Гид по Instagram-маскам для брендов: как их использовать и как сделать самому
Кажется, что инстаграм-маски — ненужное развлечение, а оказывается, это мощный маркетинговый инструмент. Давайте разберёмся, как так получается.


vlada_maestro / shutterstock
Артур Магель
эксперт

об авторе
SMM-специалист Проектов Андрея Парабеллума. Создаёт контент, придумывает интерактивы, конкурсы и марафоны.
В SMM три года. Успел поработать со студией танцев, с ветеринарной клиникой, со школой иностранных языков, с несколькими спортивными студиями, с агентством по организации экстремальных выходных для путешественников.
Изначально маски были просто развлечением для сторис, поводом для весёлого шеринга. Но их популярность росла, и из развлечения они плавно превратились в тренд.
Маркетологи и блогеры быстро сообразили, что к чему, и занялись персонализацией масок, с помощью которых продвигали свои аккаунты.
И сейчас из маски может получиться настоящая маркетинговая бомба.
Сначала рассказываем, как работает этот маркетинговый инструмент и что делает его эффективным. В конце — как создать маску самому и сколько будет стоить, если заказывать.
Как они работают и почему эффективны
Кто-то разработал интересную маску → её увидели, захотели себе. Но, чтобы ей воспользоваться, нужно было подписаться на аккаунт создателя. Это было обязательное условие.
Затем Instagram* отказался от обязательной подписки и сделал маски общедоступными. Продвигать сам аккаунт стало труднее без обязательной подписки, но ценность инструмента это не убило — ведь поменялась сама цель.
Сейчас маски используются в первую очередь для популяризации бренда, и уже потом — как инструмент набора подписчиков. Вы создаёте маску → люди снимают с ней сторис, делают прикольные посты → вы используете их для публикации у себя. Тем самым даёте подписчикам обратную связь, демонстрируете, что ваш бренд социален. Растёт узнаваемость, активность аккаунта и, как следствие, повышаются продажи.
Например, «Додо Пицца» сделали маску-игру, в которой нужно с помощью «крика» управлять маскотом. (На самом деле достаточно просто открывать рот, изображая крик, так как в маске звук крика запрограммирован на данное движение). Птица перепрыгивала через случайно созданный дом на пути, за каждое пройденное препятствие начислялся +1 балл.
Надо было заснять сторис с самым высоким результатом или сделать самую креативную историю — например, сыграть в необычном месте с реальным криком. За это можно было получить пиццу, отметив «Додо».
После начала кампании с этой маской я заметил, что число подписчиков «Додо» выросло на 6 000 человек за 10–12 дней. И всё, скорее всего, благодаря вирусному эффекту и небольшому конкурсу.
Конечно, не факт, что маска сразу же привела к увеличению продаж. Но если думать о маркетинговой стратегии, она могла быть такой:
- Запускаем маску с конкурсом.
- Люди подхватывают, создаётся вирусный эффект — маска распространяется по Instagram*. За счёт этого увеличивается число подписчиков.
- Делаем выгодное предложение — например, маленькую пиццу и кока-колу 0,5 в подарок при покупке двух больших пицц.
- Получаем рост продаж (не обязательно, что продажи должны быть сразу, они могут увеличиться в дальнейшей перспективе).
Понятное дело, за каждым пунктом скрывается математика, так как на каждом шаге необходимо сделать предварительные расчёты, чтобы понять, стоит ли игра свеч.
Однако многие бренды и крупные бизнесы по-прежнему не рассматривают маски как серьёзный инструмент для продвижения. Они ошибочно думают, что это до сих пор лишь банальное развлечение. И именно этот консерватизм позволит вам выделиться на их фоне.
Тем более что сейчас маски видоизменились. Это не просто картинка или надпись на щеке или лбу. Теперь можно создать из них настоящий инструмент геймификации.
Взять, например, реализацию механики игр-раннеров с помощью масок. Суть в том, чтобы бежать по одной из линий, уклоняться от препятствий и собирать монетки. Сейчас такая механика доступна для сторис.

Скриншот: «Инстаграм*»*
Также популярностью сейчас пользуются танцы и песни. Например, замена лица в короткой части клипа какого-нибудь известного исполнителя.


Скриншот: «Инстаграм*»*
Это отличный вариант для конкурсов, смешных видео. Любая геймификация может повысить интерес к бренду и расширить подписную базу аккаунта.
Как эффективно использовать маски
Как правило, сторис смотрят чаще, чем посты. А маска — прежде всего — инструмент для сторис. Есть несколько вариантов:
1. Привлекаем новых подписчиков и вовлекаем их в создание контента
Например, у вас есть фанаты, лояльные подписчики. Вы делаете маску, выкладываете её. Люди снимают прикольные сторис с этой маской.
И вот уже подписчики ваших фанатов забирают её себе и делают с ней уже свои собственные сторис.
Чтобы добиться такого эффекта, важно следить за трендами в мире Instagram*. Это поможет создать маску, которая с большей вероятностью станет вирусной.
Получается, с помощью маски можно даже запустить воронку. Без расходов на создание дополнительного лид-магнита. А это экономия ресурсов.
2. Знакомим подписчиков с новыми товарами
Допустим, вы выпускаете новые кроссовки. С соответствующей маской пользователь сможет сразу же примерить их, посмотреть, как они будут смотреться на ноге, прикинуть, нравятся они ему или нет.

Если клиенту нравится — может сразу сделать заказ. Это удобно всем, особенно во время эпидемии коронавируса. Получается, когда все изголодались по реальным покупкам, ваш подписчик может ощутить себя клиентом реального магазина. При этом оставаясь дома.
То же самое можно сделать для парикмахерских. Можно посмотреть, какая причёска подойдёт лучше, например. Это работает в любых нишах такого рода: маникюр, одежда, аксессуары.
Что превращает маску из развлечения в маркетинговый инструмент
Чтобы использовать маску как маркетинговый инструмент, её мало сделать просто красивой. Я выделяю три правила, которые помогут создать из маски настоящий маркетинговый взрыв.
1. Актуальность
Помогает маске быть на слуху, так как попадает в тренды. Например, в один момент стали популярны маски с ушками. Сейчас в моде рандомайз: возможность, тапнув на экране, выбрать себе, например, цитату дня, котика или мем.

Скриншот: «Инстаграм*»*
2. Интересность
Определяет, насколько маска в целом привлекает внимание. Чем больше людей понимают, что это за маска, что она значит, тем больше захотят её для себя.
Интерес можно вызвать, если связать с брендом или сделать с юмором, например, как Ольга Бузова. Другой вариант — проанонсировать конкурс, как это делали «Додо Пицца».
3. Вирусность
За счёт шеров помогает добиться высоких охватов, роста подписчиков и т. д. Хорошие примеры — маски от «Додо» и Рустама Майера.
Допустим, вы организуете фестиваль аниме, где собираются ребята в костюмах известных вымышленных персонажей. Элементом бренда (и вирусной, актуальной, интересной маской), например, могут быть крылья.

Скриншот: «Инстаграм*»*
Как сделать маску самому и сколько стоит, если заказывать
Рассмотрим процесс создания инстаграм-маски* на примере Spark AR Studio. Устанавливаем, открываем главный экран. Выбираем один из предложенных вариантов или «Blank project», чтобы делать с нуля.

Скриншот: Spark AR Studio
Для начала разберёмся с основными полями:
- Scene (красный квадрат) — основное поле, где добавляются и отображаются все добавленные объекты при создании маски.
- Assets (жёлтый квадрат) — отображает все добавленные материалы, текстуры, импортированные 3D-объекты.
- Правое поле (розовый квадрат) — отображает различные свойства выделенного объекта.
- Основной экран (зелёный квадрат) — центральное поле, чтобы управлять объектами, изменять размер, расставлять объекты на сцене.
- Поле с человеком (голубой квадрат) — показывает, как маску будут видеть пользователи при открытии в Instagram* Stories.

Скриншот: Spark AR Studio
Теперь пошагово рассмотрим создание вот такой маски:

Первым делом нужно подготовить макет маски. Открываем поиск по картинкам и находим нужной формы очки, губы и румянец, желательно в формате png, чтобы они уже были без заднего фона.
Далее открываем любой графический редактор, например Adobe Photoshop. Добавляем найденные элементы в программу и размещаем на новом холсте.

Скриншот: Spark AR Studio
Как понять, что очки действительно на уровне глаз, а не лба? Или помада — на губах? Разработчики Spark продумали всё за нас — предоставили шаблон маски в развёрнутом виде. Скачиваем и открываем в Photoshop:

Скриншот: Spark AR Studio
Теперь располагаем очки, румянец и губы по своим местам и подгоняем по размеру:

Скриншот: Spark AR Studio
Отключаем отображение развёртки лица и сохраняем маску в формате png. Получаем картинку, схожую с тем, что у нас было в начале, но сейчас можно уверенно сказать, что после добавления маски в Spark все элементы будут на своих местах.

Скриншот: Spark AR Studio
Возвращаемся в Spark. Для начала нам нужно создать основной объект, на который можно будет накладывать различные структуры, материалы и др. Такой объект называется Face Mesh — это трёхмерная модель лица. Нажимаем в поле Scene на Add Object, выбираем Face Mesh и нажимаем Insert.

Скриншот: Spark AR Studio

Скриншот: Spark AR Studio
Выделяем в поле Scene созданный Face Mesh, а затем в правом поле со свойствами находим Materials и кликаем на плюсик. Новый материал отображается в Assets.

Выделяем наш material0 и в правом поле находим свойство Texture, нажимаем Choose File и выбираем наш файл png. Первая простая маска готова. Чтобы загрузить её в Instagram*, нужно нажать Upload.

Затем в Spark AR Hub заполняете необходимые поля и отправляете маску на модерацию.
В своём Instagram* я провёл тестовый запуск:
- Создал вот такую вот простую маску и запустил её в своём аккаунте.
- Показал маску в сторис, до этого свёл постинг к минимуму. Показатели — на скриншотах. И это за первые три дня запуска маски!

Скриншот: «Инстаграм*»*

Скриншот: «Инстаграм*»*
Пик показов был 12 октября — в то время запустился флешмоб «Angel Lips» с использованием этой маски.

Скриншот: «Инстаграм*»*
Если делать всё самому, то Instagram-маска* — условно-бесплатный инструмент. А вот если делегировать специалисту, работа, конечно, будет стоить денег. Но даже если так — это однократное вложение, а не что-то, требующее постоянных вливаний, как многие другие способы продвижения в Instagram*.
Ценник на готовую маску начинается от 1 000 рублей.

Что в итоге
Инстаграм-маски* в 2020 году могут стать отличным инструментом продвижения, потому что:
- Не все бренды воспринимают маски всерьёз, что позволяет отлично отстроиться от конкурентов.
- Широкое применение масок: геймификация, вовлечение в воронку продаж, украшение, демонстрация своего продукта.
- Из-за популярности маски часто становятся вирусными, если сравнивать с постами или другим контентом.
- Маски относительно просто и быстро делать. Поэтому можно очень легко тестировать их, пробовать разные варианты.
Главное, чтобы маска как-то говорила про ваш бренд и резонировала с интересами аудитории.
* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook* и Instagram* на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».