Управление
#истории

«Мой проект — воронка, через которую футболисты попадают в клубы»

После травмы Дмитрий на время ушёл из футбола, который всегда любил. Но предпринимательский опыт и новые знания помогли ему остаться в любимом спорте.

Иллюстрация: Martin Boháč / Pexels / Neonbrand / Unsplash / Дима Руденок для Skillbox Media

Дмитрий Григорьев

Россия, Москва


Пройденные курсы


Достижения

Основал проект персонального сопровождения футболистов «На просмотре», а также запустил YouTube-канал о действующих лицах российского футбола.


Ссылки


Дмитрий рассказал:

  • как он нашёл на курсе партнёров и коллег;
  • почему физические данные футболиста — не главное;
  • почему родители — это главные враги юного футболиста;
  • как агенту выделиться среди конкурентов;
  • почему он любит юношеский футбол больше взрослого.

«В России футболистов не воспитывают, их отбирают»

— Почему ты решил заняться спортивным менеджментом?

— В 2007 году закончил играть в футбол, но любовь к спорту не погасла. Я сходил в армию, вернулся, сделал один бизнес, второй, третий… Всё это время фоном шли мысли: «Блин, а как же футбол? Я же так его любил…» В итоге я создал предпринимательский ФК любительского уровня, но вскоре на одном из матчей получил травму. Мне сделали операцию, после которой я не мог играть год. Поэтому стал думать, что ещё полезного мог бы сделать для футбола.

Вскоре наткнулся на курс в Skillbox «Профессия Спортивный менеджер» и оставил заявку. Информация на курсе отчасти оказалась знакомой, так как я всю жизнь был предпринимателем и знал всё про франчайзинг, мерчандайзинг и так далее. Кроме того, я довольно быстро окунулся в нетворкинг, ведь для своего проекта мне нужны люди. А в чате курса пятьсот с лишним потенциальных менеджеров, которые хотят работать в футболе!

В итоге я познакомился с кучей интересных людей. Например, с Алексеем Чечукевичем — он сейчас спортивный директор в ФК «Зоркий». И ещё с Никитой Семенюком — он мой партнёр и коллега по агентской деятельности в СА.

Дмитрий с президентом футбольного агентства «СА» Алексеем Сафоновым. Фото: личный архив Дмитрия Григорьева

— Насколько отличались твои ожидания от работы в сфере от реальности?

— Как предприниматель, который постоянно тестирует гипотезы, я привык мыслить результатами тестов, а не ожиданиями. В прошлом я управлял сетью соляных пещер, помогал супруге развивать студии маникюра в Москве, работал с инвестиционным фондом. Поэтому понимал, что футбольный менеджмент — это такая же работа, как и любая другая. Создание проекта «На просмотре» ничем не отличалось от процессов, которые я выстраивал раньше.

— В недавнем видео проекта «На просмотре» ты сказал, что в России футболистов не воспитывают, а отбирают. Что ты имел в виду?

— Селекционеры и тренеры в спортивных академиях совершенно не настроены на развитие футболиста. Вместо того чтобы воспитывать игроков с пелёнок, тренеры могут каждый год обновлять команду на 30–40%, потому что требования растут и им нужны всё более высокие и быстрые игроки. Ладно ещё, когда речь идёт о взрослых, сформированных футболистах, но юношеский футбол… Как можно искать игроков с ростом 180 сантиметров среди 12-летних парней? Они не понимают, что задача тренера — сделать своих игроков лучше, а не просто компоновать готовых футболистов на поле, ставить им тактику и дать установки на игру.

— Что эта ситуация значит для индустрии?

— То, что у нас никогда не будет игроков уровня серьёзных европейских брендов. Сейчас отбирают высоких и атлетичных, а думающие и креативные игроки почти никому не нужны. Мы просто теряем поколение. И тренеры здесь тоже заложники ситуации — они получают установки от руководства, которое ставит такие задачи, чтобы на следующий год получить больше денег. Но из-за этого портится уровень футбола. Игроки ведь способны с возрастом окрепнуть и ускориться, а вот игровое мышление, интеллект, спортивная наглость — такое присуще не всем.

Как родители спортсменов могут стать им врагами

— Ты решил создать проект «На просмотре», чтобы бороться с этой проблемой?

— Проект возник очень просто. Я, как человек, любящий футбол, посещал трайауты — просмотры для юных футболистов. Пока они играют друг с другом, за ними наблюдают селекционеры и скауты топовых клубов, чтобы потом отобрать себе и пригласить на просмотры в академию. Это классная практика, но одна вещь меня расстроила — селекционеры обращают внимание только на парней до 11 лет.

На старших ребят они смотрят уже без интереса, поэтому ребятам крайне сложно попасть в топовые российские команды. Я понял, что селекционер тоже заложник ситуации, так как тренерский штаб и руководство ставят ему задачу: «Привези нам парня на усиление». Конечно, он понимает, что 14-летний парень из Томска не сможет конкурировать в «Динамо» или в «Спартаке». И даже если селекционер такого парня отберёт, скорее всего, тренер скажет ему: «Ты дурак? Как я буду им играть? Мы не выполним задачи на сезон, и нас с тобой обоих уволят».

— И у тебя появилась идея, как это исправить?

— Мы увидели свободную нишу, потому что, помимо Клубной лиги, где играют все топы, есть ещё пять московских лиг. И в них тоже есть футбол! Да, это не элита, но разница между Первой лигой и Клубной не такая уж большая. И ребята, которые переросли уровень своего города и приезжают на московский трайаут из регионов, отлично подходят для команд Первой и Второй лиги.

Мы в «На просмотре» начали с того, что взяли семь пацанов и организовали им просмотры в клубы Второй лиги. Их всех взяли! Через полгода трое из этих парней попали в Первую лигу, один — в Клубную, и ещё один — в ЮФЛ. И это неудивительно, ведь футболист из Томска и футболист из Москвы отличаются друг от друга только уровнем подготовки.

Приехав в Москву, парни из регионов всегда в шоке от пробок, от масштабов города, скорости передвижения людей, метро и так далее. И им стоит дать хотя бы пару недель на адаптацию, позволить без давления влиться в тренировочный процесс. Как это ни печально, главными врагами футболистов становятся их родители, которые хотят всего и сразу, без промедления.

Фото: личный архив Дмитрия Григорьева

— Часто встречаете таких родителей?

— Часто! Бывает, родители насмотрятся на то, как звёзды футбола сорят деньгами, и у них в глазах сразу загораются счётчики долларов, как у Скруджа Макдака: «Вот сейчас мой сын станет звездой и начнёт миллионы зарабатывать». И потом предъявляют ребёнку чересчур серьёзные требования.

Сначала мы пытаемся вразумить таких родителей, мы доносим до них, что осваивать новое всегда непросто. Приводим простой пример: «Вот вы бросьте всё и начните изучать биохимию». Некоторых удаётся переубедить. А есть и те, кто идут до конца и говорят: «Я вам плачу бабки, и вы должны из моего сына сделать нового Роналду». С такими родителями мы расстаёмся.

Я считаю, что нужно совместно с РФС разработать регламент поведения родителей футболистов на матчах, и ввести дисциплинарные меры в случае его нарушения. Потому что, когда родители кричат сыну на поле: «Если ты не забьёшь, я тебе ногу сломаю», — это ужасно. На это нужно как-то реагировать.

— Вас многое не устраивает в индустрии. А как в ней самой относятся к вашему проекту?

— На самом деле у нас много единомышленников. Некоторые клубы и тренеры обращаются к нам за селекцией, просят помочь найти игроков. Те же селекционеры согласны с моим подходом, правда, с оговоркой, говорят: «Дим, ты тоже меня пойми, я не могу это изменить. Меня уволят, завтра придёт другой и продолжит делать то же самое».

На местах к нам относятся с пониманием, но система в целом работает неверно. Хотя последние пару лет есть позитивная тенденция. Например, Александр Дюков сделал прекрасный турнир ЮФЛ, который даёт молодым ребятам много игровой практики, конкурентную борьбу, опыт перелётов и выездных встреч. Причём не только в Москве и в европейской части России, но также на Северо-Западе и на Дальнем Востоке.

Адекватные родители тоже реагируют хорошо. Они ведь не понимают, куда им обратиться и как вести ребёнка. В футболе чётких критериев оценки таланта нет, это очень субъективный момент. Поэтому родители благодарны, когда мы помогаем им понять, может их сын стать хорошим футболистом или нет.

Важный критерий отбора — старание уровня «бог»

— Как вы вообще находите подопечных?

— Футболистов в нашей стране гораздо больше, чем клубов. И люди выстраиваются в очередь, чтобы в этих клубах поиграть. Но они не знают, как туда попасть, и мы являемся такой воронкой, через которую у них есть шанс это сделать. Ребята смотрят наш контент — ролики на ютубе, посты в инсте — и пишут: «Посмотрел ваш видос, вы крутые. Я хочу к вам попасть, что для этого нужно?»

— И что для этого нужно? :)

— Написать: «Ребята, хочу к вам на просмотр!» Мы обговариваем условия, даты. Если они подходят, футболист приезжает, мы его размещаем, оцениваем навыки и предлагаем ему варианты.

— А как оцениваете ребят?

— Есть определённые задания, тесты на скорость, выносливость, владение мячом. Мы привлекаем для оценки самых разных тренеров, иногда приглашаем из Клубной лиги. Плюс сами наблюдаем за тренировками и формируем своё мнение. Исходя из навыков футболиста мы выстраиваем стратегию его развития и подбираем клубы, в которые он может пойти на просмотр.

Важные критерии — работоспособность и старание уровня «бог». Парень может быть сто раз талантливым, но разгильдяем. Мы с такими стараемся не работать. Инфантильность и избалованность мешают футболистам. Как показывает практика, в футбол играют голодные. Это ребята, которым надо выбраться из тех условий, в которых они живут сейчас.

Дмитрий и его партнёр по проекту «На просмотре» Святослав Ватель. Фото: личный архив Дмитрия Григорьева

«Агентом у нас считается каждый, кто купил футболисту бутсы»

— Президент футбольного агентства «СА» Алексей Сафонов в интервью вашему проекту сказал: «У нас агентов больше, чем футболистов». Как агенту выделиться в ситуации такой высокой конкуренции? Агентская среда вообще имеет потенциал для развития в ближайшие годы?

— Конечно, имеет. Другой вопрос, что у нас агенты бывают очень необразованные и непрофессиональные. Поэтому компетентный специалист всегда будет выделяться.

Зачастую агентом считается каждый, кто пришёл на площадку, увидел футболиста, купил ему бутсы и сказал: «Пойдём со мной».

Ещё одна проблема — агенты, на которых подписаны 500–700 игроков. Как в такой ситуации можно быть эффективным? Агент даже не знает, как их зовут, кто их родители. У Алексея Николаевича Сафонова подход совсем другой, индивидуальный. И такой формат мне ближе. Я уверен: когда на рынке будет не 5–7 больших агентов, а сотни средних, которые будут качественно вести по 10–15 футболистов, тогда индустрия будет выдавать совершенно другие результаты.

— Как агенту наращивать свои компетенции?

— 100% поможет образование. Причём и базовое обучение для начинающих, как в Skillbox, и более профильное. Нужно, чтобы и то и другое планомерно развивалось.

— Чего вы добились за последний год?

— Сделал свои первые профессиональные трансферы: одному парню дали контракт в молодёжке, другого взяли в ЮФЛ. Нескольким ребятам я устроил контракты со спортивными брендами. Моя записная книжка пополнилась 250 контактами людей из московского футбола и не только. Также я посетил тренировочные базы многих футбольных клубов Второй лиги.

Ещё мы запустили YouTube-канал «На просмотре», чтобы показывать действующих лиц современного российского футбола. Ощущение, что наш футбол какой-то очень таинственный, а я хочу, чтобы в нём можно было разобраться, посмотрев два-три плейлиста на YouTube. Когда я начинал в футболе, мне очень не хватало такого контента. Хорошо, что сейчас он уже появляется.

— Какие планы на будущее?

— Во-первых, создать сеть частных футбольных хостелов-интернатов, в которых дети-футболисты из регионов могли бы жить и учиться. У нас уже даже есть заинтересованные инвесторы. Мы начнём с одного хостела, куда заселим ребят и сформулируем им стратегию развития при помощи наших специалистов. Во-вторых, хотелось бы привезти в Москву порядка десяти футболистов, которых я бы вёл от их 15 лет до конца футбольной карьеры. Всё это я уже начал осуществлять.

— Что ты больше всего любишь в своём деле?

— Искренние детские эмоции. Я терпеть не могу футбол нашей Второй, Первой и даже Премьер-лиги, потому что он скучный, супероборонительный, трусливый и незрелищный. А вот дети выключают голову, отдаются потоку и играют как в последний раз.


* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook* и Instagram* на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».

Курс

Менеджмент и маркетинг в индустрии спорта

Вы узнаете, как организовать событие мирового уровня. Научитесь работать со спонсорами, зарабатывать на билетах и мерче, продвигать спортивные клубы и управлять карьерой спортсменов. Сможете стать востребованным специалистом в спортивном менеджменте и маркетинге.

Узнать про курс

Учись бесплатно:
вебинары по программированию, маркетингу и дизайну.

Участвовать
Обучение: Менеджмент и маркетинг в индустрии спорта Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована