Как организовать онлайн-конференцию: простое руководство для тех, кто связан с диджиталом
Если вы хотите не просто собраться в Zoom, а сделать событие, которое запомнят и будут цитировать.
 
 

Рецепт эффективных онлайн-конференций дала руководитель коммерческого отдела digital-агентства «Медиасфера», автор телеграм-канала «Коновалова | Digital», спикер федеральных конференций Анастасия Коновалова.
Онлайн-конференция — не просто трансляция докладов спикеров в прямом эфире. Это возможность заявить о себе, показать свою экспертность, привлечь клиентов, наладить и укрепить профессиональные связи. Но добиться этих целей можно только при грамотной подготовке. Без продуманной программы и чёткого плана мероприятие легко развалить ещё на этапе приглашений.
В этой статье для редакции «Маркетинг» Skillbox Media рассказываю, как организовать онлайн-конференцию с нуля, чтобы она помогла достичь вашей цели и не стала стрессовой. Статья будет полезна тем, кто никогда сам не организовывал конференции.
- Что нужно проанализировать на старте
- Почему важно найти партнёра
- Какая программа и какие спикеры точно заинтересуют аудиторию
- Какие рекламные инструменты подходят для продвижения конференций
- Как выбрать платформу для онлайн-конференции
- Как облегчить подготовку к мероприятию
- Кто будет дирижировать конференцией (спойлер: не вы)
- Зачем проводить тестовый прогон
- Как организовать дополнительные касания с аудиторией
Шаг 1
Определяем цель
Перед запуском онлайн-конференции важно понять, зачем вы её проводите. Это не только поможет выстроить план, но и станет ориентиром для всех последующих действий — от создания программы конференции до продвижения. Давайте рассмотрим, какие цели могут быть у онлайн-мероприятия.
Реклама бренда. Если вы представляете, например, диджитал-агентство, конференция помогает показать экспертность, сделать бренд более узнаваемым и наладить контакт с новой аудиторией. Также такое мероприятие — повод напомнить о себе уже существующим клиентам: приглашение на конференцию позволит совершить дополнительное касание с ними без прямых продаж.
Прокачка скиллов спикера. Мероприятия позволяют отточить навык выступлений и завязать полезные знакомства. Это особенно важно, если вы или спикер планируете и дальше работать в публичной сфере.

Скриншот: «Медиасфера» / Анастасия Коновалова
Опыт запуска конференций. Если вы планируете делать конференции регулярно, важно заложить хорошую основу уже в первом проекте — так, чтобы после него был и второй, и пятый и так далее. Чем больше опыта, тем выше ваш статус в ивент-индустрии.
Работа с базой. В процессе подготовки к мероприятию собирается база зарегистрированных на конференцию. В зависимости от масштаба мероприятия это могут быть данные о десятках и сотнях людей, собранные законным путём (соглашение об использовании персональных данных обычно размещают на лендинге).
С контактами из этой базы можно и нужно взаимодействовать и после мероприятия. Например, можно запустить рекламу для этой аудитории, отправлять рассылки, делать персонализированные предложения, — всё это помогает поддерживать интерес к бренду, повышает его узнаваемость и в итоге приводит к росту продаж.
Информационные лиды. Во время докладов важно делиться практическими материалами, инструментами и кейсами, которые аудитория сможет использовать. Это помогает привлечь информационных лидов — людей, которым интересна тема и опыт спикера.
Схемы получения таких лидов могут быть разными. Например, мы давали QR-код, который вёл в личный диалог со спикером. Схема такая: аудитория пишет спикеру кодовое слово — это позволяет определить, откуда пришел лид. Дальше спикер общается с аудиторией уже в личной переписке.
Но важно помнить, что информационный лид ≠ качественный лид. Это не готовый к покупке клиент, а человек, заинтересованный в опыте спикера.
Качественные лиды. Идеально, когда после выступления к спикеру сразу обращаются за коммерческим предложением. Но так бывает далеко не всегда.
Чаще требуется дальнейшая работа с информационными лидами: последовательные касания, создание полезного контента, вовлечение аудитории. Поэтому стоит выстраивать стратегию, ориентируясь не только на «здесь и сейчас», но и на длительное взаимодействие с аудиторией.
Шаг 2
Ищем партнёра и распределяем роли
Теперь вы точно знаете, чего хотите от конференции, но пока не знаете, как это реализовать. Ничего страшного — просто нужно найти тех, кто знает. Это и будет целью второго шага.
Почему важно найти партнёра:
- Разделение задач — партнёр может взять на себя, например, всю техническую часть: организацию трансляции, запись, технические прогоны.
- Снижение финансовых рисков — расходы на создание лендинга, рекламу и работу с аудиторией можно поделить между партнёрами.
- Опыт партнёра — если у партнёра уже есть успешный опыт организации и проведения мероприятий, он может стать наставником, поделиться полезными знаниями и лайфхаками.

Скриншот: «Медиасфера»
Определить условия партнёрства — ключевой этап разделения обязанностей. До начала сотрудничества важно чётко решить, кто за что отвечает. Например, стоит обсудить с партнёром такие вопросы:
- Кто собирает базу регистраций?
- Кто оплачивает создание рекламных материалов и лендинга?
- Какие совместные рекламные кампании вы будете проводить?
- Кто будет модератором или техническим координатором мероприятия?
Оптимально, если вы найдёте партнёра минимум за три месяца до мероприятия. Это позволит двигаться к вашей цели в комфортном темпе.
Шаг 3
Ищем спикеров и составляем программу конференции
Тема мероприятия должна быть связана с вашими продуктами или услугами и при этом интересна для целевой аудитории.
При выборе темы важно определиться с её масштабом:
- Узкоспециализированная тема гарантирует, что основная аудитория будет максимально заинтересована в вашем контенте. Так, диджитал-конференция агентства может быть посвящена одному из рекламных каналов — например, «Яндекс ПромоСтраницам» или таргетированной рекламе во «ВКонтакте».
- Широкая тема, охватывающая разные направления, позволит привлечь большую аудиторию. При этом она требует тщательной работы с программой, чтобы не растерять фокус.
Спикеры. Это ключевая составляющая успешной конференции. Приглашать спикеров и утверждать их итоговый список лучше за 2–3 месяца до мероприятия. Спикерами могут быть, например, эксперты из вашей команды, внешние специалисты или представители компаний-партнёров.
У известных спикеров слоты на выступления расписаны заранее. Если вы рассчитываете на поддержку топ-персон, обращайтесь к ним с чётким описанием мероприятия и предложениями тем выступлений минимум за два месяца, не позднее!
Программа. Не забывайте, что фокус нужно сделать на докладах, которые помогут вам привлечь целевых лидов. В то же время стоит разнообразить программу и практическими докладами, которые будут полезны ЦА, — например, можно пригласить специалистов, которые расскажут об особенностях применения какого-либо инструмента на практике.
Например, наше агентство было организатором узконаправленной онлайн-конференции «Как привлекать новых клиентов через „Яндекс ПромоСтраницы“: превращаем показы в продажи». Мы собрали широкую аудиторию, чтобы рассказать о новинках рекламного канала, и пригласили экспертов из «Яндекса».
В программе был отдельный акцент на докладе, через который мы планировали получить лиды. Спикером с таким докладом была я — на выступлении подробно разобрала, как работают «Яндекс ПромоСтраницы», и проиллюстрировала это практическими кейсами. В структуре программы мой доклад был ориентирован на тех, кто уже готов обращаться в диджитал-агентство для запуска рекламных кампаний.
Понимая, что не все готовы сразу сотрудничать с агентством, мы дополнили программу выступлениями, ориентированными на самостоятельную работу с инструментом. О фишках инструмента рассказали Ольга Трифонова из «Яндекс ПромоСтраниц» и маркетолог Ольга Киреенко. Их доклады, посвящённые возможностям рекламного кабинета и работе с психологией восприятия рекламных текстов, были практической частью.
Шаг 4
Продвигаем конференцию и собираем аудиторию
Минимум за месяц до онлайн-конференции (при офлайн-формате — минимум за два месяца) стоит начать её продвижение. Рекламные каналы и настройки рекламы должны соответствовать вашей целевой аудитории — например, для диджитал-агентств это, как правило, маркетологи и владельцы бизнеса.
Стандартный набор рекламных инструментов, которые позволяют привлечь аудиторию на мероприятие, такой:
- контекстная реклама в «Яндексе»;
- Telegram Ads;
- реклама во «ВКонтакте»;
- рекламные посевы в Telegram;
- реклама по собственным и внешним базам;
- реклама для аудитории look-alike;
- email-рассылки;
- платные анонсы в агрегаторах мероприятий.

Скриншот: «Медиасфера»
Например, с рекламным бюджетом 80 тысяч рублей можно оформить пару посевов в профильных Telegram-каналах, запустить email-рассылку по собственным базам и сделать 2–3 анонса в агрегаторах конференций.
Вот как можно продвигать мероприятие без бюджета:
- Разместить анонсы в соцсетях организаторов.
- Опубликовать анонс в профильных телеграм-каналах коллег. Например, мы размещали анонсы в моём канале, в канале нашего директора Тимура Угулавы и нашего главреда Майи Блюм.
- Разослать приглашения по собственной базе клиентов, с которыми вы ранее уже взаимодействовали.
- Оформить посевы в профильных телеграм-каналах партнёров, готовых бесплатно опубликовать анонс. Например, нам удалось согласовать такое размещение в канале «Яндекс ПромоСтраниц» с большой аудиторией.
Совместные рекламные кампании с партнёрами позволят существенно увеличить охват и привлечь новых участников. Это особенно эффективно, если ваши целевые группы пересекаются.
Шаг 5
Выбираем платформу для онлайн-конференции
У каждой платформы есть свои преимущества и недостатки. При подборе площадки стоит учитывать масштаб мероприятия, число участников, формат взаимодействия и бюджет. Вот подборка платформ с краткими описаниями.
Zoom. Одна из самых популярных платформ для видеоконференций.
Плюсы:
- подходит как для небольших встреч, так и для крупных мероприятий с количеством участников до 1000 (в версии Zoom Webinar);
- широкая функциональность — демонстрация экрана, чат, запись конференции, управление участниками (включение и выключение микрофонов), организация сессий в кабинетах для групповой работы.
Минусы:
- есть ограничения по времени конференций в бесплатной версии (40 минут);
- нужен стабильный интернет.
Microsoft Teams. Составляющая экосистемы Microsoft, часто используется в корпоративном секторе.
Плюсы:
- до 100 участников в бесплатной версии;
- есть чат, возможность обмена файлами, функция интеграции с другими продуктами Microsoft (Word, Excel, PowerPoint);
- удобен для командной работы и долгосрочных проектов.
Минус: интерфейс платформы может показаться перегруженным.
Google Meet. Платформа Google с простым и интуитивно понятным интерфейсом.
Плюсы:
- до 500 участников в платной версии (в бесплатной — до 100);
- напрямую интегрируется с Google Calendar, что упрощает настройку и рассылку приглашений.
Минус: ограниченная функциональность (например, нет встроенного вебинарного режима, сложные настройки управления участниками) — это неудобно для проведения крупных мероприятий.
GoToWebinar. Удобный инструмент для проведения вебинаров и образовательных мероприятий.
Плюсы:
- до 3 тысяч участников в зависимости от тарифа;
- есть функции анализа данных, опросов, интеграция с CRM-системами;
- можно настроить брендирование.
Минус: все версии платформы платные, но есть пробный период.
MyOwnConference. Универсальная платформа для вебинаров и онлайн-конференций, мультиязычный интерфейс.
Плюсы:
- до 10 тысяч участников на одном мероприятии;
- простой интерфейс, стабильное качество трансляций;
- есть интерактивные инструменты — демонстрация экрана, создание виртуальных комнат для обсуждения, опросы, чаты и встроенные тесты для повышения вовлечённости аудитории;
- можно разграничить доступ к материалам конференции.
Pruffme. Российская мультимедийная платформа для проведения вебинаров, онлайн-курсов, обучающих программ и консультаций.
Плюсы:
- до 10 тысяч участников на одном мероприятии;
- можно адаптировать интерфейс под стиль своего бренда;
- есть интерактивные элементы: белая доска, тесты, опросы, чаты, а также функции создания групп, управления доступом.
Выбор платформы зависит от специфики вашей конференции. Важно учитывать масштаб мероприятия, бюджет и то, нужно ли будет оформлять платформу в стиле вашего бренда.
Шаг 6
Готовимся к конференции: обсуждаем детали с участниками и делаем презентации
Презентации докладов нужны не только спикерам, но и организаторам конференции, чтобы заранее понимать, о чём будет каждый блок мероприятия. Поэтому лучше прорабатывать доклады совместно с каждым участником.
Проверьте, соответствуют ли они теме мероприятия, логично ли выстроена структура, нет ли пересечений с другими выступлениями. Также важно, чтобы в докладах не было очевидных заимствований, — контент должен быть оригинальным, авторским. Начинать эту работу лучше за три недели до конференции.
Чтобы спикеры чувствовали себя уверенно, заранее подготовьте и отправьте им чёткий регламент мероприятия, тайминг выступлений и технические инструкции.
Если формат позволяет, организуйте рабочий чат для всех участников конференции. Это упростит координацию и позволит быстро решать возникающие вопросы. Отправьте напоминания с полезной информацией незадолго до мероприятия, чтобы избежать форс-мажоров.
Не позже чем за неделю до конференции у вас должны быть собраны все финальные версии презентаций. Члены программного комитета (часто это один человек, он же модератор) должны ознакомиться с докладами и ещё раз проверить их на смысловые повторы.
Шаг 7
Ищем модератора
Ошибка многих новичков — держать фокус конференции только на своём докладе. Аудитория почувствует, что вы перетягиваете одеяло на себя. Поэтому, чтобы соблюсти баланс между интересами всех спикеров и интересами слушателей, нужен модератор.
Модератор — это незаметный (а иногда и вполне заметный) герой конференции. Его работа заключается не только в координации процесса, но и в разрешении непредвиденных ситуаций.

Скриншот: «Медиасфера»
Хороший модератор отвечает:
- за представление спикеров;
- соблюдение тайминга;
- мягкое регулирование вопросов аудитории;
- быстрое решение небольших технических проблем (вроде выключенного звука у спикера);
- поддержание вовлечённости аудитории и динамики общения.
Если сможете найти профессионального модератора, считайте, что часть задач уже решена. Хорошо, если у модератора будет ассистент, который будет оперативно размещать в чате конференции ссылки, файлы и другую информацию, представленную в презентациях спикеров.
Шаг 8
Проверяем техническую часть в день мероприятия
Техническая подготовка — основа успешной онлайн-конференции. За день до мероприятия или в день его проведения обязательно протестируйте все платформы и оборудование конференции.
Проверьте:
- стабильность соединения;
- работу трансляционной платформы;
- связь со спикерами;
- качество звука и видео, отображение презентаций.
Помните, что участники часто запоминают даже незначительные накладки. Технические сбои могут испортить впечатление даже от самого качественного контента, поэтому уделите технической подготовке максимум времени. Обязательно проведите финальную проверку — это поможет избежать большинства проблем.
Шаг 9
Дополнительные касания с аудиторией
После завершения мероприятия не забудьте отправить участникам благодарственное письмо с записью конференции, презентациями и другими материалами спикеров. Это добавит мероприятию ценности и поможет привлечь тех же участников в будущем.
Обязательно отправьте письмо с записью конференции тем, кто зарегистрировался, но не смог присутствовать.
Если спикеры согласны, используйте отдельные фрагменты из видео для продвижения контента. Это позволит удержать внимание аудитории и повысить полезность вашего мероприятия.
Регулярные напоминания о себе особенно важны, если вы нацелены на долгосрочное взаимодействие с аудиторией: они помогают удерживать внимание и постепенно подводить человека к решению стать вашим клиентом.
Нужно подготовиться к выступлению? Эти статьи Skillbox Media могут помочь
- Как подготовить текст выступления по пирамиде Минто
- Как написать информационный текст с нуля: инструкция для начинающих
- Как сделать презентацию, которая не усыпит аудиторию
- Как подготовиться к публичному выступлению: советы от спикера TED
- Как применять в публичных выступлениях приёмы из Древней Греции — этос, пафос и логос
Интернет-маркетинг на практике
Вы изучите SMM, копирайтинг, таргетинг и продвижение в интернете. На примере кафе с доставкой еды вы разберёте, как продвигать бизнес в интернете, и соберёте сильное портфолио.
Пройти бесплатно 
          Все
                                Все
                             Истории
                                        Истории Дизайн
                                    Дизайн Код
                                    Код Геймдев
                                    Геймдев Бизнес
                                    Бизнес Маркетинг
                                    Маркетинг Управление
                                    Управление Кино
                                    Кино Музыка
                                    Музыка Проектная фотография
                                    Проектная фотография Развитие
                                    Развитие Здоровье
                                    Здоровье Деньги
                                    Деньги Образование
                                    Образование EdTech
                                    EdTech Корп. обучение
                                    Корп. обучение Блог Skillbox
                                    Блог Skillbox Глоссарий
                                        Глоссарий Спецпроекты
                                        Спецпроекты Профориентация
                                        Профориентация 
                                     
                                     
                                     
                                     
                                    