Как научиться писать экспертные статьи
Несколько правил, которые помогут вам написать свою первую экспертную статью. Если вы, конечно, эксперт.
Это памятка для экспертов, желающих научиться писать статьи. Это не пособие по копирайтингу или писательскому мастерству — материал предназначен для специалистов, которые хороши в своей области, но не знают, как подступиться к своему первому тексту.
Тезисы, приведённые тут, не абсолютны и справедливы только для начинающих авторов.
Важно помнить
1. Писать статьи — это навык, а не магия
Никто не напишет свою первую статью хорошо с первого раза. Написание статей — просто один из навыков, который мы приобретаем. Этому можно научиться, его можно тренировать, от тренировки он развивается.
2. Статьи — это не повести и не рассказы
Писатель создаёт художественные образы, конструирует эмоциональное пространство. В художественном произведении каждый читатель видит что-то своё.
Автор статьи доносит до читателя конкретную мысль или идею. С хорошей статьёй невозможно задаться вопросом «Что нам хотел сказать автор?» — ответ на это часто есть уже в самом заголовке.
Поэтому «научиться писать статьи» означает «научиться просто и понятно выражать свою мысль». Вы можете использовать при этом художественные приёмы, но только как дополнительный инструмент.
Стилевые и художественные изыски часто ухудшают восприятие статьи. Читатель увлекается формой — и теряет линию рассуждения, вплоть до полного искажения смысла читаемого текста.
3. Автор относится к тексту как к ребёнку
Автор любит своё творение и не видит в нём изъянов. Так бывает у родителей: их дети прекрасны, потому что свои. Практически невозможно оценить свой текст из позиции «автор»: в этой позиции вы всегда будете под очарованием своего творения. Поэтому даже умные и чуткие к слову люди, бывает, пишут плохие тексты.
Для решения этой проблемы придумали должность «редактор». Редактор — это не тот, кто лучше всех пишет. Когда редактор сам пишет статью, он точно так же любит её и точно так же не замечает проблем.
Редактор — это человек, который чувствует язык, разбирается в нём, но, что важнее всего, он конкретному тексту не автор. Поэтому видит его объективные достоинства и недостатки.
Когда редактор сам пишет статью, он отдаёт её другому редактору на проверку.
Простой способ выйти из роли автора — дать тексту «отлежаться». Написав статью, отложите её на день-два. За это время авторский угар спадёт, и вы увидите массу возможностей для улучшения.
Помните главное: пока вы в позиции «автор» — вы воспринимаете текст неадекватно. Сегодня вы готовы убить за любое слово критики, а завтра вам может быть стыдно за этот же самый текст.
Первые тексты
Несколько советов, которые упростят ваши первые шаги.
1. Пишите только о том, в чём хорошо разбираетесь
Экспертные статьи хороши ровно до тех пор, пока автор — эксперт. Берите только те темы, в которых чувствуете себя уверенно и где можете подкрепить свои слова личным опытом. Именно личный опыт делает экспертные статьи особо ценными и придаёт им глубину.
Есть форматы, не требующие личного опыта, — например журналистские обзоры. Это совсем отдельные направления, со своими приёмами и инструментами, этому всему нужно отдельно учиться. Если вы только начинаете работать с текстами, не отходите от своей экспертной ниши — на старте это ваше главное конкурентное преимущество.
2. Начинайте с малого
Если вы эксперт, то у вас в голове масса крутых тем и идей, которыми хотелось бы поделиться. И вы хотите взять самое интересное и рассказать об этом.
Это примерно то же самое, что, первый раз надев коньки, сразу пытаться сделать тройной тулуп.
Скорее всего, не получится — и вы будете разочарованы и расстроены. Возможно, даже решите больше никогда этим не заниматься.
Примите как данность: чтобы хорошо работать со сложными темами, надо «набить руку» на простых и небольших текстах. На них вы приобретёте базовые навыки работы со словом, без которых просто невозможно хорошо справиться с чем-то серьёзным.
3. Выбирайте конкретные и узкие темы
Для своих первых статей выбирайте очень конкретные и фокусированные темы. Не пишите, о чём хотелось бы поговорить вам. Напишите о простых вопросах, которые волнуют многих читателей в вашей отрасли.
Сделайте три статьи о том, как добиться какого-то конкретного и измеримого результата. Или пять объяснений каких-то конкретных тем, понятий, ситуаций.
Вот критерии для выбора:
- точно сформулированная тема: «что такое», «как сделать», «почему» и прочее;
- чёткое знание ответа на этот вопрос;
- однозначность этого ответа — не стоит брать для первых текстов темы, где много вариативности: «с одной стороны…, но с другой стороны…»;
- возможность дать глубокий ответ в небольшом тексте.
4. Пишите маленькие тексты
Почти все начинающие авторы страдают гигантоманией, для них норма — статьи по 15–20 тысяч знаков. Иначе кажется несерьёзно.
Для своих первых статей старайтесь не превышать объём в 3–5 тысяч знаков. Лучше плотная и содержательная статья на 4 тысячи символов, чем двадцать экранов «воды».
5. Вынесите в заголовок вопрос, на который собираетесь ответить
Хотите написать статью о том, как собрать «похожую» аудиторию в соцсетях? Назовите её «Как собрать похожую аудиторию в Facebook* и „ВКонтакте“».
6. Сделайте план статьи
Разбейте всю статью на логические части, из которых состоит ответ на вопрос в заголовке. «Вначале сказать об этом, потом — об этом и вот об этом». Скорее всего, пункты плана можно будет превратить в подзаголовки внутри текста.
Каждый пункт проверяйте критерием «Как это помогает ответить на вопрос статьи». Если особо не помогает — выбрасывайте или превращайте в отдельную статью.
7. Начните сразу с сути
Хуже всего у начинающих авторов получается самое начало текста. Кажется, что нужно «расписать ручку», прежде чем перейти к содержательной части. Поэтому в первых абзацах пишется много общих слов, которые как бы подводят читателя к последующему.
Этого не нужно. Читатель уже подготовлен вашим заголовком, сразу переходите к главному.
| Плохо | Хорошо |
|---|---|
| «Очень часто начинающие маркетологи сталкиваются с проблемой перерасхода бюджета в рекламных кампаниях. Это приносит компании убытки, а специалисту огорчение. Есть ли способы, которые помогут контролировать бюджет и всё время держаться в заданных рамках? Да, такие способы есть, и мы их рассмотрим в данной статье». | «Расскажу о трёх лайфхаках, благодаря которым вы никогда не превысите планируемый бюджет». |
8. Пишите просто
Пишите просто: короткие фразы, без метафор и «рюшечек». Украшения и стилистические вольности — это уже другой уровень. В первых текстах всё это только подчеркнёт несовершенство вашего навыка.
Ваша главная цель — донести мысль, а не покрасоваться умением обращаться со словом. Любые украшения должны быть оправданы и помогать доносить мысль, а не отвлекать внимание читателя.
| Плохо | Хорошо |
|---|---|
| «Ну что же, на четыре стороны помолясь и тайным знанием об основах маркетинга вооружась, подступаем, трепеща, к первой главе нашего повествования: регистрации в Facebook*». | «Шаг 1: регистрация в Facebook*». |
9. Пишите конкретно
Экспертная статья — это концентрат конкретности. Как можно меньше общих слов; всё, что можно конкретизировать — конкретизируйте. Цифры, даты, факты, названия книг и исследований, ссылки на источники — без этого текст просто не имеет смысла.
| Плохо | Хорошо |
|---|---|
| «Для решения этой проблемы мы придумали креативную рекламную кампанию и с её помощью смогли повысить доход предприятия». | «Мы столкнулись с проблемой (описание). Для её решения нам нужно было достичь (перечень целей). Мы придумали рекламную кампанию (детальное описание, примеры креативов) и запустили её (даты проведения, площадки, бюджеты). Кампания дала (описание результатов). В итоге мы (итоговые результаты: цифры, изменения процессов и пр.)». |
10. Опускайте ненужные подробности
Напомним, что для первых текстов лучше находиться в коридоре 3–5 тысяч знаков. Не тратьте буквы на описания очевидностей, даже если эти описания кажутся уместными.
Делая обзор сервиса, не надо детально расписывать стандартную процедуру регистрации: «Нажмите на пункт „Регистрация“, заполните поля „Ф. И. О.“, „e-mail“…»
11. Приводите примеры и иллюстрации
Люди лучше понимают, когда им объясняют на примерах. Или когда они видят то, что им объясняют.
Поэтому приводите примеры и показывайте иллюстрации. Если вы объясняете, как настроить рекламную кампанию в Facebook*, то лучше не перечислять элементы интерфейса, а разобрать всё на примере учебной задачи: «Допустим, нам нужно запустить рекламу для школы спортивной ходьбы» — и приводить скриншоты процесса настроек.
12. Структурируйте: делайте заголовки, абзацы, списки
Чем лучше структурирован текст, тем лучше он воспринимается читателем. Структура текста задаётся заголовками, абзацами и списками.
Заголовки
Заголовками мы делим текст на смысловые части. Для читателя заголовок становится визуальной опорой, позволяющей не потерять линию чтения. Без заголовков текст сливается в сплошное полотно и быстро утомляет читателя.
Переходя к новой смысловой части, уместно будет поставить заголовок.
Заголовки должны быть понятными и пояснять, о чём пойдёт речь дальше.
| Плохо | Хорошо |
|---|---|
| «Приоритеты и планирование» | «3. Определяем приоритеты задач (текст) 4. Составляем план работ» (текст) |
Абзацы
Придерживайтесь двух простых правил.
Правило первое: одна мысль — один абзац. Переходим к следующей мысли — начинаем новый абзац.
Правило второе: абзац больше шести строк в высоту по возможности лучше разбить на два, так будет проще читать.
Списки
Списки тоже разбивают «полотно» текста, делая его легче для восприятия. Кроме того, перечень, данный списком, работает лучше — меньше риск, что потеряется что-то важное.
Поэтому перечисления старайтесь давать списком (если это позволяет смысл текста).
Плохо
Хорошо
«На балансе компании числятся три телеги, два мотоцикла, один автобус и один трактор „Кировец“».
«На балансе компании числятся:
- три телеги;
- два мотоцикла;
- автобус;
- трактор «Кировец»».
Не получится использовать список: «По иссохшей дороге друг за дружкой уныло пылили к горизонту три телеги, два мотоцикла, автобус и трактор „Кировец“, рёв которого не оставлял шансов для прочих звуков в округе».
13. Дайте отлежаться
Вернитесь к пункту «Автор относится к тексту как к ребёнку». Это большая проблема. Никогда не отдавайте на публикацию только что написанный текст. Нужно взять паузу. В идеале — на пару дней, но если их нет (дедлайн горит), то хотя бы на несколько часов. В это время стоит заняться чем-то совсем другим, постараться забыть о тексте. После вернитесь к нему, перечитайте и исправьте то, что бросилось в глаза.
14. Перечитайте и отредачьте
Пункты, по которым можно провести базовую проверку текста и саморедактуру:
- Ответили ли вы на вопрос в заголовке? Если нет, то что нужно добавить/изменить, чтобы ответить? Примечание: иногда стоит менять не текст, а сам заголовок.
- Проверьте заголовки разделов: они должны быть логичными и «говорящими».
- Длинные предложения сократите или разделите на части. Если предложение длиной более двух строк — скорее всего, его можно сделать компактнее.
- Абзацы уменьшите. Одна мысль — один абзац, и старайтесь держаться в пределах 4–6 строчек.
- Уберите общие фразы, не дающие какой-то конкретной информации.
- Убедитесь, что всё в порядке с конкретикой, фактами и подтверждающими ссылками.
Стилистическая редактура — тема большая, но есть несколько типовых проблем, которые встречаются почти в каждом тексте начинающих авторов. Вот на какие слова и конструкции стоит обратить внимание в первую очередь.
«Данное» и «является». Маркеры, скорее всего, указывающие на канцелярит. Часто встречаются в паре, например: «Данная статья является руководством по эксплуатации». Чаще всего их можно заменить более живыми формулировками: «Это — руководство по эксплуатации».
Но даже и по отдельности эти слова не украшают текста. Вместо «я являюсь генеральным директором компании» лучше сказать «я — генеральный директор компании», а вместо «данная проблема не имеет решения» — «эта проблема не имеет решения».
«Было». Само по себе слово полезное, но иногда его становится слишком много. Примерно так: «Это было в начале августа, я тогда был начальником смены, и, хотя работать было нелегко, настроение у меня было самое романтическое».
Надо сказать, что исправлять эти набежавшие «было» довольно сложно. Но нужно.
«Который». В большинстве случаев это полезное слово, кроме конструкций типа «который используется для того, чтобы». Замена такой формулировки на «использующийся, чтобы» улучшает текст.
Длинные сложные предложения. Если видите в своём тексте предложение с несколькими основами и сложными согласованиями, стоит над ним поработать. Скорее всего, его можно разделить на несколько отдельных, читать которые будет гораздо проще.
15. Повторяйте и растите
Писание статей — навык. Он развивается только от повторений и тренировки. Возможно, вас расстроят первые результаты. Это нормально. Просто не останавливайтесь. Повторяйте раз за разом, смотрите на тексты других экспертов, работайте над ошибками.
И всё получится.