Что такое PR на самом деле: четыре популярных мифа
С PR связано много мифов. Мало кто правильно понимает это слово, еще меньше людей умеют правильно пользоваться PR-инструментами. Давайте разбираться.
vlada_maestro / shutterstock
Миф первый
PR и маркетинг — одно и то же
Так думают многие, но не все так просто. Маркетинг отвечает за продажи и развитие компании, а PR — за коммуникации и имидж бренда. PR помогает добиться доверия потребителя — и этим, конечно, косвенно влияет на продажи.
Эффект от PR-акций сложно измерить точно. PR-специалист не призывает купить, его задача — рассказать о ценностях продукта или услуги. Если говорить о продажах, то PR — составная часть стратегического маркетинга. Но только продажами сфера его влияния не ограничивается.
PR может понадобиться руководителю компании, отдельному специалисту, селебрити или политику. Любой публичной персоне, которой не все равно, что о ней напишут журналисты.
За связи с общественностью в компании обычно отвечает PR-менеджер или специальный PR-отдел. Есть PR-агентства, которые берут на аутсорс коммуникационные задачи, помогают с маркетингом и рекламой. Одни работают с любой сферой, другие — с конкретной, например, только с IT.
Маркетинг и PR путают из-за похожих инструментов. Вот они.
- Статьи о компании или продукте, которые размещают на площадках с подходящей аудиторией, например, vc.ru или Cossa.
- Email-рассылки для партнеров и пользователей, в которых рассказывают о новых услугах, продуктах, событиях в компании или приглашают на мероприятия.
- Конференции, акции, флешмобы, конкурсы, встречи и презентации. В PR это нужно, чтобы показать экспертность специалиста или команды, а в маркетинге — чтобы продать или получить лояльность клиента.
- Кросс-промоушн: когда компании объединяются и организуют совместные акции, конкурсы и мероприятия. Главное условие такого обмена — одинаковая или схожая целевая аудитория.
Эти инструменты можно использовать в PR и маркетинге, но формат и подача контента будут меняться в зависимости от целей компании.
Миф второй
Пиарщик — организатор мероприятий
Многие думают, что PR — это про организацию любого события, а расписание PR-специалиста состоит из фуршетов и вечеринок. Это только часть правды. Пиарщик действительно организует мероприятия и ходит на чужие, но работать, а не отдыхать. И мероприятия — далеко не все его функции.
PR-специалист отвечает за коммуникацию с пользователями, журналистами и другими заинтересованными лицами. С его помощью строится репутация компании, продукта или персоны.
Его задача — так показать сильные стороны компании или продукта пользователям, чтобы компании доверяли. Для этого он планирует стратегию и создает PR-кампанию: комплекс действий и инструментов, чтобы донести ценность продукта или услуги до публики. Иногда для этих задач требуются мероприятия, но совсем не всегда.
Миф третий
PR нужен, чтобы продавать
На самом деле продажи — это не цель PR. Хотя они и могут стать следствием хорошей работы PR-специалиста.
Какой будет и на что будет направлена PR-кампания, зависит от цели организации. Одни хотят привлечь новых или удержать старых клиентов. Другие ищут профессионалов, поэтому с помощью PR-кампании позиционируют себя как работодателя мечты. Например, так делает Google.
Есть компании, которые используют PR, чтобы выделиться среди конкурентов. Например, Yota совместно с креативным агентством Friends Moscow запустила кампанию «Это реклама Yota», чтобы отличаться от других операторов и повысить узнаваемость бренда.
Некоммерческие организации создают необычные кампании, чтобы привлечь внимание общественности к социальным проблемам. Например, в фонде «Со-единение» создали интерактивную игру, чтобы любой человек мог понять, как живут люди с нарушениями слуха и зрения.
Миф четвертый
PR может заниматься кто угодно
Это популярное заблуждение. Бывает, что в компаниях PR-задачами занимаются маркетологи, специалисты по рекламе, а иногда и совсем случайные люди. В результате — провал кампании и уверенность, что PR вообще не работает.
PR-специалист должен обладать особыми навыками, не случайно это совершенно отдельная профессия. Хороший PR-специалист должен:
- понимать, как составляются тексты, вызывающие нужную реакцию;
- знать, как устроены разные информационные каналы и уметь работать с ними;
- уметь заинтересовать СМИ событиями компании;
- чувствовать, какая информация может помочь компании, а какая — навредить;
- знать, что делать, если компания попала в имиджевый кризис.
Сейчас границы между профессиями очень быстро стираются, появляются новые тренды. Чтобы PR-кампания работала и приносила пользу, пиарщику необходимо знание маркетинга и рекламы. Он должен уметь анализировать запросы и поведение аудитории, работать с контентом, знать, как работает SMM. Хорошо, если он умеет запускать рекламу и понимает, как создаются промосайты под мероприятия. У пиарщика много задач, а все эти знания помогут не только прокачаться самому, но и лучше взаимодействовать с командой.