Как организовать онлайн-конференцию: простое руководство для тех, кто связан с диджиталом
Если вы хотите не просто собраться в Zoom, а сделать событие, которое запомнят и будут цитировать.


Кадр: сериал «Игрушка для взрослых» / Paramount Television

Рецепт эффективных онлайн-конференций дала руководитель коммерческого отдела digital-агентства «Медиасфера», автор телеграм-канала «Коновалова | Digital», спикер федеральных конференций Анастасия Коновалова.
Онлайн-конференция — не просто трансляция докладов спикеров в прямом эфире. Это возможность заявить о себе, показать свою экспертность, привлечь клиентов, наладить и укрепить профессиональные связи. Но добиться этих целей можно только при грамотной подготовке. Без продуманной программы и чёткого плана мероприятие легко развалить ещё на этапе приглашений.
В этой статье для редакции «Маркетинг» Skillbox Media рассказываю, как организовать онлайн-конференцию с нуля, чтобы она помогла достичь вашей цели и не стала стрессовой. Статья будет полезна тем, кто никогда сам не организовывал конференции.
- Что нужно проанализировать на старте
- Почему важно найти партнёра
- Какая программа и какие спикеры точно заинтересуют аудиторию
- Какие рекламные инструменты подходят для продвижения конференций
- Как выбрать платформу для онлайн-конференции
- Как облегчить подготовку к мероприятию
- Кто будет дирижировать конференцией (спойлер: не вы)
- Зачем проводить тестовый прогон
- Как организовать дополнительные касания с аудиторией
Шаг 1
Определяем цель
Перед запуском онлайн-конференции важно понять, зачем вы её проводите. Это не только поможет выстроить план, но и станет ориентиром для всех последующих действий — от создания программы конференции до продвижения. Давайте рассмотрим, какие цели могут быть у онлайн-мероприятия.
Реклама бренда. Если вы представляете, например, диджитал-агентство, конференция помогает показать экспертность, сделать бренд более узнаваемым и наладить контакт с новой аудиторией. Также такое мероприятие — повод напомнить о себе уже существующим клиентам: приглашение на конференцию позволит совершить дополнительное касание с ними без прямых продаж.
Прокачка скиллов спикера. Мероприятия позволяют отточить навык выступлений и завязать полезные знакомства. Это особенно важно, если вы или спикер планируете и дальше работать в публичной сфере.

Скриншот: «Медиасфера» / Анастасия Коновалова
Опыт запуска конференций. Если вы планируете делать конференции регулярно, важно заложить хорошую основу уже в первом проекте — так, чтобы после него был и второй, и пятый и так далее. Чем больше опыта, тем выше ваш статус в ивент-индустрии.
Работа с базой. В процессе подготовки к мероприятию собирается база зарегистрированных на конференцию. В зависимости от масштаба мероприятия это могут быть данные о десятках и сотнях людей, собранные законным путём (соглашение об использовании персональных данных обычно размещают на лендинге).
С контактами из этой базы можно и нужно взаимодействовать и после мероприятия. Например, можно запустить рекламу для этой аудитории, отправлять рассылки, делать персонализированные предложения, — всё это помогает поддерживать интерес к бренду, повышает его узнаваемость и в итоге приводит к росту продаж.
Информационные лиды. Во время докладов важно делиться практическими материалами, инструментами и кейсами, которые аудитория сможет использовать. Это помогает привлечь информационных лидов — людей, которым интересна тема и опыт спикера.
Схемы получения таких лидов могут быть разными. Например, мы давали QR-код, который вёл в личный диалог со спикером. Схема такая: аудитория пишет спикеру кодовое слово — это позволяет определить, откуда пришел лид. Дальше спикер общается с аудиторией уже в личной переписке.
Но важно помнить, что информационный лид ≠ качественный лид. Это не готовый к покупке клиент, а человек, заинтересованный в опыте спикера.
Качественные лиды. Идеально, когда после выступления к спикеру сразу обращаются за коммерческим предложением. Но так бывает далеко не всегда.
Чаще требуется дальнейшая работа с информационными лидами: последовательные касания, создание полезного контента, вовлечение аудитории. Поэтому стоит выстраивать стратегию, ориентируясь не только на «здесь и сейчас», но и на длительное взаимодействие с аудиторией.
Шаг 2
Ищем партнёра и распределяем роли
Теперь вы точно знаете, чего хотите от конференции, но пока не знаете, как это реализовать. Ничего страшного — просто нужно найти тех, кто знает. Это и будет целью второго шага.
Почему важно найти партнёра:
- Разделение задач — партнёр может взять на себя, например, всю техническую часть: организацию трансляции, запись, технические прогоны.
- Снижение финансовых рисков — расходы на создание лендинга, рекламу и работу с аудиторией можно поделить между партнёрами.
- Опыт партнёра — если у партнёра уже есть успешный опыт организации и проведения мероприятий, он может стать наставником, поделиться полезными знаниями и лайфхаками.

Скриншот: «Медиасфера»
Определить условия партнёрства — ключевой этап разделения обязанностей. До начала сотрудничества важно чётко решить, кто за что отвечает. Например, стоит обсудить с партнёром такие вопросы:
- Кто собирает базу регистраций?
- Кто оплачивает создание рекламных материалов и лендинга?
- Какие совместные рекламные кампании вы будете проводить?
- Кто будет модератором или техническим координатором мероприятия?
Оптимально, если вы найдёте партнёра минимум за три месяца до мероприятия. Это позволит двигаться к вашей цели в комфортном темпе.
Шаг 3
Ищем спикеров и составляем программу конференции
Тема мероприятия должна быть связана с вашими продуктами или услугами и при этом интересна для целевой аудитории.
При выборе темы важно определиться с её масштабом:
- Узкоспециализированная тема гарантирует, что основная аудитория будет максимально заинтересована в вашем контенте. Так, диджитал-конференция агентства может быть посвящена одному из рекламных каналов — например, «Яндекс ПромоСтраницам» или таргетированной рекламе во «ВКонтакте».
- Широкая тема, охватывающая разные направления, позволит привлечь большую аудиторию. При этом она требует тщательной работы с программой, чтобы не растерять фокус.
Спикеры. Это ключевая составляющая успешной конференции. Приглашать спикеров и утверждать их итоговый список лучше за 2–3 месяца до мероприятия. Спикерами могут быть, например, эксперты из вашей команды, внешние специалисты или представители компаний-партнёров.
У известных спикеров слоты на выступления расписаны заранее. Если вы рассчитываете на поддержку топ-персон, обращайтесь к ним с чётким описанием мероприятия и предложениями тем выступлений минимум за два месяца, не позднее!
Программа. Не забывайте, что фокус нужно сделать на докладах, которые помогут вам привлечь целевых лидов. В то же время стоит разнообразить программу и практическими докладами, которые будут полезны ЦА, — например, можно пригласить специалистов, которые расскажут об особенностях применения какого-либо инструмента на практике.
Например, наше агентство было организатором узконаправленной онлайн-конференции «Как привлекать новых клиентов через „Яндекс ПромоСтраницы“: превращаем показы в продажи». Мы собрали широкую аудиторию, чтобы рассказать о новинках рекламного канала, и пригласили экспертов из «Яндекса».
В программе был отдельный акцент на докладе, через который мы планировали получить лиды. Спикером с таким докладом была я — на выступлении подробно разобрала, как работают «Яндекс ПромоСтраницы», и проиллюстрировала это практическими кейсами. В структуре программы мой доклад был ориентирован на тех, кто уже готов обращаться в диджитал-агентство для запуска рекламных кампаний.
Понимая, что не все готовы сразу сотрудничать с агентством, мы дополнили программу выступлениями, ориентированными на самостоятельную работу с инструментом. О фишках инструмента рассказали Ольга Трифонова из «Яндекс ПромоСтраниц» и маркетолог Ольга Киреенко. Их доклады, посвящённые возможностям рекламного кабинета и работе с психологией восприятия рекламных текстов, были практической частью.
Шаг 4
Продвигаем конференцию и собираем аудиторию
Минимум за месяц до онлайн-конференции (при офлайн-формате — минимум за два месяца) стоит начать её продвижение. Рекламные каналы и настройки рекламы должны соответствовать вашей целевой аудитории — например, для диджитал-агентств это, как правило, маркетологи и владельцы бизнеса.
Стандартный набор рекламных инструментов, которые позволяют привлечь аудиторию на мероприятие, такой:
- контекстная реклама в «Яндексе»;
- Telegram Ads;
- реклама во «ВКонтакте»;
- рекламные посевы в Telegram;
- реклама по собственным и внешним базам;
- реклама для аудитории look-alike;
- email-рассылки;
- платные анонсы в агрегаторах мероприятий.

Скриншот: «Медиасфера»
Например, с рекламным бюджетом 80 тысяч рублей можно оформить пару посевов в профильных Telegram-каналах, запустить email-рассылку по собственным базам и сделать 2–3 анонса в агрегаторах конференций.
Вот как можно продвигать мероприятие без бюджета:
- Разместить анонсы в соцсетях организаторов.
- Опубликовать анонс в профильных телеграм-каналах коллег. Например, мы размещали анонсы в моём канале, в канале нашего директора Тимура Угулавы и нашего главреда Майи Блюм.
- Разослать приглашения по собственной базе клиентов, с которыми вы ранее уже взаимодействовали.
- Оформить посевы в профильных телеграм-каналах партнёров, готовых бесплатно опубликовать анонс. Например, нам удалось согласовать такое размещение в канале «Яндекс ПромоСтраниц» с большой аудиторией.
Совместные рекламные кампании с партнёрами позволят существенно увеличить охват и привлечь новых участников. Это особенно эффективно, если ваши целевые группы пересекаются.
Шаг 5
Выбираем платформу для онлайн-конференции
У каждой платформы есть свои преимущества и недостатки. При подборе площадки стоит учитывать масштаб мероприятия, число участников, формат взаимодействия и бюджет. Вот подборка платформ с краткими описаниями.
Zoom. Одна из самых популярных платформ для видеоконференций.
Плюсы:
- подходит как для небольших встреч, так и для крупных мероприятий с количеством участников до 1000 (в версии Zoom Webinar);
- широкая функциональность — демонстрация экрана, чат, запись конференции, управление участниками (включение и выключение микрофонов), организация сессий в кабинетах для групповой работы.
Минусы:
- есть ограничения по времени конференций в бесплатной версии (40 минут);
- нужен стабильный интернет.
Microsoft Teams. Составляющая экосистемы Microsoft, часто используется в корпоративном секторе.
Плюсы:
- до 100 участников в бесплатной версии;
- есть чат, возможность обмена файлами, функция интеграции с другими продуктами Microsoft (Word, Excel, PowerPoint);
- удобен для командной работы и долгосрочных проектов.
Минус: интерфейс платформы может показаться перегруженным.
Google Meet. Платформа Google с простым и интуитивно понятным интерфейсом.
Плюсы:
- до 500 участников в платной версии (в бесплатной — до 100);
- напрямую интегрируется с Google Calendar, что упрощает настройку и рассылку приглашений.
Минус: ограниченная функциональность (например, нет встроенного вебинарного режима, сложные настройки управления участниками) — это неудобно для проведения крупных мероприятий.
GoToWebinar. Удобный инструмент для проведения вебинаров и образовательных мероприятий.
Плюсы:
- до 3 тысяч участников в зависимости от тарифа;
- есть функции анализа данных, опросов, интеграция с CRM-системами;
- можно настроить брендирование.
Минус: все версии платформы платные, но есть пробный период.
MyOwnConference. Универсальная платформа для вебинаров и онлайн-конференций, мультиязычный интерфейс.
Плюсы:
- до 10 тысяч участников на одном мероприятии;
- простой интерфейс, стабильное качество трансляций;
- есть интерактивные инструменты — демонстрация экрана, создание виртуальных комнат для обсуждения, опросы, чаты и встроенные тесты для повышения вовлечённости аудитории;
- можно разграничить доступ к материалам конференции.
Pruffme. Российская мультимедийная платформа для проведения вебинаров, онлайн-курсов, обучающих программ и консультаций.
Плюсы:
- до 10 тысяч участников на одном мероприятии;
- можно адаптировать интерфейс под стиль своего бренда;
- есть интерактивные элементы: белая доска, тесты, опросы, чаты, а также функции создания групп, управления доступом.
Выбор платформы зависит от специфики вашей конференции. Важно учитывать масштаб мероприятия, бюджет и то, нужно ли будет оформлять платформу в стиле вашего бренда.
Шаг 6
Готовимся к конференции: обсуждаем детали с участниками и делаем презентации
Презентации докладов нужны не только спикерам, но и организаторам конференции, чтобы заранее понимать, о чём будет каждый блок мероприятия. Поэтому лучше прорабатывать доклады совместно с каждым участником.
Проверьте, соответствуют ли они теме мероприятия, логично ли выстроена структура, нет ли пересечений с другими выступлениями. Также важно, чтобы в докладах не было очевидных заимствований, — контент должен быть оригинальным, авторским. Начинать эту работу лучше за три недели до конференции.
Чтобы спикеры чувствовали себя уверенно, заранее подготовьте и отправьте им чёткий регламент мероприятия, тайминг выступлений и технические инструкции.
Если формат позволяет, организуйте рабочий чат для всех участников конференции. Это упростит координацию и позволит быстро решать возникающие вопросы. Отправьте напоминания с полезной информацией незадолго до мероприятия, чтобы избежать форс-мажоров.
Не позже чем за неделю до конференции у вас должны быть собраны все финальные версии презентаций. Члены программного комитета (часто это один человек, он же модератор) должны ознакомиться с докладами и ещё раз проверить их на смысловые повторы.
Шаг 7
Ищем модератора
Ошибка многих новичков — держать фокус конференции только на своём докладе. Аудитория почувствует, что вы перетягиваете одеяло на себя. Поэтому, чтобы соблюсти баланс между интересами всех спикеров и интересами слушателей, нужен модератор.
Модератор — это незаметный (а иногда и вполне заметный) герой конференции. Его работа заключается не только в координации процесса, но и в разрешении непредвиденных ситуаций.

Скриншот: «Медиасфера»
Хороший модератор отвечает:
- за представление спикеров;
- соблюдение тайминга;
- мягкое регулирование вопросов аудитории;
- быстрое решение небольших технических проблем (вроде выключенного звука у спикера);
- поддержание вовлечённости аудитории и динамики общения.
Если сможете найти профессионального модератора, считайте, что часть задач уже решена. Хорошо, если у модератора будет ассистент, который будет оперативно размещать в чате конференции ссылки, файлы и другую информацию, представленную в презентациях спикеров.
Шаг 8
Проверяем техническую часть в день мероприятия
Техническая подготовка — основа успешной онлайн-конференции. За день до мероприятия или в день его проведения обязательно протестируйте все платформы и оборудование конференции.
Проверьте:
- стабильность соединения;
- работу трансляционной платформы;
- связь со спикерами;
- качество звука и видео, отображение презентаций.
Помните, что участники часто запоминают даже незначительные накладки. Технические сбои могут испортить впечатление даже от самого качественного контента, поэтому уделите технической подготовке максимум времени. Обязательно проведите финальную проверку — это поможет избежать большинства проблем.
Шаг 9
Дополнительные касания с аудиторией
После завершения мероприятия не забудьте отправить участникам благодарственное письмо с записью конференции, презентациями и другими материалами спикеров. Это добавит мероприятию ценности и поможет привлечь тех же участников в будущем.
Обязательно отправьте письмо с записью конференции тем, кто зарегистрировался, но не смог присутствовать.
Если спикеры согласны, используйте отдельные фрагменты из видео для продвижения контента. Это позволит удержать внимание аудитории и повысить полезность вашего мероприятия.
Регулярные напоминания о себе особенно важны, если вы нацелены на долгосрочное взаимодействие с аудиторией: они помогают удерживать внимание и постепенно подводить человека к решению стать вашим клиентом.
Нужно подготовиться к выступлению? Эти статьи Skillbox Media могут помочь
- Как подготовить текст выступления по пирамиде Минто
- Как написать информационный текст с нуля: инструкция для начинающих
- Как сделать презентацию, которая не усыпит аудиторию
- Как подготовиться к публичному выступлению: советы от спикера TED
- Как применять в публичных выступлениях приёмы из Древней Греции — этос, пафос и логос