Маркетинг
#статьи

На меня сделали дипфейк, и это вовсе не безобидная шутка! Что делать?

Добиться удаления дипфейка сложно, но реально. Можно даже отсудить у его создателей деньги. Разбираемся, что делать, если ваше лицо украли в Сети.


22 апреля глава региональной сети штабов Навального Леонид Волков рассказал в Facebook*, что неизвестные пранкеры создали дипфейк на него и от его имени пообщались по видеосвязи с депутатами Эстонии, Латвии, Литвы и Великобритании. Разговор получился коротким: поддельный российский оппозиционер обсудил с парламентариями состояние Навального и разъяснил его позицию по Крыму. По словам латвийского депутата Рихардса Колса, ничто не заставило его подумать, что с ним разговаривает фейковый Волков.

Оказаться на месте Волкова может каждый. Представьте: вам приходит сообщение с незнакомого номера с ссылкой на видео. На нём вы, к примеру, признаётесь в ограблении банка, обещаете отрезать голову какой-нибудь известной личности или призываете продавать акции компании, в которой работаете: по секретной информации, которой владеете только вы, она скоро разорится.

Вы с ужасом пытаетесь вспомнить, когда могли так сильно напиться. Только потом до вас доходит, что это видео — дипфейк, искусно сделанный из видеозаписи вашего выступления на свадьбе или конференции. Вам нужно как можно скорее удалить этот ролик и защитить своё честное имя. Вместе с кандидатом юридических наук, главным экспертом Национального бюро экспертизы интеллектуальной собственности Владимиром Зиминым мы разобрались, как сделать это по закону.

Сперва можно попробовать по-хорошему

Если вы решили, что дипфейк нарушает ваши права, первым делом можно отправить досудебную претензию его создателю, владельцу сайта, на котором дипфейк размещён, а также хостинг-провайдеру.

Возможно, кто-то из них испугается суда и сразу удалит видео — особенно если нарушение прав налицо. Впрочем, тогда ничто не помешает автору дипфейка выложить его на другом сайте.

Досудебная претензия — не просто бумажка, а официальный документ, который в дальнейшем можно использовать в суде. Однако с момента отправки досудебной претензии до подачи иска должен пройти один месяц — дипфейк может широко распространиться, и вы упустите время.

Если вы юрлицо или ИП и собираетесь подать иск о взыскании компенсации за незаконное использование фото или видео, права на которые принадлежат вам, то досудебную претензию нужно отправить обязательно.

Образец претензии о нарушении авторских прав можно посмотреть здесь, образец претензии о защите чести и достоинства — здесь.

Претензию отклонили или проигнорировали, придётся подавать в суд. Как это сделать?

Здесь есть три пути.

  • Можно потребовать удалить дипфейк, сославшись на статью об охране изображения гражданина.
  • Если дипфейк клеветнический или вводящий в заблуждение, можно потребовать удалить и опровергнуть его по статье о защите чести, достоинства и деловой репутации.
  • Если дипфейк сделан из фото или видео, права на которые принадлежат вам, можно подать в суд на его создателя за нарушение ваших авторских прав. Это самый трудный путь, однако по нему можно отсудить у авторов дипфейка деньги.

Иск по статье о защите права на изображение — это как?

Статья 152.1 Гражданского кодекса закрепляет за человеком право на охрану его изображения. Обнародовать (то есть размещать в публичном пространстве впервые) и публиковать фото или видео, на котором запечатлён человек, можно только с его разрешения.

Из этого правила есть три исключения. Можно публиковать фото человека без спроса, если:

  • он позировал за деньги;
  • фото или видео были сделаны на публичном мероприятии, но изображение человека не является основной целью — например, если футбольном матче в кадр попало множество болельщиков на трибунах;
  • если изображение обнародуется в общественных интересах — это касается прежде всего новостей, а также изображений известных, общественно важных личностей — например, политиков.

На дипфейки эти исключения распространяться не должны: дипфейки являются уже новым, отдельным изображением человека, и неважно, из каких материалов были созданы.

Как засудить создателя дипфейка за порочащие сведения?

Здесь всё довольно просто. Из статьи 152 Гражданского кодекса следует, что гражданин имеет право подать иск с требованием опровергнуть или удалить сведения, которые порочат его честь, достоинство и деловую репутацию. К ним можно отнести многие злонамеренные дипфейки — например, порнографические видео, в которых эта технология изначально использовалась. Также стоит сослаться на статью 23 Конституции, защищающую неприкосновенность частной жизни, чести и достоинства.

Если суд удовлетворит иск, он может потребовать удалить дипфейк, а также обязать его создателей выпустить публичное опровержение информации. Также можно потребовать компенсации морального вреда — причём можно назвать любую сумму, никаких границ нет. По закону суд должен определить размер компенсации, исходя из сведений о физических и нравственных страданиях, которые были причинены истцу. При этом суд ограничен требованиями в иске и может лишь снизить сумму, которую вы предложите.

Такой иск имеет шансы на успех, если информация из дипфейка соответствует трём критериям:

  • распространяется в публичной сфере;
  • порочит честь, достоинство или деловую репутацию;
  • является ложной.

Поэтому ничего не получится, если:

  • дипфейк шутливый, пародийный — даже если юмор очень злой;
  • дипфейк не публиковался в открытом доступе — например, его скинули вам в личные сообщения;
  • в дипфейке ваша копия говорит безвредную для вас ложь или сообщает неприятные, но правдивые сведения о вас.

Поэтому у Леонида Волкова вряд ли получится засудить по этой статье пранкеров, пообщавшихся от его лица с европейскими парламентариями. Подробности разговора пока неизвестны, но, судя по всему, они не сказали ничего ложного и порочащего честь. К тому же запись разговора не была обнародована.

Подать иск по этой статье может не только сам герой дипфейка, но и любое лицо или организация, которым такое видео нанесло соответствующий ущерб.

Допустим, в интернете появится ролик, где дипфейковый Аркадий Волож правдоподобно рассказывает, что Яндекс находится на грани разорения. Цена акций Яндекса резко упадёт. В таком случае будет нанесён ущерб деловой репутации и Воложа, и Яндекса, и компания тоже сможет подать иск против создателей видео.

А что с иском о нарушении авторских прав?

Судиться в этом направлении — самый сложный и неблагодарный путь.

Если дипфейк сделан из фото или видео, которое вы сняли сами, то права на них наверняка принадлежат вам, даже если эти материалы были опубликованы в интернете. Те, кто хочет использовать их, обязаны попросить у вас разрешения.

Если дипфейк был сделан без спроса, можно подать в суд иск о нарушении вашего исключительного права на произведение.

Вместе с удалением дипфейка (или вместо него) в соответствии со статьёй 1252 ГК можно потребовать у ответчика компенсации от 10 тысяч до 5 млн рублей. Размер компенсации истец может назначить сам, он не должен доказывать, что ему нанесён ущерб именно на такую сумму.

Перед подачей иска или вместе с ним, в соответствии со статьёй 144.1 ГПК можно подать прошение о досудебных обеспечительных мерах с просьбой заблокировать видео ещё до рассмотрения иска. Если вы судитесь из-за фотографии, а не из-за видео, то обеспечительных мер требовать нельзя.

Если суд заблокировал дипфейк в рамках обеспечительных мер, вам необходимо подать судебный иск. Если этого не сделать, Роскомнадзор восстановит ролик. Если вы выиграете дело, удаление останется в силе.

Что нужно для того, чтобы победить в таком суде?

Чаще всего такой процедурой пользуются правообладатели фильмов и сериалов, которые хотят добиться удаления пиратских копий.

Выиграть такое дело будет очень непросто. Придётся доказать своё исключительное право на изначальное произведение, а также то, что дипфейк нанёс вам материальный ущерб. Доводы о том, что он оскорбляет ваше достоинство или выставляет вас в дурном свете, здесь не подойдут.

Все судебные процедуры могут затянуться на 8–12 месяцев, особенно если ответчик будет подавать апелляцию. И если даже вам удастся победить, суд обяжет удалить дипфейк лишь с одного сайта, а его создатель будет никак не ограничен в том, чтобы опубликовать ролик где-то ещё.

* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook и Instagram на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности.

Нейросети для работы и творчества!
Хотите разобраться, как их использовать? Смотрите конференцию: четыре топ-эксперта, кейсы и практика. Онлайн, бесплатно. Кликните для подробностей.
Смотреть программу
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована