Клиент перестал отвечать. Что делать?
Страх фрилансера номер один.
 
 
Мы запустили рубрику «Спроси у редакции». Вы задаёте вопрос — мы на него отвечаем, вы рассказываете о ситуации — мы даём совет, как поступить. 
Пишите письма на marketing.media@skillbox.ru.
Нам в редакцию поступил такой запрос: «Я работаю на фрилансе три года и периодически сталкиваюсь с тем, что клиенты и те, с кем обсуждаем проекты, но ещё не договорились о сотрудничестве, просто перестают отвечать. Ладно потенциальные клиенты — я ещё не начинала работу, хоть и жалко потраченного на обсуждения времени. Но бывает, что и те, кто должен заплатить, пропадают с радаров. Что с этим делать?»

На вопрос ответила бренд-дизайнер, фаундер женской дизайн-школы Кристина Дмитриева.
К сожалению, такие ситуации не редкость. Я разберу наиболее типичные сценарии и объясню, как себя вести в подобных случаях.
- Что делать, если не отвечают на отклик на заказ?
- А если не внесли предоплату и перестали отвечать, когда получили часть работы?
- А если внесли предоплату и тоже перестали отвечать?
- А когда ничего не платили и замолчали, как только получили готовую работу?
- Как не допускать таких ситуаций?
Что делать, если не отвечают на отклик на заказ
На отклик могут не отвечать по двум причинам — если клиент не заинтересован в вашей кандидатуре или не увидел ваше сообщение.
Спустя неделю игнорирования можно забыть о вакансии. С вероятностью 99% вам не ответят, потому что нанимающий менеджер получает слишком много откликов и не готов тратить ресурсы на объяснение причин отказа каждому.
Что делать?
Тщательнее прорабатывать свой отклик.
Сделайте заготовку приветственного сообщения и сохраните у себя в заметках. В этом сообщении коротко расскажите о себе, прикрепите резюме и портфолио, расскажите подробнее о релевантном опыте.
Подготовьте несколько таких шаблонов для разных ниш. Например, если вы работаете в дизайне и готовы работать с нишами HoReCa и бьюти, сделайте отдельный шаблон для HoReCa, отдельный для бьюти.
При отклике важны два момента: скорость и индивидуальный подход. Шаблоны помогут составить сообщение быстро, но не забудьте адаптировать его под нишу или работодателя.
Как себя вести, если не внесли предоплату и не отвечают
Вы начали работать с клиентом без договора и предоплаты. Сделали уже половину задачи, отправили промежуточный результат на оценку клиенту, и он замолчал.
Такое может произойти, если у клиента нет мотивации вам отвечать. Например, задача не очень важная и клиент о ней забыл. Клиент не несёт ответственности перед вами, ведь вы не заключили договор.
Что делать?
Для начала глубоко вдохните и успокойтесь. Возможно, вы начали переживать о судьбе проекта слишком рано. Не нужно волноваться, если клиент не отвечает сразу, даже когда видно, что он онлайн. Начинать беспокоиться нужно в случае, если заказчик не выходит на связь более трёх рабочих дней.
Если вы удостоверились, что вас действительно игнорируют и при этом у вас нет договора, где прописаны сроки и порядок оплаты вашей работы, — поздравляю! Вы получили урок — больше соглашаться работать без договора не стоит.
Чаще всего заказчик бесследно пропадает именно в случаях, когда работает в чёрную. Он без зазрения совести может забыть про задачу, отменить её и не предупредить или начать пользоваться результатом, так и не заплатив.
В такие моменты страдает только одна сторона — исполнитель. Это влияет не только на доходы фрилансера, но и на его самооценку.
Можно попробовать призвать заказчика к ответственности: напоминать ему, писать или звонить. Можно даже пригрозить, что вы расскажете о его недобросовестности в тематических чатах или в личных соцсетях. Однако обычно эти методы воздействия не работают, клиент продолжает молчать.
Решение только одно: вынести урок и прекратить работать без договора.
Как быть, если внесли предоплату и не отвечают
Вы начали сотрудничать с клиентом по договору и получили предоплату. Сделали уже половину работы, отправили промежуточный результат клиенту, чтобы тот внёс правки, но он замолчал.
Причины могут быть разными: у клиента нет времени, сил, он занят, передумал или просто забыл.
Что делать?
Напомните клиенту о заключённом договоре. Укажите на пункт, который регламентирует сроки выполнения работ.
В своём шаблоне договора я указала также пени за возможную просрочку со стороны заказчика. Например, если он не оставил правки в рамках дедлайна. Пункты об уплате пени защищают любого фрилансера от того, чтобы остаться без денег из-за молчания клиента.
Правда, пункты про пени редко встречаются в версиях договоров заказчиков. Поэтому я и рекомендую делать свои шаблоны, где эти детали строго прописаны.
Иногда клиенты, которые периодически пропадают с радаров, могут предложить сотрудничать дальше. Однако стоит хорошо подумать, нужно ли вам это. Постоянно напоминать о себе, просить, требовать, ждать и находиться в состоянии неопределённости — не лучшая перспектива.
Как реагировать, если не платят за готовую работу
Вы всё сделали, выслали готовую работу и теперь ждёте плату. Однако три рабочих дня прошли, а клиент так и не отозвался.
Что делать?
Если вы заключали договор, напомните заказчику о его условиях. Если это не помогло, нужно обратиться к юристам. Вероятно, они посоветуют отправить письменную претензию о неисполнении обязательств — часто это помогает решить вопрос без суда.

Если это не изменит равнодушного отношения клиента, будьте готовы идти в суд. Скорее всего, тяжба с заказчиком будет долгой и сложной, но вы сможете не только получить плату за работу, но и запросить дополнительную компенсацию.
Если вы не заключали договор, вам ничего не поможет. Единственное решение здесь — сделать выводы и начать уже работать только в белую.
Что делать, чтобы не попадать в такие ситуации
У меня есть несколько проверенных рекомендаций, которые я даю своим ученицам.
Избегайте клиентов, в поведении которых есть красные флаги. Таких флагов довольно много, но один из них распознать проще всего. Если с первых сообщений клиент производит неприятное впечатление, скорее всего, он окажется проблемным. Стоит насторожиться, если заказчик, например, пытается связаться с вами в неурочное время или отвечает на простые вопросы очень длинными голосовыми.
Поработайте над уверенностью в себе как в личности и как в специалисте. Заказчики во время общения легко считывают, насколько вы уверены в своих силах: позволите ли вы манипулировать собой и обманывать себя или нет. К тому же уверенность помогает вовремя попрощаться с неадекватными клиентами.
Научитесь доносить ценность своих услуг ещё на начальных этапах работы или даже до того, как вы приступили к ней. Когда клиент понимает, какую пользу получит от взаимодействия с вами, его уважение к вам возрастает.
Составьте шаблон договора для своих услуг. И предлагайте клиентам работать именно по вашему шаблону. Если вы будете уверенно доносить ценность своих услуг, клиенты охотнее будут соглашаться на такой вариант. Но не следует быть категоричным — если заказчик готов идти вам навстречу, значит, и вы можете добавить в договор его пожелания.
Если же клиент согласен работать только по своему договору, обязательно привлеките юриста для проверки его условий. Или хотя бы внимательно изучите договор самостоятельно, особенно раздел о правах и обязанностях сторон.
Я рекомендую всегда взаимодействовать с юристом по трудовому праву. Можно найти такого среди знакомых, с помощью поиска в соцсетях, поспрашивать контакты у коллег из диджитала в тематических чатах.
Закажите у юриста оформление шаблона договора ваших услуг, консультируйтесь по непонятным вопросам, просите проверить правки к вашему шаблону. Будьте готовы платить: стоимость консультации и составления договора обычно начинается от 1200 рублей и зависит от сложности вопроса. Но эти вложения окупятся вашей безопасностью и спокойствием.
Больше материалов Skillbox Media для тех, кто работает в диджитале
- Что делать, если клиент или руководитель предлагает фигню
- Как работать с возражениями клиентов, но не быть навязчивым: гайд для фрилансеров
- 10 книг для развития бизнес-мышления
- 5 ошибок при отклике на вакансию, из-за которых не берут на работу
- Нужно ли маркетологу образование: отвечают опытные участники рынка
 Все
                                Все
                             Истории
                                        Истории Дизайн
                                    Дизайн Код
                                    Код Геймдев
                                    Геймдев Бизнес
                                    Бизнес Маркетинг
                                    Маркетинг Управление
                                    Управление Кино
                                    Кино Музыка
                                    Музыка Проектная фотография
                                    Проектная фотография Развитие
                                    Развитие Здоровье
                                    Здоровье Деньги
                                    Деньги Образование
                                    Образование EdTech
                                    EdTech Корп. обучение
                                    Корп. обучение Блог Skillbox
                                    Блог Skillbox Глоссарий
                                        Глоссарий Спецпроекты
                                        Спецпроекты Профориентация
                                        Профориентация 
                                     
                     
				 
                                     
                                     
                                     
                                    