«Я продала квартиру и купила салон красоты»: история Дарьи
Однажды Дарья твёрдо решила изменить свою жизнь. Теперь она успешно развивает салон красоты и стремится к среднемесячной выручке в 2,7 млн рублей.
Иллюстрация: rawpixel / standret / freepik / Vectonauta / Freepik / Ashley Batz / Greg Trowman / Unsplash / Дима Руденок для Skillbox Media
Дарья Притула
Санкт-Петербург
Пройденные курсы
Достижения
Прошла обучение и за год увеличила среднюю выручку салона на один миллион рублей.
Дарья рассказала:
- о самом важном правиле успешных продаж;
- как продавцы салонов не воспринимали её всерьёз;
- какие способы продвижения работают у MOLLIS LUX лучше всего;
- о «запрещённых приёмах» конкурентов;
- почему наказывать деньгами — негуманно и как можно иначе.
Сегодня я с уверенностью могу сказать: я счастливый человек. За это состояние благодарна своему делу и новой профессии. Каждый день я еду на работу как на праздник. Скорее спешу к любимым сотрудникам и клиентам, делам и задачам, а в течение дня не замечаю, как пролетает время.
«Помню, как тряслась перед богатыми людьми»: начало моей истории
Получить экономическое образование в моё время считалось невероятно престижным — вот я и окончила институт по специальности «экономика и управление на предприятиях». Душой при этом всегда мечтала о творческой профессии — например, стать дизайнером одежды.
Работала с 17 лет. В том числе продавцом нижнего белья в ГУМе. Именно там я впервые столкнулась с очень состоятельными людьми и научилась грамотной коммуникации с ними. Этот навык выручает меня сегодня.
Помню, сперва я тряслась перед богатыми «тётями» и «дядями»: они казались недостижимо умными и опытными. Разница между социальными слоями застилала глаза. А ведь по факту для хорошей продажи нужно было сделать лишь одно: увидеть в человеке человека, без ярлыков «бедный»/«богатый». Услышать, что он хочет, и закрыть эту потребность.
При общении с клиентами в головах многих продавцов крутится: «Ну купи, купи, купи» — и они навязывают услуги, давят, наседают. Но так это не работает. Главный ключ к продажам — умение слушать и помогать.
«Поставила себе цель к 35 годам найти дело мечты»
После выпуска из вуза я работала региональным менеджером в крупных компаниях. Особого удовольствия не испытывала, зато получала стабильный и хороший доход.
Всё изменилось, когда мне стукнуло 32. Переосмыслив свой путь, поставила себе чёткую цель: «К 35 годам ты должна найти дело по душе и преуспеть в нём». О бизнесе тогда не думала, просто хотела сменить специальность.
Прошёл год, ещё один, а мыслей, в какую именно сторону двигаться, всё не возникало. Наконец, озарило: «Салон красоты! Хочу управлять салоном красоты». Стала искать информацию о бизнесе и бьюти. Я не имела опыта ни в том, ни в другом, но очень сильно в себя верила.
Опыт деловых коммуникаций с прошлой работы помогает в управлении салоном сегодня: я могу разрулить любую ситуацию — и с клиентами, и с сотрудниками.
Однажды таргетированная реклама подбросила мне курс «Менеджмент в индустрии красоты». Заинтересовалась. Увидев, что партнёр программы — имидж-лаборатория «Персона», задумалась ещё сильнее: «Старая, но очень известная сеть — что же они могут предложить?» Погуглила, посмотрела несколько роликов на ютуб-канале Игоря Стоянова, основателя «Персоны», и решилась на покупку. Спикер покорил меня своей историей, видением и подходом.
«Обучение дало фундаментальные знания»
Курс проходила взахлёб. Каждый вечер после работы, вместо сериалов и отдыха, по расписанию шёл Skillbox. Лекции и домашки доставляли удовольствие — я убеждалась, что сделала правильный выбор. Особенно мне, как экономисту, легко давался блок про финансы: таблицы, аналитика — в них я чувствовала себя как рыба в воде.
Книга Игоря Стоянова «Бизнес от сердца. Принципы основателя сети имидж-лабораторий „Персона“» показала, что ошибаться — это нормально. Неудачи будут, но они случаются у всех. Это часть процесса.
Обучение дало мне фундаментальные знания и усилило веру в себя: преподаватели объясняли сложные моменты в бизнесе так просто, что страх мгновенно рассеивался. Диплом, правда, я так и не защитила, потому что, вдохновлённая и замотивированная, отправилась открывать свой салон.
Параллельно с прохождением курса, для большего эффекта и результата в деле, прорабатывала свою личность. Стояла на гвоздях, кричала на водопад. «Перепрошивала» себя как могла, чтобы начать бизнес обновлённой.
Анна Соколова
Управляющий партнёр бизнес-школы «Персона»
«Несмотря на то, что Дарья окончила курс более года назад, она остаётся активным участником чата и следит за всеми событиями и новостями. Получает максимум пользы от программы — даже однажды приехала из Санкт-Петербурга в Москву на открытый воркшоп.
Спикеры бизнес-школы „Персона“ — практики. Те, кто каждый день работает в салонах, руководит ими и, как никто другой, понимает боли студентов. Мы даём те знания, которые легко можно переложить на своё дело и которые обязательно дадут результат».
«Люди смеялись, когда узнавали, что это мой первый бизнес»: о поиске места
Изначально планировала открыть салон с нуля, но в процессе обучения поняла, что не потяну. Слишком много вложений. Решила приобрести готовый вариант. Правда, немного не рассчитала с ценами.
Думала, что куплю небольшой салон площадью 60–70 квадратных метров за 500–600 тысяч рублей. Посмотрела варианты на «Авито» — нашлись подходящие. Это потом, на просмотрах, я поняла, что львиная доля объявлений были фейковыми: агентства размещали красивые картинки для привлечения внимания, а потом «дожимали» клиентов как могли.
Чего я только не видела, пока ходила по продающимся салонам. Некоторые до сих пор ведут журналы посещений вместо того, чтобы один раз взять и настроить онлайн-запись. Были и те, кто никогда не считал выручку дня, а на вопрос о ежемесячной прибыли пожимал плечами 🙂
На переговорах меня часто не воспринимали всерьёз. Даже случались такие диалоги:
— У вас же есть опыт? Знаете, что да как, раз покупаете?
— Нет, это мой первый бизнес. Прошла курс в Skillbox и вот решила приобрести салон.
И люди смеялись, сказанное казалось им абсурдным. Но они не знали, что ощущала я. А я была на 100% уверена в полученной базе. Хоть и чувствовала себя в тот момент маленькой рыбкой, заплывшей к хищным акулам.
Открытие и развитие салона красоты — моя миссия. Всю жизнь я восхищалась женщинами, рассматривала их с любопытством. Мне всегда хотелось раскрыть природную красоту и индивидуальность тех, кто сам её не видел, помочь, поделиться советами. Наконец, я к этому пришла.
«Вместо 600 тысяч рублей купила салон за 2,6 миллиона»
В итоге я продала квартиру и купила салон за 2,6 миллиона рублей. Но стоит оговориться: проданная квартира была моей личной, не основной, на улице я не осталась. Муж в решении поддержал: он тоже ведёт свой бизнес и давно подталкивал меня уйти из найма.
О выборе ни разу не пожалела: салон MOLLIS LUX находится недалеко от центра Петербурга, в ЖК бизнес-класса, само помещение просторное. Предыдущие владельцы открыли его прямо перед ковидом и не справились с трудностями пандемии.
А я купила салон сразу после 24 февраля 2022 года… Все знакомые крутили у виска: «Да сейчас все твои бизнес-клиенты разъедутся, что будешь делать? Зачем?» Но я никого не слушала и просто шла вперёд.
«За год среднемесячная выручка выросла почти на миллион рублей»
Салон мне передали в упадочном состоянии: было видно, что его развитие бросили на полпути. Все мастера ходили с грустными лицами, а администраторы не задерживались на позиции дольше месяца.
Прошлые собственники оставили базу клиентов в удобной CRM Yclients. Я могла отследить количество записей, вложенных денег и другую аналитику салона с первого дня открытия. За год после покупки мы приросли более чем на 50%.
И это я ещё не вкладывалась в рекламу! Единственное, за что заплатила, — печать листовок и карточек лояльности. Взрослые клиенты очень любят эту «забаву»: копить печати и, наконец, получать услугу в подарок. Но в ближайшее время планирую переходить на цифровой вариант и подключать интеграцию с бонусными накоплениями.
«Карты — это хороший инструмент»: о продвижении
На курсе нам дали ценный совет: «Не умеете что-то? Делегируйте». Я прислушалась: сразу заплатила за создание нового сайта, заказала фотосъёмку салона, распределила обязанности по ведению соцсетей.
Результаты не заставили себя ждать. Мы быстро реанимировали аккаунт в «Инстаграме»*: регулярно публикуем рилсы и информационные посты, окошки для записей в сторис. С помощью этих инструментов захватили молодую возрастную категорию — 20–30 лет.
Также хорошо работает продвижение через «Яндекс Карты» и 2GIS. Этот инструмент остался нам после прошлого собственника, единственное — я отменила скидку и подарок за отзыв. Вместо этого теперь сразу после посещения клиент получает автоматический запрос мнения о визите (пользуемся услугами Revvy). А аналитику собираем через KPI.bi — об этой программе, кстати, я узнала на курсе.
«Хороший сервис повышает лояльность»
Много сил я вкладываю в сервис и его улучшение. Сотрудников всегда учу, что о клиенте нужно заботиться: посетительницы приходят к нам не только за услугой, но и просто хорошо провести время, поэтому мы должны подстраиваться под их желания. Хочет поговорить? Стань эмпатичной. Хочет поспать или помолчать? Не беспокой.
Такой подход взращивает лояльность и благосклонность клиента. Показательный случай: у девушки скололся ноготь, но вместо претензии она отправила интеллигентное сообщение, где мягко акцентировала внимание на проблеме. Предположила проблему с материалами — то есть попыталась помочь нам, как бизнесу.
И всё же, несмотря на нацеленность на клиента, руководитель всегда должен защищать своих мастеров. Не говорите в ответ на жалобу: «Ой, да, мастер плохой, приходите, вам хороший переделает», — так вы ставите под сомнение качество всего салона.
О происках конкурентов
Сфера бьюти очень конкурентна. К сожалению, не все в ней играют по-честному, делая ставку лишь на качество услуг или хороший маркетинг. Иногда в ход идут «запрещённые приёмы»: однажды перед Новым годом, в самое прибыльное время, кто-то за ночь забил нам все окошки фейковыми записями.
Так повторялось несколько раз. Всеми возможными способами мы пытались связаться с записавшимися «клиентами», но никто не отвечал. Тогда мы на свой страх и риск отменяли записи, освобождая место реальным людям.
«Текучки нет. Мне, наоборот, не хватает рук»
MOLLIS LUX растёт с каждым месяцем. Клиентов становится всё больше, рабочих рук не хватает, и я усиленно ищу мастеров. Я очень переживаю, когда клиент звонит день в день, а у нас для него не находится окошек. Так мы теряем человека, и он уходит к другим.
Найти мастера в салон — не так-то просто. Хороших быстро разбирают или они в принципе не идут в наём и работают на себя. Сейчас, например, у меня уже месяц висит вакансия на HeadHunter, но на неё до сих пор не откликнулся ни один человек :)
Собеседования всегда провожу в два этапа. На первом показываю салон, рассказываю о коллективе и правилах, спрашиваю об опыте, ценностях. Далее тех, кто понравился, зову на тест-модель. При этом мой личный принцип — обязательно связаться с каждым кандидатом, даже если я его не выбрала. Обратная связь — это «спасибо» за уделённое время и внимание, проявление вежливости.
«Я не наказываю деньгами — таков мой стиль управления»
Мой стиль управления — демократический. Несмотря на большой опыт руководства в прошлом, я сохранила мягкость внутри. Например, просто физически не могу оштрафовать сотрудника за опоздание. Злюсь, отчитываю, но всё равно отношусь с пониманием: проспал, не успел, что-то случилось — ведь правда разное в жизни случается. Да и странно требовать 500 рублей в кассу салона, если от опоздания в первую очередь страдает клиент.
Недавно мы нашли довольно экологичный выход из ситуации. Честный по отношению ко всем и стимулирующий сотрудника быть ответственнее: на сколько минут опоздал — столько процентов скидки получает клиент. Когда клиент слышит это правило, то заметно веселеет и вместо раздражения втайне испытывает надежду: «А может, мастер ещё чуть-чуть задержится?» Опозданий, кстати, стало меньше 🙂
Как не допускать текучести кадров
Я забочусь об эмоциональном состоянии своих сотрудников, так как понимаю, что это напрямую влияет на их работу и результаты салона. В течение недели всегда стараюсь поговорить с каждым мастером, узнать его мысли, потребности, но в личную жизнь никогда не лезу.
Раз в месяц обязательно провожу очные планёрки: сначала мы обсуждаем планы и показатели, а потом просто общаемся в свободном формате за чаем, смеёмся. Благодаря таким встречам растёт сплочённость коллектива: мастера, работающие в разных сменах, наконец пересекаются и знакомятся друг с другом.
«Я поднимаю себе настроение хорошей музыкой»: о профилактике выгорания
Управление салоном увлекает. Иногда я настолько погружаюсь в процесс, что выпадаю из других сфер жизни. В такие моменты важно замедлиться, чтобы не выгореть. Для меня отличным индикатором необходимости сделать это служит муж. Он всегда корректно замечает, если я с головой ухожу в салон, — тогда я быстро прихожу в себя. Переключаюсь.
Лучшая профилактика для меня — провести время с родными, погулять с сыном, выбраться на природу всей семьёй. Отлично выручает спорт: йога или утренние пробежки дают огромный заряд бодрости с утра. Обожаю слушать аудиокниги или позитивную музыку по дороге на работу, смотреть по сторонам. Мой путь пролегает через весь исторический центр Петербурга, поэтому я всегда им любуюсь.
О саморазвитии
Я люблю читать разную литературу. В любой книге всегда найду что-то для себя и пронесу это дальше. Например, недавно закончила «Выбор» Эдит Евы Эгер — историю выжившей в концлагере девушки.
Выводы автора, перенёсшей ужасы Освенцима, но не обозлившейся на мир, заставляют задуматься: каждое мгновенье — это выбор. Каждый день мы сами выбираем, как относиться к жизни — видеть лужу или отражающееся в ней солнце. Теперь я всегда стараюсь об этом помнить.
Из бизнесовых книг я бы советовала к прочтению:
- «7 навыков высокоэффективных людей» Стивена Кови;
- «Развитие лидеров» Ицхака Адизеса.
Про цели
Потенциал MOLLIS LUX я вижу в среднемесячной выручке в 2,7 миллиона рублей. Когда дойду до этой цифры, передам руководство салоном толковому управляющему (скорее всего, взращённому администратору), а сама отправлюсь покорять новые вершины. Искать новый салон для покупки и развития, а может — и открывать что-то с нуля.
* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook и Instagram на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».