Как создать первый стартап в 17 лет и получить признание от ВШЭ: история Александра
Десятиклассник Александр давно интересуется бизнесом. На курсе он докрутил бизнес-план стартапа и занял с ним призовое место на олимпиаде ВШЭ.
Иллюстрация: НИУ ВШЭ / Fabian Quintero / Unsplash / Annie для Skillbox Media
Александр Кулибаба
Россия, Волгоград
Пройденные курсы
Достижения
Разработал идею стартапа — сервиса по подбору квартир и соседей для иностранных и российских студентов. Собрал команду и вместе с проектом стал призёром конкурса «Высший пилотаж» от ВШЭ.
Александр рассказал:
- как поддержка родителей подтолкнула его к развитию в бизнесе;
- почему SMART и SWOT-анализ так важны при разработке бизнес-плана;
- как разработать стартап вместе с друзьями и не испортить отношения;
- как яркая и точная презентация обеспечила его проекту приз на престижной олимпиаде от ВШЭ;
- зачем стартапу качественное пилотирование.
«Попал в „Сколково“», или Как начать предпринимательский путь ещё в школе
— Александр, большинство школьников в 10–11 классе думают только о ЕГЭ и поступлении в вуз, а ты в это время уже учился строить бизнес-стратегии на онлайн-курсе. Что стало твоей мотивацией?
— Вообще, я с ранних лет изучал разные стартапы и смотрел видео на YouTube на эту тему. Мой интерес к предпринимательству всегда поощряли родители — они сами всю жизнь занимаются бизнесом.
А потом, став чуть постарше, я попал на интенсив в «Сколково», где оказался в окружении очень замотивированных ребят, которым, как и мне, было по 16–17 лет. Люди и вся обстановка в целом тогда сильно вдохновили меня на дальнейшие действия: я стал смотреть курсы по бизнесу и наткнулся на Skillbox.
Заинтересовался курсом по созданию бизнес-плана, от идеи до реализации. Рассказал о нём родителям, и они поддержали меня в желании на нём учиться.
— А как ты вообще оказался в «Сколково»?
— Прошёл на двухнедельную программу по предпринимательству для старшеклассников. В её рамках участники должны были создать свой стартап: придумать идеи, проверить гипотезы, спроектировать MVP и провести питч. Всё это — под кураторством сильных экспертов рынка.
— Что за проект реализовывал ты?
— Я в составе команды из четырёх человек разрабатывал сервис по подбору квартир и соседей для иностранных и российских студентов.
Миссией проекта была помощь малоимущим студентам с поиском жилья при переезде из других стран или маленьких городов в мегаполисы вроде Москвы и Петербурга. По задумке, сервис экономил людям время и деньги, подбирая самые выгодные предложения по аренде. Сэкономленные часы студенты могли потратить на учёбу.
К сожалению, после завершения программы моя команда распалась — не у всех ребят нашлось время на развитие стартапа из-за основной учёбы. А я решил продолжать. Стал искать олимпиады по бизнесу для школьников, которые помогли бы мне как в личном развитии, так и в проработке проекта, и узнал о конкурсе «Высший пилотаж» от Высшей школы экономики.
Примерно в это же время я пошёл учиться в Skillbox, чтобы расширить имеющуюся теорию и переложить новые и старые знания на практику — улучшение своего сервиса-стартапа.
— Какие у тебя были ожидания от обучения? Всё-таки это не первое твоё соприкосновение с теорией бизнеса.
— В «Сколково» преподавали круто, но всё же сроки были слишком сжаты — всего две недели. За такой короткий срок просто невозможно усвоить и запомнить всё, что услышал. Поэтому я, во-первых, хотел основательнее углубиться во все бизнес-процессы, а во-вторых — получить возможность пересматривать лекции, если не пойму что-то с первого раза.
Конечно, база, полученная на интенсиве в инновационном центре, стала прочным фундаментом для моего нового обучения. Доказательство тому — то, что все домашние работы на курсе у меня всегда принимали с первого раза и без объёмных правок.
Разве что лишь однажды у меня возникли трудности — на задании по расчёту финансовых коэффициентов. Но я справился: попросил однокурсницу показать её работу, на примере понял принцип действий и потом сделал по-своему. Как мне кажется, это полезная практика — не копировать, а адаптировать.
— А как совмещал учёбу на курсе с обучением в школе?
— Было непросто, но как-то я справлялся. Обычно планировал заранее и выделял на просмотр лекций и выполнение заданий пару часов в неделю. В каникулы учился активнее.
Я думаю, если есть искреннее желание, время на учёбу всегда найдётся.
Как собрать команду и подготовить бизнес-проект без опыта
— Как развивался твой проект после начала обучения?
— Сперва я нашёл себе новую команду. Сделал это довольно легко: просто рассказал близким друзьям о своей идее — они воодушевились и тоже подключились к проекту.
Я взял на себя роль руководителя проекта: контролировал сроки, ставил задачи, вёл расчёты.
На момент начала обучения в Skillbox проект был готов примерно наполовину. На курсе я узнал много нового, что как раз и помогло мне его улучшить: я применил методику SMART и SWOT-анализ. То есть научился правильно ставить цели и оценивать риски проекта: его сильные и слабые стороны. Видеть как угрозы, так и возможности.
А ещё — узнал, как правильно проводить анализ конкурентов и целевой аудитории.
— И как вы с командой этот анализ проводили?
— С целевой аудиторией всё было более-менее просто: мы разделили её на сегменты, используя критерии Филипа Котлера (географический, демографический, поведенческий и психографический). В итоге у нас получилось три портрета потенциальных пользователей нашего сервиса:
- российские студенты от 18 до 25 лет с низким доходом;
- иностранные студенты от 18 до 25 лет с низким доходом;
- люди 25+ со средним уровнем дохода.
А вот с анализом конкурентов оказалось сложнее, потому что изначально мы полагали, что у нас их вообще нет. Ошибались: лучше изучив рынок, мы выяснили, что конкуренты всё-таки есть, просто не очень популярные.
Нашим самым крупным соперником оказалась Высшая школа экономики: вуз, аналогично нашей задумке, предоставляет студентам льготное жильё. Вот только важно различие состоит в том, что они помогают только своим студентам.
Также мы узнали и о других участниках рынка в нашем сегменте — нашли небольшие нераскрученные сайты по теме. Правда, трафик у них был крайне низок — максимум 30 человек в день. Очевидно, что продаж с такой посещаемостью тоже было не очень много.
— Ты сказал, что стал руководителем команды. Поделись: а как именно выстраивал процессы внутри? И с какими трудностями сталкивался?
— Изначально мне было очень тяжело переключаться на роль руководителя: ставить задачи, контролировать их выполнение. Всё-таки все члены команды — мои близкие друзья, это казалось неправильным, неестественным.
Вдобавок нужно учитывать и то, что иногда мне, как обычному подростку, тоже хотелось просто повеселиться и хорошо провести время, а не работать 🙂
А потом я принял решение ввести систему денежных штрафов за несоблюдение сроков. И это сработало: после того как одному из членов команды пришлось заплатить штраф, проколы закончились. Дедлайны больше не нарушались.
— А твоя роль и твои действия не повлияли на ваши человеческие отношения с ребятами? Всё-таки непросто совмещать дружбу и бизнес.
— Нет, все отнеслись к ситуации с пониманием. Конечно, ссоры случались, но мы быстро их улаживали. Хуже было, когда ближе к середине проекта началась реально сложная работа, непростой финансовый анализ, и почти у всех участников упала мотивация.
Тогда я просто напоминал друзьям о большой цели — победе в олимпиаде от ВШЭ. За неё мы бы получили не просто красивый диплом, но и много других «плюшек», например грант на реализацию стартапа и плюс шесть баллов при поступлении в ВШЭ и вузы-партнёры (а это много!). После этого все вновь воодушевились.
Как не только стать призёром олимпиады от ВШЭ, но и улучшить проект благодаря обратной связи комиссии
— Пожалуйста, расскажи подробнее про тот самый конкурс «Высший пилотаж» от ВШЭ. Как проходил отбор?
— Всего было два этапа: квалификационный и финальный. На первом мы загружали документ на 40–50 страниц с подробным описанием нашего проекта: обоснованием актуальности идеи, финансовыми расчётами, маркетинговым планом, анализом целевой аудитории и прочим. Это сделали около 7–8 тысяч человек из 80 тысяч, которые изначально зарегистрировались на конкурс.
Затем на следующий этап отобрали 500–700 человек. Там мы уже готовили презентацию на 10–16 слайдов и очно защищали проект перед комиссией, отвечали на вопросы. На мой взгляд, к питчу подготовились очень круто и действительно рассказали о нашем сервисе подробно и классно.
В итоге мы попали в число 20 призёров! Считаю это хорошим результатом.
Кстати, этот же проект я предоставил и в Skillbox в качестве итоговой работы. Там эксперты тоже высоко его оценили: приняли без особых правок и даже подарили мне курс по продакт-менеджменту.
— А что особенного было в вашей презентации? Какие именно решения вы использовали в ней, что отличало её от других?
— Мы добавили в свою презентацию много крайне сложных расчётов университетского уровня: коэффициенты дисконтирования, премию за риск, инфляционную премию… Правда, косвенно это и стало причиной того, что мы не победили: мы с ребятами готовились к сложным вопросам по вычислениям, а нам задавали совершенно иные.
Например, задали довольно взрослый вопрос, который я даже не сразу понял. Для контекста: по нашей задумке, сервис брал разный процент комиссии с российских и иностранных студентов — 30% и 40% соответственно. В эти дополнительные 10% комиссии с иностранцев мы как раз включили услуги переводчика.
И вот у меня спросили: «А почему человек, который имеет российское гражданство, но не знает русского языка, может недоплачивать эти 10%?» В итоге я признал свою ошибку и решил, что правильнее будет сделать комиссию 35% для всех и сделать услуги переводчика опциональными.
— Как комиссия в целом отреагировала на вашу работу? Какую обратную связь дала?
— Нас похвалили за яркую презентацию и за то, что мы не читали по бумажке, а рассказывали о проекте свободно, своими словами. А ещё нам дали полезный совет — лучше проводить пилотирование, то есть первичное тестирование проекта.
— А у вас действительно были с ним проблемы?
— Да, я нашёл девушку-партнёра, которая присылала мне контакты иностранцев, ищущих квартиру в Волгограде. Я связывался с ними и помогал найти жильё. И… обзвонив более 200 хозяев квартир, неожиданно понял, что в Волгограде люди не доверяют иностранцам.
Собственники переживали, что с ними будет невозможно общаться, или беспокоились, что те оставят после себя разруху в квартире. К студентам, кстати, хозяева тоже были неблагосклонны: они боялись, что молодые будут постоянно устраивать шумные вечеринки. На момент защиты я никак не отработал эту проблему — она просто была.
— А потом? Нашёл решение?
— Да, после обратной связи комиссии я придумал несколько способов, как устранить эту проблему.
Во-первых, мы предоставим гарантии безопасности для арендодателей: сделаем обязательной привязку к профилю студенческого билета и справки о несудимости. Во-вторых, запустим автоматический чат, в котором собственник сможет познакомиться с будущим съёмщиком. И наоборот. А также — с соседями, если это будет совместная аренда для студентов. Узнать, подходят ли они тебе по интересам, религии, образу жизни.
Я даже думал сделать обязательным предварительное прохождение психологического теста, но после обсуждения этой идеи с профессиональным психологом отбросил эту идею.
Он сказал, что для точных результатов нужно ответить минимум на 40 вопросов. Конечно, такой немаленький объём может оттолкнуть потенциальных клиентов, у которых, скорее всего, не найдётся столько свободного времени.
«Нужно сократить время на сон», или Как не забросить стартап из-за занятости по учёбе
— Планируешь развивать свой проект дальше или это была скорее учебная история?
— Планирую. Хочу разработать приложение и сайт по нашей задумке, а затем попробовать продать стартап крупным компаниям: «Яндексу», «Авито» или «Циану».
Просто с «голой идеей» идти к компаниям не хочу — её так никто не купит.
А вот если принесу готовый продукт и покажу, как легко его интегрировать в большие платформы, то существенно повышу свои шансы.
— А какие планы на дальнейшую учёбу? Будешь поступать в вуз или сразу пойдёшь в предпринимательство?
— Собираюсь совмещать. Правда, пока слабо представляю как. Всё-таки на реализацию проекта у меня уйдёт минимум шесть-семь месяцев, а ЕГЭ тем временем — тоже уже через год.
К экзаменам планирую готовиться качественно, чтобы потом поступить в «Плешку». А ещё, кстати, в этом году я снова поеду в «Сколково» — уже с идеей нового проекта.
— И как же ты всё успеешь?..
— Я всё просчитал заранее. Единственный способ успеть всё задуманное — сократить время на общение с друзьями и сон. Конечно, это не совсем реалистично, но я попробую. Если совсем не будет получаться, то поставлю проект на паузу. Всё-таки пока для меня школа и поступление в вуз — приоритет.