Маркетинг
#статьи

9 грабель, которые подстерегают начинающих фрилансеров

Новички, учитывайте эти ошибки, чтобы фриланс не стал «ездой на велосипеде, который горит, и ты горишь, и всё горит, и ты в аду».

 vlada_maestro / shutterstock

Привет, на связи Иван. Я автор-фрилансер уже 4 года, последний год ещё занимаюсь удаленной редактурой. За это время совершил много ошибок и видел, как наступают на грабли другие фрилансеры. Решил предупредить новичков — надеюсь, мой личный опыт вам поможет.

Что ж, поехали.

1. Завышенные ожидания

Не стоит думать, что сегодня вы решили уйти зарабатывать на фрилансе, а завтра уже на Бали или в Таиланде, на пляже с ноутбуком и коктейлем. Хорошо бы, но нет.

Как и в любой сфере, нормально зарабатывают только опытные специалисты. А на получение необходимых знаний и навыков (как профессиональных, так и коммуникативных) нужны ресурсы, как минимум — время, силы и желание.


Совет

Чтобы не разочаровываться, лучше сразу заложить хотя бы полгода на нарабатывание опыта, ускоренное обучение, переход от копеечных заказов к более-менее приемлемым. Так что, если вы ещё только раздумываете уйти из офиса, не спешите. Лучше начинать погружаться в фриланс по вечерам и выходным, а перед увольнением накопить хорошую финансовую подушку.


Я вот пошёл в «свободное плавание» спонтанно и с нуля: без опыта, навыков, денег и поддержки друзей-фрилансеров. И поэтому допустил много факапов. Знал бы — готовился б заранее, хотя бы прочитал похожую статью: -)


2. Несерьёзное отношение

К сожалению, некоторые считают, что фриланс — это что-то несерьёзное. Что свободный график и разные заказчики → маленькая ответственность. Это не так, скорее, наоборот.

Во-первых, репутацию испортить очень легко. Истории о срывах дедлайнов, несоблюдении ТЗ и обмане очень быстро распространяются среди коллег. К тому же недобросовестный исполнитель может попасть во всякие чёрные списки, а там уже «интернет всё помнит».

Во-вторых, пренебрежительное отношение одного фрилансера вредит всем. Так как формирует соответствующее мнение среди бизнеса. Не надо так.


Совет

Действуйте профессионально, относитесь к фрилансу с полной ответственностью. Это такая же работа, просто в другом формате. Естественно, тут нет начальников, поэтому придётся стать начальником самому себе.


К счастью, на эту граблю я не наступил. С первых дней делал всё по ТЗ, писал только уникальный текст, заранее просил о переносе сроков и т.д., — чего и вам настоятельно рекомендую.


3. Все яйца — в одной корзине

Пожалуй, самая серьёзная финансовая ошибка фрилансеров. Да, многие привыкли, что нужно искать стабильную и хорошо оплачиваемую работу. Но на фрилансе это плохая стратегия. Даже у самых надёжных постоянных клиентов бывают задержки выплат, смена стратегий и команды, закрытие проектов. Диверсификация позволяет переждать временные кризисы и остаться на плаву. Если фрилансер надеется на одного заказчика, а у того случаются сложности, — придётся сосать лапу (а на решение проблем и поиск новых заказов могут уйти недели).


Совет

Никогда не делать все ставки на один проект, пусть даже там есть возможность работать фултайм и за хорошие деньги. Лучше сотрудничать с 3–5 постоянными клиентами и не беспокоиться, что однажды можно остаться совсем без заказов. К тому же, когда в одном месте платят 2 раза в месяц, а в другом по факту, это очень удобно: заработок поступает часто и сложно сразу всё израсходовать, как это бывает с обычной зарплатой.


Первые год-два я работал с одним маркетплейсом. Сначала там было так себе, потом стали платить хорошо и заказывать много контента. Поэтому я стал работать только с этим проектом, за что и поплатился. В один прекрасный день редактор написала, что всё, сеошникам тексты больше не нужны. Итог: страх, стресс, долги, копеечные подработки, судорожный поиск клиентов, срочное обучение новым навыкам. Зато наконец стал класть яйца в разные корзины.


4. Сплошная рутина, замкнутый круг

Согласен, абсолютно нормальное желание — найти несколько адекватных проектов, наладить стабильный поток заказов, затем делать примерно то же по привычной схеме и получать за это хорошие деньги. Но тут есть серьёзный риск расслабиться и остановиться в развитии. А это в диджитале очень опасно, так как всё течёт и меняется каждый день. И в дальнейшем любовь к зоне комфорта может больно ударить по кошельку.


Совет

Хоть и не хочется, надо постоянно делать что-то новое, разбавлять рутину. Например, искать новых клиентов, даже если действующих хватает. Или пробовать откликаться на вакансии, даже если не собираетесь трудоустраиваться, — это поможет узнать потребности бизнеса, проверить свои знания и навыки на практике, да и просто взбодриться.


Ну и, конечно, важно самостоятельно учиться, осваивать hard и soft skills, в том числе в смежных тематиках. Занимаетесь текстами — стать более крутым и востребованным поможет изучение аналитики, программирования, дизайна, управления проектами. А совсем новичкам — даже не знающим, какое направление выбрать, — можно пойти на «Я — интернет-маркетолог PRO» от Skillbox. Это курс с гарантированным трудоустройством, живыми встречами и воркшопами. От нуля до первых заказов — 4 месяца.

Лично мне, к сожалению, уход от рутины даётся тяжело. Всё-таки онлайн-курсы, тестовые задания, сайд-проекты, формирование личного бренда — это инвестиции в будущее. А деньги нужны уже сейчас. Но вы не будьте как я: -)


5. Неправильная оценка своей работы

Тут может быть два варианта:

  1. Фрилансер просит меньше денег, чем действительно стоит его работа. Демпинг плох тем, что мешает нормально зарабатывать и расти профессионально — ведь специалист мог бы получить больше за ту же работу, а оставшееся время направить на самообучение.
  2. Фрилансер требует сумму, которая не соответствует его текущим навыкам и знаниям. Такой подход тоже может сказаться на финансах: клиент откажется от дальнейшего сотрудничества, если услуга дорогая, а её качество оставляет желать лучшего, нет нормального бизнес-результата. Также здесь есть репутационный риск: заказчик может заплатить как договорились, но предупредит коллег, что такой-то фрилансер называет 1 000 рублей, а делает на 100.

Совет

Выполнять предыдущие 4 совета, тогда получится объективно оценивать себя (общаясь с разными заказчиками) и не бояться при необходимости увеличивать цену (за счет постоянного саморазвития, ответственности и той же диверсификации). А чтобы избежать переоценки собственной работы, важно отслеживать показатели эффективности. Например, интернет-маркетолог может запрашивать ROI и конверсию лидов в заказы, автор статей — трафик, дочитываемость, глубину просмотра и др.


Как-то я провёл эксперимент: решил внезапно просить за работу в два раза больше, чем брал до этого. После того как несколько потенциальных клиентов отказались от сотрудничества, а постоянный заказчик чуть было не сделал это, я понял: слишком дорого: -) Со временем всё же стоимость услуги подросла в 1,5 раза, а за счёт увеличения скорости была достигнута желаемая сумма.


6. Пассивное ожидание заказов и клиентов

Входящий маркетинг работает. Но не стоит особо надеяться, что кто-то случайно, например, заметит ваш проект, радостный придёт в личку и предложит интересную высокооплачиваемую работу. Конечно, в то же время вряд ли получится эффективный директ-маркетинг1 без опыта, минимальной известности, заполненного профиля и портфолио.


Совет

Использовать максимум инструментов. Публиковаться на внешних площадках ради личного бренда, наполнять сайт-портфолио, вести личный блог, рассказывать о себе в соцсетях — хорошо. При этом не помешает проявлять инициативу: откликаться на вакансии, писать на почту потенциальным клиентам, задействовать сарафанное радио и т. д. Главное, о себе рассказывать честно и как живой человек, а не шаблонами, штампами, нереальными обещаниями.


На практике было довольно редко, когда потенциальный клиент читал мою статью и потом сразу стучался в личку с предложением о сотрудничестве. Однажды так случилось, но, как оказалось, там сработало несколько факторов: помимо статьи ещё понравилось портфолио, плюс меня порекомендовал коллега. В основном было
по-другому: я сам откликался на объявления о поиске авторов, в том числе уже на давно закрытые (стучитесь и вам откроют, как говорится), а уже потом, конечно, заказчики смотрели все эти примеры работ, созванивались и т.д.


7. Работа через силу

Бывает, фрилансер берёт задачу из-за потенциального заработка, но не учитывает другие факторы. Ведь задача должна быть интересной и выполнимой в срок, а заказчик — приятным в общении. Иначе работа будет казаться каторгой.


Совет

Не хочется брать задачу — не стоит её брать. Не нравится человек — не надо с ним работать. Даже если на горизонте серьёзные деньги. Нервы, время, репутация — дороже. Вы на фрилансе, вольны выбирать. Есть вполне понятные критерии выбора: отзывы, тематика, тон общения, профиль заказчика и др. Но ещё, считаю, важно прислушиваться к интуиции. Доверять себе.


У меня бывало, что проект казался сомнительным: муторное тестовое задание, странная система оплаты, отсутствие отзывов — много признаков, что связываться не стоит. А в результате — долгосрочное сотрудничество, хороший заработок, душевное общение, никакого геморроя. Было и наоборот: вроде серьёзная компания с большими деньгами, которой хочется доверять, — и кидает на деньги, как последний фейк-перекупщик из VK. Такие дела.


8. Пустая трата времени

На фрилансе не получится получать зарплату за прокрастинацию в соцсетях, походы в курилку и распитие чая с печеньками (как это бывает на обычной работе с почасовой оплатой). Деньги платят за результат, не важно, сколько вы на него потратили — час, день или полмесяца.


Совет

Постоянно работайте над продуктивностью, увеличивая стоимость своего рабочего времени. С одной стороны, старайтесь избавиться от поглотителей времени (соцсети, игры). С другой — ищите, как автоматизировать и минимизировать рутину.


Я вот, например, использую для тайм-менеджмента трекер RescueTime и расширение Tomato Clock. А для уменьшения рутины — море всяких инструментов. Например, занимаюсь планированием в Trello вместо Excel, собираю большую семантику профессиональными SEO-сервисами вместо Wordstat, слежу за определённой темой через Google Trends вместо ручного мониторинга. Ещё не так давно научился массово выгружать все картинки из Word: оказывается, надо просто открыть doc-файл с помощью WinRar и найти там папку media.

Дисклеймер. Это бесконечный процесс, на самом деле, он вечно актуален
и для опытных фрилансеров. Но новичкам особенно критично, так как поначалу заказы и так недорогие.


9. Отсутствие нормального отдыха

Ожидания: на фрилансе буду заниматься спортом, отдыхать, проводить больше времени с семьей — ведь не надо торчать на работе 5/7, ехать через пробки и т.д.

Реальность: сидишь за компьютером по 10–12 часов без выходных и отпусков, неделями никуда не выходишь, да ещё и времени вечно не хватает.

Загвоздка в том, что стираются границы между работой и домом — всё происходит в одном месте. Легко перейти от написания статьи к новому ролику на YouTube, плюс домашние часто отвлекают. Проблемы с самодисциплиной и режимом дня усугубляются пониманием, что чем больше работаешь, тем больше денег. В погоне за заработком на фрилансе очень просто вообще прекратить отдыхать. Это, конечно, чревато падением продуктивности, выгоранием, подрывом здоровья и нервными срывами.


Совет

Отдыхать несмотря ни на что. Менять деятельность, проводить цифровые детоксы, выезжать за город и т.д.


И это самая коварная грабля, на которую я продолжаю наступать. Ловушка, в которую я упорно попадаю раз за разом. Даже эту статью я пишу ночью, в воскресенье и не выходя на улицу уже третий день. Умоляю, учитесь на чужих ошибках — не делайте так. Рано или поздно у меня падает продуктивность почти до нуля, я смотрю в зеркало, вижу лишний вес и говорю: «Всё, хватит так работать». Но, увы, хватает ненадолго.


Научитесь: Профессия Интернет-маркетолог Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована