41-ФЗ изменил правила коммуникации с клиентами: рассказываем главное, что нужно знать
Почему писать клиентам в Telegram теперь нельзя и что делать, чтобы не получить штраф до миллиона рублей.


Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media
1 июня вступил в силу закон №41-ФЗ — в обиходе его ещё называют антимошенническим законом. Он серьёзно меняет правила коммуникации с пользователями.
Закон содержит много положений. В этой статье редакции «Маркетинг» Skillbox Media мы разобрали самые важные изменения. Рассказываем:
- почему WhatsApp, Telegram и Viber для бизнеса теперь под запретом;
- почему совершать массовые звонки стало сложнее;
- как и зачем маркировать звонки и сообщения;
- почему старые правила игры с корпоративными номерами больше не работают.
WhatsApp, Telegram и Viber под запретом — но не для всех
С 1 июня 2025 года некоторым компаниям запрещено использовать иностранные мессенджеры для общения с клиентами. В перечне иностранных мессенджеров девять приложений: Telegram, WhatsApp, Viber, Discord, Snapchat, Microsoft Teams, Threema, WeChat и даже прекративший работу Skype.
Ограничение касается не всех. Запрет распространяется на крупные компании и на компании из некоторых ниш. Под крупными компаниями в законе понимают:
- сайты, страницы и сервисы с ежедневной аудиторией свыше 500 тысяч пользователей;
- онлайн-сервисы с клиентской базой от 100 тысяч человек.
Вне зависимости от посещаемости и размера клиентской базы иностранные мессенджеры не могут использовать государственные органы, кредитные и некредитные финансовые организации, компании с долей участия РФ более 50%, операторы связи, социальные сети, субъекты национальной платёжной системы, сервисы для размещения объявлений, маркетплейсы и агрегаторы информации о товарах и услугах.
«Даже тем, кто не в зоне риска, стоит задуматься о переходе на российские мессенджеры. Государство взяло курс на жёсткий контроль коммуникации с клиентами. Пока это касается не всех, но это вопрос времени. Если вы работаете в B2C, финтехе или чем-то приближенном к чувствительным данным, до вас точно дойдут. И тут важный момент: технически переехать на „российские рельсы“ за один день не получится. Поэтому начинать заранее разумно».
Антон Карцев,
основатель интегратора AlarmCRM
Под запретом любые персональные коммуникации. IT- и IP-юрист RTM Group Карина Маргарян поясняет: «Запрет касается любых случаев, когда компания персонально информирует или консультирует клиента через иностранный мессенджер. Это может быть персональная переписка менеджера с пользователем, отправка ему уведомлений, информирование о статусе заказа в чат-боте, техническая поддержка. Так, ВТБ и ПСБ уже заявили об отказе от информирования своих клиентов в чат-ботах в Telegram».
Публикация постов в телеграм-канале компании не будет считаться нарушением, говорит Карина Маргарян. Посты в каналах и сообществах — не персональная коммуникация.
За нарушение запрета бизнес могут привлечь к ответственности по статье 13.11.2 КоАП РФ, уточняет Карина Маргарян. Штрафы составляют:
- 30–50 тысяч рублей для должностных лиц;
- 100–700 тысяч рублей для юридических лиц.
Ещё, если бизнес будет игнорировать запрет на коммуникацию в иностранных мессенджерах, есть вероятность, что Роскомнадзор будет блокировать его аккаунты.
Прецеденты, связанные со штрафами, уже есть. В апреле 2025 года российский суд впервые привлёк к ответственности банк, который использовал WhatsApp для передачи персональных данных клиента. Банк оштрафовали на 200 тысяч рублей.
Совершать массовые автоматические звонки нельзя, если абоненты на них не соглашались
С 1 июня 2025 года нельзя совершать «массовые и (или) автоматические телефонные вызовы» абонентам, которые не давали согласия на них. Это значит, что даже автоматический звонок, в котором клиенту сообщат время прибытия курьера, может оказаться вне закона.
Пока рынок ждёт разработки нормативных актов, которые внесут ясность в понятие массовых звонков и в порядок получения согласия абонентов, говорит IT- и IP-юрист RTM Group Карина Маргарян. Но уже сейчас понятно, что согласие должно:
- однозначно идентифицировать абонента — то есть позволять устанавливать его личность;
- достоверно устанавливать волеизъявление абонента — то есть чётко подтверждать его желание получать звонки.
«Пока неясно, как это будет реализовано на практике. Но по аналогии с согласиями, которые получают для обработки персональных данных и для рекламной рассылки, могу предположить, что согласие на массовые вызовы тоже должно быть оформлено отдельно. То есть его не стоит включать в другие документы», — советует Карина.
Можно предположить, что согласие абонента можно получать:
- через специальную форму на сайте — пользователь ставит галочку в соответствующем поле;
- с помощью СМС — пользователь называет одноразовый код, подтверждающий согласие;
- офлайн — клиент подписывает отдельное согласие на бумаге.
«В формулировке согласия рекомендую чётко обозначать массовый характер звонков и не объединять их с рекламными рассылками. В противном случае невозможно будет доказать, что получено согласие именно на массовые звонки», — предупреждает Карина.
«Вообще, 41-ФЗ довольно актуальный: цифровое мошенничество растёт, и нужны инструменты противодействия этой угрозе. В законе есть явные плюсы для физических лиц.
А вот для бизнеса закон неоднозначный, особенно в части запрета на иностранные мессенджеры и массовые звонки — они широко используются в продажах. Закон точно ударит по компаниям, которые занимаются маркетингом в сфере B2C, обзвонами, лидогенерацией.
Вырастет доля юристов, которые будут проводить аудит компании на соответствие в том числе и этому закону наряду с широко используемым 152-ФЗ».
Артур Гараев,
генеральный директор IT-компании Garpun Software, предприниматель в сфере IT
За нарушение этого запрета могут оштрафовать по статье 14.3 КоАП РФ:
- на 10–20 тысяч рублей — граждан, например ИП;
- на 20–100 тысяч рублей — должностных лиц, например руководителей;
- на сумму от 300 тысяч до миллиона рублей — юридических лиц.
Штраф может инициировать ФАС. Пользователь, который получил автоматический вызов, может пожаловаться в ФАС, и бизнесу придётся доказывать, что он получал согласие клиента на такие вызовы.
Ещё с 1 сентября 2025 года абоненты смогут официально отказаться от получения рекламных звонков и СМС, подав заявку оператору связи. Тогда бизнес не сможет звонить или писать таким пользователям, чтобы что-то прорекламировать.
Все звонки и сообщения пользователям нужно маркировать
С 1 сентября 2025 года операторы связи должны передавать абонентам информацию об инициаторе звонка. Бизнес, соответственно, должен передавать оператору информацию для такой маркировки.
Добровольная маркировка доступна и сейчас, но это платная услуга. В будущем операторы должны будут маркировать звонки бесплатно.
Правила внедрения, способы передачи информации операторам, формат маркировки и прочие условия определят позже, говорит IT- и IP-юрист RTM Group Карина Маргарян. Но уже есть проект постановления, из которого понятно, как это будет работать в общих чертах.
Согласно проекту постановления, бизнес должен будет заключить с оператором связи договор на отображение информации у лица, принимающего вызов. В договоре нужно будет указать категорию вызовов, принадлежащие бизнесу номера и информацию о нём — например, коды ОКВЭД, ЕГРН или ЕГРНИП, полное и сокращённое наименование, свидетельство о регистрации товарного знака (если он есть).
Оператор будет передавать пользователю название компании, категорию звонка и дополнительную информацию. Но не более чем в 32 символах текста, говорит Карина Маргарян.
Скриншот: regulation.gov.ru / Skillbox Media
Пока закон не предусматривает ответственности за нарушение требований о маркировке звонков. Карина Маргарян предполагает, что наказание может быть аналогично наказанию за спам-звонки. По части 4.1 статьи 14.3 КоАП РФ это:
- 10–20 тысяч рублей для физических лиц;
- 20–100 тысяч рублей для должностных лиц;
- от 300 тысяч до миллиона рублей для юридических лиц.
Штраф может инициировать ФАС — если пользователь пожалуется на звонок без маркировки.
«Полагаю, что обязанность маркировать звонки повлечёт рост цен на услуги связи и финансовые услуги. Закон приведёт к дополнительной материальной нагрузке для финансового и банковского сектора.
Вообще, плюсы 41-ФЗ в том, что он триггерит создание нашего более безопасного софта и создаёт большую защищённость пользователей (хотя надо проверить, как он будет работать на практике). Минусы — в ломаной коммуникации, в том, что новые воронки и схемы непривычны и к ним нужно будет привыкать всем — и бизнесу, и пользователям.
Но к этому нужно приспосабливаться. То, что происходит, — однозначно переход в новую реальность, где как раньше уже не будет.
Что делать? Советую аутсорсить IT-юристов, юристов по интеллектуальной собственности, а также IT-специалистов и проджектов, которые способны своевременно перестроить процессы».
Елена Мельник,
CEO & founder агентства маркетинга и брендинга EM Studio
Номера телефонов нельзя передавать разным сотрудникам
С 1 сентября 2025 года нельзя передавать абонентские номера. Единственное исключение: физические лица могут передавать абонентские номера близким родственникам и членам семьи — например, супругам, родителям, детям, братьям и сёстрам.
Для бизнеса это значит, что сотрудники не смогут передавать номера коллегам просто так, разъясняет IT- и IP-юрист RTM Group Карина Маргарян. Если номер телефона закреплён за менеджером, желательно, чтобы с него с клиентами общался только он.
Зарегистрировать корпоративный номер и позволить общаться с него всем сотрудникам не получится. Ещё с 1 января 2025 года все корпоративные номера нужно регистрировать на «Госуслугах»; а для этого — указывать при каждом корпоративном номере, какой сотрудник за него отвечает.
Отдельных мер ответственности за нарушение этого запрета пока не предусмотрено. Известно только, что она будет возложена на владельцев абонентских номеров, говорит Карина Маргарян.
41-ФЗ вводит ещё одно изменение: с 1 марта 2026 года в России должна заработать новая государственная система — антифрод-платформа, разработанная Минцифры. Она объединит данные о номерах, которые использовались в мошеннических схемах. Но как именно будет работать платформа и как с ней взаимодействовать бизнесу, пока непонятно.
Главное об изменениях в правилах коммуникации с клиентами
-
Нельзя использовать для персональной коммуникации иностранные мессенджеры — в частности, Telegram и WhatsApp. Пока запрет касается компаний с клиентской базой от 100 тысяч человек, проектов с ежедневной аудиторией от 500 тысяч человек и компаний из некоторых сфер — например, банков.
- Нельзя совершать массовые звонки без согласия абонентов. Согласие на массовые звонки нужно брать так, чтобы можно было однозначно идентифицировать пользователя и установить, что он согласился именно на массовые звонки.
- Звонки и сообщения пользователям нужно маркировать, а для этого — заключить договор с оператором и передать ему данные о бизнесе. Оператор будет передавать на смартфоны пользователей текст длиной до 32 символов: название компании, её категорию и дополнительную информацию.
- Нельзя передавать один номер разным сотрудникам: даже за корпоративный номер должен отвечать кто-то один.
Больше о законах, касающихся маркетинга, читайте в других статьях Skillbox Media
- Закон о сборе 3% с дохода от рекламы уже действует: что нужно знать
- На вашей странице 10 тысяч подписчиков: что делать, чтобы её не заблокировали
- Закон о рекламе для маркетологов: как безопасно звонить клиентам, писать email и СМС
- Персональные данные для диджитал-маркетинга: полный гайд и шаблоны документов
- Маркировка рекламы: что нужно знать маркетологам, бизнесу, подрядчикам