Как провести конкурс в Instagram и не заработать проблем
Книгу, пылесос и даже вибратор можно выиграть в конкурсе Instagram. Рассказываем, как провести конкурс и приумножить количество подписчиков.


vlada_maestro / shutterstock
Зачем проводить конкурс
Конкурсы помогают достичь самых разных целей:
- Привлечь новых подписчиков. Такой конкурс нужно продвигать по холодной аудитории с помощью таргетированной рекламы или совместно с блогером. В качестве приза используется продукция, которую предлагает аккаунт. Если товар или бренд ещё малоизвестный, то в описании конкурса нужно подробнее рассказать о призе.
- Увеличить активность старых подписчиков. В этом случае можно запустить таргетированную рекламу на аудиторию, которая как-то взаимодействовала с аккаунтом компании (например, смотрела рекламу, подписалась на аккаунт или писали в директ).
- Повысить узнаваемость бренда. Эту цель чаще всего преследуют крупные бренды. В качестве задания конкурса можно попросить разместить в личном аккаунте фотографию, на которой изображена продукция компании.
- Увеличить продажи. В этом случае всем участникам конкурса можно предложить скидку. Тогда есть шанс, что некоторые участники конкурса захотят приобрести товар, если не станут победителями.
Чем конкурс отличается от розыгрыша
Многие путают понятия конкурса и розыгрыша. Они отличаются тем, что в конкурсе участникам нужно выполнить какое-то задание. Например, выложить фотографию у себя в аккаунте и поставить хештег, отгадать загадки и первым написать ответ. Определение победителей заранее оговаривается в условиях конкурса. Чаще всего победителей выбирает жюри по определенным критериям.

В отличие от конкурса, в розыгрыше, как правило, участники должны подписаться на аккаунт компании и/или других организаторов, поставить лайк и отметить нескольких друзей. Победитель всегда выбирается случайным образом.

Считается, что участники конкурса более «подогретые», так как они приложили больше усилий, а не просто поставили лайк и подписались на аккаунт. В дальнейшем они охотнее покупают и лучше реагируют на рекламу.
Организовать конкурс сложнее, чем розыгрыш, так как нужно заинтересовать участников и побудить их выполнить определенные действия. Если не сделать это правильно (например, не привести понятное для участников описание приза, дать слишком сложное задание, ошибиться с целевой аудиторией), может оказаться, что участников конкурса практически нет.
Какие конкурсы можно запустить в Instagram
Фотоконкурс или видеоконкурс
Участники конкурса должны разместить у себя в аккаунте фотографию или видео определенной тематики, подписаться на аккаунт организатора конкурса, отметить нескольких друзей и поставить хештег.
Имейте в виду, что тематика конкурса должна быть связана с вашим аккаунтом. Например, если компания продает настольные игры, можно попросить участников конкурса разместить у себя в аккаунте фотографию с любимой настольной игрой.

Написать комментарий
Участники конкурса должны оставить комментарий к посту на заданную тему, подписаться на аккаунт организатора конкурса, отметить нескольких друзей.

Конкурс-игра
Участники конкурса должны отгадать загадки или выполнить задания.

Написать свою историю
Участники конкурса должны разместить пост у себя на странице и написать в нём историю на заданную тему, отметить организатора конкурса и подписаться на аккаунт.

Конкурс отзывов
Участники конкурса должны разместить отзыв у себя в аккаунте, подписаться на аккаунт организатора конкурса, отметить нескольких друзей.

Написать, почему нужен приз
Участники конкурса должны написать в комментариях, почему именно они должны получить приз.

Какие призы давать победителю конкурса
Приз должен быть действительно желанным и значимым для клиента. Самые популярные варианты приза:
- Товары или услуги компании — самый лучший вариант. Например, если компания продаёт аксессуары для телефонов, нужно дарить именно их, а не книгу или канцелярские принадлежности.
- Товары с логотипом компании. Например, футболки или блокноты. Подходит для компаний с высокой стоимостью продукции, которые часто проводят конкурсы и не могут каждый раз дарить дорогие подарки. Например, производители мебели.
- Скидка на товар или услугу компании. Такой приз могут предложить компании с товарами или услугами высокой стоимости. Например, строительные компании, туристические фирмы, автосалоны.
- Подарочный сертификат на продукцию компании — универсальный подарок.
Всем участникам конкурса можно в качестве утешительного приза предложить скидку на продукцию. Это увеличит шансы, что некоторые участники конкурса захотят купить товар, если не станут победителями конкурса.
Некоторые крупные бренды могут в качестве приза размещать конкурсные работы победителей у себя в аккаунте.

Как оформить конкурс
Текст с описанием конкурса должен состоять из нескольких частей:
- Заголовок — здесь вы должны рассказать о том, что проводите конкурс. Например: «Участвуйте в конкурсе и выигрывайте призы».
- Оффер — здесь вы рассказываете о призе и его ценности. На этих строчках подписчики оценивают, интересен ли им конкурс и приз.
- Основной блок — здесь вы должны рассказать о сроках проведения конкурса, условиях для участия, условиях выбора победителя. Чем подробнее вы напишете про условия конкурса и выбор победителя, тем меньше будет вопросов и возможных претензий от проигравших участников.
В фотографии или видео к посту конкурса должен быть изображён сам приз и логотип или другое упоминание компании-организатора конкурса. То есть, глядя на видео или фото, пользователь должен понимать, кто проводит конкурс и что он получает. Не нужно пытаться уместить на фотографию условия конкурса — достаточно рассказать об этом в тексте поста.
Как описать условия конкурса
Условия конкурса должны быть чётко прописаны. Чем подробнее правила, тем меньше будет вопросов и претензий у участников. В условиях конкурса должна быть следующая информация:
- Дата начала и окончания конкурса.
- Дата объявления победителя.
- Что нужно сделать для участия в конкурсе.
- Как будет выбран победитель
- Какие аккаунты не могут участвовать в конкурсе (например, пустые или закрытые).
- Какие могут быть ограничения у участников конкурса (например, к конкурсу допускаются пользователи из определенного города или нет).
Подведение итогов
Вот несколько правил, которых нужно придерживаться при подведении итогов:
- Итоги конкурса подводите в заявленное время. Не ждите, когда участники начнут спрашивать о результатах.
- Если победителя конкурса выбрало жюри, обоснуйте этот выбор.
- Если победителя конкурса определил сервис, сделайте запись жеребьёвки и разместите её в сторис. Я рекомендую использовать сервисы Giveawation и GetViral.
- Связывайтесь с победителем сразу же после объявления результатов — не ждите, что он напишет первым.
- Попросите победителя прислать фотографию с призом и отзыв. Разместите их у себя в аккаунте.

Ошибки при проведении конкурсов
- Проводите слишком сложный конкурс. Например, не стоит просить участников конкурса нарисовать картину (если целевая аудитория не художники). Или просить придумать оригинальную песню и выложить видео. Участниками в таких конкурсах могут быть единицы.
- Не учитываете время года, праздники и другие события. Например, не нужно просить подписчиков размещать фотографию ребёнка с Дедом Морозом перед Новым годом. Свежее фото появится у них только в начале следующего года).
- Используете неуникальные хештеги. Перед публикацией проверяйте хештег. Он не должен быть использован в постах у других брендов и ваших предыдущих конкурсах. Чтобы использовать уникальный хештег, рекомендую к придуманному хештегу приписать название компании. Например, #фотоосень_Skillbox
- В условиях конкурса не указываете, за чей счёт доставляется подарок. Если планируется, что доставку приза участник оплачивает самостоятельно, обязательно пропишите это в условиях конкурса.
- В условиях конкурса не указываете город, если в качестве приза победитель получит какую-то услугу (например, посещение мастер-класса или косметические услуги).
- Забываете попросить участников открыть свои аккаунты. Посты закрытых аккаунтов вы не увидите, даже кликнув по хештегу.
- Не прописываете механику определения победителей. Особенно это актуально для творческих конкурсов, где жюри определяет победителей на свой вкус. Опишите критерии, по которым будете оценивать работы.
- Предлагаете приз, который не интересен целевой аудитории.
- Не напоминаете о конкурсе. Рекомендую напоминать в сторис о том, что проходит конкурс, тем самым вы доберёте тех, кто пропустил сообщение в ленте новостей.
- Делаете слишком короткий конкурс. Чем он сложнее, тем больше времени нужно на его выполнение. Из практики, длительность фотоконкурса должна быть меньше недели. Но и излишне затягивать сроки тоже не стоит: подписчики будут откладывать до последнего и в конце концов забудут.
Заключение
Конкурс — хороший способ привлечь новых подписчиков и повысить активность в аккаунте. Надеюсь, эта статья убедила вас, что провести его не так сложно. О том, как развивать аккаунт не только с помощью конкурсов, вы узнаете на курсе Skillbox «SMM-маркетолог от А до Я», который проходит в новом формате реалити-шоу.