«„Потом“ может никогда не наступить»: бизнес-аналитик о своём пути и переезде в Канаду
Дарья кардинально изменила жизнь: оставила успешную карьеру в дизайне интерьеров ради бизнес-анализа. А потом переехала в Канаду и нашла там работу.
Фото: личный архив Дарьи Ухлиновой
Дарья Ухлинова-Смирнова
Канада, Торонто
Пройденные курсы
Достижения
Оставила успешную карьеру в дизайне интерьеров и стала бизнес-аналитиком. Защитила итоговый проект на английском. Переехала в Канаду и нашла работу по специальности.
Дарья рассказала:
- как основала успешное дизайн-агентство и успевала совмещать управление им с семейной жизнью;
- чем занимается бизнес-аналитик и как она нашла себя в этой профессии;
- какой секрет продуктивности помог ей освоить профессию всего за восемь месяцев;
- как вместе с семьёй решилась на переезд в Канаду и нашла там работу;
- почему между риском и бездействием она всегда выберет риск.
«Мне нужно было куда-то направлять свою энергию»: о скучной работе и попытках стать домохозяйкой
Я родилась в Петербурге в семье военного. Всё моё дошкольное детство мы мотались по местам папиной службы и в итоге осели в посёлке Болшево под Королёвом. Когда мне было 14 лет, мама умерла, и я переехала к бабушке.
Я хотела стать психологом, но папа посчитал эту профессию «несерьёзной». Помню, он сказал: «Ты что, хочешь разбираться в проблемах новых русских?» — и предложил мне поступить либо в Бауманку, либо в Таможенную академию. И хоть по математике я всегда получала одни пятёрки, заниматься ей профессионально была не готова, поэтому выбрала второе.
По своей натуре я такой человек, который найдёт интересную фишку в любом деле — таможенное дело здесь не стало исключением. В конце обучения я с увлечением писала диплом на тему международного оборота автомобилей и всерьёз думала работать по профессии.
Более того, после выпуска я даже устроилась в Центральную акцизную таможню, но быстро разочаровалась. Там я умирала со скуки, перекладывая бумажки с места на место. Да и коллектив не располагал: он состоял исключительно из возрастных мужчин и одной скандальной начальницы. Через два месяца я уволилась.
К тому моменту я только вышла замуж, и мой муж повторял мне, что я вовсе не обязана работать и могу сидеть дома, если захочу. Но я быстро поняла, что роль домохозяйки мне совсем не подходит.
Мне было просто необходимо куда-то направлять свою энергию, тратить её, иначе я начинала руководить дома 🙂
«Я всё время чему-то училась»: о работе в фитнес-индустрии и приходе в дизайн интерьеров
После увольнения с таможни я постоянно размышляла, что же мне делать дальше. В то время я часто посещала фитнес-клуб и поэтому однажды подумала: «А может, попробовать себя в этой сфере?»
Сразу взяла высоко: позвонила в самую известную на тот момент российскую сеть фитнес-клубов World Class, рассказала о себе и спросила, нет ли у них для меня работы. И услышала, что есть. Сперва меня взяли администратором на ресепшен, а через год повысили до старшего администратора одного из клубов.
Да, может быть, я плохо разбиралась в фитнес-индустрии, зато всегда чувствовала себя уверенно и знала себе цену.
Параллельно работе в фитнес-клубе я пошла очно учиться на дизайнера интерьеров в одно хорошее частное заведение при московском институте культуры и искусств. Занятия проходили вечерами и по выходным, и поэтому свободного времени у меня совсем не оставалось.
К тому же, когда управляющая клуба находилась в отъезде, я исполняла её обязанности. За несколько лет жизни в таком ритме я очень устала и выгорела. И однажды, когда я в очередной раз позвонила мужу с жалобами, он сказал: «Прямо сейчас бери ручку и пиши заявление». Послушалась. Вскоре передала дела и облегчённо выдохнула.
А через месяц после ухода с работы я узнала, что жду ребёнка, хотя до этого не могла забеременеть пять лет. Мы воспользовались возможностью, которая была в те времена, и уехали рожать дочь в США, так как хотели, чтобы она имела второе гражданство для больших перспектив в будущем.
В мегаполисе я провела полгода: три месяца до родов и три месяца после. И, конечно, я не могла просто так сидеть без дела: всё это время я посещала колледж и учила английский язык.
Вернувшись с дочкой Софией в Москву, почти сразу начала работать дизайнером интерьеров. А спустя ещё два с половиной года родила вторую дочь, Аврору, но также в это время не ставила свою карьеру на «стоп».
Я никогда не сидела в декрете — так, чтобы заниматься только детьми и домом. Нам периодически помогали родители мужа, но в общем мы справлялись сами, без няни.
Работала из дома: выделила себе в квартире место под кабинет, купила большой стол. Многие задачи делегировала: наняла помощников на удалёнке — чертёжников, других дизайнеров. Даже взяла себе ассистента. Так что успевала всё: и детьми заниматься, и дизайн-проекты создавать, и по объектам ездить, чтобы контролировать стройки.
«Однажды я поняла, что уже давно занимаюсь аналитикой»: о новой профессии
Чем дольше я работала в дизайн-сфере, тем больше меня интересовал бизнес и управление.
В 2020 году я выступила на конференции TED для дизайнеров, где представила свою систему тайм-менеджмента. Там я познакомилась с известным специалистом Дарьей Васильковой, и она пригласила меня в своё архитектурное бюро операционным директором.
И хоть я никогда не работала в чужой студии, её предложение показалось мне интересным. Дарья хотела, чтобы я взяла на себя все операционные процессы в её бюро: расписала этапы работы, структурировала документацию, закрепила обязанности сотрудников и ответственность. Всё это прежде я уже делала для себя.
И я согласилась: я собрала и обработала для бюро Дарьи всевозможные данные, переорганизовала схему финансов, разработала систему оплаты труда. Причём всё это я делала по наитию, не имея специального образования. Это только потом я поняла, что по факту занималась бизнес-аналитикой.
Бизнес-аналитик — это человек, который анализирует процессы внутри компаний. Он получает запрос от собственника бизнеса или другой ответственной стороны и начинает с ним разбираться.
Зная, что хочет изменить гендиректор и к чему прийти, аналитик погружается в процессы, изучает их и потом предлагает решения. Причём он может вообще сказать: «Сейчас стремиться к этой цели и внедрять эти изменения вам невыгодно» — и это абсолютно нормально.
Как-никак цель любого бизнеса — увеличение прибыли и повышение рентабельности. Нет смысла тратить деньги и менять процессы, если это облегчит жизнь лишь двум-трём сотрудникам. Аналитик на это указывает.
Прошло время, был 2022 год. И вот однажды я, лёжа в постели и болея, листала что-то в интернете и случайно наткнулась на статью примерно с таким заголовком: «Топ-10 творческих IT-профессий». Открыв, увидела, что первым в списке идёт бизнес-аналитик.
Заинтересовавшись, я перешла по ссылке в конце текста. Она вела на страницу с описанием профильного курса Skillbox. Прочла программу и с тех пор уже просто не могла выбросить идею об обучении из своей головы.
Я проанализировала десятки разных курсов по бизнес-аналитике, даже сделала табличку, где по пунктам расписала характеристики каждого — цену, время обучения, структуру, тип дипломного документа.
И в итоге, сравнив все предложения, всё равно выбрала курс от Skillbox, на который наткнулась в начале. Хоть он и стоил дороже, и длился дольше. Мне показалось, что он больше других заточен на управление, и этим понравился.
«Со своим мозгом тоже нужно уметь договариваться»: про самоорганизацию и секреты продуктивности
Думаю, я начала учиться быстро и интенсивно во многом благодаря формату — предзаписанным лекциям. Будь они очными или онлайн, но в конкретное время, было бы неудобно — пришлось бы подстраивать под учёбу все остальные процессы в своей жизни. А так — нет.
Годовую программу я прошла всего за восемь месяцев. Чувствую себя чудесно, когда могу работать в своём темпе.
Проблем с самоорганизацией у меня не было. Обычно я составляла себе довольно жёсткое расписание с чёткими тайм-блоками: в этом промежутке — просыпаюсь и завтракаю, в этом — столько-то и столько-то занимаюсь, тут — отдыхаю. В рамках недели всё точно так же строго: обязательно ставила цели: сколько лекций нужно посмотреть, сколько практических заданий сделать. И придерживалась его.
Мой секрет продуктивности — делать перерывы.
На одной задаче, например просмотре лекции, я старалась фокусироваться не больше получаса-часа. Потом — обязательно перерыв. В его рамках можно приготовить обед или позаниматься с детьми. Затем — переход к домашнему заданию. Чтобы лучше ориентироваться во времени, можно ставить себе будильники. Это помогает.
Важно понять, что со своим мозгом нужно научиться договариваться. Говорить ему: «Давай мы час сфокусированно поработаем, а потом будем отдыхать и отвлекаться на что угодно. Ты молодец, я тебя люблю».
В рамках курса я проделала огромную работу: выучила два языка программирования, Python и SQL, необходимые аналитику для работы с базами данных. Ну и, конечно, в целом освоила профессию — разобралась со всеми направлениями и тонкостями бизнес-анализа, построения отчётов.
Мне очень повезло с куратором — бизнес-аналитиком Никитой Карлушиным. Рада, что попала именно к нему: он не только обладает высоким уровнем экспертности как специалист, но и располагает к себе как человек. Общение с ним в течение всей учёбы дарило мне заряд мотивации и положительных эмоций.
Не так давно я защитила итоговый проект по бизнес-анализу (хотя сам курс завершила почти год назад 🙂). Впереди меня ждёт ещё итоговый проект по системному анализу. Его я тоже прошла давно, просто всё никак не могу добраться до финальной работы.
Кстати, интересный факт: итоговый проект по бизнес-анализу я писала на английском языке! Очень благодарна, что Skillbox разрешил мне это сделать. Для меня это было важно, поскольку я планировала положить свой кейс в портфолио для поиска работы в Канаде.
«Было очень страшно, и страшно до сих пор»: о переезде в Канаду, адаптации и поиске работы
С самого знакомства мы с мужем мечтали пожить в другой стране. И он, и я обожаем путешествовать и узнавать мир с разных сторон. Для переезда мы рассматривали разные страны: США, Норвегию, Новую Зеландию. Но всё время откладывали свои планы.
Кроме внутреннего рвения, для переезда у нас не было никаких других причин: стабильная работа — у меня тогда ещё дизайнером, у мужа — стоматологом. Своя квартира, постоянный доход, школа у детей — всё обустроено.
Но в 2020 году началась пандемия и мы, как и остальные, всей семьёй сели на карантин. Появилось много свободного времени — для спокойных и взвешенных разговоров. Мы с мужем тогда много обсуждали, что время идёт, а ничего не меняется — мы всё так же хотим реализовать нашу мечту и переехать. И тогда сделали первый шаг — нашли консультантов по релокации.
Оказалось, что вопреки стереотипам врачу за границей устроиться сложнее, чем даже начинающему бизнес-аналитику: нужно подтверждать свой диплом, получать лицензию на врачебную практику. А без работы не стоит надеяться на ВНЖ.
Взвесив все за и против, мы с мужем решили, что первой лучше ехать мне — я быстрее отучусь, обустроюсь и найду работу. Из всех стран Нового Света выбрали Канаду как мягкий и более понятный для россиян вариант Америки.
Составили план действий и разделили задачи: моя — поступить в местный колледж и обустроиться на новом месте, подготовив условия для переезда и легального пребывания в Канаде всей нашей семьи. Параллельно завершить курс в Skillbox и найти оплачиваемую стажировку с последующим трудоустройством. Задачи мужа — заботиться о детях в Москве в моё отсутствие, оплатить мою учёбу и прочие расходы.
И мы начали подготовку: я готовилась к экзамену по английскому IELTS и поступлению в колледж, вместе мы активно откладывали деньги (потому что колледжи и университеты в Канаде платные и довольно дорогие — спасибо хоть, что школьное образование бесплатное).
В итоге я успешно сдала экзамены и поступила в Centennial College в Торонто, на годовой курс на факультете Marketing Research and Analytics (это тот же бизнес-анализ, но со стороны маркетинга).
А потом, из-за политической обстановки, осложнившейся в феврале 2022 года, я восемь месяцев не могла въехать в Канаду — мне не оформляли визу. Но зато это промедление позволило психологически подготовить детей, и в итоге мой отъезд не стал для них неожиданностью.
Наконец, мы встретили 2023-й Новый год, и через три дня я уехала в Торонто. Было очень страшно. И страшно до сих пор.
Я оказалась совершенно одна в чужой стране, вдали от семьи, друзей. Но сложно было не только из-за чувства одиночества: многие бытовые процессы, которые дома не замечаешь, тут вызывают массу вопросов и вгоняют в стресс.
Например, в первый день учёбы я обнаружила, что в автобусе нельзя расплатиться за билет картой, только наличными без сдачи. А на остановке билеты тоже не продавали. И таких ситуаций — десятки за день. Как заплатить за интернет, оформить счёт в банке, подключиться к студенческому серверу — во всём нужно разбираться.
Тут всё по-другому, не как в России. С поиском работы тоже. Канадский рынок перегрет, в стране очень много эмигрантов. Когда подаёшь своё резюме, иногда видишь, что уже 500 или даже 1000 человек тоже откликнулись на эту вакансию. Конечно, это неприятно, но в такие моменты важно не терять мотивацию, не опускать руки.
Мне со стрессом помогли справиться новые друзья. Я очень быстро нашла себе интернациональную студенческую компанию. В ней и русские, и украинцы, и парень из Ирака, и девушка из Колумбии. А ещё почти весь год я занималась с психологом.
Да и, честно, на страдания у меня почти не было времени. Как-никак финансы мы распределили лишь на определённый период, и я понимала, что мне надо как можно скорее найти работу и не тратить средства семьи.
Только моё обучение обошлось нам в 22 тысячи долларов, а ещё ведь требовались деньги на аренду жилья, на жизнь. Торонто — второй по дороговизне город Канады, цены на еду тут примерно как в Москве, а на жильё — даже выше.
Всё свободное время я тратила на учёбу — последние месяцы активно писала диплом в Skillbox по бизнес-анализу, чтобы поскорее начать зарабатывать на новом деле.
И вот вскоре я устроилась на стажировку в компанию, занимающуюся установкой и обслуживанием счётчиков газа, воды, электричества в небоскрёбах. Хорошо показала себя, и после стажировки мне предложили место в штате — проджект-менеджером. Но задачи во многом связаны с бизнес-анализом.
«Я долго была индивидуальным предпринимателем, теперь хоть узнаю, каково это — работать в найме»: о задачах и планах
В канадской компании Provident я работаю с тремя департаментами: проджект-менеджмента, логистики и отдела IT.
В качестве одной из своих первых задач в должности я проверила и совместила две базы данных, которые ведутся и внутри компании, и на внешнем сервере. Привела их к общему знаменателю. Потом написала методичку для сотрудников: в ней подробно и наглядно объяснила, как работать с этой базой данных.
Вообще, с каждым департаментом у нас свой пул задач. Например, для IT-отдела я скорее выполняю роль дата-аналитика, помогаю им с подобными задачками. Для логистов вот недавно собрала продуктовые каталоги счётчиков и деталей (пригодилось умение аналитика фильтровать нужную и ненужную информацию).
А месяц назад начала большой проект по бизнес-анализу в отделе проджект-менеджмента: прописываю все их процессы, чтобы в ближайшем будущем создать для них автоматизированное ПО. По задумке, это сделает их внутренние процессы более прозрачными и упростит внешнюю коммуникацию с ними.
Я долго занималась предпринимательством и работала дизайнером интерьеров на себя, а теперь хочу узнать, каково это — работать на кого-то другого.
Планы на ближайшие несколько лет — обустроиться и осесть в Канаде, а там посмотрим. Скоро вся наша семья воссоединится: муж и младшая дочка уже получили визы, а старшей дочери виза не нужна, так как у неё есть гражданство США.
Сейчас дочкам 10 и 12 лет — это возраст, когда дети быстро и легко адаптируются. Планируем, что с осени дети пойдут в местную школу. Конечно, они волнуются, но мы стараемся им объяснить, что мир большой и прекрасный и это очень здорово — иметь возможность жить в разных местах, свободно говорить на разных языках и знакомиться с культурами других стран.
В моих планах также заняться менторством: делиться опытом переезда в Канаду и помогать другим. Всё-таки здесь всё построено иначе, даже поиск работы. Я, кстати, прошла небольшой курс по успешному трудоустройству в Канаде, после которого переделала всё своё резюме и пересобрала соцсети.
Я люблю структурировать информацию, поэтому уже подготовила шаблоны и схемы, которые упростят и ускорят аналогичный процесс для других переезжающих.
«Мне сложно не идти туда, где интересно»: что помогает на пути
Когда меня спрашивают, откуда я беру силы и мотивацию, я отвечаю: «Наверное, я слишком люблю себя, чтобы не пытаться исполнить свои же мечты. Мне сложно не идти туда, куда мне хочется и где мне интересно».
И конечно, мне очень повезло с семьёй, с понимающим и поддерживающим мужем. С ним у меня всегда есть возможность реализовывать себя и свои фантазии.
А ещё я очень боюсь чего-то не успеть. Мне страшно бездействовать. Не хочу в старости, оборачиваясь назад, корить себя за то, что чего-то не сделала, не попыталась, побоялась рискнуть.
Мне кажется, важно чётко формулировать свой запрос к жизни. И не закрываться в своей ракушке от возможностей вокруг. Да, бывает очень страшно, когда хочется сказать себе: «Ой, нет, сейчас я не готова, потом сделаю». Но ведь «потом» может никогда и не наступить.