Маркетинг
#статьи

Как стать востребованным интернет-маркетологом

Что должен знать и уметь интернет-маркетолог? Какие навыки являются для него обязательными и как построить успешную карьеру в этой профессии?

 vlada_maestro / shutterstock

Развеиваем мифы, раскрываем основные понятия и разбираемся в том, как построить свой профессиональный путь, на основе вебинара «Интернет-маркетолог — самая востребованная профессия в Digital», который провёл генеральный директор компании Skillbox Дмитрий Крутов.

ВРЕМЯ ПРОСМОТРА

 1ч. 29 мин.

ВРЕМЯ ЧТЕНИЯ

 9 мин.  

ЭКОНОМИЯ

 1ч. 20 мин.

Текущие проблемы в отрасли

Одна из главных проблем в отрасли — огромное количество неквалифицированных специалистов, тех, кто думает, что достаточно посмотреть пару роликов на YouTube и этого хватит, чтобы стать экспертом в digital-маркетинге. Часто такие «эксперты» допускают элементарные ошибки при настройке контекстной рекламы, например, не указывают гео, и вместо Москвы салон красоты даёт рекламу на всю Россию. В результате владелец бизнеса сливает деньги и разочаровывается в контекстной рекламе как в эффективном канале продаж.

К числу других острых проблем отрасли можно отнести неумение пользоваться аналитикой, неправильную сегментацию, неточности при определении целевой аудитории и, как следствие, некачественные прогнозы. Все эти ошибки дорого обходятся.

Мифы о digital-рынке

Миф 1. Интернет-маркетологов слишком много, и найти приличную работу сложно

Сложно найти работу тем интернет-маркетологам, которые специализируются в каком-то одном направлении: только в поисковом продвижении, контекстной рекламе, социальных сетях, баннерной рекламе и так далее. Среди работодателей узкая специализация уже не ценится, они требуют понимания всех способов привлечения трафика. Тем, кто чувствует, куда движется профессия, следит за всевозможными трендами и постоянно учится новым способам привлечения трафика, работу найти легко.

Миф 2. Однообразная работа

Многие думают, что интернет-маркетологи всё время сидят в компьютере, настраивают объявления, изучают статистику и тому подобное. Но взгляните на работу с другой стороны. Где ещё вы можете моментально увидеть результат своей деятельности? Вы запускаете рекламное объявление, и всевозможные аналитические сервисы позволяют тут же увидеть, что хорошо сработало, а что плохо. В работе интернет-маркетолога всегда есть место для творчества и экспериментов. Вы всегда можете заниматься личным самосовершенствованием и улучшением показателей тех проектов, над которыми работаете.

Миф 3. Нужны глубокие знания Excel

Еще три года назад это действительно было так. Раньше интернет-маркетолог выгружал всю аналитику в Excel-файл и садился сводить таблицы воедино. Это было муторно, тяжело и требовало достаточно большого количества времени, но сейчас всё изменилось. На рынке появились десятки сервисов для автоматизации аналитики. И как раз одним из требований к профессии сегодня является умение работать с такими сервисами.

Миф 4. Нужно быть креативным и иметь «горящие глаза»

Во многом задача интернет-маркетолога сводится к тому, чтобы очень чётко и максимально таргетированно направить ключевое сообщение целевой аудитории. Это самое главное, а креативность хороша только тогда, когда она повышает конверсионные показатели вашей рекламной кампании.

Если вы будете креативно рекламировать сверхсовременные гаджеты для молодёжи в «Одноклассниках», то, что бы вы ни придумали, вряд ли вы добьётесь хороших показателей, ведь молодёжь в основном сидит во «ВКонтакте». Релевантность площадки играет большую роль, чем креатив.

Воронка продаж, ROI и комплексный подход

Буквально несколько лет назад интернет-маркетологи на вопрос, чем они занимаются, отвечали, что «запускают рекламу». Сейчас это уже устарело, и такие маркетологи долго в компаниях не задерживаются. Правильный ответ на этот вопрос звучит так: «Я комплексно решаю задачу привлечения потенциальных клиентов».

Чтобы расшифровать, что входит в понятие «комплексная задача привлечения клиентов», надо начать с понимания ROI (return on investment). Этот термин пришёл из мира финансов и означает коэффициент рентабельности инвестиций. Конечно, использование ROI в маркетинге не совсем корректно, потому что ROI показывает инвестиционную деятельность компании, а маркетинг всегда проходит по статье «расходы».

Во избежание путаницы был введён дополнительный термин, пока ещё не получивший широкого распространения, — ROMI (return on marketing investment). В любом случае, суть в контексте оценки эффективности рекламы между двумя терминами одинакова.

Расчёт ROI в маркетинге

Как считается ROI для маркетинга? В формуле на слайде видно, что расчёт коэффициента рентабельности идёт без учёта финансовых и бухгалтерских расходов: например, на логистику, канцелярские товары, зарплату. Вместо этого из прибыли с рекламной кампании вычитают расходы на рекламу, а затем делят на расходы и умножают на 100%. Таким образом получается процентный показатель прибыли на каждый рубль, вложенный в рекламу.

Метрика возврата маркетинговых инвестиций наиболее актуальна для компаний, имеющих короткий цикл продаж, понятную и чёткую товарную матрицу со стандартным средним чеком.

Помимо отслеживания ROI, в сферу ответственности современного интернет-маркетолога входит и работа с фирменным стилем компании с точки зрения его влияния на эффективность рекламной кампании. Это особенность российского рынка. Многие владельцы до сих пор называют компании без учёта своей деятельности. Например, ООО «Ландыш», хотя компания занимается поставкой бетона. И потенциальный клиент не понимает, с кем он имеет дело. Интернет-маркетолог обязан указать на такие нюансы. Он не должен сам ничего менять или заниматься дизайном, но точно должен предупредить руководителя о том, что это может негативно повлиять на результат рекламных кампаний.


Многие владельцы до сих пор называют компании без учёта своей деятельности. Например, ООО «Ландыш», хотя компания занимается поставкой бетона.


Часто сайт не соответствует самым простым требованиям эффективности. Например, нет продающих триггеров, форм захвата или обратного звонка, плохо представлен товар, выложены фотографии низкого качества. Это тоже сфера ответственности современного интернет-маркетолога.

Ещё одна важная сторона комплексного подхода — широкое понимание источников трафика. Одна из самых распространённых ошибок — использование только одного рекламного канала, например, контекстной рекламы. Задача интернет-маркетолога — работать с максимально широким спектром каналов трафика и отслеживать их эффективность. Причём уметь делать это не только самостоятельно, но и совместно с агентствами и подрядчиками-фрилансерами.

Следующий этап — так называемые контактные поверхности. Это сайты или группы в социальных сетях, на которые попадает пользователь, перейдя с рекламного объявления. В рамках комплексного подхода интернет-маркетолог должен знать, как конвертируются пользователи по всей воронке, начиная с первого касания с продуктом и заканчивая повторными продажами.

Кстати говоря, взаимодействие с отделом продаж в том числе входит в сферу ответственности современного интернет-маркетолога. Часто маркетологи тестируют новые каналы, но ленятся зайти в отдел продаж и спросить: «А как вам новые заявки? Насколько они релевантны?» И в результате обратную связь получают в лучшем случае через несколько месяцев.

Важно!
Интернет-маркетолог должен инициировать внедрение CRM и системы сквозной аналитики в компанию, потому что без этого не будет понятно, что приносит деньги, а что — нет.

Ещё один важный момент — это организация повторных продаж, например, с помощью email-маркетинга. Email-маркетинг имеет самый высокий ROI, потому что затраты на его внедрение минимальны, а отдача максимальна. Email-маркетинг работает абсолютно в каждой сфере и каждой отрасли, будь то продажи детских игрушек или техники — от телефонов до сложных B2B-продаж и крупного энергетического оборудования.

Мы разобрали основные понятия, с которыми работает современный интернет-маркетолог. Поиск и анализ информации, проведение рекламных кампаний, выстраивание пути клиента являются ключевыми навыками в профессии.

 5 фактов, почему надо выбрать эту профессию

Факт 1. Весь бизнес переходит в интернет

Сегодня ни одна компания уже не мыслит себя без продвижения в сети. Это могут быть социальные сети, контекстная реклама или различные интернет-площадки. Поэтому российский бизнес нуждается в интернет-маркетологах как в людях, которые привлекают в компанию потенциальных клиентов и генерируют прибыль.

Факт 2. Этот сегмент рынка растёт каждый год

Бюджеты на интернет-рекламу растут все последние годы. По данным АКАР, в конце 2017 года объём рынка рекламы в интернете впервые превысил объём рекламы на ТВ. Речь пока идёт об одном квартале, но вполне возможно, что в 2018 году интернет победит и в годовом исчислении.

Факт 3. Навык, нужный каждому

Даже обычному человеку в наше время нужно уметь продавать. Себя — как профессионала на рынке труда — или свои продукты, услуги, если вы предприниматель. Навыки интернет-маркетолога помогают делать это максимально успешно.

Факт 4. Низкий порог входа

Профессия интернет-маркетолога новая, ещё 10 лет назад её не существовало. И поэтому нет так называемого порога входа в неё. Вам необязательно учиться где-то 5 лет и иметь диплом, потому что здесь людей оценивают не по «корочке», а по фактическим скиллам. Неважно, где вы учились и какое у вас образование. Важно, что вы умеете запускать рекламу и анализировать её, а в целом — реализовывать задачу.

Факт 5. Возможность работать из любой точки мира

Интернет-маркетолог может работать удалённо из любой точки мира. Это связано с тем, что в этой профессии всё прозрачно. Результаты напрямую связаны с деятельностью, и, если вы хорошо выполняете поставленные KPI, вам не обязательно присутствовать в офисе. Большинство работодателей это понимают и не против найма людей, которые живут в Таиланде или на Бали — местах, наиболее популярных среди удалённых работников.

Статистика зарплат

Если посмотреть на данные Headhunter, самое большое количество вакансий — в сегменте до 60 000 рублей. Но если сложить вместе количество вакансий свыше 100 000 рублей, то суммарно их намного больше, чем низкооплачиваемых вакансий. Чтобы понять, кому платят 60 000 рублей, а кому — 100 000, надо разобраться в том, как устроен рынок.

Статистика зарплат в сфере интернет-маркетинга по данным hh.ru

У интернет-маркетолога есть два пути развития карьеры. Первый — это работа в агентстве, которое реализует услуги по запуску рекламных кампаний. Второй — в отделе маркетинга в компании, которая нанимает агентство для продвижения или реализует маркетинговую деятельность силами штатных сотрудников. На профессиональном жаргоне это называется «работа на стороне клиента». Зарплаты на стороне клиента намного выше, чем в агентстве. Но начинать лучше именно с агентства.

Преимущество агентской стороны для новичка в том, что вы приходите в компанию, которая уже имеет достаточно большой опыт в реализации digital-проектов. Вы сразу можете примерить весь опыт агентства на себя и быстро получить необходимые навыки. В дополнение к этому агентство даёт возможность попробовать себя в работе с совершенно разными компаниями из разных отраслей, благодаря чему вы получаете возможность познакомиться со спецификой того или иного рынка.

Основной же минус заключается в том, что в агентство вас берут на какую-то очень узкую специализацию (например, менеджера по контекстной рекламе, поисковому продвижению, SMM или медийной рекламе), поэтому зарплата в агентстве всегда будет маленькой, а при увольнении из-за узкой специализации вам будет сложно найти работу.

Когда вы начинаете работать на стороне клиента, ситуация меняется. Вы реализовываетесь в рамках одной отрасли, но используете максимально широкий спектр каналов продвижения. Специалисты, которые способны работать со всеми каналами трафика и разбираются в аналитике, получают существенно больше 60 000 рублей. Интернет-маркетолог может дойти до зарплаты в 200 000 рублей, и это не предел. Просто грамотно стройте свою карьеру и не живите только сегодняшним днём.

Систематизируем основные навыки и умения. Современный интернет-маркетолог:

  • Умеет работать с системами аналитики.
  • Понимает, откуда и как привлекать трафик.
  • Координирует работу сайта с точки зрения UX.
  • Принимает участие в разработке фирменного стиля.
  • Владеет базовыми финансовыми знаниями, такими как анализ ROI (ROMI).
  • Взаимодействует с отделом продаж.

Эти 6 навыков являются непременным условием успешного развития карьеры интернет-маркетолога. Сюда следует добавить и желание учиться. Пожалуй, это единственная интернет-профессия, где новые знания поступают в режиме реального времени. Как говорила Алиса, нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!

Освоить практическую сторону профессии и сделать в ней первые шаги вы сможете, пройдя курс «Интернет-маркетолог от А до Я» на Skillbox. В рамках курса вы приобщитесь к ноу-хау профессионалов, давно работающих на рынке, научитесь использовать главные инструменты современного маркетолога, а ещё сможете задать вопросы автору этого материала, ведь он будет одним из ваших преподавателей.

Проверьте свой английский. Бесплатно ➞
Нескучные задания: small talk, поиск выдуманных слов — и не только. Подробный фидбэк от преподавателя + персональный план по повышению уровня.
Пройти тест
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована