Летом 2024 года YouTube начали замедлять. В полной мере доступ к видеохостингу не восстановился до сих пор. Представители исследовательского центра Feedback и аналитической платформы Fly by Metrics провели исследование на тему того, как менялось поведение пользователей YouTube в России во время ограничений.
Рассказываем, какой контент теперь смотрят пользователи, как изменилась активность тех, кто создаёт, и тех, кто смотрит видео в разделе Shorts, и как менялось количество просмотров, подписчиков, лайков и комментариев.
Какой контент теперь предпочитают пользователи
Замедление видеохостинга серьёзно повлияло на медиапотребление. Пользователи YouTubе стали чаще смотреть общественные и политические видео, а интерес к развлекательным роликам снизился.
Самые заметные сдвиги в медиапотребления были отмечены в течение двух периодов.
В июле-августе 2024 года вырос интерес к поиску контента — внимание пользователей привлекал ажиотаж вокруг замедления. Люди стали чаще смотреть общественные (+16,1%) и политические (+28%) видео. Снизился интерес к таким категориям, как «Образ жизни» (-3,6%), «Игры» (-5,4%) и «Музыка» (-26,1%).
В начале 2025 года тренд усилился. Пользователям были интересны инаугурация Трампа и новости о мирных переговорах между Россией и США. Продолжил рост общественный (+10,8%) и политический (+11,8%) контент. Сильнее просели категории «Образ жизни» (-5,2%), «Развлечения» (-11%) и «Игры» (-0,5%).
Как изменилась активность авторов и зрителей Shorts
В период с июля 2024 года по февраль 2025-го снижались и количество каналов, которые публиковали короткие вертикальные ролики, и общее количество Shorts. Число просмотров коротких видео тоже снижалось. Но в феврале 2025 года был замечен небольшой рост числа и активных каналов, и публикаций.

Изображение: Feedback / Fly by Metrics / Telegram
Такая тенденция, по мнению авторов исследования, связана с особенностями формата. YouTube уступает другим площадкам, в частности «Инстаграму»*, по процентной доле авторов, которые работают только с вертикальным контентом. Кроме того, авторы Shorts часто используют их как способ привлечь внимание к длинным видео — и, так как из-за ограничений длинные видео публиковать стали реже, число публикаций коротких роликов снизилось.
Активность авторов длинных видео снижалась, но тоже начала восстанавливаться в феврале 2025 года.
Как менялось количество просмотров, подписчиков, лайков и комментариев
Просмотры. Количество просмотров длинных роликов снизилось с момента начала замедления видеохостинга, но не так сильно, как число просмотров Shorts.

Изображение: Feedback / Fly by Metrics / Telegram
Подписчики. С началом замедления приток новых подписчиков начал резко падать. Уже в первые месяцы он сократился почти вдвое, а к началу 2025 года суммарное снижение достигло 68%. Темп роста аудитории на разных каналах сейчас составляет не более 0,5% в месяц.
При этом суммарное количество подписчиков на каналах растёт. То есть пользователи не отписываются — они просто стали реже подписываться.
Лайки. Количество лайков в целом снижалось, но в последние месяцы аудитория ставила их более активно.
Комментарии. Замедление YouTube и отток аудитории слабо повлияли на активную аудиторию. Несмотря на сложности с доступом к платформе, количество комментариев снизилось меньше, чем число просмотров и лайков.

Изображение: Feedback / Fly by Metrics / Telegram
Собрали материалы редакции «Маркетинг» Skillbox Media, которые могут быть вам интересны
- GEO — единственный шанс выжить в эпоху ИИ-поиска? Разбираемся с экспертами
- Как понять, что кейс сильный, а не просто «нормальный»
- Закон о сборе 3% с дохода от рекламы уже действует: что нужно знать
- Чума цифровой эпохи: как недоброжелатели могут использовать дипфейки против бренда
- Что считается воровством контента и что делать, если ваши произведения сплагиатили
* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook и Instagram на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».