Маркетинг
#Руководства

Как выбрать подрядчика для внедрения сквозной аналитики и сколько это стоит

Разбираем основные варианты: маркетолог, аналитик, разработчик, агентство, а также возможные связки специалистов и команд.

Иллюстрация: Skillbox Media

Сергей Филатов

Руководитель продуктовой и маркетинговой аналитики в медицинской компании Gemotest. Преподаватель курсов по маркетинговой аналитике, спикер конференций по бизнесу, веб-аналитике, маркетингу, инновациям и управлению продуктом: Go Analytics, «РИФ + КИБ», форума «Открытые инновации», Strategic Innovative Marketing Forum. Преподаватель профессии «Маркетолог-аналитик» в Skillbox.

На разных стадиях развития бизнеса сквозную аналитику могут внедрять разные люди, но число комбинаций специалистов ограничено. В материале мы разберём возможные варианты.

Для маркетинговых интеграций комбинации могут быть такими:

  • Маркетолог.
  • Аналитик.
  • Аналитик-разработчик.
  • Аналитик + разработчик.
  • Аналитик + команда разработчиков.
  • Маркетолог + агентство или аутсорсинг.
  • Аналитик + агентство или аутсорсинг.

На Skillbox Media есть материал, где мы разбираем, что такое сквозная аналитика, как бизнес её использует и как выбрать подходящий инструмент. Статья доступна по ссылке.

Маркетолог

Зарплата: до 80 тысяч рублей в месяц.

Навыки и функции:

  • Самостоятельно внедрит систему сквозной аналитики. Система подойдёт для платного трафика, она позволит консолидировать все источники рекламных расходов в одном месте. Раньше для этого нужен был OWOX, сейчас это можно сделать бесплатно с помощью «Яндекс.Метрики».

    Данные по расходам из разных рекламных аккаунтов будут храниться внутри «Метрики», их можно детализировать по кампаниям, ключевым словам, дням и аудиториям.
  • Самостоятельно установит готовые трекеры (пиксели, счётчики) на сайт с помощью Google Tag Manager.

Не сможет: настроить статистику по взаимодействиям с товарами и количеству продаж. Маркетолог некомпетентен делать такие интеграции, как бы он ни был в себе уверен.

Средний срок закрытия вакансии: около месяца. Специальное образование не требуется. Такого специалиста можно найти на бирже труда.

Срок внедрения: до одной недели.

Аналитик

Зарплата: от 50 до 100 тысяч рублей в месяц.

Навыки и функции:

  • Настроит события на сайте. Кроме настройки просмотров страниц, может сделать видимой в аналитических системах карту касаний.
  • Настроит взаимодействия с ключевыми этапами воронки и корректное считывание доходов.
  • Создаст простые аудитории для ретаргетинга и соединит «Яндекс.Метрику» и Google Analytics с коллтрекингом.
  • Сделает выгрузки для детализаций.

Не сможет:

  • Настроить расширенную электронную торговлю: информацию о товарах, количестве добавлений в корзину конкретного товара, удалении из корзин и вишлистов. Это невозможно сделать без использования программного кода.
  • Связать продажи из CRM-системы без помощи конструкторов сайтов.

Средний срок закрытия вакансии: около трёх месяцев. Специальное образование не нужно, но требуются курсы или повышение квалификации. Можно найти на бирже труда.

Срок внедрения с отладкой: до одного месяца.

Фото: Jacob Lund / Shutterstock

Аналитик-разработчик

Зарплата: от 100 тысяч до 240 тысяч рублей в месяц. Зарплата специалистов зависит от уровня владения программным кодом, знания документации систем и умения интерпретировать данные.

Навыки и функции:

  • Настроит любую рекламную систему и внедрит её на сайт.
  • Обеспечит обмен данными между этими системами.
  • Наладит показы динамического ремаркетинга.
  • Обеспечит своевременное обновление рекламных объявлений с помощью уведомлений рекламных кабинетов о наличии товаров. То есть ваша реклама не будет показывать товары, которых нет в наличии.
  • Автоматизирует почтовые коммуникации и разберётся в CRM-системе.
  • Настроит технические интеграции, визуализацию и интерпретацию данных.
  • При высокой квалификации техническую интеграцию любого набора систем способен сделать в компании за полгода.
  • Задействует ресурсы разработки, только если у него нет доступов к программному коду сайта, — или по другим административным причинам.

Скорее всего, не сможет: интегрировать программы лояльности и системы оркестрированных коммуникаций.

Срок закрытия вакансии: зависит от набора систем и составляет от четырёх до девяти месяцев.

Особенности вакансии: на рынке дефицит высококвалифицированных кадров, поэтому обычно аналитиков-разработчиков переманивают из других компаний. Такой специалист в среднем стоит дороже разработчика — даже при одинаковом уровне технических компетенций. Цену повышает опыт в построении систем обмена данными и понимание того, как такие системы работают. Разработчик не сможет самостоятельно, без технического задания и надзора, построить сквозную аналитику в маркетинге.

Для работы аналитику-разработчику требуется специальное образование в одной из областей: бизнес-информатика, программная инженерия, инжиниринг данных, прикладная математика и информатика. Без специального образования даже очень хороший разработчик не сможет корректно интерпретировать данные.

Частая ошибка — взять на эту позицию аналитика продукта, потому что у него похожий набор навыков. Аналитик продукта занимается развитием продукта после внедрения систем обмена данными и работает над увеличением ключевых бизнес-метрик.

Аналитик-интегратор внедряет системы, которые впоследствии помогут продуктовому аналитику быстрее и качественнее находить точки роста бизнеса. Это более техническая роль, к которой только при должном развитии кругозора можно добавить продуктовые компетенции. Кейсы, когда веб-аналитик переходит в аналитику продукта или, наоборот, когда продуктовых аналитиков активно задействуют в маркетинге, возникают от нехватки персонала и непонимания предметной области.

Аналитик + разработчик

Зарплата: до 300 тысяч в месяц.

Особенности: эта связка разумна только инхаус. В противном случае есть большие риски никогда ничего не внедрить.

По эффективности такой вариант уступает варианту с аналитиком-разработчиком, так как умение писать программный код — обязательный карьерный этап любого аналитика, занимающегося сквозными интеграциями. Без понимания скриптов аналитик не может составить грамотное ТЗ и создать всеобъемлющий набор интеграций. Следовательно, системы не будут использоваться в полную силу.

В целом набор навыков в связке «аналитик + разработчик» идентичен набору в варианте «аналитик-разработчик».

Распределение функций:

  • Разработчик, владея более широким набором инструментов, может частично взять на себя обязанности по техническому внедрению.
  • Аналитик выступает как составитель технических заданий, он контролирует работы. Этот вариант более стабильный и компромиссный, чем внедрение системы силами одного аналитика.
Фото: Gorgev / Shutterstock

Командные решения

Аналитик + команда разработки

Зарплата: от 500 тысяч в месяц.

Навыки и функции:

  • Как правило, такой набор специалистов используется в сложных интеграциях, когда нужно связать CRM, программу лояльности, CDP и другие. Брать команду для внедрения Google Analytics не имеет никакого смысла. Такая команда — это осознанный и очень дорогой проект. Аналитик, участвующий в этой связке, обязательно должен уметь писать код.
  • Вариант такой связки — это команда аналитиков во главе с аналитиком-разработчиком, часто с уклоном в BI или ML. Такая схема активно используется в крупных медиапроектах, FMCG, on-demand (например, «Такси») и франшизах. Вариант оправдан в случае огромного объёма данных и большого числа источников.

Маркетолог + агентство

Зарплата: от 10 тысяч рублей до бесконечности.

Особенности: такой связки для внедрения сквозной аналитики не существует. Так же как не существует связок «маркетинговый директор + агентство» и «собственник + агентство».

Если в вашей компании маркетолог руководит агентством для внедрения сквозной аналитики, то посмотрите пункт «маркетолог» и «аналитик». Есть большая вероятность, что вы покупаете втридорога описанный ранее набор интеграций.

Брать квалифицированных фрилансеров на такую работу можно. Они смогут при финансовой заинтересованности сделать вам интеграцию за пару месяцев. Искать их нужно исключительно самостоятельно через LinkedIn, Facebook* и другие источники, где можно ознакомиться с профессиональной биографией исполнителя. Шанс найти специалиста по откликам на биржах вроде YouDo и «Профи.ру» практически равен нулю, к тому же графы «Сквозная аналитика» там нет.

Аналитик + агентство или аутсорсинг

Особенности: связка идентична варианту «аналитик + разработчик».

Распределение функций: аналитик обязательно владеет программным кодом и общается с аутсорсингом при поддержке проектного менеджера, а не через него. Это означает, что аналитик руководит процессом разработки, пишет ТЗ и принимает задачи.

Проектный менеджер со стороны компании контролирует ход работ, а не выступает в качестве парламентёра. В противном случае проектный менеджер будет играть роль футбольного мяча.

Аналитик будет отдавать техническое задание проектному менеджеру. Тот, не сильно разбираясь, будет передавать документ в агентство. Агентство, пользуясь возможностью общаться с бизнес-заказчиком с помощью ТЗ, будет продавать услуги и искать причины, по которым стоимость проекта должна быть выше. Недоделанная работа с комментариями агентства и проектного менеджера будет возвращаться аналитику. Таким образом, интеграция не будет завершена никогда.

Фото: Dragon Images / Shutterstock

Поэтому важно добиться для аналитика доступа к команде, которая занимается внедрением. Аналитик должен общаться с исполнителем напрямую, а не через клиентского менеджера подрядчика. Это та ситуация, в которой люди, отвечающие за переговоры, должны договориться о стоимости и составе работ между собой, а потом не мешать специалистам работать. Любые другие комбинации в большинстве случаев приводят только к срыву сроков, недоделанным работам и новому тендеру.

При внедрении сложных проектов, таких как CRM, CDP, программа лояльности, есть особенности. В таком случае взаимодействие аналитика и аутсорсинга идентично варианту «аналитик + команда разработки». Аналитик должен быть интегрирован с командой подрядчика. Схема намного чаще встречается на рынке в составе «инхаус-аналитик и аутсорс-команда». Обратные ситуации бывают крайне редко — как правило, только в международном консалтинге и глобальных распределённых командах.

Что ещё почитать на Skillbox Media об аналитике

* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook* и Instagram* на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».
Научитесь: Профессия Интернет-маркетолог Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована