«Важно с самого начала понимать, как именно обучение приведёт к результату»: история Юлии
Тема обучения и развития персонала интересовала Юлию всегда. Она разработала свою программу, прошла курс и теперь обучает менеджеров по всей России.


Фото: личный архив Юлии Грековой

Юлия Грекова
Россия, Калининград
Пройденные курсы
Достижения
Разработала вводный курс для новичков в своей компании, а также начала проводить обучение менеджеров сети АО «Новая мода» по всей России по темам, связанным с HR.
Юлия рассказала:
- как строила карьеру в фешен-ретейле;
- какую программу для обучения новичков разработала;
- какие полезные темы изучала на курсе;
- почему менеджер по обучению и развитию персонала не равно HR-специалист;
- чем занимается на работе, а чем — для души.
«Я разработала обучающую программу для новичков»: о карьере в фешен-ретейле и развитии персонала
Много лет я работаю в сети магазинов одежды АО «Новая мода» (ранее «Зара СНГ»). Раньше у меня не было закреплённого подразделения, и я постоянно ездила по городам, выполняя разнообразные задачи: где-то обучала сотрудников, где-то встречала иностранные делегации — я уверенно говорю по-английски и по-испански.
Постоянно меняла своё местоположение: открывала подразделение в Екатеринбурге, работала в Москве саппорт-менеджером, потом занималась другими задачами в Рязани. А затем приехала в долгосрочную командировку в Калининград.
Здесь мне предложили управлять филиалом: выстраивать и контролировать процессы, обучать персонал. Город и задачи понравились мне настолько, что, когда мне поступило предложение остаться тут на постоянной основе, я сразу же согласилась.
И вот, живу в Калининграде уже несколько лет. Перешла в подразделение с более крупными оборотами и сейчас работаю кризисным менеджером.

Фото: личный архив Юлии Грековой
Тема обучения и развития персонала интересовала меня всегда. В прошлом году я разработала обучающую программу для новичков — своего рода вводный курс по работе в компании. Теперь мы проводим его ежемесячно для всех новых сотрудников.
На презентации я рассказываю о ключевых проектах организации, в которых могут участвовать сотрудники, о системе оплаты труда (когда аванс и зарплата, какие возможны бонусы), а также о карьерных возможностях и других важных моментах. Словом, обо всём, что нужно и интересно знать недавно принятому на работу человеку.
Также я знакомлю новичков с информационным порталом компании, делюсь с ними всеми необходимыми ссылками и отвечаю на вопросы. И конечно, постоянно актуализирую информацию во всех источниках.
Разработанная мной программа значительно упростила адаптацию новых сотрудников. Теперь менеджерам не нужно тратить время на разъяснение базовой информации — всё происходит централизованно.
«Мы изучали темы, о которых я раньше даже не задумывалась»: об обучении на курсе и его пользе
О платформе Skillbox я слышала давно и очень хотела здесь учиться, о чём неоднократно говорила руководству. И вот чуть больше года назад компания оценила мои достижения и направила на курс по обучению и развитию персонала, который я предварительно выбрала.

Фото: личный архив Юлии Грековой
Совмещать учёбу и работу оказалось непросто. Выручало то, что дедлайнов не было и время на учёбу ничем не ограничивалось. И конечно, помогало то, что информация в курсе была разнообразной и хорошо структурированной.
Особенно мне понравилась гибкость дистанционного обучения: в таком формате я могла подстраивать занятия под свой рабочий график — смотреть лекции и выполнять практические задания, только когда удобно мне.
Куратор курса всегда была на связи и помогала разбираться в сложных вопросах, если у меня такие возникали. Также она делилась полезными дополнительными материалами, например ссылками на подкасты. К слову, для меня, как для человека совсем другого поколения, такой формат стал настоящим открытием: оказалось, что подкасты — это не просто развлечение. Оттуда можно забрать много полезной информации и за счёт этого значительно расширять свой кругозор.
На лекциях нам рассказывали и о других современных подходах и инструментах — например, как использовать искусственный интеллект, создавать чат-боты. Понятно, что этим в основном занимается IT-подразделение, но понимать принципы работы полезно и для HR-менеджера.
О некоторых вещах, которые нам объясняли в видеоуроках, я прежде никогда не задумывалась. Например, всё, что связано с расчётом экономической эффективности проекта. Многие HR-специалисты упускают этот аспект, считая его задачей бухгалтерии, но на самом деле это важная часть и их работы тоже.
Ещё одной неожиданной, но при этом очень полезной темой стало разделение целевой аудитории. Оказалось, что для разных поколений эффективны разные методы обучения, так же как и для людей с разными типами восприятия — аудиалов, визуалов, кинестетиков.

И ведь действительно! Не все одинаково хорошо воспринимают лекции на слух: некоторым, чтобы запомнить и понять, нужно увидеть, пощупать, проговорить… Теперь, вооружившись знаниями с курса, перед тем как дать сотруднику практическое задание, я сначала определяю, какой формат подачи информации ему подходит лучше всего.
Очень полезным оказался и студенческий телеграм-чат по профессии, где коллеги делились своими знаниями и опытом. Именно там я нашла дополнительную информацию по некоторым сложным профессиональным моментам.
«Я создаю и внедряю программы обучения»: о профессии
Менеджеров по обучению и развитию персонала часто путают с сотрудниками кадровой службы, но это совершенно разные профессии.
Классические «кадровики» занимаются наймом, увольнением, организацией корпоративных мероприятий и прочим. У нас же совершенно иной круг задач. Мы создаём программы обучения и внедряем их в работу компании.
Допустим, перед нами стоит задача повысить клиентоориентированность сотрудников. Значит, нужно подобрать инструменты и/или найти экспертов, которые эту задачу закроют. Затем — разработать и запустить программу, предварительно согласовав со всеми отделами время обучения и списки участников.
Важно не просто провести тренинг, а уже на старте понимать, как он приведёт вас к конкретному результату.
Потребность в обучении, как правило, возникает из реальной производственной необходимости. Например, если в компании внедряют новую функцию, обновляют процессы или закупают новое оборудование, с котором никто прежде не работал. Со всеми этими запросами отправляются в отдел T& D (training and development — отдел обучения и развития персонала).
Специалист по обучению и развитию персонала должен многое знать и уметь.
- Знать, что такое компетенции сотрудников.
Правильно их выявлять и прокачивать.
- Разбираться в HR-процессах.
Например, без знаний по командообразованию вы просто не сможете разработать эффективную релевантную программу — подготовить теоретический материал и продумать практические задачи.
- Быть коммуникабельным.
Нужно уметь договариваться с разными подразделениями, общаться с сотрудниками на всех уровнях и проводить тренинги в роли спикера.
- Всегда сохранять позитивный настрой.
Тогда и люди будут более позитивно настроены на обучение.
- Мыслить системно и ориентироваться на результат.
Обучение должно приносить реальную пользу компании, а не проводиться ради галочки.
«Буду продолжать развиваться в своей компании»: о текущей деятельности и планах
Благодаря пройденной программе я открыла для себя новый карьерный вектор — в моей компании меня включили в Campus Team (при этом прежняя должность также осталась за мной).
Campus Team — это небольшая команда менеджеров внутри нашего большого бренда. Всего нас десять человек на всю страну. Мы занимаемся обучением других менеджеров и управляющих. Каждый — по своему тематическому блоку.
Я отвечаю за блок по HR. В этом году у нас появилась важная задача — разработка и внедрение новых тренинг-планов для всех позиций внутри филиалов. Тренинг-план — это комплексная и индивидуальная система обучения под каждую должность (включает электронные курсы, практические задания и итоговую аттестацию). По сути, мы создаём чёткую, структурированную программу, которая позволит сотрудникам эффективно осваивать новые навыки.
На разработку этого проекта нам отвели примерно полгода, и для его реализации необходимо очень тесное взаимодействие со многими другими подразделениями в компании. Но я уверена, что у нас всё получится.
Несмотря на большую занятость на работе, у меня много увлечений и за её пределами. Я танцую танго, люблю прогулки в заброшенных местах, участвую в волонтёрских проектах — например, «Вода России», «Большая Байкальская тропа», которые нахожу через платформу «Добро.рф».
В целом, работа филиала сейчас отлажена, а моя дочь уже выросла — ей 22 года, поэтому есть время, помимо основной деятельности, заниматься и другими проектами.

Фото: личный архив Юлии Грековой
Сейчас мне очень нравится моя работа, но я всегда стремлюсь к большему. Хочу делать её ещё качественнее, поэтому продолжаю прокачивать свои навыки и профессиональные компетенции.
И Skillbox мне в этом эффективно помогает: если я, например, захочу сменить фокус в работе или углубить знания в конкретной сфере, то всегда буду знать, где получить доступ к актуальным образовательным программам.