковые дизайны для оформления постов и надоевшие всем изображения со стоков.

Заключение

SMM — сложная профессия, в которой огромное количество тонкостей. Помните, что все строится на бизнес-целях: прежде чем создавать стратегию, думайте, зачем вы начинаете продвижение в социальных сетях. Научиться всему этому вы сможете на курсах Skillbox для интернет-маркетологов.

* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook и Instagram на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности.

Научитесь: Профессия SMM-специалист Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована