На вашей странице 10 тысяч подписчиков: что делать, чтобы её не заблокировали
Разбираем масштабный деанон российского блогинга.
Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media
С 1 ноября 2024 года владельцам страниц, на которые подписано 10 000 пользователей и больше, нужно подавать сведения о себе в Роскомнадзор и регистрировать страницу в специальном перечне. Делать это нужно всем, кто создаёт контент на русском языке: и блогерам, и бизнесу, который ведёт страницы в соцсетях.
Требование касается следующих соцсетей: Likee, TikTok, Twitter, YouTube, «ВКонтакте», «Одноклассников», Telegram, LiveJournal, «Пикабу», Pinterest, Rutube, «Дзена», Twitch, Discord и Yappy.
Из этого материала вы узнаете:
- как зарегистрировать страницу в перечне;
- что будет, если этого не сделать;
- что думают о законе участники рынка.
Как зарегистрировать страницу в перечне Роскомнадзора
Чтобы выполнить требования закона, нужно подать заявку на регистрацию на «Госуслугах», дождаться решения Роскомнадзора и добавить специальную ссылку в описание страницы. Сделать это нужно в течение 10 рабочих дней со дня, когда число подписчиков на странице превысило 10 000.
Регистрировать нужно каждую страницу отдельно. Бизнесу, владеющему несколькими аккаунтами в соцсетях, придётся подавать заявки на каждый из них, даже если администраторы и владельцы — одни и те же люди.
Регистрация не занимает много времени. «Наконец-то дошли руки зарегаться в реестре блогеров. Месяц прокрастинировал и откладывал, на деле зарегал 4 страницы минут за 15», — написал владелец агентства контент-маркетинга «Сделаем» Павел Молянов в своём телеграм-канале. Разберёмся пошагово, как зарегистрироваться в реестре.
Шаг 1. Заполнить заявку на «Госуслугах». Вот какие данные предстоит внести:
- название соцсети и самой страницы;
- ссылку на страницу;
- телефон, к которому привязана страница;
- адрес электронной почты, к которому привязана страница;
- телефон администратора страницы — если администраторов несколько, нужны номера телефонов всех;
- Ф. И. О. владельца страницы для физических лиц и ОГРН/ОГРНИП для ИП и юрлиц;
- место постоянного проживания — для иностранцев.
Если владелец страницы младше 18 лет, сведения о его блоге должны подавать родители или опекуны.
Желательно, чтобы номера телефонов, указанные в заявке, были зарегистрированы на владельца или администратора канала. «Мы обсуждали это с коллегами — у многих есть опасения, что, если номер телефона будет зарегистрирован на другое лицо, могут не включить в реестр. Поскольку, по смыслу проекта правил, все переданные сведения будут проверяться в Роскомнадзоре. Уточнений от РКН по этому поводу пока нет, пока это лишь переживания рынка», — поделилась юрист в сфере инфобизнеса Яна Горкунова.
Шаг 2. Разместить номер заявки в описании страницы или закреплённом сообщении. Номер заявки присвоят после заполнения формы на «Госуслугах».
Сделать это нужно в течение трёх дней после подачи заявки. Если не разместить номер, заявку могут отклонить.
Шаг 3. Дождаться ответа Роскомнадзора — решение принимают в течение 10 рабочих дней. Уведомление о решении поступит на «Госуслуги».
Если заявку одобрят, в уведомлении придёт ссылка на запись о канале в перечне Роскомнадзора. Эту ссылку нужно будет разместить в описании канала или страницы. По ней пользователи могут проверить, действительно ли канал включён в перечень.
В добавлении страницы в перечень могут отказать. Вот частые причины:
- в описании страницы не указан номер заявки,
- в заявке есть ошибки — неправильно указано название страницы, адрес или данные владельца;
- подписчиков на странице меньше 10 тысяч.
После отказа в регистрации можно подавать заявку снова. В законе не указано количество попыток, поэтому можно отправлять заявки, пока не получите одобрение.
Если на странице уже после регистрации начинаются отписки и подписчиков становится меньше 10 тысяч, запись в перечне нужно аннулировать также на «Госуслугах». Что будет, если не сделать этого, пока неизвестно.
Что будет, если не зарегистрировать страницу в перечне
Страницу могут заблокировать. Так, у Роскомнадзора есть право «направить социальной сети требование ограничить доступ к странице с более чем 10 000 подписчиков». Это ограничение может действовать до тех пор, пока владелец страницы не предоставит сведения для включения в перечень. Но как это будет реализовано — как быстро будут реагировать соцсети, как они будут ограничивать доступ и будут ли вообще это делать соцсети, находящиеся в иностранной юрисдикции, — пока неизвестно.
Кроме того, с 1 января 2025 года для владельцев страниц, не зарегистрировавших страницу в перечне, действуют следующие ограничения:
- нельзя размещать призывы донатить;
- нельзя размещать рекламу на странице.
Ещё создателям контента запрещено репостить записи на страницах, которых нет в перечне Роскомнадзора. Администраторы страниц должны самостоятельно следить за тем, какие репосты они делают.
Что будет за размещение призыва донатить, пока неизвестно. А если на странице без регистрации будет размещена реклама, в соответствии с частью 1 статьи 143 КоАП РФ на рекламодателя и рекламораспространителя наложат штраф. Штраф для физических лиц составляет от 2000 до 2500 рублей, для должностных лиц — от 4000 до 20 000 рублей, для юридических лиц — от 100 000 до 500 000 рублей.
За репосты тоже есть санкции. Если администратор страницы с более чем 10 000 подписчиков репостнет запись с другой страницы, не зарегистрированной в перечне, страницу, на которую сделали репост, могут исключить из перечня. На какой срок, в Роскомнадзоре пока не уточняют.
Что о законе думают участники рынка
Пока в законе много белых пятен. Поэтому некоторые исполняют его требования, а некоторые — нет.
Например, непонятно, как будут отслеживать нарушения. Ответы на некоторые распространённые вопросы есть в документе Минцифры, но там, например, не рассказано о механизме отслеживания: указано только, что «за соблюдением требований законодательства будет следить Роскомнадзор».
Юрист в сфере инфобизнеса Яна Горкунова считает, что ведомство может находить нарушителей с помощью жалоб пользователей. «Как минимум при поступлении жалобы о маркировке рекламы в Роскомнадзор, помимо маркировки, наверняка будут проверять ещё и наличие канала в перечне. И, если его не окажется, передадут материалы в антимонопольную службу, а там уже будут возбуждать дело об административном правонарушении», — говорит Яна.
Кто именно будет нести ответственность — тоже неизвестно. «Будет ли это администратор, владелец или редакция страницы? Если блоги становятся медиа, то нужно учитывать их структуру и функциональность. Сегодня, например, владельцы часто не отвечают за содержание каналов и рекламу в них, а выступают инвесторами», — рассуждает основательница коммуникационного агентства Ablab.pro Анастасия Бурмистрова.
Из-за того, что ещё не было прецедентов и нет понимания, кто будет нести ответственность, некоторые владельцы каналов работают без регистрации страниц.
«У меня сетка тематических телеграм-каналов. У каждого канала несколько админов: это контент-менеджеры и менеджеры по рекламе. Сами страницы привязаны к моей рабочей симке, и этот профиль я не свечу в массах — моя личная и рабочая страница просто привязана как администратор. Чисто гипотетически, если даже меня захотят прижать, могут проверить симку „владельца“ каналов. А если она зарегистрирована не на меня? Косвенно пострадает другой человек? Сомнительно всё это».
Владелец сети телеграм-каналов, который пожелал остаться анонимным
Некоторые SMM-специалисты, которые ведут социальные сети брендов, не понимают, что им делать, — поэтому не регистрируют каналы.
«Я работаю эсэмэмщиком в крупной компании. У нас много аккаунтов в разных соцсетях, которые посвящены разным направлениям, и у каждого направления свои команды. Например, у направления Х пять аккаунтов, ими занимается одна команда, у направления Y восемь аккаунтов, ими занимается другая команда. При этом глобально все аккаунты принадлежат одной компании.
А вот владельцы у этих аккаунтов разные. Где-то владелец я, потому что создал страницы с нуля сам, где-то владелец мой руководитель, потому что их создали ещё до моего прихода. Пока что мы не понимаем, что делать, кому и как регистрировать страницы, кому брать на себя ответственность и какие риски вообще есть».
SMM-специалист крупной компании, который пожелал остаться анонимным
Некоторые владельцы блогов в смятении: они не понимают, зачем подавать данные, если они ведут блог для себя и не продают в нём рекламу.
«Я публикую в своём тиктоке смешные видосики про „Клуб романтики“, Genshin Impact и другие игры. Бывает, что, пока я сплю, на меня подписываются тысячи человек. Многие потом отписываются. Но мне всё равно, какое у меня количество подписчиков, я снимаю и публикую по фану, не хочу продавать рекламу. Тогда смысл мне подавать данные о себе? Тем более даже не мне, а моей маме, ведь мне ещё нет 18 лет».
Автор блога в TikTok, который пожелал остаться анонимным
А что делать рекламодателям? Юрист Яна Горкунова рекомендует самостоятельно проверять страницы, на которых они хотят разместить рекламу. Ещё неизвестно, будут ли массово выписывать штрафы тем, кто купил рекламу на странице, которой нет в перечне Роскомнадзора, — но лучше подстраховаться заранее.
Главное о законе в 3 пунктах
- Владельцы страниц, на которые подписано более 10 тысяч пользователей, должны внести сведения о странице в перечень Роскомнадзора. Для этого нужно подать заявку на «Госуслугах», разместить номер заявки на странице, а когда её добавят в перечень — разместить в описании ссылку на запись в этом перечне.
- Если не сделать этого, страницу могут заблокировать — у Роскомнадзора есть право требовать от соцсетей наложить ограничения на страницы. Кроме того, тем, кто не зарегистрирован в перечне, нельзя размещать призывы донатить и рекламные посты. А остальным нельзя делать репосты со страниц, не находящихся в перечне.
- В законе пока много белых пятен — например, неизвестно, кто будет нести ответственность и как именно Роскомнадзор будет отслеживать нарушения. Поэтому часть владельцев страниц подали заявку и внесли сведения о себе в перечень, а часть продолжают вести страницы без регистрации.
Возможно, эти материалы Skillbox Media будут вам полезны
- Жалобы, хейтеры, эмодзи какашек. Как брендам работать с негативом в соцсетях?
- Как устроена накрутка в соцсетях: главное за 3 минуты
- 5 серьёзных ошибок в SMM, которые иногда совершают даже крупные бренды
- Как раскрутить канал в Telegram: подборка из 17 бесплатных и платных способов продвижения
- Как раскрутить группу во «ВКонтакте»: 10 советов для (почти) любых сообществ