Управление
#истории

«Ты не боишься, что тебя зарежут?»: бывший переводчик о том, как ушёл в продакт-менеджмент

После рискованной командировки Артём решил менять свою жизнь. Сейчас он работает в IT‑проекте, где ему угрожают только дедлайны.

tesla / youtube

Артём Вантеев

Россия, г. Москва


Пройденные курсы


Достижения

Сменил работу, устроился в финтех-компанию, руководит командой разработки продукта.


Ссылки


Артём рассказал:


Про работу переводчиком и чувствительных спортсменов

— Расскажи, с чего началась твоя карьера?

— После учёбы на лингвистическом факультете я уже понимал, что не хочу связывать свою жизнь с переводами. Меня всегда тянуло в бизнес, и я надеялся, что смогу легко перейти в другую сферу — например, заняться менеджментом в какой-нибудь международной компании.

Артём и капитан сборной Марокко по футболу. Фото: личный архив Артёма Вантеева

Реальность оказалась сложнее. Я пробовал свои силы во многих сферах: например, работал менеджером сборной Марокко на Чемпионате мира по футболу.

— Спортивный менеджмент чем-то отличается от других сфер?

— Основная специфика — то, с кем ты работаешь. Игроки и тренеры зачастую сложные люди с особыми потребностями, а тебе нужно быть с ними мягким и деликатным. Никто не хочет, чтобы команда проиграла из-за того, что кто-то обиделся на менеджера.

У меня было много острых ситуаций с игроками, потому что после матча они, как правило, в состоянии сильного эмоционального напряжения. Но всегда удавалось избежать конфликтов: я в таких ситуациях хорошо лавирую и не поддаюсь на давление.

Сборная Марокко на первой тренировке в России. Фото: личный архив Артёма Вантеева

— Где ещё ты управлял проектами?

— Я три месяца жил на Мадагаскаре. Участвовал в исследовании российской компании, которое проводилось с целью узнать, стоит ли вкладывать деньги в добычу хрома там. Группа социологов разведывала обстановку, а я был их менеджером-переводчиком.

На Мадагаскаре легко получить ножом в живот или оказаться ограбленным на дороге ночью. И хорошо, если тебя оставят в этой машине живым, а не расстреляют на обочине.

Артём вместе с туристами привёз конфеты и сувениры в местную деревню. Фото: личный архив Артёма Вантеева

— Почему такие экстремальные условия?

— Это довольно бедная страна с высоким уровнем преступности. Много лютого бандитизма: даже между городами перемещаться опасно. Если ты белый, тебе просто лучше не появляться в некоторых районах. Помню, как-то вечером стоял на пляже, где играли в волейбол, и смотрел на закат. Вдруг ко мне подошёл местный и спросил: «Ты не боишься, что тебя зарежут?»

Для меня осталось загадкой, было это предупреждение или простое любопытство. После Мадагаскара я ясно понял, что хочу заниматься совсем другим делом. И решил попробовать себя в IT-сфере.

Про работу в службе поддержки и нетворкинг в Skillbox

— Какой самый действенный лайфхак по изучению языка у тебя есть?

— Главное — это понимать, зачем ты учишь язык. Тогда будет проще найти применение языку на ежедневной основе. Например, в детстве я учил английский по видеоиграм, чтобы понять сюжет: нажимал на паузу, брал словарь и переводил всё, что написано в субтитрах.

А ещё нужно заставлять себя думать на нужном языке. Даже плохо и коряво. Заходишь в душ и размышляешь обо всём, что случилось у тебя сегодня, на английском. И когда замечаешь пробелы, то учишь нужную лексику. И это превращается в полезную привычку.

— Сколько ты зарабатывал, будучи переводчиком?

— Устный переводчик на фрилансе может зарабатывать на уровне директора продукта. Ведь когда ты работаешь за границей, работодатель оплачивает буквально всё — питание, проживание, проезд… Доход сильно растёт, а расходов вообще нет. И когда я уходил из сферы, то однозначно стал получать меньше. Было прямо больно, особенно на моей первой работе в службе поддержки.

— А почему начал с работы в службе поддержки?

— Это был лёгкий способ попасть в IT с нуля, и я им воспользовался. Устроился в Tutu.ru, сервис онлайн-продажи билетов на поезда и самолёты. Было сложно, я постоянно решал чьи-то проблемы. Клиенты напрямую мне не звонили, но я включался в работу в сложных ситуациях. Когда мне прилетала задача в Jira, я разбирался с ней, а потом либо общался с клиентом по телефону, либо писал письмо.

— Нужны ли были такие жертвы, чтобы войти в IT-сферу?

— Конечно, я мог бы пытаться сразу устроиться на позицию продуктового менеджера в IT, практически ничего не умея. Но это вряд ли вышло бы.

В итоге в поддержке я проработал четыре месяца и смог перейти на позицию аналитика данных в той же компании. Параллельно я проходил курс Skillbox, изучал Python и смотрел все бесплатные вебинары, которые мне попадались под руку. Всеобщий карантин пришёлся кстати, потому что я мог позволить себе тратить на учёбу до восьми часов в день.

— Как ты вышел на своего нынешнего работодателя и стал менеджером продукта?

— Когда я участвовал в буткемпе Skillbox, познакомился с его ведущим — Олегом Афанасьевым. Мы встречались раз в неделю и обсуждали теорию и практику, пытались применить что-то в своих продуктах. После окончания занятий мы с Олегом ещё общались некоторое время.

Однажды мы созвонились и он рассказал, что в «РобоФинанс» ищут менеджера продуктов. Я тогда работал системным аналитиком в финансовой сфере, но уже порядком устал от этой слишком технической истории. Поэтому он пригласил меня на собеседование.

На буткемпах Skillbox студенты и работодатели могут найти друг друга. Фото: личный архив Артёма Вантеева

Про работу в микрозаймовой компании и испанских клиентов

— Тебя ничего не смутило, когда узнал, что компания занимается микрозаймами?

— Так я же работал в банке! Соответственно, был связан с кредитами и понимал, как это всё работает. Сейчас это уже не те микрозаймы, которые были распространены в 2000-х. Ну, знаете, когда берёшь 1000 рублей, а в итоге оказываешься без квартиры. По факту это микрокредиты, только сроки короче и проценты порой больше.

К тому же в этой компании я работаю с клиентами из Испании.

— Кто ваша целевая аудитория?

— Это испанцы от 18 до 60 лет с низким и средним достатком. Обычно это люди со стабильным заработком, которые по какой-то причине не всегда могут обратиться за займами в банк. Может, они испортили себе кредитную историю или хотят быстрее получить деньги.

В Испании эти процессы сильно бюрократизированы. Получить кредит в банке так быстро, как у нас, не получится. Плюс у нас довольно низкий процент и льготные условия для клиентов, которые задерживаются с выплатами. Мы часто идём им навстречу.

Конечно, всегда есть риски. Ты никогда заранее не узнаешь, вернёт человек деньги или нет.

И единственное, что мы можем сделать, — это позвонить или написать в мессенджер. Любые агрессивные действия грозят компании остановкой лицензии. Я бы сказал, что наши клиенты юридически гораздо более защищены, чем мы.

Проект «РобоФинанс» для испанского рынка. Скриншот: Préstamer

— Насколько то, чем ты сейчас занимаешься, близко к IT?

— Максимально. По сути, это финтех, потому что продукт существует полностью онлайн. У нас нет никаких офлайн-офисов, а люди обращаются за займом через приложения и через веб.

Пользователи оставляют заявки онлайн. Скоринг, подгрузка документов, проверки, покупка продлений займа, гашение займов… всё онлайн.

— Что тебе обычно приходится менеджерить?

— Под моим управлением обычная продуктовая команда. Весь наш набор функций существует в рамках одного продукта. Я думаю, как развивать продукт, отрабатываю гипотезы, общаюсь со всеми стейкхолдерами и пытаюсь как-то не разрываться между всем, что я делаю.

— Часто ли случаются факапы? И что менеджер должен делать в таких случаях?

— Серьёзных факапов у меня не случалось. Обычно я вовремя успеваю понять, что дело пахнет керосином. Но если ты ошибся, то нужно минимизировать последствия. У меня было такое, что разработчик трудился над задачей по моей инициативе, а я уже понимал, что сейчас он закончит и получится полная хрень. И несколько дней работы программиста пропали впустую. Хорошо, что это не был гигантский проект на несколько месяцев.

О менеджерстве и выгорании

— Мы еле поймали тебя для интервью, поскольку ты постоянно в разъездах и живёшь на высоких скоростях. Не боишься выгореть?

— Я просто люблю решать чужие проблемы — можно сказать, я всю жизнь этим занимаюсь :) И во всём стараюсь держать баланс. Пытаюсь не перерабатывать, а в выходные говорю: «Сорян, ребята, никаких задач».

Артём успевает путешествовать и даже думает об эмиграции в Канаду. Фото: личный архив Артёма Вантеева

— Есть такое мнение, что менеджеров стало слишком много и они менее нужны, чем профильные специалисты. Что ты об этом думаешь?

— Я и правда считаю, что конкуренция среди менеджеров высокая, но, с другой стороны, и спрос растёт. Не может быть такого, чтобы команда разработки сама всё решала — как им двигать продукт и превращать его в бизнес. Конечно, попадаются и менеджеры-дилетанты, но в продуктовом управлении так нельзя. И думаю, что у тех, кто может вникнуть, хорошее будущее.

— Ты уже понял, какие качества помогают менеджерам продуктов?

— Ты должен быть очень гибким, спокойно переносить стресс, уметь признавать свои ошибки и двигаться дальше, извлекая из этого уроки. Перед тем как что-то сделать, стоит спрашивать себя: «А зачем это нужно?» И надо постоянно общаться с людьми, будь то команда, стейкхолдеры или пользователи, у которых очень много инсайтов.

— А как думаешь, что лучше для менеджера — быть универсальным солдатом или держаться в рамках одной сферы, где он как рыба в воде?

— От человека зависит. Но я не сторонник того, что надо ограничивать себя в сферах деятельности. Разобраться в предметной области не так уж и сложно. Уметь погружаться в новую область знаний — это тоже навык, который тренируется.

— Тебе не приходила мысль, что ты мог пойти другим путём до своей текущей должности?

Считаю, что для начала всем нужно получать смежный, максимально приближённый к твоим желаниям опыт. Например, искать его на своей текущей работе, если не прибегаешь к помощи курсов. Часто ведь менеджером продукта ставят бывших системных аналитиков и менеджеров проектов.

Параллельно надо учиться, смотреть воркшопы, лекции, читать статьи, ходить на митапы… Бывает, что ты с кем-то знакомишься и это знакомство приводит тебя в сферу. Кого только не встретишь! Я буквально несколько дней назад нашёл попутчика на BlaBlaCar, и водитель, который меня подбросил, оказался тоже менеджером продукта из сервиса самокатов Urent. Вот что за совпадение?

— Какие у тебя цели, связанные с твоей карьерой?

— В будущем я хочу перейти на более массовый продукт, которым пользуются обычные люди. Каршеринг, аренда самокатов, бронирование отелей, геймдев… Хочу, чтобы в любое время мог поговорить с реальным пользователем и вытащить из него инсайты, которые помогут продукту.

А годам к 35 было бы здорово развивать свой собственный продукт.

— И напоследок: топ-5 лучших книг по менеджменту?

— Я бы выделил:

  • Элияху Голдратт. «Цель: процесс непрерывного совершенствования». Про то, как сделать из компании „Тойоту“».
  • Нир Эяль и Райан Хувер. «На крючке. Как создавать продукты, формирующие привычки».
  • Роб Фитцпатрик. «Спроси маму. Как общаться с клиентами и подтвердить правоту своей бизнес-идеи, если все кругом врут?».
  • Дэн Хиз и Чип Хиз. «Сделано, чтобы прилипать. Почему одни идеи выживают, а другие умирают».
  • Том Демарко. «Deadline. Роман об управлении проектами».

Учитесь и пробуйте новое — бесплатно

Выберите курс Skillbox с бесплатным доступом:

Научитесь: Профессия Продакт-менеджер Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована